Методические советы к проведению практических занятий по дрессировке и тренировке служебных собак. Дрессировка собак как бизнес. Самостоятельное освоение курса ОКД

Методические советы к проведению практических занятий по дрессировке и тренировке служебных собак. Дрессировка собак как бизнес. Самостоятельное освоение курса ОКД

Результаты подготовки служебных собак во многом зависят от организации и качества проведения практических занятий.

Опыт работы с собаками показывает, что занятия целесообразнее проводить небольшими группами по 6–8 человек. Каждая такая группа занимается отдельно, на постоянно меняющемся участке местности.

В связи с тем, что установить строго единый метод в обучении всех собак невозможно, занятия осуществляются индивидуально, т. е. каждый дрессировщик обучает закрепленную за ним собаку с учетом ее индивидуальных качеств, особенностей поведения и восприимчивости. Подбирает соответствующие раздражители и подход к ней. Отработка у собак навыков общей дрессировки составляет одну из важных сторон обучения, поэтому в этот период дрессировки необходимо придерживаться следующей схемы:

Установить хорошие взаимоотношения между дрессировщиком и собакой;

Заглушить в собаке нежелательные связи (наклонности);

Вызвать у собаки стремление (интерес) к занятиям, выработать и развить у нее необходимые условные рефлексы;

Отработать общее послушание.

В этот период обучения со стороны дрессировщика должна быть проявлена особая осторожность в обращении с собакой, так как малейшие неточности в действиях, технике применяемого приема, грубый подход к собаке - все это легко может испортить ее, лишить заинтересованности в занятиях. Дрессировщик должен особенно внимательно следить за поведением собаки и своими действиями. Своевременно исправлять допускаемые ошибки.

Лучшее время года для дрессировки - лето и ранняя осень. Так как жара снижает активность собак, занятия проводят рано утром и только по мере закрепления у них выработанных навыков постепенно переносят на более жаркое время дня.

Для обеспечения качественной и методически правильной организации проведения практических занятий они каждый раз должны быть хорошо продуманы дрессировщиком. Намечаемые упражнения для отработки должны быть увязаны с конкретными условиями местности, в которых проводятся данные занятия.

Зачастую малоопытные дрессировщики превращают урок в ненужное зрелище, требуют от собак то тех, то иных действий, не настаивая при отказе на выполнении или не исправляют неточности в действиях собак. Таких явлений допускать не следует. Во всех случаях обучения дрессировщик должен требовать своевременного и точного выполнения приказа. Совершенствование навыков общей дрессировки состоит из мелочей, тем не менее не следует пренебрегать ими, постоянное наблюдение за действиями и немедленная поправка вырабатывает у собаки четкость выполнения требований.

В процессе занятий не следует допускать вялого, нечеткого выполнения собаками очередных требований.

Если дрессировщик сам проявляет вялость, медлительность и неповоротливость, то у собаки может снизиться «заинтересованность» в работе, она будет ко всему относиться безразлично. В таких случаях всегда нужно напоминать дрессировщикам, что при работе с собакой надо быть энергичным и жизнерадостным, это вызывает у нее подвижность и активность в работе. Наряду с этим необходимо постоянно следить за четкостью в произношении контрастных команд - принуждающих и поощряющих.

Примерно во второй половине курса обучения нередко можно наблюдать, что у некоторых собак начинает пропадать общая активность в работе. Опасаться этого не следует: для собак, у которых еще не выработана безотказность в выполнении навыков, такое явление закономерно. Известно, что в начале дрессировки к любому вновь введенному упражнению собака проявляет определенную «заинтересованность». С течением времени ранее проведенные упражнения перестают быть новыми и у нее начинает снижаться прежняя «заинтересованность» в работе. В таких случаях, чтобы восстановить прежнюю активность в выполнении требований дрессировщика, необходимо на некоторое время изменить условия дрессировки, перенести часы занятий на другое время суток и временно исключить такое упражнение, которое особенно «надоело» собаке. Однако здесь следует отметить, что такой переходный момент у одних собак проявляется почти незаметно, а у других ярко выражен.

Во время обучения нельзя злоупотреблять лакомством. Если собака во время дрессировки за каждое выполнение упражнения будет получать мясо, то, как правило, она станет постоянно возбуждаться, засматривать в карман (где находится мясо) и преждевременно срываться с места.

Поощрение мясом, как безусловный раздражитель, есть только средство к достижению цели - выработке нужного нам навыка. Злоупотребляя лакомством, мы незаметно для себя вырабатываем у собак нежелательные связи, которые будут отрицательно влиять на результаты дрессировки.

Каждый момент дачи лакомства нужно связывать с командой в ласковой интонации, поглаживанием собаки.

Не следует давать собаке лакомство молча. Такая практика затягивает выработку вспомогательных условных рефлексов на интонации.

Для ускорения дрессировки молодой дрессировщик иногда принуждает собаку продолжительное время лежать на сырой земле. Если у собаки еще не выработана безотказность в выполнении требований дрессировщика, то такой метод будет только вредить делу: вместо ускорения срок дрессировки может затянуться.

Дрессировщику должно быть хорошо известно, что некоторые навыки, отрабатываемые у собак, тесно увязаны между собой и зависят один от другого, поэтому необходимо соблюдать в занятиях определенную последовательность. Когда, например, дрессировщику удастся заинтересовать собаку в подноске аппортировочных предметов, ему легче будет вести дрессировку по специальному циклу. Собака, «заинтересованная» в аппортировочном предмете, всегда будет активно его разыскивать, где бы он ни был спрятан. Таким образом дрессировщик будет развивать у собаки общий стимул к поиску.

Если постороннее лицо пытается взять аппортировочный предмет, находящийся около собаки, а она не отдает его, проявляет недоверие к посторонним людям, то этот момент можно увязать с соответствующей командой на охрану вещей, помещения или объекта. Если же аппортировочный предмет унести от собаки, то это, бесспорно, облегчает выработку у нее тщательного принюхивания к следу и активного поиска унесенного предмета.

Попытка постороннего человека отобрать у привязанной собаки оставленный хозяином аппортировочный предмет или какую-либо вещь вызовет у нее злобу и недоверие к посторонним лицам. Такие моменты необходимо использовать при охране собакой вещи, развитии у нее злобы и при пуске на задержание убегающего.

Первоначальная выборка собакой аппортировочных предметов, принадлежащих хозяину, является базой для развития у нее обоняния к выборке чужих предметов по их запаху.

Дрессировщику, впервые имеющему дело с собакой, должны быть хорошо известны все детали взаимной связи между отрабатываемыми упражнениями. Плохо отработанное упражнение, даже простое, отрицательно скажется на отработке последующих, более сложных навыков.

Считая аппортировку наиболее важным упражнением в ходе дрессировки, не следует злоупотреблять ею, иначе у собаки пропадет «интерес» к этому упражнению.

Во втором периоде обучения, когда у собаки вырабатывают злобу, пускают ее на задержание убегающего, требуется обращать особое внимание на активизирование оборонительных реакций и все время развивать у собаки недоверие к посторонним людям.

Для повышения общей возбудимости у собаки при развитии у нее злобы лучше всего проводить занятия в сумерках среди кустарника, создавая различные по силе шорохи.

С малозлобными собаками такие занятия проводятся в составе группы, помощник дразнит собак поочередно.

Если молодая собака труслива, то нападают вначале на ее хозяина. Отсутствие непосредственной опасности развивает у нее смелость и злобу. При пуске такой собаки на задержание хозяин сам преследует убегающего, делает взмахи на него и задерживает. В таких случаях собака легко вступает в борьбу с помощником, у нее вырабатывается смелость и крепкая хватка.

При «нападении» и вообще во всех случаях развития злобы помощник не должен стремиться быть победителем. Нужно так инсценировать действия, чтобы победительницей всегда была собака.

Совершенно недопустимо в начале занятий по охране собакой вещей наступать на нее с двух противоположных сторон, такие действия только нервируют собаку.

Очень часто можно наблюдать, когда дрессировщик при охране собакой вещей, при пуске на задержание неактивно участвует, ограничивается лишь дачей команды «фас». Такие пассивные действия задерживают развитие злобы у собаки. Дрессировщику необходимо самому вступать в борьбу с помощником. В таких случаях собака активнее набрасывается на него и развивает крепкую хватку.

Слабые действия со стороны помощника и неревностное отношение к делу самого дрессировщика ведет к понижению качества проводимых занятий. Дрессировщик должен особенно внимательно отнестись к этим замечаниям.

После задержания убегающего собака и дрессировщик сопровождают его до пункта сдачи. Здесь следует указать, что в конечном пункте следует сдавать задержанного третьему лицу и не допускать, чтобы он сам уходил от собаки.

В третьем периоде дрессировки при отработке навыков специального назначения особенно требуется соблюдать последовательность, т. е. постепенные переходы от легкого к сложному.

В следовой работе эти переходы могут выражаться в удлинении следа, перемене часов занятий и времени суток и т. д. У собак караульной службы такую последовательность следует соблюдать при отработке настороженности во время нахождения собаки на посту.

Грубую ошибку допускают, когда при обучении собаки следовой работе чрезмерно увлекаются прокладкой так называемых «слепых» следов. Надо помнить, что применять «слепой» след можно только тогда, когда у собаки будет прочно закреплена «заинтересованность» в поиске и хорошо выработана дифференцировка запахов.

При обучении собаки работе по следу занятия необходимо проводить на строго контрольных следах. В таких случаях дрессировщик хорошо знает, где проходит линия следа, своевременно и правильно поправляет собаку, если последняя почему-либо собьется со следа. Контрольный след от начала и до конца должен быть хорошо известен дрессировщику.

Что касается «слепых» следов, то их надо применять главным образом для проверки розыскной собаки: насколько она правильно работает по искомому запаху следа.

Немало таких фактов, когда розыскные собаки отвлекаются от искомых следов на посторонние, случайные.

Происходит это потому, что у многих собак не выработано стойких условных связей на проработку следов индивидуального запаха разыскиваемого.

Известно, что при правильной дрессировке любая собака быстро привыкает к своему дрессировщику. Его индивидуальный запах она точно отличает от всех других отвлекающих запахов. Поэтому мы часто наблюдаем, когда собака, потеряв своего хозяина из виду, очень быстро отыскивает его по следам, если даже они проложены среди многих других. Непреодолимым раздражителем служит для нее в данном случае индивидуальный запах хозяина, он-то и побуждает ее идти именно по его следу.

Привязанность или, как говорят специалисты, «заинтересованность» собаки в розыске хозяина используется в методике дрессировки розыскной собаки в работе по чутью. Путем последовательного усложнения технических приемов у собаки вырабатывают стойкие условные рефлексы и навыки на поиск по индивидуальному запаху любого человека.

В начале занятий собаку побуждают находить унесенный предмет по следу дрессировщика (хозяина) и только потом собаку переключают с поиска вещи дрессировщика на поиск помощника. Затем путем частой замены помощников у собаки устанавливается стойкая условная связь на проработку следа по индивидуальному запаху любого человека.

Однако в ходе подготовки замечаем, что у многих розыскных собак способность разбираться в индивидуальных запахах развита слабо. Изучение опыта дрессировки показывает, что причин здесь в основном три.

В качестве помощников используются одни и те же люди. В результате у собак вырабатывается условный рефлекс только на один и тот же запах. Чтобы преодолеть этот недостаток, необходимо постоянно менять помощников.

Упрощение учебной обстановки. Многие дрессировщики не проявляют должной заботы о ее постепенном усложнении. Занятия по тренировке проводятся на местности, где никто не ходит, а это значит, что собака не привыкает выбирать искомый след из числа других. И если она оказывается в таких условиях, какие изображены на рисунке 20, когда искомый след пересечен многими другими, иногда собака направляется по постороннему следу или вовсе прекращает работу.

А ведь подобные условия могут сложиться не только во время учебных занятий.

Именно из-за упрощений, допускаемых в процессе дрессировки (тренировки), собаки зачастую прекращают розыск нарушителей в реальной обстановке, когда их следы смешиваются с другими следами.

Чтобы избежать этого, необходимо требовать от дрессировщиков постепенного усложнения условий следовой работы приучать собаку к так называемой веерной выборке следа из ряда других следов.

И, наконец, о третьей причине. Представим себе, что собака применена на след, который дрессировщик предварительно хорошо изучил. Он знает исходную точку следа, весь путь движения прокладчика, места, где тот бросал предметы, делал повороты, точки пересечения следа прокладчика другим следом и конечную точку искомого следа.

Но вот собака подошла к тому месту, где прокладчик резко уклонился под острым углом в сторону от линии своего движения, собака по инерции проскочила нужный след и, как правило, заметалась. Дрессировщик командой, жестом или движением поводка несколько затормаживает неправильные действия собаки и побуждает ее усиленно отыскивать утерянный след. Собака принюхивается и, наконец, вновь находит требуемый запах следа. Это нормальная дрессировка или тренировка на контрольных, следах.

Здесь дрессировщик активно влияет на поведение и действия собаки. Если она сбивается со следа, он пускает в ход соответствующие сигналы и жесты, которые заставляют собаку «разобраться в обстановке» и вновь уловить запах утерянного следа. Иное дело на «слепых» следах. Здесь дрессировщик не может быть уверен, идет ли собака по нужному следу или сбилась с него. Иногда дрессировщик сам срывает собаку со следа, так как ему показалось, что она ведет не туда, куда следует.

Рис. 20. Веерная выборка следа

Несколько таких случаев достаточно, чтобы у слабо натренированной собаки затормозить привитый ей условный рефлекс на дифференцировку запахов. Значит, чтобы устранить причину, надо дрессировать собак на строго контрольных следах.

Немалую роль в дрессировке розыскных собак играет характер собаки, т. е. тип нервной деятельности. Отдельные ошибки и неудачи, отказ от решения трудной задачи очень часто следует искать именно в характере собаки. Так, например, проскакивание при поворотах следа, потеря его или легкий переход на другие посторонние следы (отсутствие дифференцировки) присущи возбуждаемому типу собаки.

Иногда аттестование розыскных собак производится после проверки их работы лишь в облегченных условиях. Розыскная собака, по нашему мнению, может получить аттестование лишь тогда, когда будет безошибочно дифференцировать запахи на следах. Проработка одного следа в чистом поле или в лесу не дает права называть собаку розыскной.

Учитывая индивидуальные особенности собак, необходимо постоянно всматриваться в их поведение, подбирать раздражители для лучшего усвоения отрабатываемого навыка, своевременно вести борьбу с нежелательными явлениями в процессе дрессировки, постоянно следить за правильностью произношения команд и интонациями.

В первые дни занятий по дрессировке собак для караульной службы, когда требуется развивать злобу, нельзя нападать, подкрадываться или наносить собаке удары сзади. Такие действия вызывают у нее испуг. Собака всегда должна видеть приближающегося «противника». Но и при инсценировке нападения с фронтальной стороны помощник должен действовать так, чтобы собака выходила всегда «победительницей».

У караульной собаки развивают длительное настораживание на шорохи. Для этого постепенно увеличивают промежутки времени (паузы) от появления помощника до момента нападения на собаку.

Необходимо обратить особое внимание на значение шлейки.

При несении службы на ошейнике от частых и сильных рывков собаки, в моменты сильного возбуждения и лая, особенно при наличии сильно натянутого троса, можно всегда наблюдать уменьшение силы и громкости лая, переходящее в повизгивание.

Это явление вполне объяснимо: чем сильнее общее возбуждение, тем сильнее лай и броски. Постоянные рывки ошейника при бросках собаки надавливают на гортань и снижают громкость лая. Поэтому для этого вида службы рекомендуется применять вместо ошейника прочную шлейку.

Лучше всего для караульных собак участки охраны не менять, а еще лучше, когда собака на участке охраны находится постоянно. В этом случае стимул к окарауливанию будет значительно сильнее.

Для рациональной и более правильной постановки обучения сторожевых собак начинающим дрессировщикам можно дать один совет: условия сторожевого охранения всегда следует создавать точно такие же, какие они были бы в районе реальной обстановки. Поэтому никогда не нужно «играть» в сторожевку. Так, например, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дрессировщик, придя к месту сторожевки вместе с помощником и собакой, предложил помощнику для нападения на собаку пройти несколько вперед.

Такое отношение к организации данных занятий, безусловно, не вызовет требуемой реакции у собаки, ибо такое построение занятий неестественно.

Должны быть созданы реальные условия ночной сторожевки - собака привыкает к таким условиям, как к естественной необходимости настораживания.

Не следует забывать, что во время занятий дружеские беседы дрессировщика с помощником, который дразнит собаку, ведут к снижению у нее злобы и активности. Поэтому все указания дрессировщик дает помощнику, когда нет собаки.

Чтобы организация занятий по тренировке собак отвечала требованиям того или другого вида службы, следует соблюдать следующие основные положения.

Дрессировщик должен быть хорошо знаком с принципами организации того вида службы, где используется собака.

В процессе тренировки нельзя допускать переходов от одного упражнения к другому до тех пор, пока не будет хорошо отработано и проверено предыдущее упражнение.

Тренировка служебных собак (кроме караульных) не должна проводиться на одной и той же местности с одними и теми же помощниками (кроме связной службы).

Во всех случаях тренировочных занятий помощники должны быть тщательно проинструктированы, чтобы не допускать ошибок во время работы. Тренировочные занятия считаются обязательными и проводятся систематически.

В процессе дрессировки и тренировки служебных собак по специальному циклу обращают внимание на то, чтобы помощники правильно выполняли свои обязанности. При обнаружении допущенных ошибок или при отказе собаки от работы тут же объясняют неопытным помощникам причины ошибок и дают конкретные указания для их устранения.

Примерная форма подготовки к практическим занятиям

Практические полевые занятия по дрессировке служебных собак являются наиболее ответственной частью всей подготовки. На практических занятиях обучающийся закрепляет теоретические знания, получает методические навыки и практику в технике дрессировки служебных собак.

Здесь мы даем советы, основанные на опыте, для проведения практических занятий по дрессировке розыскных собак.

Готовясь к занятиям, руководитель прежде всего должен прочитать специальную литературу по теме, изучить участок местности, который намечен для проведения занятий, уточнить подготовку каждой собаки и дать указания обучающимся, что им надо изучить и как подготовиться к выходу на практические занятия.

Руководитель должен определить задание для каждой собаки и последовательность отработки навыка, участок местности разбить на секторы, определить необходимое количество дрессировочных предметов и снаряжения, составить план-конспект для проведения занятий.

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Индивидуальные задания дрессировщикам


Второй учебный вопрос отрабатывают в секторе № 3 после выборки предметов. Руководитель поочередно проверяет, как идет собака на задержание, насколько технично управляет собакой дрессировщик и насколько правильно и активно работает помощник.

Третий учебный вопрос отрабатывают в секторе № 4. Разбив обучающихся попарно, руководитель указывает каждой паре участок местности, на котором будут прокладывать следы.

Один из обучающихся выполняет роль дрессировщика, другой - помощника. Первый дает задания второму, где и какой следует проложить след и внимательно наблюдает за действиями прокладчика, запоминая те места, где были сделаны повороты и где были оставлены для контроля те или иные предметы. Проложив след, помощник остается на конечной точке, а дрессировщик пускает собаку по проложенному следу.

После проработки следа «задержанный» сопровождается и передается третьему лицу. После этого обучающиеся меняются ролями. Во время работы по следам руководитель главное внимание уделяет обучающимся, которые выполняют роль дрессировщика. Он прививает им навыки в управлении розыскной собакой, показывает, как правильно держать длинный поводок во время работы собаки по следу, как пускать собаку с исходной точки и под углом к следу.

Разбор занятий и выводы

На разборе проведенных занятий подводят итоги. Руководитель подробно рассказывает, как были отработаны учебные вопросы.

Используя записи, сделанные в ходе занятий, он на конкретных примерах показывает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, дает оценку каждому из них.

Затем указывает, как следует устранить недостатки.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к занятиям положительную роль играет внимательный анализ руководителя степени подготовленности собак. Благодаря этому он имеет возможность правильно определить для каждой собаки индивидуальные задания.

Вручив эти задания обучаемым накануне, он тем самым помогает им лучше подготовиться к уроку.

Заранее изучив участок местности и разбив его на определенные секторы для отработки каждого учебного вопроса, руководитель экономит учебное время и создает на занятиях более насыщенную обстановку.

Приведенный вариант подготовки проведения занятий не является обязательным и лучшим образцом, он только примерный.

Методика проверки обучаемых и служебных собак по окончании обучения. По окончании курса дрессировки проверка знаний и выявление практических способностей у обучаемых по технике дрессировки и управлению служебной собакой зачастую проводится не совсем правильно.

Практические способности обучаемого по технике и управлению собакой обычно оцениваются только по одному или двум видам работы с собакой, а чаще всего оценка выводится только по результату работы собаки, а не по его способностям в руководстве собакой. Это неправильно. На самом деле, за что ставить оценку «хорошо», если обучаемый только пробежал за розыскной собакой по следу? Так же и при обыске местности, если собака обнаружила все находившиеся на участке местности предметы (вещи), ему ставилась оценка «хорошо», тогда как в этих конкретных случаях обучающийся никакой методической подготовки и практических способностей лично в работе с собакой не показал.

По окончании курса дрессировки нас должны интересовать методическая подготовка обучаемого, его инструкторские способности в дрессировке и практическое управление собакой во время работы.

Чтобы наиболее объективно оценить способности и определить оценку обучающегося по тем или другим видам практической подготовки, рекомендуется проверочные занятия организовывать следующим порядком.

По курсу общей дрессировки. Обучающиеся с собаками находятся в общем строю. Проверяющий вызывает обучаемого, который с собакой выходит на указанное место, называет свою фамилию и кличку собаки. Проверяющий: предлагает ему показать, как технически строится (отрабатывается) тот или другой навык у собаки. Например, сидеть, лежать и т. п. После исполнения экзаменатор ставит обучающемуся соответствующую оценку.

По разделу специального цикла (следовая работа и обыск местности). Обучающихся разбивают на пары. Каждой паре указывается участок местности, на котором они поочередно должны применять собак, т. е. показать свою методическую подготовку и инструкторские способности.

Придя на указанный участок местности, дрессировщик дает задание помощнику проложить для собаки такой-то след… или разбросать там-то столько-то предметов.

Когда помощник все это исполнит, тот, кто в роли дрессировщика, докладывает проверяющему о своей готовности к применению собаки. Получив разрешение, применяет собаку, а проверяющий наблюдает за его действиями и оценивает его практические способности, после чего эта пара меняется ролями: обучающийся, который применял собаку первым, становится помощником.

При такой организации проверочных занятий имеется полная возможность выявить: насколько обучаемый методически подготовлен, особенно когда он дает задание помощнику, и насколько умело руководит собакой во время работы. Одновременно с проверкой обучаемого проверяющий наблюдает и за качеством подготовки собак во время работы и ставит им тоже соответствующую оценку.

В подготовке членов ДОСААФ по служебному собаководству, а также в дрессировке и испытаниях служебных собак очень важная роль принадлежит дрессировочным площадкам, которые являются своеобразными центрами учебной работы клубов служебного собаководства ДОСААФ. Здесь проводятся все основные занятия с членами клубов служебного собаководства.

В организации и проведении занятий наряду с опытными специалистами нередко участвуют инструкторы, не имеющие достаточного методического опыта. С учетом этого обстоятельства и написана настоящая глава, освещающая вопросы организации и методики проведения занятий на дрессировочной площадке, а также отдельные организационные мероприятия, предшествующие этим занятиям.

Одним из очень важных подготовительных мероприятий является комплектование учебных групп. Учебные группы комплектуются штатным составом клуба в течение всего года с таким расчетом, чтобы обеспечить непрерывную работу имеющихся дрессировочных площадок. При комплектовании групп членов клуба, проживающих в одном районе, зачисляют, как правило, в одну группу, которая затем закрепляется за ближайшей дрессировочной площадкой.

По общему курсу дрессировки и по каждой из специальных служб создаются отдельные группы.

При комплектовании групп по общему курсу дрессировки, где в основном происходит подготовка дрессировщиков-любителей, имеющих собственных собак, не требуется очень тщательного отбора собак по экстерьеру и конституции, типовым особенностям поведения и преобладающим реакциям, остроте слуха, зрения и обоняния. Однако в дрессировку должны попадать только породные здоровые собаки не моложе 10–12 месяцев.

В группы для дрессировки по специальным службам собак записывают, как правило, по рекомендациям инструкторов, проводивших занятия в группе дрессировщиков-любителей и хорошо изучивших этих собак.

Численность учебной группы не должна превышать 10–12 человек.

После укомплектования учебной группы к ней прикрепляют инструктора, который организует и проводит занятия на дрессировочной площадке и несет ответственность перед клубом за качество обучения дрессировщиков и подготовку их собак.

Многолетний опыт учебной работы, проводимой на дрессировочных площадках клубов служебного собаководства ДОСААФ, показывает, что качество обучения дрессировщиков и дрессировки собак находится в прямой зависимости от методического мастерства инструкторского состава, характера организации и методики проведения занятий.

Организация и методика проведения любого занятия, в том числе и занятия на дрессировочной площадке, - это творческий процесс, не укладывающийся ни в какую схему. Вместе с тем в процессе организации и методики проведения занятий на дрессировочной площадке есть много общего, такого, что должен знать и делать каждый инструктор.

Учитывая, что учебные программы подготовки дрессировщиков-любителей и дрессировщиков собак специальных служб предусматривают наряду с подготовкой членов клубов и дрессировку собак, рекомендуются следующие формы проведения занятий: классно-групповые, практические, контрольно-проверочные и итоговые.

На классно-групповых занятиях инструктор дает слушателям группы новые задания и повторяет пройденный с ними материал, сопровождая свои объяснения демонстрацией соответствующих приемов, показом макетов и различных наглядных пособий. Количество классно-групповых занятий определяется программой и расписанием занятий.

На классно-групповых занятиях изучают главным образом теоретические вопросы, например теоретические основы дрессировки, методику и технику дрессировки собак (частично), правила и нормативы испытаний.

На классно-групповых занятиях слушатели группы учатся правильно применять полученные знания в процессе дрессировки собак по общему курсу и специальным службам.

Основной формой работы на дрессировочной площадке являются практические занятия , во время которых слушатели под руководством инструктора получают необходимые навыки самостоятельной дрессировки собак, а также навыки подготовки собак к испытаниям и состязаниям. Очень важно и то обстоятельство, что в процессе практических занятий прочно закрепляются все теоретические знания.

Контрольно-проверочные , и итоговые занятия проводятся периодически в ходе учебы, а также по окончании обучения. Они позволят проконтролировать степень усвоения слушателями пройденного материала, определить глубину и прочность их знаний и качество практических навыков.

Особого напряжения требуют от инструктора занятия, проводимые на дрессировочной площадке, во время которых он не только обучает членов клуба, но и вместе с ними дрессирует собак. Специфика таких занятий требует, чтобы инструктор ставил на каждое занятие несколько учебных целей. Так, главная цель должна предусматривать выработку у слушателей опыта и навыков, необходимых для успешной дрессировки собак. Остальные задачи ставятся перед слушателями в процессе их работы с собаками.

Для того чтобы занятия были поучительными и принесли максимальную пользу, инструктор обязан тщательно к ним готовиться. Подготовка инструктора должна начинаться с ознакомления с расписанием. Это позволяет сразу уяснить тему и учебные цели, кратко определить содержание, время, метод и место проведения занятия и правильно подобрать учебные пособия. Он заранее продумывает, как более доходчиво приподнести учебный материал, как воспитать у слушателей самостоятельность и инициативу, которые необходимы для работы с собаками.

Определив учебные цели занятия, инструктор подбирает и тщательно изучает рекомендованные в расписании руководства и учебники. Особенно тщательно следует изучать те разделы и главы пособий, по которым будут проводиться занятия.

Чтобы обеспечить большую наглядность и образцовый показ всех приемов, инструктор заранее самостоятельно отрабатывает технику построения приемов, определяет методы обучения и последовательность проведения занятия.

Затем он определяет, какую литературу следует рекомендовать слушателям для самостоятельного изучения, составляет расчет учебного времени и подготавливает план-конспект. Кроме того, в обязанности инструктора входит выбор и подготовка места для проведения занятий, что весьма важно для организации занятий с дрессировщиками собак по специальным службам.

Несколько слов о плане-конспекте. Качество и объем плана-конспекта зависят от общего уровня подготовки и методического мастерства инструктора, а также от того, насколько тщательно он готовится к занятиям.

План-конспект для проведения занятий на дрессировочной площадке может быть текстовым или графическим. Выбор формы плана-конспекта определяется темой занятий и уровнем методического опыта инструктора. Но независимо от формы план-конспект должен содержать следующие данные: тему, учебные цели, метод, место и время проведения занятия; указания о характере материального обеспечения и перечень учебных пособий; перечень учебных вопросов, приемов и навыков, подлежащих отработке на занятии; описание индивидуальных домашних заданий каждому дрессировщику.

Примерный графический план-конспект приведен ниже.

План-конспект проведения занятий по практике обучения дрессировщиков и подготовке собак по общему курсу дрессировки

1. Тема № 1 . Первоначальное образование условных рефлексов и доведение их до навыков при отработке общего курса дрессировки собак - 8 час.

2. Занятие 3 . Приучение собаки подходу к дрессировщику. Усложнение и закрепление ранее образованных у собаки навыков.

3. Учебные цели занятия:

1. Научить дрессировщиков технике отработки приема.

2. Образовать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду.

3. Добиться четкого выполнения дрессировщиком ранее отработанных приемов; добиться от собаки четкого выполнения ранее образованных навыков.

4. Метод, время и место проведения занятия : практический показ, сопровождаемый кратким объяснением, и повторение обучаемыми показанного приема; тренировка в выполнении приема до полного его усвоения методом групповых и индивидуальных упражнений - 2 часа; дрессировочная площадка.

5. Материальное обеспечение занятия : для показа приема - для обучения дрессировщиков собаки, ошейники, строевые и удлиненные поводки и лакомство (у каждого дрессировщика).

6. Учебные пособия : книга, изд. ДОСААФ, 1957 г., стр. 76–80, 84–89, 122.

План и краткое содержание занятия

Рассмотрим подробнее приведенный план-конспект.

Темы программы в зависимости от объема и содержания изучают в одно или несколько занятий. Каждое занятие представляет собой законченное целое и состоит из вводной, основной и заключительной частей. В то же время очередное занятие должно быть органически связано с предшествующими и последующими.

Вводная часть является организующим началом занятия, так как направляет внимание слушателей на решение конкретных учебных задач.

Каждое занятие следует начинать с проверки степени усвоения слушателями ранее пройденного материала и с проверки выполнения домашнего задания. Это позволит убедиться, хорошо ли отработаны приемы и навыки у дрессировщиков и успешно ли они применяют знания при обучении своих собак. С этой целью рекомендуется проверить в течение 10–15 мин. двух-трех дрессировщиков, заранее намеченных в плане-конспекте. Инструктор должен внимательно следить за правильностью ответов и действиями проверяемого, с тем чтобы вовремя дополнить его или исправить допущенную им ошибку.

Лучшие инструкторы-методисты широко привлекают для такой проверки самих слушателей. Указанный методический прием дает хорошие результаты, так как повышает активность и внимание всей группы к происходящему на занятиях.

Проверив выполнение домашнего задания, следует сообщить слушателям тему и учебные цели предстоящего занятия, сформулированные в плане-конспекте. При постановке учебных задач очень важно, чтобы слушатели четко усвоили, что требуется от них, а также каких нормативов при дрессировке своих собак они должны добиться в результате данного занятия и в целом при отработке определенного приема.

Затем начинается основная , особенно важная часть занятия , когда инструктор вместе со слушателями приступает к выполнению учебных задач. Здесь необходимо применять, учитывая цели занятия, такие методы и приемы, которые поддерживают у слушателей живой интерес к занятию, развивают у них инициативу и активность, необходимые при дрессировке собак.

Технику построения приема, произношение команд и подачу жеста при отработке у собаки, например навыка, рекомендуется изучать следующим образом.

Инструктор становится в центре круга (квадрата), на котором с интервалом в три-четыре шага друг от друга располагаются слушатели.

Вначале инструктор называет навык, указывая на цель и практическую необходимость его отработки у собаки. Затем перечисляет условные и безусловные раздражители, а также возможные и наиболее целесообразные методы дрессировки, применяемые при образовании навыка.

После этого он берет собаку Рекс и показывает технику отработки приема вначале в целом, а затем по элементам, сопровождая показ кратким объяснением своих действий.

В заключение инструктор перечисляет требования и нормативы, предъявляемые к собаке после полной отработки у нее навыка. При необходимости показ техники выполнения приема можно повторять несколько раз.

Чтобы убедиться, что обучаемые правильно поняли показанные действия, следует заставить одного-двух дрессировщиков продемонстрировать выполнение приема. В ходе такой проверки необходимо уточнять и дополнять обучаемых, а если потребуется, то и повторить показ приема.

Убедившись в том, что слушатели группы четко усвоили технику построения приема, можно переходить к отработке данного приема с собаками методом групповых упражнений на кругу. Сложные навыки вначале обязательно отрабатывают по элементам, а простые в целом.

Находясь в центре круга, инструктор внимательно следит за действиями обучаемых и своевременно исправляет допускаемые ими ошибки. Если окажется, что большинство дрессировщиков допускает одни и те же ошибки, то исправлять их нужно путем повторного показа приема и дополнительного объяснения для всех слушателей. Ошибки же, допускаемые отдельными слушателями, исправляют, не прерывая занятия.

После того как инструктор убедится, что дрессировщики четко усвоили методику и технику отработки приема, он вводит индивидуальные упражнения, во время которых дрессировщики самостоятельно занимаются с собаками. В этом случае расстояние между дрессировщиками увеличивают до 30–40 м (в зависимости от размеров площадки). Но и здесь, так же как при дрессировке собак на кругу, инструктору принадлежит активная роль: он следит за действиями дрессировщиков, исправляет их ошибки, оказывает практическую помощь.

Для того чтобы предупредить возникновение у собак угнетенного состояния и потерю ими заинтересованности в работе, инструктор в ходе занятия обязан разнообразить отрабатываемые навыки и периодически разрешать дрессировщикам переводить собак в свободное состояние.

На занятиях, посвященных усложнению и закреплению навыков, сохраняется та же методическая последовательность, что и при первоначальной выработке условного рефлекса.

Последняя, заключительная часть занятия наступает за 10–15 мин. до его окончания. В это время инструктор собирает группу для подведения итогов и дает слушателям индивидуальные домашние задания.

При подведении итогов инструктор кратко разбирает ход занятия, обращая особое внимание на характерные ошибки в действиях дрессировщиков. Кроме того, он отмечает, как выполнены учебные цели в целом и каждым дрессировщиком в отдельности.

Индивидуальные задания дрессировщикам должны предусматривать в основном тренировку собак по уже отработанным навыкам. Самоподготовка слушателей предусматривает также самостоятельное изучение или повторение отдельных теоретических положений. Такие задания всегда должны быть конкретными и строго индивидуальными.

В заключение остановимся на некоторых общих методических советах по организации и проведению занятий в группе по общему курсу дрессировки, а также на управлении действиями дрессировщиков при проведении занятий методом групповых упражнений.

Прежде всего необходимо помнить, что на первых занятиях некоторые собаки, попавшие в группу, будут вести себя агрессивно. Чтобы избежать этого, их необходимо приучить друг к другу. Добиваются этого сравнительно быстро в процессе выгуливания собак (собак держат вначале на обычных, а затем на удлиненных поводках).

Если в одном районе проводятся занятия с несколькими учебными группами, нужно стремиться к тому, чтобы не допустить общения между собаками различных групп.

Для того чтобы избежать образования у собак нежелательных связей, в ходе их дрессировки и тренировки инструктор ни в коем случае не должен допускать методических ошибок, которые подробно рассмотрены в главе III. Кроме того, он обязан добиваться, чтобы дрессировщики как можно больше разнообразили свои действия и чередовали отрабатываемые у собак навыки. Нельзя, например, готовя собак к испытаниям или состязаниям, придерживаться на всех тренировочных занятиях такой последовательности в работе собаки, которая предусмотрена правилами и нормативами испытаний и состязаний; это же касается и выдержки, продолжительность которой должна быть самой различной.

Собака должна четко отличать свободное состояние от рабочего. Чтобы добиться этого, нельзя допускать в процессе дрессировки игры и другие нежелательные для дрессировщика действия собаки.

Очень важным организующим началом на занятиях, проводимых методом групповых упражнений, являются команды и распоряжения инструктора, который управляет всеми действиями дрессировщиков. Например, движение группы по кругу начинается по команде. Для поощрения собак подаются команды или.

В процессе усложнения ранее отработанных у собак навыков на тренировочных занятиях, а также для проверки выдержки собак, находящихся в группе, после расчета дрессировщиков на первый и второй подаются команды, а затем.

По этим командам дрессировщики подают соответствующие команды собакам, а затем отходят от них на заданное расстояние и поворачиваются кругом, лицом к собакам. После этого командой или жестом они переводят собак в требуемое инструктором положение. Если собака попытается в этом случае изменить положение без команды или не выполнит какого-либо действия, дрессировщик подает соответствующую команду в угрожающей интонации, а если это не поможет, то возвращается к собаке и прибегает к принуждению. Чтобы избежать образования нежелательной связи на кличку, дрессировщик называет кличку своей собаки лишь тогда, когда она отвлекается и не смотрит в его сторону.

Для возвращения к собакам, оставленным в группе после отхода (отбега) дрессировщиков, подается команда. Возвратившись к собаке, дрессировщик поощряет ее лакомством или оглаживанием.

При поворотах с собаками в движении и на месте инструктор командует, Прежде чем выполнить команду инструктора, дрессировщик подает собаке команду, а затем выполняет необходимый поворот.

В процессе приучения собак к преодолению препятствий, а также на тренировочных занятиях подаются команды или. Если одна из собак, находящихся в группе, не сможет преодолеть препятствие с ходу, то инструктор выводит ее дрессировщика из группы и он тренирует свою собаку в индивидуальном порядке.

Следует помнить, что учебной программой отводится на дрессировку собак недостаточно времени. Поэтому каждый дрессировщик должен ежедневно не менее 30–40 мин. заниматься со своей собакой в соответствии с рекомендациями инструктора. Дрессировку нужно проводить до кормления или же через два часа после кормления; лучше всего это делать в утренние часы.

Во время индивидуальной домашней дрессировки не следует требовать от собаки выполнения непосильных действий. Нельзя также нарушать методическую последовательность при отработке навыков Домашние занятия должны лишь дополнять, занятия, проводимые на дрессировочной площадке.

Дрессировку по специальной службе можно начать, только после отработки с собакой общего курса дрессировки и получения ею дипломной оценки.

Для того чтобы правильно определить, по какой специальной службе лучше дрессировать собаку, дрессировщик должен предварительно посоветоваться с инструктором, у которого он обучал собаку по общему курсу дрессировки.

Организация и методика проведения занятий по специальным службам мало чем отличается от организации и методики занятий по ОКД. Вместе с тем здесь имеются и некоторые специфические особенности, связанные с назначением и служебным использованием собак.

В организации занятий с группой дрессировщиков собак специальных служб особо важным разделом является подготовка инструктора к занятиям.

В ходе подготовки к занятиям инструктор обязан уделить особое внимание подбору и подготовке помощников дрессировщика, выбору места для занятий и его оборудованию, а также вопросам материального обеспечения.

Значительно большего внимания требует и организация самих занятий. Возьмем, к примеру, занятия в группе, готовящей дрессировщиков защитно-караульных собак. В отличие от общего курса дрессировки, где каждый навык вначале отрабатывали в группе, а затем самостоятельно, специальные навыки, как правило, отрабатывают в индивидуальном порядке под руководством инструктора.

Как известно, от защитно-караульной собаки требуются очень хорошее послушание и четкая дифференцировка. Помня об этом, инструктор в течение всего периода работы с группой должен уделять особое внимание выработке и шлифовке у собак именно этих качеств. В связи с этим несколько первых занятий с группой посвящают только закреплению и шлифовке некоторых навыков общего курса (движение рядом с дрессировщиком; подход собаки к дрессировщику, прекращение нежелательных действий и подача брошенных предметов).

В дальнейшем наряду с отработкой специальных навыков рекомендуется постоянно продолжить шлифовку навыков общего курса дрессировки.

Общая схема и план-конспект проведения занятий в группе по практике обучения дрессировщиков собак специальных служб остаются такими же, как и для общего курса дрессировки. Поэтому говорить о них нет необходимости. Вместе с тем следует обязательно остановиться на отдельных особенностях, характеризующих занятия с дрессировщиками собак специальных служб.

Так, в ходе показа техники построения того или иного специального навыка инструктор обращает особое внимание на отработку действий помощников и самих дрессировщиков.

Технику построения приема отработки того или иного навыка, как правило, показывают на собаке, у которой достаточно хорошо отшлифован данный навык. При этом очень важна помощь хорошо натренированного помощника. Участие помощника позволяет обучаемым не только увидеть технику построения приема, но и детально познакомиться с характером навыка, который предстоит отработать на занятиях.

Показав слушателям группы технику построения приема и сделав соответствующие пояснения, инструктор приступает к отработке приема. С этой целью он вызывает одного из дрессировщиков и учит его правилам и практике отработки навыка у собаки. Инструктору помогает при этом заранее подготовленный и проинструктированный помощник. В ходе работы дрессировщика с собакой инструктор руководит действиями помощника и дрессировщика.

Затем поочередно таким же образом инструктор занимается с каждым слушателем группы.

В то время, когда инструктор обучает отдельных дрессировщиков, остальные слушатели группы занимаются по его заданиям самостоятельно.

Чтобы приучить собак к работе в сложных условиях, их дрессируют и тренируют по специальным службам в самых разнообразных, постепенно усложняющихся условиях. Порядок и последовательность ввода усложнений определяет инструктор.

Обеспечить индивидуальный подход к собакам в ходе дрессировки можно только тогда, когда инструктор всесторонне знает каждого слушателя группы и их собак, знает характер, темперамент и индивидуальные способности дрессировщиков, а также тип высшей нервной деятельности, преобладающую реакцию и степень дрессируемости каждой собаки. Особенно же важно, чтобы хорошо знали своих собак сами дрессировщики. С этой целью всем слушателям рекомендуется вести дневник. В нем, кроме общих данных и характеристики собаки (тип высшей нервной деятельности, преобладающая реакция и др.), указывают число, месяц, время и место занятий; отмечают состояние погоды и температуру воздуха; перечисляют отрабатываемые навыки и называют методы дрессировки; учитывают быстроту образования первоначального условного рефлекса на команды и жесты, а также степень отработки навыков. В дневнике полезно фиксировать появляющиеся у собаки нежелательные связи с указанием причины их возникновения и обязательно отмечать, как скоро и какими способами удалось устранить эти связи.

Систематическое ведение такого дневника позволяет инструктору и дрессировщику анализировать поведение собаки, ее дрессируемость, дрессировку и все связанные с ней моменты.

* * *

В процессе учебной работы на дрессировочных площадках наряду с обучением членов клуба и дрессировкой их собак непрерывно растет и совершенствуется методическое мастерство самого инструкторского состава.

Основными формами методической работы, которые доступны большинству клубов служебного собаководства, являются: инструкторско-методические и показные занятия; обмен опытом; взаимное посещение занятий; обсуждение организации и методики проведения отдельных занятий; изучение, обобщение и внедрение в практику учебной работы опыта лучших инструкторов не только внутри клубов служебного собаководства ДОСААФ, но и в общесоюзном масштабе.

Всю эту большую работу ведут учебно-методические секции советов клуба (в клубах служебного собаководства ДОСААФ) и учебно-методическая комиссия Президиума Федерации служебного собаководства СССР (в общесоюзном масштабе).

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке (посадке, стоять, голос и тд) по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.

Билет № 23

1. Особенности дрессировки собак по защитно-караульной службе.

Особенности подготовки собак для защитно-караульной службы:

Кинологические службы ФСИН, МВД и ФСБ используют в своей работе собак, прошедших подготовку по курсу защитно-караульной службы (ЗКС). Навыки, полученные животными в процессе обучения, применяют при задержании правонарушителей, их конвоировании и охране, при поиске взрывчатых веществ и наркотиков, а также при проведении антитеррористических операций. Для охраны людей и военных объектов также предназначаются собаки, обученные по программе ЗКС.

Задачи ЗКС и подбор собак для нее:

Свое развитие служба получила от бывших военных направлений в дрессировке. В современных условиях силовыми структурами России на базе обучения ЗКС идет подготовка караульных, розыскных, сторожевых и конвойных собак. В зависимости от конкретного вида службы и целей использования собаки, для нее подбирают определенный набор навыков, которым животное предстоит обучить. Кинологи МВД обучают своих питомцев не только курсу ЗКС, но и умению брать след, что является необходимым для собак поисково-спасательных служб (ПСС).

У животных, которые проходят курс, вырабатываются специальные навыки, которые несколько отличаются от умений, предъявляемых к собакам поисково-спасательной службы. Они должны охранять людей и вещи, уметь задерживать и конвоировать, осуществлять выборку вещи по индивидуальному запаху. Учитывая специфику работы, в результате курса дрессировки у собак вырабатывается недоверчивость к посторонним людям, бдительность, злоба, внимательность, решительность. Наиболее подходящими для ЗКС являются немецкие и кавказские овчарки, эрдельтерьеры, доберманы, ротвейлеры, доги и боксеры.

Желательно, чтобы собаки обладали уравновешенным типом темперамента, в меньшей степени подходят для такой работы легковозбудимые собаки. И уж совсем нежелательно, брать на ЗКС флегматичных животных, которые плохо обучаются и поддаются дрессировке, пассивны и ленивы. Собаке с неуравновешенным, возбудимым типом нервной деятельности, у которой преобладает оборонительный инстинкт, нужны дополнительные принудительные меры дрессировки, например: парфорс. За ней нужно особенно тщательно следить при караульной и розыскной работе. Пес не должен перевозбудиться, получив срыв в сторону возбудителя, иначе он потеряет след.

Методика отработки рефлекса преследования:

В процессе воспитания щенков для ЗКС используются такие раздражители, как дразнение и убегание. Тренируя молодую собаку, следует учесть, что всякое особо резкое наступление провоцирует у животного отступление. И, наоборот, видя явное отступление, собака начинает преследование. Этот момент очень важен: неосторожный удар при активном наступлении может вызвать у щенка страх, побороть который будет довольно сложно. Осторожное и вкрадчивое наступление обычно вызывает у собаки первый бросок. Дрессировщик при этом делает «испуганный вид» и начинает отступать, что приводит ко второму, более мощному броску щенка вперед.

Когда рефлекс преследования закрепится несколькими упражнениями, действие усложняют применением тряпки или палки, проявляя крайнюю осторожность. Сторонние предметы используют для формирования у собаки стремления отнять их. Лучшим методом сделать это будет попытка вытянуть из пасти щенка предмет сразу после схватывания. Тренировка должна проходить так, чтобы заинтересовать молодую собаку борьбой в виде игры и развить ее оборонительный инстинкт. Выйдя победителем из противоборства, щенок должен получить от воспитателя поощрение в виде лакомства и одобрительных жестов.

Караульная служба намного проще защитно-караульной. Собака должна облаять незнакомых и задерживать посторонних при попытке проникнуть на охраняемую территорию. Сформировать и развить сторожевой рефлекс у щенка можно гораздо быстрее, если посадить его на цепь недалеко от караульной собаки. Привыкнув к поведению обученной собаки, малыш будет перенимать стереотип и быстро научится сам. Наилучшими породами для несения караульной службы являются кавказские и среднеазиатские овчарки, а также московская сторожевая.

Выборка вещи:

Научить собаку безошибочно выбирать вещи человека по запаху помогут занятия по формированию следующих навыков:

По команде «Нюхай!» животное принюхивается;

Дифференцировка запахов, выделение запаха человека от остальных;

Умение выбирать вещь по запаху образца и приносить ее тренеру.

Основными на таких занятиях являются команды – «Нюхай!» и «Ищи!», вспомогательными – «Дай!», «Апорт!». Целесообразно отработать эти навыки еще до того, как у животного будет развита агрессия, чтобы злоба на постороннего не отвлекала от процесса обучения выборке предмета.

На первых этапах собака должна уметь выбирать вещи по запаху своего тренера. Помощник в перчатках раскладывает на открытом месте несколько предметов, на которых нет запаха дрессировщика, а затем уходит в сторону. На расстоянии трех метров от разложенных вещей дрессировщик дает питомцу обнюхать свой предмет. Для этого он, закрыв рукой пасть животного, подносит к его носу вещь с запахом и, держа на расстоянии 2-5 см, произносит несколько раз команду «Нюхай!». После этого наставник незаметно подкладывает свой предмет к остальной группе, и, вернувшись к собаке, подает ей команду «Нюхай!» с характерным жестом рукой в сторону разложенных предметов. Собака должна выбрать вещь с запахом дрессировщика и поднести ее. За правильное выполнение тренер поощряет своего питомца, при этом лакомства всегда даются левой рукой, а предметы – правой. Усложняя задачу, следует обучить собаку выборке вещей незнакомого человека среди предметов, лишенных запаха. После усвоения этих навыков следует обучение выбирать вещь из нескольких предметов с разными запахами. Для объективной оценки работы собаки, тренер должен как можно чаще менять своих помощников.

Охрана вещи:

Охраняя вещь, животное длительное время находится в состоянии настороженности, выполняя основную команду «Охраняй!». К моменту обучения пес должен быть уже знаком с командами: «Место!» и «Лежать!». В процессе обучения охране вещи, у собаки также формируется недоверчивость и злоба к посторонним.

На первом этапе обучения тренер привязывает собаку, дает ей команду «Лежать!» и кладет знакомую ей вещь перед передними лапами. Затем подается команда «Охраняй!» и дрессировщик становится рядом со своим питомцем. В это время помощник проходит несколько раз мимо собаки, не приближаясь к охраняемой вещи. При проявлении агрессии со стороны собаки, дрессировщик пресекает ее командой «Место!», потому что собака не должна обращать внимания на спокойно проходящего мимо человека.

Когда собака научится не реагировать на посторонних, помощник, проходя мимо, пытается взять охраняемый предмет, подтянув его палкой к себе. Дрессировщик дает команду «Охраняй!», побуждая собаку рычать или бросаться на помощника. Если питомец справляется с задачей, его поощряют. Когда собака успокоится, действие повторяют для закрепления результата. При этом дрессировщик не позволяет собаке преследовать помощника, одергивая поводком и подавая команду «Место!». Для усложнения задачи помощник может использовать лакомство. Собака не должна оставлять охраняемый предмет и брать еду из чужих рук. Правильное поведение животного обязательно поощряется тренером.

Не следует забывать, что во время занятий дружеские беседы дрессировщика с помощником, который дразнит собаку, ведут к снижению у нее злобы и активности. Поэтому все указания дрессировщик дает помощнику, когда нет собаки.

Чтобы организация занятий по тренировке собак отвечала требованиям того или другого вида службы, следует соблюдать следующие основные положения.

Дрессировщик должен быть хорошо знаком с принципами организации того вида службы, где используется собака.

В процессе тренировки нельзя допускать переходов от одного упражнения к другому до тех пор, пока не будет хорошо отработано и проверено предыдущее упражнение.

Тренировка служебных собак (кроме караульных) не должна проводиться на одной и той же местности с одними и теми же помощниками (кроме связной службы).

Во всех случаях тренировочных занятий помощники должны быть тщательно проинструктированы, чтобы не допускать ошибок во время работы. Тренировочные занятия считаются обязательными и проводятся систематически.

В процессе дрессировки и тренировки служебных собак по специальному циклу обращают внимание на то, чтобы помощники правильно выполняли свои обязанности. При обнаружении допущенных ошибок или при отказе собаки от работы тут же объясняют неопытным помощникам причины ошибок и дают конкретные указания для их устранения.

Примерная форма подготовки к практическим занятиям

Практические полевые занятия по дрессировке служебных собак являются наиболее ответственной частью всей подготовки. На практических занятиях обучающийся закрепляет теоретические знания, получает методические навыки и практику в технике дрессировки служебных собак.

Здесь мы даем советы, основанные на опыте, для проведения практических занятий по дрессировке розыскных собак.

Готовясь к занятиям, руководитель прежде всего должен прочитать специальную литературу по теме, изучить участок местности, который намечен для проведения занятий, уточнить подготовку каждой собаки и дать указания обучающимся, что им надо изучить и как подготовиться к выходу на практические занятия.

Руководитель должен определить задание для каждой собаки и последовательность отработки навыка, участок местности разбить на секторы, определить необходимое количество дрессировочных предметов и снаряжения, составить план-конспект для проведения занятий.

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Индивидуальные задания дрессировщикам

Второй учебный вопрос отрабатывают в секторе № 3 после выборки предметов. Руководитель поочередно проверяет, как идет собака на задержание, насколько технично управляет собакой дрессировщик и насколько правильно и активно работает помощник.

Третий учебный вопрос отрабатывают в секторе № 4. Разбив обучающихся попарно, руководитель указывает каждой паре участок местности, на котором будут прокладывать следы.

Один из обучающихся выполняет роль дрессировщика, другой - помощника. Первый дает задания второму, где и какой следует проложить след и внимательно наблюдает за действиями прокладчика, запоминая те места, где были сделаны повороты и где были оставлены для контроля те или иные предметы. Проложив след, помощник остается на конечной точке, а дрессировщик пускает собаку по проложенному следу.

После проработки следа «задержанный» сопровождается и передается третьему лицу. После этого обучающиеся меняются ролями. Во время работы по следам руководитель главное внимание уделяет обучающимся, которые выполняют роль дрессировщика. Он прививает им навыки в управлении розыскной собакой, показывает, как правильно держать длинный поводок во время работы собаки по следу, как пускать собаку с исходной точки и под углом к следу.

Разбор занятий и выводы

На разборе проведенных занятий подводят итоги. Руководитель подробно рассказывает, как были отработаны учебные вопросы.

Используя записи, сделанные в ходе занятий, он на конкретных примерах показывает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, дает оценку каждому из них.

Затем указывает, как следует устранить недостатки.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к занятиям положительную роль играет внимательный анализ руководителя степени подготовленности собак. Благодаря этому он имеет возможность правильно определить для каждой собаки индивидуальные задания.

Вручив эти задания обучаемым накануне, он тем самым помогает им лучше подготовиться к уроку.

Заранее изучив участок местности и разбив его на определенные секторы для отработки каждого учебного вопроса, руководитель экономит учебное время и создает на занятиях более насыщенную обстановку.

Приведенный вариант подготовки проведения занятий не является обязательным и лучшим образцом, он только примерный.

Методика проверки обучаемых и служебных собак по окончании обучения. По окончании курса дрессировки проверка знаний и выявление практических способностей у обучаемых по технике дрессировки и управлению служебной собакой зачастую проводится не совсем правильно.

Практические способности обучаемого по технике и управлению собакой обычно оцениваются только по одному или двум видам работы с собакой, а чаще всего оценка выводится только по результату работы собаки, а не по его способностям в руководстве собакой. Это неправильно. На самом деле, за что ставить оценку «хорошо», если обучаемый только пробежал за розыскной собакой по следу? Так же и при обыске местности, если собака обнаружила все находившиеся на участке местности предметы (вещи), ему ставилась оценка «хорошо», тогда как в этих конкретных случаях обучающийся никакой методической подготовки и практических способностей лично в работе с собакой не показал.

По окончании курса дрессировки нас должны интересовать методическая подготовка обучаемого, его инструкторские способности в дрессировке и практическое управление собакой во время работы.

Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и специальному курсу.

Дрессировка собак осуществляется двумя способами: путем инструкторско-методических занятий во время групповых упражнений на дрессировочных площадках и индивидуальной работой с каждой собакой.

Инструкторский состав ДОСААФ не может повседневно контролировать дрессировку собак, подготавливаемых индивидуальным путем. Поэтому особенно ответственны занятия, проводимые под руководством инструкторов на дрессировочных площадках. Здесь они не только наглядно разъясняют методику и технику проработки того или иного приема дрессировки, но дают каждому любителю-собаководу посильные задания по дрессировке собаки в домашних условиях.

Организационно-методическая подготовка к занятиям должна начинаться с укомплектования учебных групп. В одну учебную группу рекомендуется брать не больше 10-12 собак примерно одного возраста (пустующих сук допускать к занятиям нельзя). Собак, прошедших дрессировку (например, общий курс), объединяют в отдельную группу.

Занятия этой группы должны строиться на совершенствовании отработанных навыков и дрессировке собак по какой-либо специальной службе.

Прежде чем начинать дрессировку, нужно приучить собак друг к другу, затормозить у них агрессивную реакцию. Для этого необходимо проводить совместное выгуливание собак одной группы, своевременно пресекая агрессивную реакцию собак друг на друга и их попытки к излишней игре.

Такое выгуливание вначале следует проводить на коротких поводках. Занятие каждой учебной группы необходимо проводить отдельно от других групп, не допуская присутствия посторонних людей. Дрессировку нужно начинать в легких условиях, добиваясь четкого и безотказного выполнения команд и жестов дрессировщика. Рекомендуется параллельно отрабатывать несколько приемов.

Инструкторы должны тщательно готовиться к каждому занятию по дрессировке, знакомиться с программой и расписанием занятий, это позволит определить тему, цель, содержание занятия, правильно рассчитать время и удачно выбрать место для занятия. Инструктор проводит занятие, руководствуясь соответствующими разделами учебного пособия. Для наглядности инструктор показывает технику проработки того или иного приема дрессировки на своей собаке. Если у него нет своей собаки, можно выбрать в каждой учебной группе две-три собаки, которые под руководством инструктора будут выполнять те или иные действия.

В плане занятия обязательно должны быть указаны: тема, цель и метод проведения занятия, его материальное обеспечение и необходимые учебные пособия. Здесь же нужно привести перечень учебных вопросов, прорабатываемых на данном занятии. Примерный план одного занятия приведен ниже.

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.


Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5-10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т. п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» - «Сидеть» («Место» - «Лежать» и т. д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30-50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30-50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т. д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т. д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак). Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т. д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г.

1. Тема . Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.

Занятие . Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.

Цель занятия . Дать вожатым знания, необходимые для умелого приучения собак к обыску местности. Выработать у собак условный рефлекс на команду «Ищи» и зигзагообразный обыск местности.

2. Метод проведения и место занятия . Индивидуальные упражнения на опушке Ивановского леса.

3. Материальное обеспечение: Аппортировочные предметы, длинные поводки, лакомство; для показа упражнений - собака Рекс (владелец Дедова).

Обеспечить явку двух помощников.

4. Учебное пособие : «Служебная собака», изд. Сельхозгиз, стр. 347-349.

5. Учебные вопросы и расчет времени :

а) Методические указания и проработка приема «обыск местности», сопровождаемая показом действий собаки - 20 мин

б) Разбивка участков местности для индивидуальных упражнений с собаками - 20 мин.

в) Указания о последовательности работы собак - 10 мин.

г) Подготовительная работа помощников - 20 мин.

д) Индивидуальные упражнения вожатых с собаками под руководством инструктора - 1 час 30 мин.

е) Разбор занятия со всей группой - 10 мин.

ж) Задание - 10 мин.

Примечание. Вожатые, пропустившие собак на обыск местности, проводят тренировку по общим приемам.


Чтобы лучше изучить поведение собак в процессе дрессировки, каждому дрессировщику-вожатому рекомендуется вести дневник. В нем отмечается число, месяц, время, состояние погоды и место занятия, дается перечень отработанных приемов, краткая характеристика метода их проработки (вкусопоощрительный, контрастный и т. д.), особенности поведения собаки и результаты, достигнутые на данном занятии. Такой дневник облегчает анализ проведения дрессировки, делает доступным индивидуальный подход к собаке и помогает дрессировщику вовремя замечать и исправлять допущенные ошибки.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины