Методические советы к проведению практических занятий по дрессировке и тренировке служебных собак. ОКД для собак: описание курса и основных команд. Взаимоотношения приемов обучения

Методические советы к проведению практических занятий по дрессировке и тренировке служебных собак. ОКД для собак: описание курса и основных команд. Взаимоотношения приемов обучения

22.05.2019

Для человека, любящего собак, лучшего занятия не найти, чем то, которое связанно с четвероногими любимцами. Правда, одной любви для серьезного занятия воспитанием и дрессировкой собак мало. Необходимы определенные знания и большой опыт общения с этими умными и благородными животными. Каждая собака имеет свой характер, темперамент и способности к обучению. Неверно думать, что эти качества зависят только от породы или возраста животного. Даже беспородные звери способны обучаться, вести себя в обществе не хуже, чем самые титулованные псы.

Вообще, профессию человека, который умеет профессионально дрессировать собак, называют кинологом. Кроме этого, он досконально знает физиологию животных, умеет за ними ухаживать, кормить, сводить. Кинологи, в свою очередь, делятся на более узких специалистов: кинолог-инструктор, фигурант и хендлер.

  1. Первый специалист – это самый совершенный уровень. Кинолог-инструктор обладает всеми знаниями, которые позволяют подготовить собаку для сторожевой функции, поисковой или просто приучить животное к послушанию.
  2. Фигуранты обучают выполнять защитно-патрульную функцию.
  3. Хендлеры научат питомца и хозяина правильно вести себя на выставках, красиво двигаться в ринге, показать все свои достоинства с самой лучшей стороны.

Бизнес на дрессировке домашних питомцев хорош тем, что кроме собственных знаний и опыта инструктора, не требуется других вложений. Площадкой для занятий может стать городской парк, спортивная площадка или просто улицы города. Хозяева собак прекрасно знают, что найти хорошего специалиста, которому можно было бы доверить любимца, очень сложно. Конкуренция на рынке услуг в кинологии минимальная.

С чего начать дрессировку собак?

Общий курс послушания и защита

Самой популярной породой для целей охраны является немецкая овчарка. Это животное обладает очень высоким интеллектом, но его важно правильно скорректировать, направить в нужное человеку русло. Кроме охраны и защиты овчарка прекрасно справляется с функцией поиска и охоты. Именно поэтому овчарки чаще всего привлекаются для выполнения военных заданий и в полиции. Частные владельцы этой замечательной породы, когда приобретают щенка, понимают, что со временем из него вырастет крупное и сильное животное. Поэтому важно правильно воспитать овчарку, чтобы она не принесла вред ни ему, ни окружающим.

Дрессировка немецких овчарок по самой простой программе называется – ОКД (общий курс дрессировки). Его изначально применяли только в советской армии. Состоит программа из комплекса команд на послушание и специальных, о которых поговорим чуть ниже. Послушание – это обязательная программа не только для овчарок. Команды, которые помогут безболезненно существовать с четвероногим другом в городской среде, лучше знать каждой собаке. Это сделает общение животного, хозяина и окружающих людей более комфортным. Специальные команды – это преодоление препятствий и апортирование. Они редко пригодятся на практике. Недостатком ОКД специалисты считают невозможность проведения занятий овчарок в городской среде. Обученная и послушная на площадке собака может растеряться в большом городе при скоплении людей.

Еще один норматив в спортивном направлении – ЗКС. Он расшифровывается как защитно-караульная служба. Это более широкая и сложная программа, которая предусматривает дальнейшее использование собак для выполнения специальных функций (розыскных, сторожевых, караульных, конвойных). В советское время, к разведению допускались только собаки, которые прошли ОКД и ЗКС.

Социальные и развлекательные программы

Среди кинологов есть понятие - трюковая или цирковая дрессировка собак. Она проводится на базе вышеописанного курса ОКД. Целью обучения является выполнение животным всех трюков, которые мы привыкли видеть в цирке: «змейка», «кульбит», «испанский шаг», «поклон», движение задом наперед и прочее. После окончания курса трюковая дрессировка даст возможность поставить номер, с которым обычно выступают на детских праздниках, корпоративах и прочих увеселительных мероприятиях.

Канис-терапия – это направление, которым серьезно начали заниматься отечественные кинологи совсем недавно. Она включает в себя социализацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями при помощи собак. По окончании программы животное может выполнять функции:

  • Поводыря;
  • Пожарного;
  • Спасателя на водах;
  • Пет-терапевта.

Прежде чем перейти к обучению, животные проходят тщательный отбор, тестируются. В обучении принимают участие не только кинологи, а и психологи. Отдельно нужно сказать о пет-терапии, которая успешно применяется на западе для лечения детей с аутизмом, ДЦП, сердечно-сосудистыми заболеваниями. В России такой вид лечения только развивается, а значит, имеет хорошие перспективы.

Спортивные виды дрессировки

Аджилити – это вид дрессировки, который с удовольствием выполняют и питомец, и его хозяин. Для занятий абсолютно не важна порода четвероногого питомца. К игровым видам дрессировки можно причислить фрисби. Смысл состязаний в том, чтобы животное ловило и приносило хозяину по очереди брошенные тарелки. Занятия построены в виде игры, а лакомство для собак при такой веселой дрессировке – залог успеха. На моменте поощрения стоит остановиться отдельно. Любое лакомство должно соответствовать нескольким критериям:

  1. Оно должно нравиться животному;
  2. Лакомство не должно вредить животному;
  3. В повседневной жизни собака не должна его получать;
  4. Кусочки должны быть одинакового размера и не требовать долгого пережевывания.

Лакомство чаще всего – это кусочки вареного мяса, сыр, сухарики. Готовые смеси сухих кормов для дрессировок продаются также в зоомагазинах.

Как видим, направлений в кинологии сегодня много. Каждый хозяин хочет иметь воспитанную собаку, а некоторым нужно только помочь научиться общаться с питомцем. Занятия можно проводить в группах и индивидуально. В любом случае услуги хорошего кинолога всегда ценились и ценятся высоко. Какое бы направление и форму занятий ни избрал для себя специалист, он никогда не останется без заработка.

Не следует забывать, что во время занятий дружеские беседы дрессировщика с помощником, который дразнит собаку, ведут к снижению у нее злобы и активности. Поэтому все указания дрессировщик дает помощнику, когда нет собаки.

Чтобы организация занятий по тренировке собак отвечала требованиям того или другого вида службы, следует соблюдать следующие основные положения.

Дрессировщик должен быть хорошо знаком с принципами организации того вида службы, где используется собака.

В процессе тренировки нельзя допускать переходов от одного упражнения к другому до тех пор, пока не будет хорошо отработано и проверено предыдущее упражнение.

Тренировка служебных собак (кроме караульных) не должна проводиться на одной и той же местности с одними и теми же помощниками (кроме связной службы).

Во всех случаях тренировочных занятий помощники должны быть тщательно проинструктированы, чтобы не допускать ошибок во время работы. Тренировочные занятия считаются обязательными и проводятся систематически.

В процессе дрессировки и тренировки служебных собак по специальному циклу обращают внимание на то, чтобы помощники правильно выполняли свои обязанности. При обнаружении допущенных ошибок или при отказе собаки от работы тут же объясняют неопытным помощникам причины ошибок и дают конкретные указания для их устранения.

Примерная форма подготовки к практическим занятиям

Практические полевые занятия по дрессировке служебных собак являются наиболее ответственной частью всей подготовки. На практических занятиях обучающийся закрепляет теоретические знания, получает методические навыки и практику в технике дрессировки служебных собак.

Здесь мы даем советы, основанные на опыте, для проведения практических занятий по дрессировке розыскных собак.

Готовясь к занятиям, руководитель прежде всего должен прочитать специальную литературу по теме, изучить участок местности, который намечен для проведения занятий, уточнить подготовку каждой собаки и дать указания обучающимся, что им надо изучить и как подготовиться к выходу на практические занятия.

Руководитель должен определить задание для каждой собаки и последовательность отработки навыка, участок местности разбить на секторы, определить необходимое количество дрессировочных предметов и снаряжения, составить план-конспект для проведения занятий.

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Индивидуальные задания дрессировщикам

Второй учебный вопрос отрабатывают в секторе № 3 после выборки предметов. Руководитель поочередно проверяет, как идет собака на задержание, насколько технично управляет собакой дрессировщик и насколько правильно и активно работает помощник.

Третий учебный вопрос отрабатывают в секторе № 4. Разбив обучающихся попарно, руководитель указывает каждой паре участок местности, на котором будут прокладывать следы.

Один из обучающихся выполняет роль дрессировщика, другой - помощника. Первый дает задания второму, где и какой следует проложить след и внимательно наблюдает за действиями прокладчика, запоминая те места, где были сделаны повороты и где были оставлены для контроля те или иные предметы. Проложив след, помощник остается на конечной точке, а дрессировщик пускает собаку по проложенному следу.

После проработки следа «задержанный» сопровождается и передается третьему лицу. После этого обучающиеся меняются ролями. Во время работы по следам руководитель главное внимание уделяет обучающимся, которые выполняют роль дрессировщика. Он прививает им навыки в управлении розыскной собакой, показывает, как правильно держать длинный поводок во время работы собаки по следу, как пускать собаку с исходной точки и под углом к следу.

Разбор занятий и выводы

На разборе проведенных занятий подводят итоги. Руководитель подробно рассказывает, как были отработаны учебные вопросы.

Используя записи, сделанные в ходе занятий, он на конкретных примерах показывает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, дает оценку каждому из них.

Затем указывает, как следует устранить недостатки.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к занятиям положительную роль играет внимательный анализ руководителя степени подготовленности собак. Благодаря этому он имеет возможность правильно определить для каждой собаки индивидуальные задания.

Вручив эти задания обучаемым накануне, он тем самым помогает им лучше подготовиться к уроку.

Заранее изучив участок местности и разбив его на определенные секторы для отработки каждого учебного вопроса, руководитель экономит учебное время и создает на занятиях более насыщенную обстановку.

Приведенный вариант подготовки проведения занятий не является обязательным и лучшим образцом, он только примерный.

Методика проверки обучаемых и служебных собак по окончании обучения. По окончании курса дрессировки проверка знаний и выявление практических способностей у обучаемых по технике дрессировки и управлению служебной собакой зачастую проводится не совсем правильно.

Практические способности обучаемого по технике и управлению собакой обычно оцениваются только по одному или двум видам работы с собакой, а чаще всего оценка выводится только по результату работы собаки, а не по его способностям в руководстве собакой. Это неправильно. На самом деле, за что ставить оценку «хорошо», если обучаемый только пробежал за розыскной собакой по следу? Так же и при обыске местности, если собака обнаружила все находившиеся на участке местности предметы (вещи), ему ставилась оценка «хорошо», тогда как в этих конкретных случаях обучающийся никакой методической подготовки и практических способностей лично в работе с собакой не показал.

По окончании курса дрессировки нас должны интересовать методическая подготовка обучаемого, его инструкторские способности в дрессировке и практическое управление собакой во время работы.

Общий курс дрессировки собак, или ОКД, - это правила дрессировки послушания, которые были разработаны кинологами почти столетие назад. Сегодня прохождение ОКД считается обязательным для собак, работающих в разыскной, караульной, спасательной службах. Желательно и для домашних питомцев пройти эту школу послушания. Особенно если собака, живущая в семье, относится к служебной породе, обладает силой и способна проявлять агрессию. Питомцам декоративных пород прохождение дрессировки ОКД тоже будет нелишним.

Дрессировку желательно начинать, когда щенку уже исполнилось 8 месяцев . Приступать к занятиям с более раннего возраста нецелесообразно по той причине, что слишком юному животному бывает трудно долгое время концентрировать внимание на выполнении приказов. Затягивать с началом обучения тоже не стоит, т. к. с возрастом у собаки закрепляются разнообразные вредные привычки, а способность к обучению снижается.

Что должна уметь собака после курса ОКД

После курса собака должна обладать следующими навыками:

Выполнение основных команд

После курса ОКД собака также должна уметь выполнять следующие команды:

Самостоятельное освоение курса ОКД

Если у владельца животного имеется огромное желание освоить общий курс дрессировки вместе со своим питомцем самостоятельно , без помощи тренера, руководствуясь лишь учебными материалами и советами, которые он почерпнул из книг или интернета, то можно, конечно, попробовать. Но без опыта это сделать весьма трудно. Особенно если пес отягощен склонностью к доминированию, не особенно сообразителен, а хозяин не обладает крепкой выдержкой, терпением и сильной волей.

Владелец должен понимать : ему придется много раз объяснять собаке, что от нее требуется, не проявляя при этом раздражения. Правильно построенные взаимоотношения во время занятий должны укрепить дружбу между хозяином и его питомцем и привести к отличным результатам. Если же понимания не будет достигнуто из-за неопытности человека, то собака будет выполнять команды через раз, неохотно, больше повинуясь своим желаниям, чем воле хозяина. И это в итоге может привести к различным неприятным и даже опасным ситуациям.

Каждый профессиональный кинолог сталкивался с таблицами - планами занятий. В таких таблицах пишут сколько времени нужно заниматься и сколько повторений делать. Планирование времени может вам помочь, а может и помешать. Относитесь к таймингу гибко, понимая, что лежит в его основе.

На занятии по дрессировке собакой владеют разные эмоции. Любопытство, живой интерес усиливают ее внимательность на занятии. Но работа мозга обходится организму «дорого» - думая, собака сжигает непропорционально больше каллорий, чем если бы просто бегала и играла в это время. Усталость, экономия энергии (а вдруг придется сейчас спасаться, защищаться?) «гасят» внимательность собаки.

Любопытство и усталость - две силы, которые постоянно действуют на собаку во время занятия.

Вы, как дрессировщик, видите у собаки волны интереса. Она начинает занятие на «подъеме». Она полна сил и любопытство превосходит усталость. Затем вы ставите перед ней задачу, она изо всех сил старается ее решить, и все больше устает. Она начинает чаще отвлекаться, показывает смещенные реакции (чешется, отворачивается), потом признаки нервозности (прижимает уши, зевает) (часть из них известны как «сигналы примирения») и, наконец, усталость начинает побеждать. Вы видите, что собака все меньше на вас смотрит, все больше стремится отойти. Многие собаки просто ложатся и крепко засыпают.

Немного отдохнув, собака снова ощущает «волну» любопытства. И вы снова можете обучать собаку. Но на второй «волне» она устает быстрее. На третьей - еще быстрее.Дальше все зависит от особенностей характера собаки и вашего искусства дрессировщика.

Если вы хотите, чтобы собака любила заниматься, вы всегда должны заканчивать занятия на «гребне волны», это может быть первая, вторая или пятая волна, но это должен быть момент, когда собака заинтересована, а не отдыхает. Здесь ее нужно очень хорошо похвалить/угостить, и прекратить занятие.

*похвалить/угостить - так как речь идет только об оперантном методе обучения, где собака в реальности «напрягает мозги», а не развивает терпение к скучному хозяину.

Прежде, чем учить вялую собаку чему-то новому, вам стоит «расшевелить» ее: приложить лакомство к ее носу и подержать руку секунд 10-20 (вы увидите, как увеличивается ее аппетит), разыграть игрушкой, а потом предложить поучиться чему-то.

Общее правило: вы всегда начинаете обучать и заканчиваете обучать собаку, которая на вас смотрит. Все остальные слова, которые написаны до и после «общего правило» лишь о том, как этого достичь и как этот момент спрогнозировать.

От собаки зависит вот что:

Внимательность собаки развивается (от месяца к месяцу «верхняя часть волны» становится больше, дольше).

Внимательность собаки - черта индивидуальная.

Некоторые собаки начинают с 3-х минут внимательности и нуждаются в долгих перерывах. Удивительно, но они способны освоить тот же набор навыков в те же сроки, что и собаки, способные концентрировать внимание по 10-20 минут! То есть они вовсе не глупы, они схватывают быстро, но не могут подолгу заниматься чем-то одним. Их не так трудно обучать, но трудно тренировать, добиваться постоянства в послушании. К ним нужен очень тонкий и терпеливый, понимающий подход хозяина и кинолога. Обычно «первая волна» у щенка длится минут 20, после 10-минутного перерыва начинается «вторая волна», которая длится минут 10 и, после еще одного перерыва, «третья волна» - минут 5.Боязливые, тревожные собаки будут уставать, и это проявится в нервных зевках, невнимательности, но они не уснут во время занятия. Вам нужно увидеть или почувствовать, что собака устала и, что разумнее дать ей 10 минут на отдых и дождаться таким образом новой «волны».

Некоторые удивительные собаки, тоже склонные к страху, но в необычных формах, будут буквально «отключаться» - засыпать и храпеть.Некоторые чрезмерно упрямые кобели в случае усталости не уйдут, не заснут, а начнут упорно делать одну и ту же ошибку и настаивать на вознаграждении -

лучшей реакцией кинолога будет также оставить собаку «подумать».

Есть еще много вариантов поведения собаки и способов, которые использует дрессировщик для того, чтобы поддерживать и развивать внимательность собаки. Он постоянно имеет дело с двумя состояниями собаки: любопытством и усталостью, постоянно следит за тем, как нарастает одна и сдается другая. Именно от соотношения любопытства и усталости зависит тайминг - планирование времени на занятии. Оно всегда индивидуально.

Софья Баскина
Зоопсихолог. Исследователь, консультант и преподаватель

Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и специальному курсу.

Дрессировка собак осуществляется двумя способами: путем инструкторско-методических занятий во время групповых упражнений на дрессировочных площадках и индивидуальной работой с каждой собакой.

Инструкторский состав ДОСААФ не может повседневно контролировать дрессировку собак, подготавливаемых индивидуальным путем. Поэтому особенно ответственны занятия, проводимые под руководством инструкторов на дрессировочных площадках. Здесь они не только наглядно разъясняют методику и технику проработки того или иного приема дрессировки, но дают каждому любителю-собаководу посильные задания по дрессировке собаки в домашних условиях.

Организационно-методическая подготовка к занятиям должна начинаться с укомплектования учебных групп. В одну учебную группу рекомендуется брать не больше 10-12 собак примерно одного возраста (пустующих сук допускать к занятиям нельзя). Собак, прошедших дрессировку (например, общий курс), объединяют в отдельную группу.

Занятия этой группы должны строиться на совершенствовании отработанных навыков и дрессировке собак по какой-либо специальной службе.

Прежде чем начинать дрессировку, нужно приучить собак друг к другу, затормозить у них агрессивную реакцию. Для этого необходимо проводить совместное выгуливание собак одной группы, своевременно пресекая агрессивную реакцию собак друг на друга и их попытки к излишней игре.

Такое выгуливание вначале следует проводить на коротких поводках. Занятие каждой учебной группы необходимо проводить отдельно от других групп, не допуская присутствия посторонних людей. Дрессировку нужно начинать в легких условиях, добиваясь четкого и безотказного выполнения команд и жестов дрессировщика. Рекомендуется параллельно отрабатывать несколько приемов.

Инструкторы должны тщательно готовиться к каждому занятию по дрессировке, знакомиться с программой и расписанием занятий, это позволит определить тему, цель, содержание занятия, правильно рассчитать время и удачно выбрать место для занятия. Инструктор проводит занятие, руководствуясь соответствующими разделами учебного пособия. Для наглядности инструктор показывает технику проработки того или иного приема дрессировки на своей собаке. Если у него нет своей собаки, можно выбрать в каждой учебной группе две-три собаки, которые под руководством инструктора будут выполнять те или иные действия.

В плане занятия обязательно должны быть указаны: тема, цель и метод проведения занятия, его материальное обеспечение и необходимые учебные пособия. Здесь же нужно привести перечень учебных вопросов, прорабатываемых на данном занятии. Примерный план одного занятия приведен ниже.

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.


Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5-10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т. п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» - «Сидеть» («Место» - «Лежать» и т. д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30-50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30-50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т. д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т. д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак). Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т. д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г.

1. Тема . Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.

Занятие . Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.

Цель занятия . Дать вожатым знания, необходимые для умелого приучения собак к обыску местности. Выработать у собак условный рефлекс на команду «Ищи» и зигзагообразный обыск местности.

2. Метод проведения и место занятия . Индивидуальные упражнения на опушке Ивановского леса.

3. Материальное обеспечение: Аппортировочные предметы, длинные поводки, лакомство; для показа упражнений - собака Рекс (владелец Дедова).

Обеспечить явку двух помощников.

4. Учебное пособие : «Служебная собака», изд. Сельхозгиз, стр. 347-349.

5. Учебные вопросы и расчет времени :

а) Методические указания и проработка приема «обыск местности», сопровождаемая показом действий собаки - 20 мин

б) Разбивка участков местности для индивидуальных упражнений с собаками - 20 мин.

в) Указания о последовательности работы собак - 10 мин.

г) Подготовительная работа помощников - 20 мин.

д) Индивидуальные упражнения вожатых с собаками под руководством инструктора - 1 час 30 мин.

е) Разбор занятия со всей группой - 10 мин.

ж) Задание - 10 мин.

Примечание. Вожатые, пропустившие собак на обыск местности, проводят тренировку по общим приемам.


Чтобы лучше изучить поведение собак в процессе дрессировки, каждому дрессировщику-вожатому рекомендуется вести дневник. В нем отмечается число, месяц, время, состояние погоды и место занятия, дается перечень отработанных приемов, краткая характеристика метода их проработки (вкусопоощрительный, контрастный и т. д.), особенности поведения собаки и результаты, достигнутые на данном занятии. Такой дневник облегчает анализ проведения дрессировки, делает доступным индивидуальный подход к собаке и помогает дрессировщику вовремя замечать и исправлять допущенные ошибки.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины