Гиа 9 темы итогового собеседования по регионам

Гиа 9 темы итогового собеседования по регионам

09.01.2021

Итоговое собеседование 2017–2018

Итоговое собеседование девятиклассников в 2017–2018 учебном году Минобрнауки включило в мероприятия по мониторингу качества подготовки выпускников (п. 1.1.26 приказа Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025).

Когда проведут

Рособрнадзор организует собеседование 13 и 16 апреля 2018 года. Результаты, которые получат девятиклассники 2018 учебного года, не будут влиять на допуск к ГИА.

Как пройдет

Рособрнадзор подготовит тексты, темы и задания по часовым поясам. Школы проведут собеседование по комплектам заданий, которые получат от региональных органов управления перед собеседованием. В комплект войдут четыре задания.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Время на подготовку – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Время на подготовку – 1 минута.

В задании 3 предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов беседы:

  • описание фотографии;
  • повествование на основе жизненного опыта;
  • рассуждение по одной из сформулированных проблем.

Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 школьникам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время ответа, включая время на подготовку, – 15 минут. Для детей с ОВЗ – до 45 минут.

Во время собеседования будут вести аудио- и видеозапись. Принимать экзамен должен педагог, который не учит выпускников данного класса. Порядок проведения собеседования найдете в спецификации к собеседованию.

Как оценят

2 ноября 2017 года ФИПИ на своем сайте выложил новый демонстрационный вариант итогового собеседования . «Зачет» за собеседование получат девятиклассники, которые наберут 10 и более баллов. Максимально можно набрать 19 баллов: 10 – за работу с текстом и 9 – за монолог и диалог.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5. На переднем плане мы видим….

6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Рассказ на заданную тему

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7. Кроме того, мы увидели ….

8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Рассуждение на заданную тему

1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2. (Произнести заданную для монолога тему).

3. Попробую изложить свою точку зрения.

5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

9. (Ответ на последний вопрос)

10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.

Сегодня, 28 апреля 2017 г., участвовала в вебинаре по ГИА: ОГЭ и ЕГЭ. Материалы были даны хорошие.

  • Очень , в которой основательно разобраны все особенности экзаменационной работы и даны разъяснения по введению устной части.
  • Вторым вопросом была подготовка к ЕГЭ , где рассмотрены структурно-содержательные особенности ЕГЭ, произеден анализ результатов выполнения заданий КИМов ЕГЭ 2016 года, сказано о некоторых изменениях в экзаменационной работе 2017 года и дан анализ типичных ошибок при написании сочинения.
  • Сочинение в ЕГЭ по русскому языку: проблемы и пути их решения.

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ.

ВСЁ ОБ УСТНОЙ ЧАСТИ В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

С 14 по 16 февраля 2018 года в 19 регионах России будет проведена широкомасштабная апробация устной части по русскому языку. Официально она будет называться итоговым собеседованием .

Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ . Аналогично в 11-м классе: чтобы получить допуск к ЕГЭ, нужно написать итоговое сочинение.

Итоговое собеседование будет проходить в виде беседы с преподавателем (а не с компьютером). После получения результатов апробации, будет приниматься решение о возможности введения устного экзамена в штатный режим.

Устный экзамен будет нацелен на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты .

Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провёл операцию и спас жизнь ребёнку.

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачёт»/«незачёт».

КРАТКИЙ ИТОГ:
● Для допуска к ОГЭ нужно будет пройти итоговое собеседование.
● В 2018-м году результаты итогового собеседования не повлияют на допуск к ОГЭ. Оно будет проведено в 19 регионах в режиме апробации.
● Во время ответа ученика будет оценивать преподаватель. После ответа ученик получит «зачёт» или «незачёт».
● Итоговое собеседование будет длиться около 15 минут.
● Итоговое собеседование будет состоять из 4-х частей: чтение, пересказ, монолог и диалог.
● У ученика будут проверять навык спонтанной речи, поэтому времени на подготовку будет немного – всего 1 минута.

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)

Линия УМК Р. И. Альбетковой. Русский язык. Русская словесность. (5-9)

Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки

Ведущий методист по русскому языку и литературе, кандидат филологических наук Олег Бойцов представляет подготовку к новому этапу аттестации как общее формирование необходимых коммуникативных навыков.

Развитие компетенции

Устное собеседование - это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Позже у большинства людей эти умения трансформируются в коммуникативную компетентность, важную составляющую зрелой личности.

Устное собеседование можно назвать метапредметным явлением. Нужная компетенция развивается на любых занятиях, где используется речь. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта - все это косвенная подготовка к устному собеседованию.

На уроках непосредственно русского языка важен комплексный подход. Корпорация «Российский учебник» предлагает два эффективных УМК по русскому языку для 5-9 классов: под редакциями М.М. Разумовской и А.Д. Шмелева . В учебниках представлено много заданий, направленных на усовершенствование коммуникативных навыков. Используя эти УМК, можно подготовиться к устному собеседованию без дополнительных пособий.

Купить

Читайте также:

  • Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования, подготовка, условия
  • Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям

Рекомендации и алгоритмы для учеников по выполнению заданий

Задание 1. Чтение вслух небольшого текста.

Обычно на уроках выразительно читают художественную литературу, а в задании на собеседовании представлены преимущественно публицистические тексты. При подготовке, обратите внимание на то, как звучат телеведущие в новостных выпусках и в документальных программах, лучших из них возьмите за образец. Начните с копирования речевых приемов, затем отрабатывайте чтение вслух на статьях в газетах и журналах. В итоге ваша речь должна привлекать внимание и «держать» слушателя.

Купить

Задание 2. Пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием.

Алгоритм выполнения:

  1. Прочтите текст.
  2. Сформулируйте тему текста и основную мысль.
  3. Выделите ключевые слова, в зависимости от типа текста: глаголы, деепричастия и наречия в повествовании; существительные, прилагательные и причастия в описании; слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли в рассуждении.
  4. Установите количество микротем.
  5. Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведенной в задании цитатой (прямой или косвенной).
  6. Выделите в тексте главную и второстепенную информацию, на основе этого сократите текст.

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.

Купить

Задание 3. Один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.

Обратите внимание на примерный план ответа, предложенный в карточке участника собеседования, и составьте по нему не менее 10 фраз. Как работать с каждым из вариантов беседы:

  • Описание. Определите тему своего высказывания, а после хорошенько рассмотрите фото. Дайте ответы на вопросы: кто изображен на фото? чем он занят? о чем, возможно, думает? какие чувства, вероятно, испытывает? какие чувства вызывает у вас?
  • Повествование. Определите тему высказывания, затем выберите из событий своей жизни ту историю, о которой будет вестись повествование. Дайте ответы на вопросы: когда и где это произошло? кто участвовал? что важного было в этом событии? как к событию отнеслись вы и другие его участники?
  • Рассуждение. Определите, все ли понятно в предложенном вопросе, потом действуйте в соответствии со структурой рассуждения: сформулируйте тезис (мысль для обоснования), подберите доказательства (подходящие примеры), сделайте вывод. В ответе используйте вводные конструкции: «я думаю», «мне кажется», «я уверен», «возможно», «по-видимому», «следовательно» и другие.

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с входящим в систему "Алгоритм успеха" учебником "Русский язык. 9 класс" под редакцией А. Д. Шмелёва. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов "Правописание" и "Культура речи".

Купить

Задание 4. Участие в диалоге по теме предыдущего задания.

Алгоритм выполнения:

  1. Выслушайте вопрос.
  2. Определите ключевое слово вопроса.
  3. Исключите односложный ответ.
  4. Сформулируйте развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения.
  5. Не забывайте вводные слова, которые помогают «движению мысли» участников диалога («во-первых», «во-вторых», «таким образом» и другие).

Постоянно отрабатывайте выразительное чтение, грамотное изложения текста, использование цитат. Имейте в виду, что устное собеседование - это, в большей степени, ответ в форме неподготовленного выступления. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал на собеседовании, нужно чувствовать себя свободно и уверенно.

Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.

Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 2 /11

Проект

Демонстрационный вариант УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для выпускников основной школы

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Пояснения к демонстрационному варианту УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику основного государственного экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих заданий, их количестве, а также об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий устного собеседования, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности ответов в устной форме.

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 3 /11 Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 4 /11

Инструкция по выполнению заданий

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Задание 1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт.

Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 5 /11 Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 6 /11

Пересказ текста.

Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине:

«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

Подумайте, где лучше использовать слова С.П.Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

Карточки участника собеседования


У Вас есть 1 минута на подготовку.

Тема 1. Праздник

Опишите фотографию.

Не забудьте описать

    место и время проведения праздника;

    событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;

    присутствующих на празднике;

    общую атмосферу праздника и настроение участников.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).

Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего

(повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку.

Тема 2. Поход (экскурсия)

Не забудьте рассказать,

    куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);

    с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);

    как Вы готовились к походу (экскурсии);

    почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 7 /11 Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 8 /11

Приложения

Тема 3. Мода

Всегда ли нужно следовать моде?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

    Что значит следовать моде?

    Для Вас важно следовать моде и почему?

    Следовать моде можно только в одежде?

    Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Задание 4. Диалог.

Тема 1. Праздник

Опишите фотографию.

    Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние,

школьные, праздники в кругу друзей)?

    Когда можно сказать, что праздник удался?

    Вы больше любите праздник или подготовку к нему? Почему?

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 2. Поход (экскурсия)

Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

    Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?

    Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?

Карточка собеседника-экзаменатора

Тема 3. Мода

Всегда ли нужно следовать моде?

    Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?

    Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?

    Приведите пример отрицательного влияния моды.

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 9 /11 Русский язык. 9 класс Демонстрационный вариант 2018 г. - 10 /11

Критерии оценивания выполнения заданий

Задание 1. Чтение текста вслух

Таблица 1

Таблица 3

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

Допущено не более 3 ошибок и/или искажений слов.

Допущено более 3 ошибок и/или искажений слов.

Критерии оценивания чтения вслух

Интонация

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

Темп чтения

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

и 2) – 6.

Задание 3. Монологическое высказывание

Таблица 4

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Выполнение коммуникативной задачи*

Испытуемый справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более).

Максимальное количество баллов

Таблица 2

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критерию 1, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

Сохранение при пересказе микротем текста

Все основные микротемы исходного текста сохранены.

Упущена или добавлена одна или более микротем.

Работа с высказыванием

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично,

приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.

Максимальное количество баллов за всё задание

Выполнение коммуникативной задачи в задании 4 оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


Критерии оценивания диалога (Д).

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге.

Ответ на вопрос не был дан

дан односложный ответ.

Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос

Критерии оценивания речевого оформления заданий 3 и 4 (ДР).

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

Допущено не более 3 ошибок.

Допущено более 3 ошибок.

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции.

Максимальное количество баллов

Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку – усиление коммуникативной направленности в обучении.

В современном обществе предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова, начните показывать картинки, и

класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.

Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.

Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.

На уроке развития речи важен, как мне кажется, момент молчаливого рассматривания картины: произведение искусства, будь то картина известного художника или фотография, сделанная одноклассником, своими яркими образами воздействует на детей, даёт толчок их воображению, развивает мышление учащихся.

Рассматривая же картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображённый на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина даёт возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создаёт оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображённому и формированию как подготовленной, так и спонтанной собственной речи.

Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Сочинение по произведению изобразительного искусства, рисунку и даже фотографии – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся, так как создаёт основу для сознательного овладения словом, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. В процессе передачи содержания картины у школьников возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.

Литература

  1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. – М: Дрофа, 2000.
  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы. – М: Просвещение, 1995.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения. Правила составления текстов. – М: ООО «Астрель. АСТ», 2003.

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Настоящий Регламент включает Порядок действий при подготовке и проведении итогового собеседования (документ.doc 2,12 МБ).

Подготовка к итоговому собеседованию

Внесение изменений в приказ от 20.10.17г.

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (документ.doc 14,9 КБ).

Говорение. 10 вариантов для тренировки (файл pdf 8,96 МБ).

Вариант 1 о докторе Пирогове для собеседования (файл pdf 599 КБ).

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины