Общая характеристика морских портов и перспективы строительства баз поддержки нефтедобычи на восточном побережья каспия. Каспийское море

Общая характеристика морских портов и перспективы строительства баз поддержки нефтедобычи на восточном побережья каспия. Каспийское море

26.09.2019

крупнейший порт Каспия

Альтернативные описания

Кинотеатр в Москве, ул. Усиевича

Стих Маяковского

Столица Азербайджана

Столица азерилеров

Столица ближнего зарубежья

Столица кавказского государства

Родина Юлия Гусмана

Крупнейший морской порт на Каспийском море

Этот крупный город расположен в южной части Апшеронского полуострова, на берегу Каспийского моря

Нефтяная столица Западного побережья Каспийского моря

Фильм Александра Зархи «Огни...»

Повесть российского писателя О. П. Смирнова «Скорый до...»

Город 26-ти комиссаров

Название этой соседней к нам столицы переводится как «Город ветров»

Родной город певицы Ларисы Долиной

Достопримечательностью этой столицы являются Дворец ширваншахов, минарет Сынык-Кала (XI в.), Девичья башня, «Баиловские камни» (XII в.) и др.

Стихотворение В. Брюсова

Стихотворение Маяковского

Московский кинотеатр

Столица на Кавказе

Город «Нефтчи»

Столица страны из СНГ

Столица с нефтью

Родной город Юлия Гусмана

В какой столице Девичья башня?

Столица близ Каспия

Нефтяная столица Каспия

Резиденция клана Алиевых

Малая родина Юлия Гусмана

Азербайджан

Столица на Каспийском море

. «город ветров» среди столиц

Фильм Зархи «Огни...»

Родной город Льва Ландау

Родной город Ларисы Долиной

Столичная анаграмма «Кубы»

Город, управляющий Азербайджаном

Центровой город Азербайджана

Город власти Азербайджана

Мегаполис Азербайдж.

Столица Азербайдж.

Город клана Алиевых

Порт на Каспийском море

В какой столице мечеть Джума?

Город-руководитель Азербайджана

Гл. город Азербайдж.

Повесть Смирнова «Скорый до...»

Родина Гарри Каспарова

Главный азербайджанский город

Руководящий город Азербайджана

. «коронованный» город Азербайджана

Главный город Азербайджана

Город, где «засел» глава Азербайджана

Городкомандир Азербайджана

. «рулевой» город Азербайджана

Город правительства Азербайджана

. «сердце» Азербайджана

Главный город азербайджанцев

Нефтяная столица Кавказа

Город-«вождь» Азербайджана

Центр Бакинского ханства

Мозговой центр Азербайджана

Стольный град Азербайджана

Город на берегу Каспия

Центральный город Азербайджана

Стольный град Азербайджанский

Город руководства Азербайджана

Столичный город Азербайджана

Город нефтянников

Родной город Каспарова

Родной город Ирины Аллегровой

Призывное существо Дандзо из аниме «Наруто»

Побратим Аммана

Побратим Санкт-Петербурга

Научный центр Закавказья

Столица Азербайджана

Столица союзной республики

Город, в котором отец Федор выпросил у инженера Брунса его мебельный гарнитур (""Двенадцать стульев"")

Город, столица Азербайджана

Кинотеатр в Москве

Морской транспорт считается «кровеносной системой» мировой торговли и наиболее дешевым видом доставки грузов.

На морские перевозки по всему миру приходится порядка 80% объема глобальной торговли и 70% - в ценовом выражении.

Страны Каспия, получившие с распадом СССР возможность самостоятельной экономической деятельности в прибрежных акваториях, фактически только с наступлением XXI века «взялись» за развитие своих портов в этом водоеме, на котором навигация осуществляется круглый год.

Азербайджан - лидер на Каспии

Старейший и крупнейший порт на Каспии базируется в Бакинской бухте.

Этот порт упоминается еще в исторических документах XVI века.

В марте 2015 года, по указу Президента Ильхама Алиева, порт Баку был реорганизован в закрытое акционерное общество (ЗАО).

В 2017 году он обработает более 5 млн тонн грузов.

Отметим, что с целью эффективного использования транзитных возможностей Азербайджана в 65 километрах южнее центра Баку, в поселке Алят, на площади в 400 гектаров строится новейший и крупнейший на Каспии Бакинский международный морской торговый порт (БММТП) и Зона свободной торговли.

После завершения первой масштабной фазы строительства, запланированной на первую половину 2018 года, грузоперевалочная способность порта Баку в Аляте составит 15 млн тонн в год плюс 100,000 TEU (двадцатифутовый эквивалент - twenty-foot equivalent unit, TEU — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), а после завершения второй и третьей фаз строительства - вырастет до 25 млн тонн плюс 1 млн TEU, сделав его лидером по грузоперевозкам на Каспии.

Бакинский порт включает в себя главный грузовой терминал, контейнерный терминал, нефтяной терминал Дюбенды (пропускная способность до 12 млн тонн), паромный терминал, пассажирский терминал.

Паромный терминал обслуживает направления Баку-Туркменбаши- Баку, Баку- Актау- Баку, Баку - порты Ирана - Баку.

Пассажирский терминал состоит из 3 причалов общей протяженностью 340 метров и предназначен для приема пассажирских судов прикаспийских стран.

Бакинский международный морской торговый порт - это важнейший маршрут для грузоперевозок из Китая в Европу, а также самый привлекательный маршрут для перевозок из Европы в Центральную Азию.

Порт является составной частью Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), реализуемого в рамках проекта нового «Великого шелкового пути».

Его роль в перевалке грузов возросла и с пуском 30 октября железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК).

Данные перспективы стояли в центре внимания на встрече глав транспортных ведомств региона Каспия и ряда стран Черного моря 15 ноября в Баку.

По итогам этих переговоров был подписан важный документ, который утвердил снижение тарифов на перевозки по ТМТМ и железной дороге БТК в 2018 году.

План перевозок на 2018 год по ТМТМ утвержден на уровне более 3,5 млн тонн, при этом порядка 15 тысяч контейнеров планируется перевезти из Турции в направлении Казахстана, Центральной Азии и Китая через Каспий и с использованием железнодорожной инфраструктуры.

В Баку 15 ноября были достигнуты договоренности о том, что все железнодорожные администрации, порты Каспия и Черноморского бассейна устанавливают льготные привлекательные тарифы.

Это позволит к 2020 году перевезти через ТМТМ около 7-8 млн тонн грузов с дальнейшим увеличением.

Удобная логистика БММТП позволит повысить эффективность международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток».

К портовой инфраструктуре Баку можно отнести и терминал Сангачал мощностью свыше 34 млн тонн нефти в год, который обслуживает ключевые нефтегазовые проекты Азербайджана.

Таким образом, по нефтеперевалкам Азербайджан является бесспорным лидером на Каспии.

Отметим, что через портовые терминалы Баку поддерживается морская торговая связь с крупными портами Каспийского моря, а посредством Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов - и с портами Черного, Средиземного, Балтийского, Северного морей и Атлантического океана.

Так как же обстоят дела с портовой инфраструктурой у соседей Азербайджана по Каспию?

Российская Федерация

На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года.

Доля перевалки грузов, идущих через РФ, в ее каспийских портах составляет лишь 0,8%.

В пояснительной записке к распоряжению главы правительства РФ отмечается, что основными целями данной стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение экономических и культурных связей со странами бассейна, а также создание условий для развития данного региона РФ с помощью увеличения грузопотоков международной торговли.

«Реализация стратегии и выполнение ее показателей позволит к 2030 году обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн тонн, объемы грузопотока по прочим сухим грузам - до 7 млн тонн; привлечь российский туристический поток в Каспийский регион - до 30 тыс. человек в год; создать более 2 тыс. новых рабочих мест», - отмечается в документе.

Внедряться план будет постепенно, в три этапа: подготовительный этап продлится до 2020 года, следующий, основной, - до 2025 года и, наконец, третий должен будет закончиться к 2030 году, говорится в распространенном сообщении.

Данное распоряжение Медведева последовало после поручения президента России Владимира Путина по итогам совещания с членами правительства 12 октября 2016 года.

Таким образом, на его подготовку ушло больше года.

По данным Ассоциации морских перевозчиков РФ, в российских портах Каспийского бассейна за три квартала 2017 года было перегружено 3,1 млн тонн грузов (снижение на 35,3%), из них сухогрузов - 2,2 млн тонн (снижение на 9,8%), наливных - 0,9 млн т (падение на 61,4%).

Объем перевалки грузов портов: Махачкала - 1,1 млн тонн (падение на 58,3%), Астрахань -1,8 млн т (снижение на 9,1 %) и Оля - 195 тыс. т. (рост на 25%).

Российские эксперты объясняют столь печальную динамику уходом наливных грузов из российских портов на Каспии в порты Азербайджана.

Порт Астрахани может переваливать только 2,45 млн тонн наливных грузов, хранить 105 тыс тонн нефтепродуктов.

В целом, его годовая пропускная способность - 9,935 млн тонн грузов, из них 7,4 - сухие грузы.

Порт Оля в Астраханской области имеет мощность 1,58 млн тонн грузов и рассчитан только на сухие грузы.

Пропускная способность порта Дагестана - 7,26 млн тонн (в том числе 5,5 млн т - наливные грузы).

Туркменистан

На этой неделе президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов ознакомился с ходом строительства в городе Туркменбаши нового Международного морского порта.

Общая площадь данного многофункционального порта пропускной способностью 17-18 миллионов тонн грузов в год - более 1 миллиона 400 тысяч квадратных метров, протяженность причальной линии - 3 тысячи 800 метров.

Контейнерный терминал среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU занимает территорию 249 тысяч квадратных метров.

Данный проект разработан с учетом требований охраны окружающей среды, в соответствии с международным стандартом «Зеленый порт» (Green Рort). Так, с целью сохранения экологии Каспийского моря в каждом терминале будет установлено биоочистительное оборудование.

Новый порт призван придать дополнительный мощный импульс экономическому развитию Туркменистана.

Иран

В Иране на Каспии располагается город-порт Чалус, но он фактически является курортной зоной.

Реально грузоперевалкой в иранской акватории Каспия занимается порт Бендер-Энзели, ныне именуемый «свободная экономическая зона (СЭЗ) Энзели».

Отметим, что 30 марта 2017 года в присутствии президента Ирана Хасана Роухани состоялась церемония открытия нового портового комплекса на территории этой СЭЗ.

Этот объект оснащен 22 причалами. На финальных стадиях ввода этого нового порта в эксплуатацию его пропускная способность составит 15 млн тонн грузов в год.

Казахстан

История порта Актау начинается с 1963 года, когда возникла необходимость транспортировки продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлака.

В 1969-1986 годы были созданы четыре нефтеналивных причала и паромный комплекс. Большая часть перевозок через порт Актау приходилась на нефть - до 7 млн. тонн в год в начале 80-х годов, перевозка же сухих грузов не превышала 300 тыс. тонн в год.

В настоящее время мощность перевалки нефтеналивных грузов в нем - 12 млн т в год, сухих - 2,5 млн тонн.

В прошлом году в Казахстане был введен в эксплуатацию более современный по своим характеристикам порт - Курык (в 100 км от Актау).

По итогам 2017 года этот порт рассчитывает перевалить 1,2 млн тонн грузов, в 2018 году - до 3 млн тонн.

КАСПИЙ - РЕГИОН ДРУЖБЫ

Примечательно, что страны Каспия планируют активизировать и пассажироперевозки, наладить туристические круизы по водоему с заходами во все указанные порты.

Ежегодно суда Казахстана, Азербайджана проходят по российским рекам, например, из Астрахани в Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург. Процесс согласования всех разрешительных документов по проводу судов этих государств по внутренним водам РФ отрегулирован, понятен и прозрачен.

Что же касается транспортных проектов «Север-Юг» и «Восток-Запад», то и в их реализации прикаспийские страны демонстрируют единодушие.

По словам заместителя министра транспорта РФ (глава Федерального агентства морского и речного транспорта) Виктора Олерского, « формирование транспортного коридора Север - Юг еще в 2000 году инициировал именно Минтранс России для реализации стратегического партнерства со странами Прикаспийского региона, Персидского залива и Южной Азии».

Осенью 2016 года тестовая партия контейнеров прошла по всему маршруту коридора «Север-Юг» - из Индии в Россию через Иран и Азербайджан.

Однако для того, чтобы этот маршрут реально заработал, нужно проведение ряда работ в Иране.

Как заявил 15 ноября глава ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов, «азербайджанская сторона уже выделила кредит Ирану в размере $500 млн на строительство 164-километровой железной дороги Решт-Астара в рамках проекта «Север-Юг» и работы по этому участку начнутся в первой половине следующего года».

«Строительство ветки Астара-Решт - это вторая фаза проекта «Север-Юг». В рамках же первой фазы в конце декабря будет полностью готова железная дорога Астара-Астара, в том числе 1,4-километровая линия и терминал для перевалки сухих грузов, и пассажирская станция на иранской стороне»,- добавил Д.Гурбанов.

На первом этапе коридор «Север-Юг» может транспортировать 6 млн тонн грузов в год, а в дальнейшем - 15-20 млн тонн грузов.

В беседе с сайт национальный секретарь Программы сотрудничества в области транспорта (TRACECA) по Азербайджану, эксперт Акиф Мустафаев отметил, что в развитии транспортных коридоров Азербайджан не является конкурентом РФ, Ирану или другим прикаспийским государствам, а, наоборот, готов к сотрудничеству с ними.

«Так, пущенный недавно БТК открыт для перевозки грузов стран Каспия и уже сейчас перспективен для той же РФ, развитие портов которой потребует времени и значительных инвестиций», - считает А.Мустафаев.

Он призвал прибрежные страны к пониманию того, что Каспий становится стратегической торговой зоной, самым коротким транзитным мостом из Азии в Европу и обратно.

«Экономические интересы стран Каспия должны сделать его морем дружбы, а не раздора. В использовании этого водоема не надо конкурировать, а надо оперативно решать технические, тарифные, пограничные вопросы, что поможет всем странам получать экономическую выгоду», - подчеркнул А.Мустафаев.

1 news . az

Текст: Лада Евграшина

Береговая линия Каспийского моря оценивается примерно в 6500 - 6700 километров, с островами - до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории - низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными потоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега - на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.

Полуострова Каспийского моря

Крупные полуострова Каспийского моря:
* Аграханский полуостров
* Апшеронский полуостров, расположенный на западном побережье Каспия на территории Азербайджана, на северно-восточном окончании Большого Кавказа, на его территории расположены города Баку и Сумгаит
* Бузачи
* Мангышлак, расположен на восточном побережье Каспия, на территории Казахстана, на его территории находится город Актау.
* Мианкале
* Туб-Караган

В Каспийском море расположено около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 квадратных километров.

Наиболее крупные острова:

* Ашур-Ада
* Гарасу
* Гум
* Даш
* Зира (остров)
* Зянбил
* Кюр Дашы
* Хара-Зира
* Сенги-Мугань
* Чечень (остров)
* Чыгыл

Крупные заливы Каспийского моря:

* Аграханский залив,
* Комсомолец (залив),
* Мангышлак,
* Казах (залив),
* Туркменбаши (залив) (бывший Красноводск),
* Туркмен (залив),
* Гызылагач,
* Астрахань (залив)
* Гызлар
* Гиркан (бывший Астарабад) и
* Энзели (бывший Пехлеви).

Реки, впадающие в Каспийское море

В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море - Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан) и другие. Крупнейшая река, впадающая в Каспийское море - Волга, её среднегодовой водосток составляет 215-224 кубических километра. Волга, Урал, Терек и Эмба дают до 88 - 90 % годового водостока Каспийского моря.

Бассейн Каспийского моря

Площадь бассейна Каспийского моря составляет примерно 3,1 - 3,5 миллионов квадратных километров, что составляет примерно 10 процентов от мировой территории закрытых водных бассейнов. Протяженность бассейна Каспийского моря с севера на юг - около 2500 километров, с запада на восток - около 1000 километров. Бассейн Каспийского моря охватывает 9 государств - Азербайджан, Армению, Грузию, Иран, Казахстан, Россию, Узбекистан, Турцию и Туркменистан.

Прибрежные государства

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:
* России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) - на западне и северо-западе, длина береговой линии 695 километров
* Казахстана - на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров
* Туркмении - на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров
* Ирана - на юге, длина береговой линии - 724 километра
* Азербайджана - на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

Города на побережье Каспийского моря

Крупнейший город - порт на Каспийском море - Баку, столица Азербайджана, который находится в южной части Апшеронского полуострова и насчитывает 2,070 тыс. человек (2003). Другие крупные азербайджанские прикаспийские города - Сумгаит, который находится в северной части Апшеронского полуострова, и Ленкорань, которая находится недалеко от южной границы Азербайджана. К Юго-Востоку от Абшеронского полуострова, расположен посёлок нефтяников Нефтяные Камни, сооружения которого стоят на искусственных островах, эстакадах и технологических площадках.

Крупные российские города - столица Дагестана Махачкала и самый южный город России Дербент - расположены на западном побережье Каспийского моря. Портовым городом Каспийского моря считается также Астрахань, которая, однако, находится не на берегу Каспийского моря, а в дельте Волги, в 60 километрах от северного побережья Каспийского моря.

На восточном берегу Каспийского моря расположен казахский город - порт Актау, на севере в дельте Урала в 20 км от моря, расположен город Атырау, южнее Кара-Богаз-Гола на северном берегу Красноводского залива - туркменский город Туркменбаши, бывший Красноводск. Несколько прикаспийских городов расположены на южном (Иранском) побережье, самый крупный из них - Энзели.

Площадь, глубина, объём воды

Площадь и объем воды Каспийского моря значительно изменяется в зависимости от колебаний уровня воды. При уровне воды −26,75 м площадь составил примерно 392600 квадратных километров, объем вод - 78648 кубических километров, что составляет примерно 44 процента мировых запасов озёрных вод. Максимальная глубина Каспийского моря - в Южно-Каспийской впадине, в 1025 метрах от уровня его поверхности. По величине максимальной глубины Каспийское море уступает лишь Байкалу (1620 м.) и Танганьике (1435 м.). Средняя глубина Каспийского моря, рассчитанная по батиграфической кривой, составляет 208 метров. В то же время в северная часть Каспия - мелководная, её максимальная глубина не превышает 25 метров, а средняя глубина - 4 метров.

Колебания уровня воды

Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. По данным современной науки, за последние 3 тысячи лет амплитуда изменений уровня воды Каспийского моря составила 15 метров. Инструментальное измерение уровня Каспийского моря и систематические наблюдения за его колебанием ведутся с 1837 года, за это время самый высокий уровень воды зарегистрирован в 1882 году (-25,2 м.), самый низкий - в 1977 году (-29,0 м.), с 1978 года уровень воды повышался и в 1995 году достиг отметки −26,7 м, с 1996 года опять наметилась тенденция к понижению уровня Каспийского моря. Причины изменения уровня воды Каспийского моря учёные связывают с климатическими, геологическими и антропогенными факторами.

Температура воды

Температура воды подвержена значительным широтным изменениям, наиболее отчетливо выраженным в зимний период, когда температура изменяется от 0-0.5 °C у кромки льда на севере моря до 10-11 °C на юге, то есть разность температуры воды составляет около 10 °C. Для мелководных районов с глубинами менее 25 м годовая амплитуда может достигать 25-26 °C. В среднем температура воды у западного побережья на 1-2 °C выше, чем у восточного, а в открытом море температура воды выше, чем у побережий на 2-4 °C.По характеру горизонтальной структуры поля температуры в годовом цикле изменчивости можно выделить три временных отрезка в верхнем 2-метровом слое. С октября по март температура воды увеличивается в южном и в восточном, что особенно хорошо прослеживается в Среднем Каспии. Можно выделить две устойчивые квазиширотные зоны, где градиенты температуры повышены. Это, во-первых, граница между Северным и Средним Каспием, и, во-вторых, между Средним и Южным. У кромки льда, на северной фронтальной зоне, температура в феврале-марте увеличивается с 0 до 5 °C, на южной фронтальной зоне, в районе Апшеронского порога, с 7 до 10 °C. В данный период наименее охлаждены воды в центре Южного Каспия, которые образуют квазистационарное ядро.

В апреле-мае область минимальных температур перемещается в Средний Каспий, что связано с более быстрым прогревом вод в мелководной северной части моря. Правда, в начале сезона в северной части моря большое количество тепла тратится на таяние льда, но уже в мае температура повышается здесь до 16-17 °C. В средней части температура в это время составляет 13-15 °C, а на юге увеличивается до 17-18 °C.

Весенний прогрев воды выравнивает горизонтальные градиенты, и разность температур между прибрежными районами и открытым морем не превышает 0.5 °C. Прогрев поверхностного слоя, начинающийся в марте, нарушает однородность в распределении температуры с глубиной.В июне-сентябре наблюдается горизонтальная однородность в распределении температуры в поверхностном слое. В августе, который является месяцем наибольшего прогрева, температура воды по всему морю составляет 24-26 °C, а в южных районах возрастает до 28 °C. В августе температура воды в мелководных заливах, к примеру, в Красноводском, может достигать 32 °C.Основной особенностью поля температуры воды в это время является апвеллинг. Он наблюдается ежегодно вдоль всего восточного побережья Среднего Каспия и частично проникает даже в Южный Каспий.

Подъем холодных глубинных вод происходит с различной интенсивностью в результате воздействия преобладающих в летний сезон северо-западных ветров. Ветер данного направления вызывает отток теплых поверхностных вод от берега и подъем более холодных вод из промежуточных слоев. Начало апвеллинга приходится на июнь, однако наибольшей интенсивности он достигает в июле-августе. Как следствие, на поверхности воды наблюдается понижение температуры (7-15 °C). Горизонтальные градиенты температуры достигают 2.3 °C на поверхности и 4.2 °C на глубине 20 м.

Очаг апвеллинга постепенно смещается с 41-42° сев. широты в июне, к 43-45° сев. широты в сентябре. Летний апвеллинг имеет большое значение для Каспийского моря, в корне меняя динамические процессы на глубоководной акватории.В открытых районах моря в конце мая - начале июня начинается формирование слоя скачка температуры, который наиболее четко выражен в августе. Чаще всего он располагается между горизонтами 20 и 30 м в средней части моря и 30 и 40 м в южной. Вертикальные градиенты температуры в слое скачка очень значительны и могут достигать нескольких градусов на метр. В средней части моря вследствие сгона у восточного побережья слой скачка поднимается близко к поверхности.

Поскольку в Каспийском море отсутствует стабильный бароклинный слой с большим запасом потенциальной энергии подобный главному термоклину Мирового океана, то с прекращением действия преобладающих ветров, вызывающих апвеллинг, и с началом осенне-зимней конвекции в октябре-ноябре происходит быстрая перестройка полей температуры к зимнему режиму. В открытом море температура воды в поверхностном слое понижается в средней части до 12-13 °C, в южной до 16-17 °C. В вертикальной структуре слой скачка размывается за счет конвективного перемешивания и к концу ноября исчезает.

Состав воды

Солевой состав вод замкнутого Каспийского моря отличается от океанского. Существуют значительные различия в соотношениях концентраций солеобразующих ионов особенно для вод районов, находящихся под непосредственным влиянием материкового стока. Процесс метаморфизации вод моря под влиянием материкового стока приводит к уменьшению относительного содержания хлоридов в общей сумме солей морских вод, увеличению относительного количества карбонатов, сульфатов, кальция, которые являются основными компонентами в химическом составе речных вод.Наиболее консервативными ионами являются калий, натрий, хлор и магний. Наименее консервативны кальций и гидрокарбонат-ион. В Каспии содержание катионов кальция и магния почти в два раза выше, чем в Азовском море, а сульфат-аниона - в три раза.Соленость воды особенно резко изменяется в северной части моря: от 0.1 ед. psu в устьевых областях Волги и Урала до 10-11 ед. psu на границе со Средним Каспием.

Минерализация в мелководных соленых заливах-култуках может достигать 60-100 г/кг. В Северном Каспии в течение всего безледного периода с апреля по ноябрь наблюдается соленостный фронт квазиширотного расположения. Наибольшее опреснение, связанное с распространением речного стока по акватории моря, наблюдается в июне. На формирование поля солености в Северном Каспии большое влияние оказывает поле ветра. В средней и южной частях моря колебания солености невелики. В основном она составляет 11.2-12.8 ед. psu, увеличиваясь в южном и восточном направлениях. С глубиной соленость возрастает незначительно (на 0.1-0.2 ед. psu).

В глубоководной части Каспийского моря в вертикальном профиле солености наблюдаются характерные прогибы изогалин и локальные экстремумы в районе восточного материкового склона, которые свидетельствуют о процессах придонного сползания вод, осолоняющихся на восточном мелководье Южного Каспия. Величина солености также сильно зависит от уровня моря и (что взаимосвязано) от объёма материкового стока.

Рельеф дна

Рельеф северной части Каспия - мелководная волнистая равнина с банками и аккумулятивными островами, средняя глубина Северного Каспия - около 4-8 метров, максимальная не превышает 25 метров. Мангышлакский порог отделяет Северный Каспий от Среднего. Средний Каспий достаточно глубоководный, глубина воды в Дербентской впадине достигает 788 метров. Апшеронский порог разделяет Средний и Южный Каспий. Южный Каспий считается глубоководным, глубина воды в Южно-Каспийской впадине достигает 1025 метров от поверхности Каспийского моря. На каспийском шельфе распространены ракушечные пески, глубоководные участки покрыты илистыми осадками, на отдельных участках имеется выход коренных пород.

Климат

Климат Каспийского моря - континентальный в северной части, умеренный в средней части и субтропический в южной части. В зимний период среднемесячная температура Каспия изменяется от −8 −10 в северной части до +8-10 в южной части, в летний период - от +24-25 в северной части до +26-27 в южной части. Максимальная температура зафиксирована на восточном побережье - 44 градуса.

Среднегодовое количество осадков составляет 200 миллиметров в год, от 90-100 миллиметров в засушливой восточной части до 1700 миллиметров у юго-западного субтропического побережья. Испарение воды с поверхности Каспийского моря - около 1000 миллиметров в год, наиболее интенсивное испарение в районе Апшеронского полуострова и в восточной части Южного Каспия - до 1400 миллиметров в год.

На территории Каспийского моря часто дуют ветры, их среднегодовая скорость составляет 3-7 метра в секунду, в розе ветров преобладают северные ветры. В осенние и зимние месяцы ветры усиливаются, скорость ветров нередко достигает 35-40 метров в секунду. Наиболее ветренные территории - Апшеронский полуостров и окрестности Махачкалы - Дербента, там же зафиксирована наиболее высокая волна - 11 метров.

Течения

Циркуляция вод в Каспийском море связана с водостоком и ветрами. Поскольку большая часть водостока приходится на Северный Каспий, преобладают северные течения. Интенсивное северное течение выносит воды с Северного Каспия вдоль западного побережья к Апшеронскому полуострову, где течение разделяется на две ветви, одна из которых движется дальше вдоль западного берега, другая уходит к Восточному каспию.

Животный мир

Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском мире зарегистрирован 101 вид рыб, в нем же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море - среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее - Каспийский тюлень.C 31 марта 2008 года на побережье Каспийского моря в Казахстане обнаружено 363 мертвых тюленя.

Растительный мир

Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли - синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых - зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

Происхождение Каспийского моря

Каспий имеет океаническое происхождение - его ложе сложено земной корой океанического типа. Он сформировался примерно 10 миллионов лет назад, когда закрытое Сарматское море, потерявшее связь с мировым океаном примерно 70 миллионов лет назад, разделилось на две части - "Каспийское море " и Чёрное море.

Антропологическая и культурная история Каспийского моря

Находки в пещере Хуто у южного побережья Каспийского моря свидетельствуют, что человек жил в этих краях примерно 75 тысяч лет назад. Первые упоминания о Каспийском море и проживающих на его побережье племенах встречаются у Геродота. Примерно в V-II вв. до н. э. на побережье Каспия жили племена саков. Позже, в период расселения тюрков, в период IV-V вв. н. э. здесь жили талышские племена (талыши). Согласно древним армянским и иранским рукописям, русские плавали по Каспийскому морю с 9 - 10 в.

Исследования Каспийского моря

Исследования Каспийского моря начаты Петром Великим, когда по его приказу в 1714-1715 была организована экспедиция под руководством А. Бековича-Черкасского. В 1820-х годах гидрографические исследования продолжены И. Ф. Сойомовым, позднее - И. В. Токмачёвым, М. И. Войновичем и другими исследователями. В начале 19 века инструментальная съёмка берегов проведена И. Ф. Колодкиным, в середине 19 в. - инструментальная географическая съемка под руководством Н. А. Ивашинцева. С 1866 года в течение более 50 лет велись экспедиционные исследования по гидрологии и гидробиологии Каспия под руководством Н. М. Книповича. В 1897 году основана Астраханская научно-исследовательская станция. В первые десятилетия Советской власти в Каспийском море активно велись геологические исследования И. М. Губкина и других советских геологов, преимущественно направленные на поиск нефти, а также исследования по изучению водного баланса и колебаний уровня Каспийского моря.

Добыча нефти и газа

В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн.

Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине 19 века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем - и на других территориях.

Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.

Судоходство

В Каспийском море развито судоходство. На Каспийском море действуют паромные переправы, в частности, Баку - Туркменбаши, Баку - Актау, Махачкала - Актау. Каспийское море имеет судоходную связь с Азовским морем через реки Волгу, Дон и Волго-Донский канал.

Рыболовство и добыча морепродуктов

Рыболовство (осетровые, лещ, сазан, судак, килька), добыча икры, а также промысел тюленя. В Каспийском море осуществляется более 90 процентов мирового вылова осетровых. Помимо промышленной добычи, в Каспийском море процветает нелегальная добыча осетровых и их икры.

Рекреационные ресурсы

Природная среда Каспийского побережья с песчанными пляжами, минеральными водами и лечебными грязями в прибрежной зоне создает хорошие условия для отдыха и лечения. В то же время по степени развитости курортов и туристской индустрии Каспийское побережье заметно проигрывает Черноморскому побережью Кавказа. Вместе с тем, в последние годы туристическая индустрия активно развивается на побережье Азербайджана, Ирана, Туркменистана и российского Дагестана.

Экологические проблемы

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих вешеств из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Пограничный спор о статусе Каспийского моря

После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остается предметом не урегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии.

Координаты: 42.622596 50.041848

06.07.2018 10:58:38

Махачкалинский международный морской порт вновь оказался в центре внимания после того, как правительство страны начало реализовывать программу развития морских портов в бассейне Каспийского моря. Какие плюсы и минусы получит столица Дагестана в случае успешной реализации проекта?

РАСПИСАЛИ НА БУМАГЕ

В ноябре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года.

В пояснительной записке отмечается, что основными целями стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение экономических и культурных связей со странами бассейна, а также создание условий для развития прикаспийских регионов страны с помощью увеличения грузопотоков международной торговли.

«Реализация стратегии и выполнение ее показателей позволят к 2030 году обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн тонн, объемы грузопотока по прочим сухим грузам – до 7 млн тонн; привлечь российский туристический поток в Каспийский регион до 30 тысяч человек в год, создать более 2 тысяч новых рабочих мест », – говорится в документе.

Стратегия предполагает строительство в Махачкале и Дербенте морских пассажирских терминалов «с приоритетным использованием промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации».

Предполагается, что стратегия будет реализовываться по нескольким направлениям. Основная роль отведена созданию надежного транспортного и логистического коридора с Ираном, Индией и странами Персидского залива.

Премьер-министр Дагестана Артем Здунов понимает, что реализация проектов, связанных с морским портом, – это хороший шанс привлечь в регион инвестиции. 5 апреля 2018 года он приехал в Махачкалинский морской торговый порт, чтобы на месте разобраться с его потенциалом.

По словам Здунова, в скором времени должно пройти заседание Государственного совета по развитию портовой и логистической инфраструктуры каспийских регионов. Именно на этом совещании будут рассмотрены вопросы реконструкции и модернизации Махачкалинского торгового порта.

Руководителем рабочей группы по подготовке заседания Госсовета является губернатор Астраханской области Александр Жилкин . Сейчас группа формирует предложения для включения в проект перечня поручений Президента России.

На последнем заседании рабочей группы, которое состоялось 30 марта 2018 года, Жилкин предложил снять барьеры для перемещения товаров между Россией и Ираном по транспортному коридору «Север – Юг», а также разрешить ввоз пшеницы в Иран и вывоз цемента из Ирана.

По словам экс-министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова , коридор «Север – Юг» должен соединить Северную Европу с Индией и составить серьезную конкуренцию Суэцкому каналу. Как уточнил Кузнецов, российские порты на Каспии загружены очень слабо – их пропускная способность составляет всего 25 млн тонн в год.

ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ

В ближайшее время на дагестанском участке побережья Каспия будет построена еще одна крупная морская инфраструктура. Это связано с передислокацией Каспийской флотилии в Каспийск. Первый этап строительства мест базирования кораблей Каспийской флотилии будет завершен в 2019 году.

Пока неясна судьба другого амбициозного проекта. Как писали «МИ» («Под парой парусов» в №38 от 22.09.2017), в 2016 году руководство Дагестана совместно с Минкавказа РФ начали лоббировать проект нового глубоководного порта на Каспии в районе Каспийска.

«Уже найдены подходящие участки с достаточной глубиной. По нашим расчетам, в инфраструктуру нового порта необходимо будет вложить 15-20 миллиардов рублей федеральных средств », – сообщил первый замминистра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов .

Как ранее рассказал «МИ» эксперт Андрей Меламедов , окончательной ясности по судьбе этого проекта нет, так как необходимо согласование многих инстанций.

«Есть информация о планах расширения Каспийской флотилии, которой планируется передать значительную часть акватории Махачкалинского морского порта, а взамен Минобороны готово способствовать поиску средств на финансирование проекта расширения действующего порта на север. Но и здесь пока не принято окончательное решение », – говорит Меламедов.

В последнее время вновь начал обсуждаться вопрос об открытии паромного сообщения между Махачкалой и казахстанским портом Актау. Паромное сообщение между Казахстаном и Дагестаном уже запускали в 1999 году, однако из-за отсутствия необходимого товаропотока его пришлось закрыть.

ОКЕАН НЕ ПОМЕХА

Пожалуй, рано говорить о конкуренции Махачкалинского морского порта в направлении перевалки зерна и по контейнерным перевозкам. Хотя некоторые перспективы есть, учитывая, что крупнейший черноморский Новороссийский порт стал испытывать проблемы после ареста братьев Магомедовых . Суд наложил арест на активы «Объединенной зерновой компании» – зернового терминала в Новороссийске, через который происходил основной зерновой экспорт.

Как рассказали «МИ» в Махачкалинском морском порту, за первый квартал 2018 года в Иран было отгружено около 137 тысяч тонн зерновых, что почти в 5 раз выше результатов прошлого года. По словам генерального директора Мурада Хидирова , в этом году, кроме нефти и зерна, в порту возобновилась перевалка цемента, керамической плитки, металлолома и пиломатериалов.

Как считает представитель Республики Дагестан при российском торгпредстве в Иране Эмин Алиев , грузовые контейнеры из стран Азиатско-Тихоокеанского региона могут доставляться в Европу через иранские порты и Махачкалу.

«Представительство Дагестана при торговом представительстве РФ в Иране и Махачкалинский торговый порт прорабатывают очень большую программу по осуществлению из Японии, Китая, Южной Кореи, Индии, Индонезии контейнерных грузоперевозок. Их путь будет лежать не через Индийский океан и Суэцкий канал, а через иранский порт Бендер-Аббас в Персидском заливе до Амирабада, из Амирабада в Махачкалу и из Махачкалы в Санкт-Петербург и Новороссийск для дальнейших доставок в Европу. При этом доставка каждого контейнера по этому маршруту будет осуществляться на 12−14 дней быстрее, чем через Индийский океан, и обходиться грузоотправителям на 2−3 тысячи долларов дешевле », – рассказал журналистам Эмин Алиев, добавив, что через Амирабад в Махачкалу в месяц можно транспортировать более тысячи контейнеров массой до 20 тонн каждый.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

«МИ» попросили прокомментировать ситуацию с реализацией стратегии развития прикаспийских портов старшего научного сотрудника Института проблем рынка РАН Михаила Чернышова .

– Какая, на Ваш взгляд, в данной стратегии будет отводиться роль Махачкалинскому международному морскому порту? Какие точки могут стать прорывными, а какие «фантомными»?

– К сожалению, стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне опирается в большей степени на существующие уже почти два десятка лет завышенные ожидания от транспортного коридора «Север – Юг». В 2001 году предполагалось, что увеличение объемов мировой торговли приведет к значительной нагрузке на Суэцкий канал и повышению стоимости фрахта из-за дефицита морских транспортных судов. Из-за этих ожиданий посчитали, что коридор «Север – Юг» – комбинированный железнодорожно-морской путь из Северной Европы через Россию в Иран и далее в Индию, даст выигрыш на 15-20% в стоимости транспортировки и 15-20 суток по доставке. Под эти ожидания активно строились танкеры и контейнеровозы, подписывались соглашения, вкладывали деньги в модернизацию портов. Но мировой экономический кризис и рецессия 2008-2012 годов поломали прогнозы. Оказалось, что дефицита морских транспортных мощностей нет и в ближайшее десятилетие не будет. Запустить коридор «Север – Юг» не удалось – элементарно не хватает грузопотоков, так как минимальный порог рентабельности составляет 30 млн тонн, а текущий объем в 5-6 раз меньше. В настоящее время отправка грузов по коридору «Север – Юг» обходится дороже и дольше, чем отправка морским путем с пунктами назначения Новороссийск или Санкт-Петербург. Причина – отсутствие сплошной железнодорожной линии, наличие паромных и других перевалов. Планировалось построить в Иране железнодорожную линию «Казвин – Бендер-Аббас», но эти планы так и остались на бумаге. Наличие нескольких пунктов перевалки грузов и высокая стоимость погрузочных работ делают транзит по коридору «Север – Юг» экономически невыгодным. Также мешают таможенные и иные препоны.

– Приход Владимира Васильева в Дагестан совпал по времени с утверждением стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне. Это случайность или нет? Озвучивались предположения, что Васильев направлен в Дагестан, в том числе для прорыва в «морском» направлении и усиления позиций Махачкалинского морского порта в транспортном коридоре «Север-Юг». Кроме того, началась передислокация Каспийской военной флотилии в Дагестан…

– Думаю, что смена власти в Дагестане в 2017 году не имеет никакого отношения к транспортным коридорам. Стоимость доходов от коридора «Север – Юг» при идеальных условиях может дать 100–150 миллионов долларов всем участникам перевозок во всех странах и регионах. При самом оптимистичном варианте поступления в дагестанский бюджет могут составить около 300 миллионов рублей, то есть 0,3% расходов бюджета республики. Это в идеале. В реальности цифра будет еще ниже. Игра не стоит свеч. О прорыве в транспортной сфере могут говорить лишь дилетанты, хотелось бы посмотреть на их расчеты. Цели стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне ставят настолько низкий уровень задач – к 2030 году объемы экспорта зерна до 7 млн тонн, объемы по прочим сухим грузам – до 7 млн тонн, туристический поток – до 30 тысяч человек в год, более 2 тысяч новых рабочих мест, что их выполнение укладывается в разряд статистической погрешности. Но их достижение ни бюджета не наполнит, ни людей не накормит.

Что касается передислокации Каспийской военной флотилии в город Каспийск – это вопрос политики, а не экономики. Конечно, военная база принесет какие-то деньги в Дагестан, но существенно ситуацию с экономикой в масштабах республики не изменит. Когда бюджет тратит на 70 млрд рублей в год больше, чем собирает, несколько сот миллионов рублей возможного выигрыша никакой «погоды не делают».

Тимур АЛИЕВ

Каспийское море постепенно превращает в территорию транзитных перевозок углеводородов. Хотя ему по объемам перевозок, конечно, еще далеко до братского Черного (они когда-то в далекие времена были единым большим океаном), но процесс, что называется, пошел. И тому несколько объективных причин. Во-первых, приморские государства по-прежнему заперты в пределах внутреннего водоема, юридически: то ли озера, то ли моря, и не имеют выхода на мировые рынки углеводородов. Что, впрочем, тесно увязано и со второй причиной – это не решенный правовой статус моря-озера.

Затем, замкнутый водоем наиболее уязвим в экологическом плане, поэтому трубопроводы ему противопоказаны. Остается танкерный флот, но и он не панацея, так как Каспий остается мелководным морем, и на нем с дедвейтами особо не разгуляешься, да и про экологию нельзя забывать. Кроме того, для танкерных перевозок необходимы специальные портовые сооружения, да и о действующих или проектируемых трубопроводах-выходах на европейские и азиатские следует позаботиться. И наконец, нужны оптимальные объемы перевозок сырья, способные окупить затраты на добычу и транспортировку.

Какие направления можно выбрать для курса танкера? С ними можно ознакомиться по документам по транспортной стратегии страны Программой развития морского транспорта на 2006-2012 гг., разработанных Республикой Казахстан, как государством наиболее открытым в своих геополитических планах диверсификации поставок углеводородов на внешние рынки, если сравнивать с тем же Туркменистаном. Документы предполагают два вида экспортных поставок по водным маршрутам – танкеры и паромная переправа железнодорожных цистерн. Следует напомнить, что трубопроводы пока рассматриваются только с позиций продолжения транзита сырья, но не на Каспии.

Эксперты называют несколько направлений перевозок углеводородов по Каспийскому морю. Первым является иранское. Оно включает прямое сообщение с Исламской Республикой Иран (ИРИ), где собираются построить магистральный нефтепровод из каспийского порта Нека в порт Джаск на побережье Оманского залива. Прокачивать собираются млн баррелей в сутки. Кроме того, проект предусматривает строительство нефтеперерабатывающего предприятия и двух заводов по производству битума и промышленных масел в свободной экономической зоне «Чабахар». Пока ищут инвесторов проекта.

С Ираном уже имеется паромное сообщение Актау - Баку - Ноушахр. С точки зрения транзита нефти и нефтепродуктов через ИРИ, то следует учитывать, что в стране развиты в достаточной мере только автомобильный (дешевое топливо) и трубопроводный транспорты, почти нет железных дорог и идет медленное формирование танкерного флота на Каспии. Существует эмбарго ООН, оно же распространяется на бартер, который осуществляли страны СНГ в Иран, схема проста, Казахстан или Туркмения сырье, проданное Армении либо Турции, подвозят в каспийский порт ИРИ, а тот в свою очередь ближайшую иранскую нефть переправляет заказчику.

Второе направление – Россия. Прямое водное сообщение с портом Махачкала. Далее, инфраструктура РЖД, трубопроводы до Черного моря либо по каналу Волга - Дон до Азовского бассейна. Есть еще северный вариант по Волго - Балтийскому каналу с выходом в Балтийское море. Кроме того, российское речное направление характеризуется ограниченной навигацией в осенне-зимний период. Третье, Черноморско-Средиземноморское направление предполагает смешанный транзит Актау – море – Баку – трубопровод – Батуми – море - Европа. Кроме того, в Баку можно диверсифицировать поставки, например, отправить нефть в Новороссийск или загнать в магистральный нефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан. Те же возможности у Туркменистана, но уже из порта Туркменбаши.

Отметим, что танкер дедвейтом 12-14 тыс. т, курсирующий по Каспию (между Актау и Баку), способен перевозить 1 млн т нефти в год. На сегодняшний день, по морю ходят, в основном, танкеры с дедвейтом 3-5 тыс. т. Порты Каспия мелководны, так Актау (Казахстан), Нека (Иран), Туркменбаши (Туркменистан) имеют глубину менее 10 м, Баку (Азербайджан) – 12 м. При этом только танкеры пятитысячники способны входит в вышеназванные порты, а также проходить по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам. Время пути от казахского Актау до иранского Нека составляет 7 дней, из Туркменбаши до Нека - 5 дней. Причем Каспий не всегда бывает спокойным.

Казахстан Учитывая диверсификацию поставок, Казахстану пришлось превратиться из степной державы в морскую и начать формировать военно-морской и торговый флота. Так было создано Акционерное общество «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» (АО «НМСК «Казмортрансфлот») 4 декабря 1998 года. Оно включает: Kazmortransflot Ltd, ТОО «Судоремонтный завод Мангистауской области», «Kazmortransflot UK» Ltd, «Altai Shipping» Ltd и «Alatau Shipping» Ltd. На количестве дочек отразились географическое место дислокации судов, например, порт Батуми на Черном море, либо порт Актау на Каспии и т.д., их назначение – танкер, или баржа-площадка «Казмунайгаз», или газовоз, или сухогруз и т.д., дейдвейт - оптимальным для мелководного у берегов Каспия является 13 тыс. тонн. Кроме того, на такую грузоподъемность как наиболее безопасную указывают и экологи. Всего в текущем году их общее количество достигнет 20 танкеров и 5 сухогрузов, а также 150 судов поддержки морских операций.

Совершенствование танкерного флота будет идти в сторону увеличения тоннажа судов, наиболее оптимальным являются 60 тыс. т. С точки зрения экологии танкеры оборудуют двойным корпусом, кроме того на них установят несколько камер для перевозки различных углеоводородных грузов. Такой корабль трудно доставить на Каспий, поэтому речь может идти о строительстве судостроительной верфи в прибрежной зоне. Другим направлением должны стать развитие портовой инфраструктуры и создание глубоководного порта, по мнению руководства страны, им будет порт Курык, находящий на Востоке Каспия в Мангыстауской области, с нефтеналивным терминалом (20 млн т в год), судоверфью, машиностроительным технопарком, базой по поддержке морских операций и центром спасательных работ. Порт будет обеспечен соответствующей инженерной и дорожной инфраструктурой.

Добавим, что второй главный порт страны Актау расположен в Восточной части Каспия и предназначен для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. В 1999 году он был реконструирован и сегодня способен проводить погрузочно-перегрузочные работы в объеме 1,5 млн т в год, переваливать нефть в объеме 8 млн т в год.

Существует и частная компания по танкерным перевозкам Mobilex Energy Ltd. Она контролирует один из терминалов в порту Актау и владеет несколькими танкерами.

Туркменистан Республика Туркменистан не отстает от других стран региона по созданию танкерного флота. В добавление к старым судам и танкеру (5 тыс. т) производства Турции, недавно в России были построены 2 танкера типа «река-море» по перевозке 6 видов нефтепродуктов дедвейтом 7 тыс. т. На сегодняшний день продолжается строительство еще нескольких танкеров.

Порт Туркменбаши был построен в конце XIX века. С тех пор он постоянно развивается. Сегодня он имеет паромный причал, откуда паромами в Махачкалу (РФ) вывозятся сжиженные газы. Есть и причал по перевалке сухих грузов и нефтеналивной причал по перевалке в объеме около 12 млн т в год. Кроме того, в стране существует несколько портовых нефтеналивных пунктов, в основном рядом с действующими месторождениями углеводородного сырья.

Россия На Каспии активно работают и российские частные компании. Среди них: Логическая инвестиционная группа «Сафинат», Судоходная компания Palmali Shipping, «Волготанкер», в перспективе «Московское речное пароходство» (МРП).

Группа «Сафинат» в своем активе имеет 6 танкеров и один газовоз. Она также владеет терминалом по переработке сжиженного газа в порту Темрюк. Судоходная компания Palmali Shipping обладает 25 танкерами различной грузоподъемности. Они широко используются компанией «ЛУКОЙЛ» и для других перевозок. «Волготанкер», на сегодняшний день, является крупнейшим владельцем танкеров класса «река-море» с водоизмещением 5 тыс. т. В ее флот входят более 300 нефтеналивных судов. Она перевозит нефть и нефтепродукты из портов Туркменистана и Казахстана на Махачкалу (РФ). Активное строительство танкеров ведет «Московское речное пароходство» (МРП), разместившее заказ на одном из судостроительных предприятий РФ.

Основными российскими портами на Каспии являются Астрахань, Махачкала и Оля. Главный порт по перевалке нефти - Махачкалинский. Он имеет собственную нефтяную гавань, куда могут заходить танкеры дедвейтом 10 тыс. т и осадкой до 10 м. На его территории расположена нефтебаза, соединенная с Новороссийском магистральным нефтепроводом. Через не замерзающий Махачкалинский порт планируется промышленная транспортировка нефти в иранский порт Нека. Мощность двух нефтепирсов составляет 7 млн т нефти в год. Широко развивается паромное сообщение между Махачкалой и Туркменбаши по перевозки сжиженных газов в железнодорожных цистернах, организованное в 2006 году.

Азербайджан Азербайджан обладает самым крупным морским портом на Каспии и самым большим танкерным флотом, кроме того на его балансе числится 7 паромов, способных принимать на борт 28 цистерн. Часть судов он получил еще в наследство от Советского Союза. Азербайджанское государственное Каспийское морское пароходство «Каспар» до недавнего времени оставалось практически монополистом по перевозке нефтеналивных грузов на Каспийском море. Поэтому руководство страны занималось постоянным обновлением флота. «Каспар» располагает полусотней танкеров дедвейтом от 6 до 13 тыс. т.

Недавно руководство страны заявило о планах строительства судостроительного завода по выпуску танкеров типа Caspian Max грузоподъёмностью 60-70 тыс. т для доставки нефти с Тенгиза и Кашагана (Казахстан) с последующей загрузкой в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Они будут курсировать между Актау (Курык) – Баку, Актау (Курык) – Туркменбаши – Махачкала. Кроме того, страна планирует развивать под собственные нужды флотилию танкеров на Черном море. При этом совсем не учитывается жесткая конкуренция в судостроении, например, наличие судостроительных заводов у РФ. Ранее, Азербайджан свои новые танкеры строил на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. А также конкуренция морских перевозок. Помимо 4 государственных флотилий на Каспии ходят корабли российских частных перевозчиков. Между тем, часть танкеров «Каспара» стоит на приколе без загрузки.

Что касается портовой инфраструктуры порта Баку, то она включает: терминал Дюбенды проектная мощность - 12 млн т, терминал Сангачал - 34 млн т (обслуживает трубопровод БТД) – все они пока частично загружены.

Иран Основные месторождения углеводородов Ирана находятся либо на границе с Ираком либо в Персидском заливе, поэтому страна для снабжения северных провинций старается использовать поставки нефти из Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Возвращая полученные объемы в Персидском заливе, ранее упоминалось о флоте Казахстана вне Каспия. Ежедневно с юга на север перекачивается 1 млн баррелей нефти.

Кроме того, страна решила вступить в конкурентную борьбу по нефтеперевозкам на Каспии в 2003 году, когда был построен и спущен на воду первый танкер. Не следует путать Каспийское море с танкерной флотилией в Красном море. Их там более полусотни, есть и газовозы. Для решения проблемы мелководья был построен выносной глубоководный терминал длиной в несколько километров в порту Нека с нефтепроводом до берега.

В заключение Если постараться подсчитать нынешние результаты по общей добыче углеводородов и сделать прогноз на перспективу, то можно сделать вывод, что в наращивании танкерных перевозок и, соответственно, танкерного флота пока нет необходимости. Все нашло потребителя без увеличения трафика. Так, в прошлом году Азербайджан произвел 46 млн т нефти и 16,5 млрд куб. м природного газа. Фактическое падение добычи составило 10% и 6% соответственно, по сравнению с прошлым годом. В перспективе – только ГРР на второй стадии Шах-Дениза, месторождении Апшерон, Умид, Шафаг и Асиман.

В Казахстане добыча составила 80 млн т нефти и 39 млрд куб. м газа. По сравнению с прошлым годом подросла. Пришли хорошие новости с месторождения Кашаган (1,5 млрд т нефти и 1 млрд куб. м газа). Там готова к эксплуатации 21 добывающая скважина. Значит, фонтан может забить уже в конце текущего года. Туркменистан в прошлом году добывал всего около 50 млрд куб. м газа в год. Республика пока прирастает только собственными прогнозами. На сегодняшний день прогнозируется 12 млрд т нефти и 6,5 трлн куб м газа. Хотя и малазийская компания Petronas ввела в строй газоперерабатывающий завод и терминал по приему сырья, рассчитанный на приемку и переработку 5 млрд куб. м природного газа с выходом на 10 млрд куб. м.

Процесс ожидания может продлиться несколько лет. Между тем, Иран объявил об открытии газового месторождения на южном Каспии, запасы которого оцениваются в 1,5 трлн куб. м. Еще один территориальный спор и конфликт интересов.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины