Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения. Рабочая программа по внеурочной деятельности "скорочтение" Таблицы для скорочтения

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения. Рабочая программа по внеурочной деятельности "скорочтение" Таблицы для скорочтения

20.06.2019

6.1. Развитие периферического поля зрения.

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

  1. Для тренировок использовать все 8 таблиц .
  2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.
  3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведенные выше рекомендации).
  4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25—30 см.
  5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
  6. Когда вы привыкните к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте.
Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 с.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки» . Как было показано в первом уроке, это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного анализатора, если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в отдельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте усилить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Только гармоничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

6.1.4. Читать ежедневно одну газету, используя вертикальное движение глаз по узким газетным колонкам. У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

В заключение прочитайте контрольный текст 6 и определите скорость чтения по формуле . Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу. Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.

Показать Текст 6 — Объем 3250 знаков

ОЛИМПИЯ СЕГОДНЯ

Что такое по современным понятиям стадия, давшая имя стадионам мира? Как не попытаться получить ответ на этот вопрос, если судьба предоставила возможность ступить на землю древней Олимпии!

Здесь, на стадионе, который насчитывает много веков, можно пройти, так сказать, по следам Геракла, ставшего, по преданию, родоначальником Олимпийских игр. Шестьсот его стоп составили стадию - длину стадиона.

Я убедился не без некоторого огорчения, что Геракл был не таким уж богатырем, как нам представляется со школьных лет. Его нога соответствовала сорок третьему размеру. Попробуй Геракл сегодня зайти в магазин «Богатырь », перед ним извинились бы и посоветовали спросить сандалии в обычном магазине. Впрочем, стоит ли удивляться: древние греки, наделившие Геракла сверхъестественной силой, не имели представления о том, что такое акселерация…

В Олимпии довелось познакомиться с Панайотисом Зафейропулосом — хранителем Аллеи Эллинов. Вот что я услышал от него, а позже и в знаменитом музее, где хранятся сто тридцать скульптура и несколько тысяч бронзовых предметов, обнаруженных при раскопках стадиона.

В Греции, как и во всем мире, по мере приближения Московских Игр интерес к ним все более возрастает. Местная пресса много пишет о том, как готовится Москва к всемирному спортивному сбору, о ее стройках - стадионах, дворцах спорта, плавательных бассейнах. Приближение Олимпиады-80 стимулирует развитие спорта и в самой Греции. Страна это небольшая. Но имеется в ней неплохие баскетболисты, гимнасты, бегуны. А больше всего греки любят футбол…

Мы прошли мимо храма Зевса, Гимнасия, Филлипеона, парламента и приблизились к храму Геры. Стараюсь представить состязания, которые разворачивались на этих ристалищах, и вспоминаю о том, что даже самые жаркие из них никогда не служили разъединению людей.


Только миру, согласию и дружбе. Начинаешь с благодарностью думать о мудром законодателе Эллады - Эфите, провозгласившем святое правило: мир во время Олимпиад.

А вот та самая точка, на которую скоро будут настроены телеантенны мира. Самая красивая девушка Греции в белой тунике поднесет к небольшому рефлектору факел, и он зажжется от солнечных лучей. Передавая огонь друг другу, тысячи юношей и девушек понесут этот факел по дорогам Греции, Болгарии, Румынии к границам России и далее — в каждой деревне на пути огненной эстафеты встреча олимпийского факела превратится в праздник спорта и товарищества.

Помню, как доставляли этот огонь на олимпийские стадионы Рима, Токио, Мехико и Мюнхена, как вспыхнул огонь в чаше монреальского стадиона от лазерного луча, рожденного сигналом, переданным через спутник, переношусь мысленно в Лужники. 19 июля будущего года здесь от факела, доставленного из греческой деревушки Олимпия, загорится пламя которое будет символизировать верность молодежи всего мира олимпийским идеалам мира и дружбы.

Подходим к тому месту, где под высоким обелиском покоится сердце основателя Олимпийских игр современности Пьера-де Кубертена, застываем в почтительном молчании. Всё кругом окружено пышной растительностью. Преобладают в ней оливы, олеандры, кипарисы. С олив золотым ножом срезали ветви, которыми увенчивали победителей Игр. А дурманящий запах цветущего поблизости олеандра как бы предупреждал: не занесись, не дай успеху вскружить себе голову, помни, что на тебя смотрят как на гордость города и народа.

Ведь история быстро и справедливо стирает память о людях, не умеющих переносить спортивные и жизненные успехи, что во все времена было делом куда более трудным, чем искусство переносить неудачи…

Сегодня под флаг российской сборной призваны те юноши и девушки, которые первыми из наших олимпийцев будут выступать у себя дома. Это великая честь. И особая ответственность. Она требует быть строгим к себе, уметь управлять чувствами, нервами, волей. И нести в своем сердце искры благородного олимпийского огня.

А. Кикнадзе; Олимпия, Греция (Правда . 7 октября 1979 г.)

Скрыть текст, при ответе на контрольные вопросы к нему

Контрольные вопросы к тексту для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания:

  1. Название.
  2. Автор.
  3. Выпускные данные.
  4. О чём эта статья?
  5. Какой вид спорта греки любят больше всего?
  6. Какой лозунг провозглашали во время олимпиад?
  7. В чём особенность запаха олеандра?
  8. Как зажигали олимпийский огонь в Монреале?
  9. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Скорочтение»

Возраст детей: 9 – 10 лет

Педагог:

Несветайло Ирина Владимировна

Борисовка - 2016

Образовательная программа : «Скорочтение» составлена на основе авторской методики Ш.Ахмадуллина-М:Билингва – 2015г.

Направленность программы – общеинтеллектуальная.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 2016 г., протокол № ______

Председатель _______________ _____________________________

подпись Ф.И.О.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Скорочтение» составлена в соответствии с

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской методики по скорочтению Ш.Ахмадуллина и рассчитана на детей 9-10 лет.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-

развивающих занятий для учащихся. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего-34 ч

Программа курса «Скорочтение» реализовывается в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два го­да. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процежи­вать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычле­нять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше ов­ладеешь этим навыком - тем лучше.

Жизнь ученика по своей насыщенности и на­грузке не намного отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество уро­ков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные - тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запо­минанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересу­ющегося ученика - в лидера.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Это очень больной во­прос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начина­ют любить книги.

Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более эф­фективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэто­му необходимо корректировать его обучение.

Скорочтение» - это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов и методик, это навык, который можно «встроить» в каждого ученика. После того, как ученик однажды научится «скорочитать», он будет делать это всю жизнь. Ведь этот навык крепко закрепляется. Почему навыку тяжело разучиться? Потому что при формировании навыка в мозгу создаются но­вые, устойчивые нейронные связи. То есть навык «прошива­ется» в мозг.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.

Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чте­ния :

Артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые уча­ствуют в процессе чтения)

Регрессии (возвратное движение глаз при чтении)

- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочте­нием, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу.

Слабое внимание

Отсутствие плана при чтении

Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.

Скорочтение - это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.

Цели реализации программы:

создание условий для эффективного обучения быстрому чтению, повышения скорости чтения

формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия большого объёма информации

развитие интеллектуальных и творческих способностей в их взаимосвязи друг с другом.

Задачи:

Освоение приёмов и техник скорочтения;

Развитие памяти и внимания;

Улучшение понимания прочитанной информации;

Развитие речи

Развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей

Совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном потоке

Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся

Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание

Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности

Развитие концентрации внимания

Основными принципами работы программы являются :

Учет современных требований;

Учет возрастных особенностей;

Доступность;

Последовательность;

Системность;

Эффективность;

Системно-деятельностный подход;

Управляемость образовательным процессом;

Принципы обучения:

Принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности

ребёнка при руководящей роли педагога;

Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;

Принцип связи обучения с жизнью;

Постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии

Один из самых главных принципов обучения скорочтению - по­стоянно держать ребенка на грани его возможностей.

Приемы и методы обучения:

Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение

Наглядные: демонстрация

Практические: упражнения, выполнение графических записей

Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.

Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.

Предполагаемый результат:

Увеличение скорости чтения;

Освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

Активизация высших психических функций;

Расширение поля зрения;

Освоение алгоритма рационального чтения.

Результаты работы

Более высокий уровень концентрации и распределения внимания;

Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.

Синхронизация обоих полушарий

Расширение поля зрения

Увеличение скорости чтения

Совершенствование мышления.

Развитие артикуляции и моторики

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

сократят время выполнения домашней работы

увеличат скорость чтения

увеличат скорость и качество запоминания текстов

научатся легко запоминать стихи

научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова

научатся мыслить быстрее

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

Новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности

Мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей

умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом

Положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: обучающийся научится:

- - управлять своим вниманием

Использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности

Справляться с информационным «завалом»;

Максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

Познавательные УУД: обучающийся научится:

- выделять в тексте самое важное и необходимое

- - логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

Извлекать и анализировать информацию из различных источников

Коммуникативные УУД: обучающийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

Обоснованно делать выводы, доказывать

Развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи

Освоение учащимися программы - «Скорочтение» должно обеспечить следующие предметные результаты : обучающийся научится:

Владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста

Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.

Программа состоит из двух частей. Первая часть - теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).

Теоретическая часть содержит достаточно много советов, ко­торыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.

Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позво­лит ученику овладеть скорочтением.

Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.

Теоретическая часть

Инструкция по прохождению тренинга

Пер­вое ограничение - тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо от­ветить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!

Учимся выполнять упражнения

До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником

Главное - знать, как правильно эти упражне­ния выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их вы­полнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. По­сле того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача - следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражне­ний, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро пе­реключался. Именно в быстром переключении кроется неверо­ятная эффективность этого тренинга.

На первом занятии измеряем начальную скорость чте­ния ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем - конечную. Тексты очень похо­жи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведен­ные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением пони­мания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.

Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у ученика вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, ка­кой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете ученику почув­ствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъектив­ных оценок, как в школе), и, естественно, о призе говорим уже после того, как ученик прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренин­га не критиковать ученика, не высмеивать и не оскорблять.

Упражнения на внимание

Первое упражнение на внимание - это струп-тест.

Струп-тест - это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолето­вый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный - зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, кото­рое написано, а цвет, которым это слово написано.

Следующее упражнение для тренировки внимания - это ла­биринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно трениру­ют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зри­тельную память.

Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надо­едает, можно одной и той же картинкой пользоваться беско­нечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном по­рядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99

В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика при­ходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить дан­ное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта - ширина, высота, начертание, угол наклона - меняются и единственным крите­рием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два - так-то).

Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо ис­кать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.

Упражнения на расширение поля зрения

Следующий блок упражнений - на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пят­но ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения - это таблицы Шульте. Таблица Шульте со­стоит из чисел, расположенных в произвольном порядке Есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.

Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то тре­буемое расстояние составит 30-40 см.

Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.

В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогу­т свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно да­вить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важ­но дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.

Следующее упражнение - на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так на­зываемые клиновидные таблицы.

Цель этого задания - глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать

Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Третий блок упражнений - это упражнения на одновремен­ную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие - это последовательность, логика и структура, то правое полушарие - это интуиция, воображе­ние, образы и т. д.

Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвеча­ет правое полушарие мозга, а за правую часть, соответствен­но, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные лев­ши - личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобуча­емости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое коли­чество упражнений на одновременную работу обоих полуша­рий мозга.

Рисование обе­ими руками.

Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хо­роший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый ре­зультат.

Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полу­шария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднима­ет, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновремен­но обе руки.

В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.

Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого ме­ста. Время решения - 1 минута.

Чтение с указкой

При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.

В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка нака­пливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

Дыхательные упражнения

Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).

Работа со скороговорками и чистоговорками

Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять

скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на

пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев

левой и правой руки.

Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.

Практическая часть

Тренировочный текст первый (373 слова)

Волки, улитки и осы

(Французская народная сказка)

Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить как люди. Вот улитка ему и ска­зала:

    Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай по­бьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!

    Это тебя-то не догнать, убогая?

    Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собрать­ями завтра с восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.

Хорошо, придем, убогая.

Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.

Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?

Это вы-то, мелюзга этакая?

Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратья­ми завтра, когда взойдет солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!

Хорошо, придем.

Волк тотчас же пошел предупредить своих.

А улитка сказала осам: Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улит­ки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.

Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.

На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено было начать бег.

Ты здесь, улитка?

Здесь, волки. Начнем!

Волки помчались галопом. На бегу они кричали:

Где ты, улитка?

Здесь, волки, - отвечали улитки, расставленные по до­роге через каждые пять шагов.

Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей выле­тели из листвы ив и, напав на зверей, принялись больно жа­лить их, громко жужжа:

Сильнее! Сильнее!

Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.

В нос, в нос! - жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.

Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воро­тились в лес.

Вопросы,

    На кого вначале наступил волк?

    На кого волк наступил во вторую очередь?

    Как предложила посоревноваться улитка?

    Как предложила посоревноваться оса?

    Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?

    На какую хитрость пошла улитка?

    В листве какого дерева прятались осы?

    Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?

    Какому народу принадлежит сказка?

    Как называется сказка?

Завершающий текст (234 слова)

Разделите так, как делили работу

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

    Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить

водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, по­стучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за това­рищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались на­зад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, распле­скивая воду из игрушечного ведерка.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчи­ков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиня­ный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним гра­неный стакан, также наполненный медом.

    Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учи­тель. - Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

    Мы не можем разделить это, - смущенно сказали они.

Разделите это так, как делили работу, - спокойно ска­зал учитель.

Вопросы

К кому пришли помогать мальчики?

Кто их прислал помогать?

Что попросил сделать мальчиков учитель?

Какое ведро взял первый мальчик?

Какое ведро взял второй мальчик?

Как носил ведра первый мальчик?

Как носил ведра второй мальчик?

Как учитель решил отблагодарить мальчиков?

Как назывался текст, который ты прочитал?

Какие выводы ты можешь сделать?

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)

1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.

3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Отработка дикции

1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух

2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

3.Скороговорки

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто "Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

4.Чистоговорки

ам –ам –ам –песенка для мам.

ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.

ал –ал –ал - скоро ли вокзал?

ла - ла - ла - очень острая игла.

лу - лу - лу - не валяйся на полу.

лы - лы - лы - наши девочки малы.

ло - ло - ло - прозрачное стекло.

да - да - да - там холодная вода.

ды - ды - ды - выходи - ка из воды.

ду - ду - ду - поскорей домой пойду.

де - де – де - подходить нельзя к воде.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. Каждое занятие рассчитано на 45 мин

3. Наращивание темпа выполнения заданий;

4. Смена разных видов деятельности.

Структура занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45

минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:

1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции

2. Упражнения на внимание

3. Упражнения на расширение поля зрения

4. Чтение с указкой

5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Формы организации учебного процесса : практическое занятие

Формы организации текущего контроля : замер скорости чтения

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Развитие артикуляции и дикции

на каждом занятии

произносить звуки чётко, ясно, не торопясь;

соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки;

отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма;

выполнять технику дыхательных упражнений;

Развитие внимания

на каждом занятии

управлять своим вниманием;

тренировать внимание;

быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение;

Расширение поля зрения

на каждом занятии

видеть ясным взором большую область текста;

выделять в тексте самое важное и необходимое;

находить боковым зрением цифры;

тренировать движение глаз;

расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»;

Синхронизация обоих полушарий

на каждом занятии

заставить синхронно работать оба полушария мозга;

овладеть техникой рисования двумя руками;

соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения;

Чтение с указкой

на каждом занятии

избегать возвратных движений при чтении;

вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения;

Календарно - тематическое планирование

«Скорочтение» 34 ч.

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

беседа о пользе скорочтения

привитие любви к чтению

Секретные упражнения в скорочтении.

сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения

пробный тренинг с каждым видом упражнений

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой

тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на

тренировку внимания («струп-тест» и «разноцветные числа»)

тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка « струп –тест»,

Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий (рисование двумя руками, «алфавит»)

Шульте 4х4 (3таблицы)

, «алфавит»прямой порядок только с руками-1 блок, чтение с указкой 3 мин,

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка

Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на тренировку внимания «большие и малые числа»

Шульте 3х3

(2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка

лабиринты-2 любых,

воспитание ответственности, честности при выполнении заданий

Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на расширение горизонталь

ной и вертикальной составляющей «пятна ясного видения»,

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой 2 мин,

клиновидная таблица вертикальная

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции.

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза по 3 мин,

клиновидная таблица горизонтальная

Шульте 3х3

(2 таблицы),

«струп-тест»

убедить в пользе скорочтения

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-1мин,

Шульте 3х3

(2 таблицы),

«разноцветные числа» (прямой порядок и обратный)

воспитание ответственности, честности при выполнении заданий

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин,

«алфавит» обрат

ный порядок только с руками-1 блок,

«струп-тест»

воспитывать стремление добиваться победы

Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

Шульте 5х5

(2 таблицы),

лабиринты-2 любых,

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«большие и малые числа» обратный порядок-3 мин

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

Шульте 4х4

(3 таблицы),

«струп-тест»

«алфавит» обрат

ный порядок только с руками-1 блок

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по

лабиринты-2 любых

«разноцветные числа» (обратный порядок)

воспитывать стремление добиваться победы

Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами)

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

рисование двумя руками-1 картинка

чтение с указкой-2 раза по

«струп-тест»

«алфавит» обрат

ный порядок с руками и ногами-1 блок

убедить в пользе скорочтения

Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по

«струп-тест»

Шульте 4х4

(3 таблицы

Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 мин

рисование двумя руками-1 картинка

«струп-тест»

лабиринты-2 любых

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по 3 мин

клиновидная таблица горизонтальная 2 раза и вертикальная по

убедить в пользе скорочтения

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза- 2 и 3 мин

«алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

Воспитывать чувство ответственности

Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

лабиринты-2 любых

Шульте 4х4

(3 таблицы),

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий.

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет»)

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой 2 раза по

«струп-тест»

Шульте 5х5

(2 таблицы),

«устный счёт»

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

«струп-тест»

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

3 мин и 1 мин

«алфавит» обратный порядок только с руками

«струп-тест»

показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

«устный счёт»

клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная

«алфавит» обратный порядок с руками и ногами

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«разноцветные числа» (прямой порядок)

чтение с указкой

«алфавит» прямой порядок с руками и ногами

убедить в пользе скорочтения

Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

Шульте 5х5

(2 таблицы)

чтение с указкой

Шульте 4х4

(3 таблицы)

Воспитывать умение действовать быстро и четко

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

рисование двумя руками-1 картинка

чтение с указкой

2 раза по 3мин

«устный счёт»

«струп-тест»

воспитывать стремление добиваться победы

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

«разноцветные числа» (прямой порядок)

чтение с указкой

Шульте 5х5

(2 таблицы)

лабиринты-2 любых

воспитывать настойчивость

Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

2 мин и 3 мин

«струп-тест»

рисование двумя руками-1 картинка

показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка

Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения».

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

«алфавит» прямой порядок с руками

чтение с указкой

2 раза по 3 мин

«струп-тест»

Шульте 5х5

(2 таблицы)

показать преимущество книг перед интернетом

Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

Шульте 5х5

(3 таблицы)

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«алфавит» прямой порядок (с руками)

«струп-тест»

воспитывать настойчивость

воспитывать стремление улучшить результат

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

чтение текстов и определение понимания прочитанного

воспитывать интерес к содержимому читаемого

Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

беседа о пользе тренинговых упражнений

чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию

убедить в том, что чтение-залог доброго нрава ребёнка

Турнир по скорочтению

презентация прочитанных книг

соревнование по скорочтению

итого

Материально-технические средства обучения:

1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

2.методическая литература: книги, журналы, интернет- сайты;

3.оборудование: книги, ручки, карандаши; секундомер, стакан воды (ученику нужно пить во время занятия)

4.материалы: тексты для чтения, таблицы, рисунки для запоминания

Учебно-методическое обеспечение:
1.Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.

2.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с

3. Зайцев В.Н. "Резервы обучения чтению”. – М.: "Просвещение”, 1991. – 32с.

4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению» Изд. «Рекпол»

г. Челябинск, 2011г

5.Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г

6. Федоренко И.Т. Развитие оперативной памяти.

Пройти тест таблицы Шульте. Как пользоваться этой программой написано чуть ниже.

Скачать и распечатать таблицы Шульте

Скачайте бесплатно таблицы Шульте, чтобы заниматься без интернета или напечатать их на бумаге.

Программа таблицы Шульте

Нажмите на кнопку "Начать", чтобы начать проходить упражнение. Проходить можно как кликая по цифрам в таблице, так и нажимая кнопку "Стоп". Практика показывает, что при прохождении только по таймеру, скорость прохождения всегда будет намного больше, потому что время не затрачивается на клики мышкой по таблице. Способ с кликами может хорошо подойти начинающим, особенно если выбрать легкий режим с подсветкой найденных цифр. В тренажере предусмотрено два режима: "легкий" и "тренировка". В легком режиме все нажатые цифры подсвечиваются.

Режим тренировки

В режиме тренировки тренажер сам перебирает элементы таблицы по очереди. Вам остается только следить. На небольшой скорости можно стараться найти элемент быстрее тренажера, а на большой успевать следить. Такой подход при регулярных занятиях позволит быстрее развить периферийное зрение и способность быстро находить нужные символы или слова в тексте, что очень важно при быстром чтении или поиске информации, подробнее об этом в разделе скорочтение .

Буквенные таблицы

Если Вы добились хорошего результата и быстро проходите упражнение с обычной таблицей Шульте, то можете попробовать буквенный вариант этого упражнения. Буквенные таблицы Шульте позволяют "отвлечься" от привычных таблиц и заставить мозг поработать чуть усерднее.

Методика таблицы Шульте

Таблицу Шульте необходимо проходить смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры или буквы в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо остановить внутренний диалог , то есть ничего не проговаривать про себя.

Эти упражнения способствуют развитию развитию интеллекта , развитию мозга и скорочтения . Также для достижения результата необходимо тренироваться каждый день, но не более 10 тренировок, чтобы избежать переутомления. Когда замечаете, что скорость выполнения упражнения падает необходимо прекратить тренировку и отдохнуть 15-20 минут, потому приступить снова.

Во время отдыха нельзя читать, смотреть телевизор или заниматься чем-то подобным, что приводит к умственной работе. По мере уменьшения скорости прохождения таблиц, обычно переходят к таблицам с размерностью 6х6, 7х7 и так далее. в зависимости от текущих способностей.

Для младших школьников и детей

Безусловно маленьким детям будет сложно собирать такие таблицы и им нужен вариант попроще, где меньше цифр и проще ориентироваться. Поэтому для детей можно пройти специальные, небольшие таблицы размером 3x3 , 4x3 , 4x4 и 5x4 клеток.

Таблицы Шульте для детей онлайн:

Таблица Горбова-Шульте

Примеры таблиц Шульте

Ниже приведены варианты таких таблиц:

Тест таблицы Шульте

Тест таблицы Шульте помогает увидеть насколько хорошо развито у человека периферийное зрение, память , концентрация и внимание.

Другие упражнения c подобным эффектом:

Попробуйте пройти усложненный вариант Таблицы Шульте представленный на картинке ниже. Там вместо 25, целых 90 значений, распределены по неравномерной сетке и имеют сложную, запутанную форму:

Результаты таблицы Шульте

Результаты таблицы Шульте позволят быстрее читать, быстрее находить нужный материал, лучше ориентироваться в тексте и так же способствуют развитию памяти , потому что при нахождении нужных чисел так или иначе приходится запоминать расположение следующих или предыдущих, чтобы лучше в них ориентироваться и быстрее проходить это задание.

Еще таблицы Шульте:

Курсы для развития скорочтения и тренировки мозга

Наш курс Скорочтение за 30 дней поможет Вам развить и синхронизировать оба полушария головного мозга. При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей.

Курс содержит большое количество упражнений для тренировки мозга, ведь при быстрой скорости чтения нужно еще успевать понимать, запоминать и порой даже обдумывать информацию!

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь. 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифры, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого вычитания, сложения, умножения, деления, расчета процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать копить деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Периферическое зрение - Это способность воспринимать движение или цвет объекта в стороне от прямого взгляда.

Развивая угол зрения человек приобретает способность читать больше текста за одну фиксацию взгляда. По сравнению с пословной (узко-угольной) стратегией чтения широкий угол зрения позволяет читать фразами за одну фиксацию взгляда, что позволяет значительно увеличить скорость чтения. Это разновидность упражнения "Киновидная таблица"

Чтобы поломать психологический барьер сдерживающий скорость чтения воспользуйтесь следующим тренингом. Тренинг показывает, что угол зрения при котором вы еще разбираете значения цифр шире чем вы думаете, значит, вы имеете все возможности читать несколько слов за одну фиксацию взгляда.

Тренировка угла зрения - найди одинаковые цветные блоки

Концентрируй взгляд в центр картинки. Страйтесь не водить взглядом и не сканировать колонки. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

При движении взгляда человека наибольшая острота зрения случается в центральной зоне сетчатки глаза - зоне ясного виденья. Все, что лежит за пределами этой зоны ясного виденья, на периферии, человеком видится как бы в тумане. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.

Работа с таблицей Шультe тренирует объемное внимание. Главное – не рыскать взглядом, главное – при концентрации взгляда в центр таблицы Шульте видеть верхние, а так же нижние левую и правую цифры.

При регулярном использовании Таблицами, увеличивается периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила работы таблицами Шульте.

  • Время занятий нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • Находить цифры необходимо беззвучным счётом в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 20 сек.
  • Взгляд фиксируется в ее центре таблицы, чтобы охватывать всю таблицу целиком.
  • При работе с таблицами Шульта следует помнить, что тренировка здесь не главная цель. Важно - расширить поле зрения.

Угол зрения и скорочтение

Человек имеет следующие характеристики зрения:

Уж лучше совсем не помышлять об
отыскании каких бы то ни было истин,
чем делать это без всякого метода
(Декарт)

1. По области охвата:

  • Область наилучшего видения 1.5 градуса.
  • Зона ясного видения 15 градусов.
  • Максимальная зона видения 35 градусов.

2. По виду движения глаз:

  • Дрейф – медленные движения глаз.
  • Быстрые скачки.

3. По характеру движения глаз:

  • При чтении 90% времени взгляд неподвижен,
  • На протяжении 10% времени глаз совершает скачки.

Рассматривая какой - либо предмет, глаза человека совершают по его контуру скачкообразные движения с частотой 2-5 раз в секунду. В процессе чтения скачкообразные движения совершаются 3-4 раза в секунду как и у быстро читающего, так и у медленно читающего человека. Разница между людми заключается в объеме воспринимаемой информации в момент фиксации глаза. Восприятие текста происходит только во время фиксаций глаз. Длительные остановки вызываются незнакомыми словами или опечатками в тексте. Для ускорения чтения необходимо расширить угол охвата текста и увеличить узнаваемость текста.

Узнаваемость текста тренируется постоянным чтением. Постепенно сознание формирует базу данных из слов, терминов и словесных штампов. За счет применения накопленного опыта человек меньше тратит времени на опознание слов в тексте.

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Чтение текстов по диагонали

Развитый угол зрения помогает научиться быстрее схватывать важную информацию в тексте и перейти к новому приниципу чтения - чтению по диагонали. Во время диагонального чтения, человек перемещает взгляд из верхнего угла страницы в нижний. Как только взгляд цепляется за что либо непонятное или важное с точки зрения подсознания, читатель останавливается и переходит в обычный режим чтения.

Вот правила чтения текстов по диагонали:

    Расслабите взгляд перед чтением

    Поставьте конкретную цель чтения

    Перемещайте взгляд с верхнего угла к нижнему

    Как только какое либо слово привлекло внимание, то переходите на обычное чтение.

Клиновидные таблицы и скорочтение

Клиновидные таблицы были изобретены в прошлом веке для тренировки угла зрения и делались на бумаге. С тех пор утекло много времени, и оказалось, что гораздо проще делать эти таблицы с применением программных средств.

Медленно передвигайте взгляд вниз по таблице до того момента, когда ваше сознание перестает воспринимать информацию. Это и есть ваш текущий угол зрения. Как видите, он может быть достаточно широк для обычного человека.

О быстром чтении и перефирическом зрении

Почти все взрослые люди имеют возможность увеличить скорость чтения без потери понимания. Иногда оказывается, что понимание возрастает при быстром чтении, а при медленном чтении понимание текста падает.

Одна из важных стратегий повышения скорости чтения - это расширение угла зрения. Замечаете ли вы как глаза скачут от слова к слову, когда вы читаете книгу? Глаза не просто так перескакивают с места на место. Они останавливаются так, чтобы можно было воспринять информацию. Они собирают информацию, которая передается в мозг. В мозгу информация сравнивается с предыдущим опытом. Далее мозг делает выводы о предполагаемом продолжении событий и о том куда следует скакнуть глазу в следующее мгновение.

На сколько хватит ваших резеров?

  • Если вы читаете пословно, то у вас есть резервы увеличения скорости чтения
  • Если вы читаете проговаривая, то у вас есть резервы увеличения скорости чтения.
  • Если вы читаете один и тот же абзац несколько раз, то у вас есть громадные резервы увеличения скорости чтения.

Конечно, для детей очень важно читать вслух, а не про себя. Важно читать пословно, поскольку дети находятся в начале пути познания и важно, запоминать слова так как они звучат. И прочитывать текст до тех пор, пока не будет понятно о чем же идет речь. Не зря одно из упражнений для детей - пересказать о чем идет речь в рассказе. Если маленький читатель, не может пересказать, то он не читал текст по настоящему. Но, все это для детей, а взрослым не нужны ни игрушки ни погремушки.

Проговаривание особенно проявляется при пословном чтении текста. Попробуй читать группами слов - то есть за один взгляд охватывать сразу несколько слов, и скорость чтения значительно возрастет. Возможно, вы не верите, что можно одним взглядом охватить большой объем информации, для таких неверующих людей предназначены специальные тренинги, и упражнения, например, работа с таблицами Шульте.

Запомните основные правила быстрого чтения: Каждый человек, может прямо сейчас быстро читать.

  • Основная проблема - преодоление психологического барьера.
  • Скорость чтения приходит с практикой. Больше читаешь - быстрее читаешь.
  • Читать быстро можно читая блоками слов.
  • Читать быстро можно только интересные тексты
  • Читать быстро можно только с психологической возгонкой

Отзыв об использовании программы на развитие периферического зрения

Я пользовался этой программой пару раз в день. Сначала было тяжело разглядеть широко расставленные цифры, но со временем расстояние между ними только увеличивалось. Немного потренировав глаза и мозг на широкий угол и мгновенность считывания, мы перейдём к следующему шагу: отказ от проговаривания читаемого текста. Ведь когда у нас глаза схватывают строку целиком, а мозг настроен на её мгновенный анализ, долгое произнесение каждой буквы про себя - это и есть самый медленный этап.

Экология потребления. Познавательно: Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения...

Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте.

Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения.

Что это такое?

Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения , повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения

Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа.

Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста.

Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать цифры нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25.

Найденные цифры фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.

Достижение нужного эффекта

Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки . Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше.

По началу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте. опубликовано

Также интересно:

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины