Активные формы организации методической работы. Формы методической работы с педагогами доу

Активные формы организации методической работы. Формы методической работы с педагогами доу

Тема 16. Научно-практический семинар как эффективная форма профессионального развития

Наглядные и методические пособия

1.Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. – Казань. Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.

2.Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

Управляемая самостоятельная работа студентов

Составление карты-схемы, отражающей сущность и правила организации научно-практический семинара как эффективной формы профессионального развития

Формы контроля знаний

Беседа с магистрантами по сущности и правилам организации научно-практический семинара как эффективной формы профессионального развития

Выборочный опрос и анализ выступлений.

Лекция 28. Научно-практический семинар как эффективная форма профессионального развития

Формы методической работы

Выделяют две группы форм методической работы:

· коллективные (групповые)

· индивидуальные

К коллективным (групповым) относятся:

· активная лекция;

· «круглый стол»;

· мастер – класс;

· методический консилиум;

· методическая оперативка;

· методическая мастерская;

· методический КВН;

· методический тренинг;

· «мозговой штурм»;

· научно – практические конференции;

· семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);

· панорама педагогических достижений;

· педагогическая дискуссия;

· педагогические чтения;

· практикумы;

· проблемно-ситуационная игра;

· ролевая игра;

· творческий диалог;

· творческий отчет;

· читательские и зрительские конференции;

· школа передового опыта;

· ярмарка методических идей;

· фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;

К индивидуальным относятся:

· индивидуальная консультация;

· накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;

· наставничество;

· проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;

· постоянная работа над методической темой, представляющей

· профессиональный интерес;

· работа над личной творческой темой;

· работа с наставником;

· разработка собственных средств наглядности;

· разработка диагностических процедур, заданий и тестов;

· разработка собственной программы самообразования;

· рефлексия и анализ собственной деятельности;

· самостоятельное проведение исследований;

· собеседование с администрацией;

· стажировка.

Эффективной формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме, практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов. Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных тем и т.д.

Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы, педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация о новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику достижений педагогической и психологической науки.

Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения, подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и научно - практическим конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлектива и отдельных учителей.

Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием

Основные формы проведений занятий в рамках методического объединения – это семинары и семинары – практикумы.

Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме, какая проходит при активном участии всех педагогов.

На семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, содержание новых технологий, методов и приемов обучения.

Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.

Характерными чертами семинара являются:

· обязательная работа учителей по самообразованию;

· коллективное обсуждение ее результатов;

При проведении семинара происходит переход информативной функции от руководителя методического объединения до участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на первое место выступает регулятивная и организаторская функции.

Эффективность семинара требует особых организационных мер при его подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:

· выделение специального времени для подготовки участников;

· обеспечение участников списком литературы;

· скрупулезный отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;

· при формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.

Практикум – вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе способствуют приобретению новых теоретических знаний.

Практикум включает следующие этапы :

· организационный;

· постановка цели;

· актуализация знаний;

· инструктаж;

· деятельность, направленная на практику работы;

· подведение итогов.

Теоретический семинар. Эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых, специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах актуаль­ных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания со­временных образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения.

Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех раз в год во избежание перегрузки учителей.

Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, к оторый активно используется в общеобразовательных учреждениях республики. На нем в первую очередь рассматриваются вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой такого семинара специалист-психолог.

Семинар-практикум. Данная форма работы требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знакомят присутствующих коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой), проводимой в течение определенного времени под руководством ученого-консультанта или же спе­циалиста управления (отдела) образования.

В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно ценно для роста профессионального уровня учителей.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Научно-практический конференция - э то форма совместной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление и пропаганда лучшего опыта работы,

формирование собственной, исследовательской позиции, навыков ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, науч­ных учреждений); всестороннее освещение проблемы.

Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий, демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило, тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью учреждения образования.

Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Как правило, фестиваль - это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива.

Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты методической работы за год, а также подведе­нием итогов рейтинговой оценки методической деятельности и определением победителей.

Методический мост является разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, НИО, ИПК, АПО, родителей учащихся.

Цель данной работы - обмен идеями, опытом практической деятельности, обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определение путей их успешного разрешения.

Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению, совершенствованию профессиональной подготовки учителей, по преодолению сложностей в ре­шении задач учебно-воспитательного процесса.

Методический ринг как групповая форма работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму - до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Лидеры поочередно «вызываются на ринг» со своими идеями, предложениями, вариантами решения проблемы. По ходу выступления зрители задают им вопросы на конкретизацию, уточнение, выяснение позиции оппонента.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей фор­мируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Тренинг - форма работы, направленная на отработку опреде­ленных профессиональных умений и навыков.

Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг (англ.) - специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, технические средства обучения, раздаточный мате­риал. Тренировку целесообразно проводить в небольших группах (от 5 до 10 человек).

Основные принципы работы тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Видеотренинг - «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия».

Специфика работы видеотренинга состоит в сочетании метода и видеотехнического средства при обучении педагогов.

Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является видеомагнитофон, с помо­щью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь.

Видеотренинг - незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

Дискуссия - целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами методических формирований с целью поиска истины.

Существенной чертой дискуссии является равный диалог всех ее участников. А для того чтобы каждый педагог мог быть активным участником процесса обсуждения вопроса, необходимо комплектовать небольшие по составу группы до 10 человек. Позитив­ным моментом в работе будет являться подбор состава участников

Проведение педагогических чтений в учреждения образования требует привлечения к их подготовке всех звеньев методической службы, так как эти чтения являются своеобразным подведением итогов работы методических подструктур. Как правило, педагогические чтения проводятся по определенной теме, связанной непосредственно с общешкольной методической темой. Они не носят случайный характер, а отражают опыт работы педагогов, их достижения, успехи, фиксируют те трудности, которые пришлось преодолевать на пути к намеченному результату.

Выступления педагогов сопровождаются видеоматериалами, таблицами, схемами, графиками, фотографиями, ученической продукцией.

Все выступления обсуждаются присутствующими, часто в дискуссионной форме, поскольку оптимально определенная тема педчтений никого не оставляет равнодушным.

Желательно, чтобы проведение педчтений планировалось для подведения рубежных и итоговых результатов работы педколлектива по единой методической теме и приоритетным проблемам учреждения образования.

Открытый урок - это традиционная форма работы с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессионального уровня.

В современной педагогической литературе достаточно широко освещаются вопросы проектирования, подготовки, проведения и анализа открытого урока, на котором высокопрофессиональный учитель демонстрирует коллегам использование наиболее эффективных технологий, методик, методов и приемов в процессе обучения учащихся.

Методическая декада (неделя) предусматривает демонстра­цию лучшего опыта работы отдельных учителей или методических формирований учреждения образования. Она проводится по заранее разработанному плану и носит чисто практический характер. В содержании декады должна быть представлена учебная, методическая и внеклассная деятельность педагогов.

Завершается работа декады изданием информационно-методического бюллетеня, выпуском газеты или радиогазеты, соз­данием видеофильма. Лучшая педагогическая продукция пополняет банк данных опыта работы учителей.

Методический диалог проводится с целью обсуждения кон­кретной педагогической проблемы и выработки плана совместных действий по ее реализации.

Как правило, методический диалог ведется между руководите­лем и группой педагогов. Причем участники заранее знакомятся с темой обсуждения, готовят предварительно полученное теорети­ческое домашнее задание.

Движущей силой диалога является активное участие педагогов в обсуждении проблемы. Также большое значение для результа­тивности работы имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет сформировать чувство внутреннего единства участни­ков. В заключение совместной работы делаются выводы и опреде­ляются рекомендации дальнейших совместных действий участни­ков диалога.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Елена Семенькова
Консультация для воспитателей «Формы методической работы с педагогическим коллективом»

Успешность педагогического процесса , воспитателей

методической работы единой линии действий педагогического коллектива .

Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы , (педагогические советы , семинары, практикумы, консультации , открытые просмотры, деловые игры и. т. д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации , собеседования, стажировка, наставничество и т. д.). Рассмотрим основные формы методической работы .

Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям . В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы , параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов ) .

Групповые консультации планируются в годовом плане работы учреждения , отдельные проводятся по мере необходимости. Любая консультация требует подготовку , и профессиональной компетентности.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы . Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации , высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение помогают им осмыслить свой опыт под углом зрения научных выводов.

Консультирование должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики , психологии и педагогической практики .

Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы , которые будут рассматриваться в ходе консультации .

Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов , возрастной группы детей, вида группы.

Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности : раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации .

Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации .

Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться .

Семинары и семинары – практикумы

Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду .

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале года руководитель составляет подробный план работы . Руководителями семинара может быть заведующая, воспитатели , приглашенные специалисты, медицинский работник .

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация . Тематика семинара должна быть актуальна и учитывать новую научную информацию .

Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами , обсуждение двух противоположенных точек зрения, работа с нормативными документами и т. д. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов .

Открытый показ.

У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт , педагогическое мастерство .

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с воспитателем во время занятия , получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя , стать свидетелем процесса педагогического творчества .

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей :

Пропаганда опыта;

Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми .

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя , предложить вопросы, на которые следует обратить внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному воспитателю - просчитать активность детей, другому – сочетание разных методов и приемов , применяемых воспитателем , рациональное использование пособий. Оценить, комфортно ли детям.

По итогам открытого просмотра принимается решения; например, внедрить в свою работу этот опыт . Конспекты предоставить в методический кабинет , или предложить обобщение опыта работы воспитателя , с целью предоставление его на окружные педагогические чтение .

Деловые игры.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты, как учения, так и труда.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует в умение разрешения реальных педагогических проблем .

Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может претворять семинары и спецкурсы, практическое занятие. Она должна проводиться в конце обучения.

Разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы :

Создание проекта деловой игры;

Описание последовательности действий;

Описание организации проведения игр;

Составление задание для участников;

Подготовка оборудование.

Самообразование

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога . Руководитель дошкольного учреждения так организует работу , чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой , пополнять и расширять знания? Педагогика , как и все науки, не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета может следующей : выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами консультация , семинарское занятие т. д. Это может быть работы с детьми , в котором воспитатель использует знания в ходе самообразования.

Формы самообразования .

работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

получение консультаций специалистов , практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др .

Наставничество.

Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной

работы с молодыми педагогами , не имеющими трудового стажа

педагогической деятельности в образовательном учреждении или

имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями ,

нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения

непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.

Дошкольное наставничество предусматривает систематическую

индивидуальную работу опытного педагога по развитию молодого

специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической

деятельности. Цель дошкольного наставничества в образовательном учреждении -

оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, ядра.

Задачи дошкольного наставничества :

Привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности и

закрепить их в образовательном учреждении;

Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога ,

развить его способности самостоятельно и качественно выполнять

возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

Способствовать успешной адаптации молодых педагогов корпоративной

культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.

Успешность педагогического процесса , работа всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей , но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива .

Главная > Документ

Эффективные формы методической работы

Учитель остается учителем, пока он учится.

К. Ушинский

Люди учатся всю жизнь. По данным социологов 20% своих знаний они получают через формальное индивидуальное обучение в ССУЗах, вузах, на курсах повышения квалификации, семинарах. Остальные 80% знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а так же при взаимодействии с другими людьми. Сегодня многие школы осознают тот факт, что все-таки основная часть индивидуального обучения происходит в стенах самой школы, на рабочем месте учителя. Для этого и существует методическая служба. В современной школе методическая служба представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы по обучению и развитию кадров. На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность? – На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества; – на создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности; – на повышений методического мастерства учителя; – на активное участие в управлении качеством педагогов; – на аттестацию учителей на более высокую квалификационную категорию; – на повышение качества образовательного процесса; на повышение качества знаний учащихся; – на создание банка инновационных идей и технологий; – на разработку творческих авторских программ. Поэтому методическая служба должна создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне учителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы. Формы методической работы: – диспут, дискуссия, – педсовет, методсовет, – организация методического дня, недели, – творческий отчет, – конкурсы, – фестиваль педагогических идей, – деловая игра, – «Круглый стол», – педагогический консилиум, – презентация, – аукцион, – мозговой штурм, – эксперимент, – творческая стажировка, – доклады, выступления, – семинары, семинары-практикумы, – обсуждение проблем, – научно-практические конференции, – самообразование, самоотчеты, – выставки, смотры, – анкетирование, – наставничество, – мастер-классы, – творческие группы, – предметные и межпредметные МО, – методические оперативки, – психолого-педагогические чтения, – микроисследование, – методические консультации, – защита авторских проектов и разработок, – кафедры, – совещание при директоре, – конференции, – научно-исследовательские лаборатории. В книге В. М. Лизинского «О методической работе в школе» описаны и сгруппированы более 40 различных форм. От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы? Прежде всего от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива. Ежегодно составляя план учебно-воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив. Предположим, что одна из них – повышение уровня образованности педагогического коллектива. Какие формы методической работы будут наиболее эффективны? – семинары, семинары-практикумы – организация методического дня, недели, – методические консультации, – психолого-педагогические чтения, – анкетирование, – методические оперативки, – предметные и межпредметные МО, – доклады, выступления. И особую роль будет играть самообразование учителя –- как одна из важнейших форм методической работы. Главный эффект самообразования – это сокращение или поддержание высокого интеллектуального и физического уровня. Один из отечественных классиков НОТ П. М. Керженцев в качестве одного из принципов самообразования определил ясность и конкретность цели. Когда появляется цель, то обычно в письменном виде составляется план – что и какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. В организации самообразования фактор времени играет весьма значительную роль: – если интерес человека направлен в сторону повышения своей компетенции, то время на него находится; – если самообразовательная мотивации низкая, то времени на него нет или не хватает. Поэтому одним из важнейших признаков является наличие хорошо работающей системы методической работы, способствующей стимулированию самообразования педагогов и обеспечивающей их профессиональные устремления. Формы самообразования в рамках методической работы могут следующими: – общение с высоко классными учителями, мастерами своего дела; – решение конкретной задачи, имеющий практический характер (внедрение технологии, апробация учебника); – критический обзор периодической печати; – критический обзор существующих форм ведения урока; – реферат; – самоаттестация; – анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач. В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности. В современных условиях результативной является инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Но она может создать ряд острых проблем вплоть до отставания методической деятельности от бурно протекающих в образовании различных процессов. Особенно это относится к тем методическим службам, которым характерно традиционное функционирование, с консервативной структурой методической службы, где нет предметной методической проработки новых идей и не всегда проводится их апробация на эффективность. Традиционный подход, как показывают исследования, оправдывает ожидания в оказании методической помощи только 54% учителей. Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций? «Мозговой штурм» используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности. Одной из эффективных форм методической работы так же является и «Фестиваль педагогических и методических идей». Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации учебного процесса, самодеятельности и творчества. Цель таких фестивалей – познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов. В фестивале участвуют все педагоги, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе и от его квалификации, от его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.

Цель индивидуальных форм методической работы - оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Основой методической работы является наблюдение воспитательно-образовательной работы в группах. Оно обязательно должно быть целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем четче будут ваши рекомендации, помогающие повысить качество работы. При этом следует учесть, что рекомендаций должно быть не более 2-3, которые носят существенный характер, и их учет в дальнейшей работе позволит решить существующие у педа-гога проблемы. Наблюдая процесс взаимодействия воспитателя и детей в процессе игр, занятий, других видов деятельности с определенной целью (например, анализ характера обращения воспи-тателя к детям в повседневной жизни), вы, безусловно, обратите внимание и на другие проблемы, но пусть это будет целью последующего наблюдения.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя - приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Достичь этого можно только добрым, внимательным отношением к педагогу, деловыми рекомендациями, помогающими за достаточно короткий срок повысить эффективность работы воспитателя. Каждое наблюдение должно завершаться беседой старшего воспитателя с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя. Уходя из группы, достаточно поблагодарить его, попрощаться с детьми, можно назначить время воспитателю для беседы. Там, где эта работа приобретает характер системы, воспитатели сами приходят в определенное время в методический кабинет, чтобы побеседовать со старшим воспитателем. Такая беседа носит характер деловой.



Беседа - одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

Старший воспитатель должен, хорошо подготовиться к беседе, если хочет получить какой-то результат. Нельзя надеяться на то, что как-нибудь все получится само собой, надо тщательно продумать те вопросы, которые вы хотите обсудить с воспитателем. Искусству проводить деловые беседы надо учиться.

Нужно усвоить несколько важных рекомендаций по ведению деловых бесед. Их универсальный характер основывается на том, что в любой беседе вы должны искусно приспособиться к своему собеседнику в данный момент независимо от того, о чем идет речь.

1. Внимательно выслушайте собеседника до конца. Всегда беседа начинается с высказываний воспитателя о характере своей деятельности, почему она использовала те или иные приемы, что получилось, а что нет, почему. Иначе говоря, должен быть проведен самоанализ своей деятельности.

2. Никогда не пренебрегайте значением предубеждений вашего собеседника. Не допускайте, чтобы ваше мнение складывалось до того, как вы тщательно взвесили все факты.

3. Избегайте недоразумений и неверных толкований. При любой неясности сразу же прямо справляйтесь у собеседника, что же именно он подразумевает? Не допускайте в разговоре недостаточно ясных терминов, недомолвок. Изложение должно быть ясным,

систематизированным, сжатым и прежде всего понятным и простым. Это относится как к воспитателю, так и к методисту.

4. Уважайте своего собеседника. Техника ведения бесед - это искусство общения с людьми. Ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка и т.д.

5. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. Вежливость не снижает определенности рекомендации или совета, но во многом препятствует появлению у собеседника внутреннего сопротивления. Конечно, при этом вежливость не должна перерастать в дешевую лесть. Всегда надо следить за тем, чтобы быть вежливым в меру. Дружеское расположение увеличивает шансы успешного завершения беседы.

6. Если нужно, будьте непреклонны, но сохраняйте хладнокровие, когда температура беседы поднимается. Не воспринимайте как трагедию, если собеседник даст волю своему гневу. Опытный и закаленный в дискуссиях человек сохранит твердость и не обидится, а сможет уверенностью тона, мягкостью речи успокоить собеседника.

7. Любым возможным способом постарайтесь облегчить собеседнику восприятие ваших рекомендаций и предложений. Постарайтесь не допускать впечатления, что собеседник под вашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет ваши предложения потому, что вы постепенно убедили его в своей правоте. Поэтому не спешите - дайте своему собеседнику достаточно времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности ваших идей.

8. Успех деловой беседы во многом зависит от того, насколько правильно вы уяснили особенности характера своего партнера и выбрали верный тон разговора с ним.

Старший воспитатель должен быть хорошим психологом, знать, что одного воспитателя надо поощрять к разговору одобрительными словами, кивком головы, улыбкой, другого - направлять, не давать отвлекаться на другие темы, третьего - заинтересовать, придать беседе привлекательную форму и т.д. Сколько людей - столько и особенностей надо учитывать при подготовке деловой беседы.

Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование . Оно определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть потребностью педагогов дошкольного учреждения. Организация самообразования - одна из главных и сложных задач старшего воспитателя дошкольного учреждения. Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ и методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик - хороший стимул для организации этой работы.

Самообразование как постоянная деятельность педагога включает научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методики воспитания и обучения детей; разработку и практическую апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения; создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д. Направление и содержание самообразования определяются самим воспитателем в соответствии с его потребностями и интересами. Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.

На этом этапе старший воспитатель помогает определить проблему, тему самообразования. Проводя наблюдения разных сторон педагогического процесса, педагогический анализ, контро-лируя работу педагогов, старший воспитатель помогает выделить вопросы, наиболее актуальные для каждого. Могут помочь индивидуальные беседы с педагогами, ответы на вопросы специально продуманных анкет. Возможно проведение и такой формы работы, как выставление воспитателями себе «оценок» по тому или иному разделу работы, которые обязательно анализируются старшим воспитателем и соотносятся с его собственными наблюдениями. Важно не только убедить воспитателя углубленно заняться какой-то проблемой, но и осуществлять постоянный контроль за тем, как проходит эта работа. Старший воспитатель имеет возможность привлечь воспитателей к выступлению на заседании Совета педагогов по теме самообразования, 51

проведению индивидуальной или групповой консультации, организовать в методическом кабинете выставку изготовленных ими пособий, материалов и т.д. Результаты работы по самообразованию - источник пополнения методического кабинета различными материалами. Это могут быть конспекты занятий, планы коллективных видов деятельности, дидактические игры, рекомендации по проведению тех или иных режимных моментов, составление картотеки по определенной тематике и многое другое.

Результаты работы по самообразованию должны обязательно стать достоянием коллектива. В конце учебного года может быть проведена, например, выставка работ воспитателей и детей по темам самообразования, можно организовать «круглый стол» по обмену опытом или провести «творческую гостиную» и т.д. Необходимо выработать определенные требования к оформлению материалов, чтобы в дальнейшем ими могли пользоваться все сотрудники детского сада. Нужно предусмотреть и определенные меры стимулирования наиболее эффективной работы воспитателей в течение учебного года. Результатом самообразования может быть и оформление передового педагогического опыта воспитателей дошкольного учреждения.

Тема 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в условиях социального партнерства

Тема 5. Особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования

Задание. Проанализируйте план работы специалистов. Предложить темы занятий и экскурсий.

Как осуществляется профессиональное совершенствование специалистов ДОУ?

Выделите особенности современных подходов и педагогических технологий в области дошкольного образования

Интегрированное планирование специалистов в МДОУМесяцы Тема, цель интегрированных занятий Воспитатели групп Специалисты Музыканты
Познавательные занятия Экскурсии, прогулки Интегративные занятия «Музыкальная гостиная »
Сентябрь «Вновь мы вместе» («Дружба») Цель: формирование коммуникативных способностей детей дошкольного воз-раста «Что такое дружба?» (по-словицы, пого-ворки, рассказы, стихи, сказки о дружбе) Организация хороводов на прогулках и игр на сближе-ние «Шире круг» «Музыка нас свя-зала...» (хороводы, музыкальные игры на сближение)
Октябрь «Золотая осень» Цель: обратить внимание детей на красоту осенней природы «Время года - осень. Три осени» Экскурсии и прогулки по микрорайону, в парк «Уж небо осенью дышало» Музыкальные произведения об осени. (П.И.Чайковский, Вивальди)
Ноябрь «Доброта» Цель: знакомство детей с добротой как чертой характера человека «Доброта, доб-рый человек, добрые сказоч-ные герои» (доброта как черта характера) Экскурсия в городской вы-ставочный зал (добрые лица) «Мы творим добро» Как музыка влияет на характер человека
Декабрь «Здравствуй, Новый год!» Цель: познакомить детей с историей возникновения но-вогоднего праздника «Как встречали Новый год на Руси» (о елке, Деде Морозе, старом и Новом годе, новогодних Экскурсии по городским площадям, где стоят елки «Зимняя сказка» Музыкальные произведения о зиме

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Целью опыта работы является изучение процесса применения активных способов обучения в методической работе ДОУ

Объект исследования: методы активного обучения в методической работе ДОУ.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:


  1. Раскрыть сущность понятия «методы активного обучения»;

  2. Рассмотреть классификацию методов и их основные компоненты ;

  3. Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с педагогическим коллективом;
Методы исследования: изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

Существуют различные формы методической работы для успешной реализации годовых задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

Основные из них это:

Педсоветы

Семинары

Методические объединения

В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом.

Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие?

Одной из наиболее важных форм методической работы является педагогический совет. По формам организации педагогический совет бывает традиционным, нетрадиционным и с использованием отдельных методов активизации педагогов. Разные формы педагогических советов определены в работах Волобуева Л.М., Газина О.М., Фокина В.П. Рассмотрим нетрадиционные формы педагогических советов, хорошо себя зарекомендовавшие в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Педсовет – деловая игра чаще всего используется для подведения итогов работы коллектива, по какой либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Педсовет – круглый стол. Для его подготовки руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Так же важно выбрать ведущего, ориентирующегося в проблеме и умеющего направлять разговор в нужное русло.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуации, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет – дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить тему «Как должно быть организовано взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка?»

Необходимо, чтобы все участники педсовета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов. Следует помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения и активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием учебно-воспитательного процесса.

1. Теоретическое обоснование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе ДОУ

1.1 Сущность понятия «методы активного обучения»

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствует, что при лекционной подаче материала усваивается не более I - -30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловойигре) - до 90%).

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия

Каковы основные характеристики «интерактива»?

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:


  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

  2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности ;

  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
В чем преимущества такой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

1.2. Классификация методов активного обучения и их особенности

Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Не следует смешивать дискуссию с полемикой, т.е. целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже сформированной позиции. Возможно использование свернутых формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол - техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

Одна из эффективных интерактивная форма, работы с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование,быстрое обучение).

Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике , методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:


  • общая эрудиция;

  • профессиональные знания, умения, навыки;

  • умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
    Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».
Круглый стол - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Инициатор:

Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

Спорщик:

Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”

Соглашатель:

Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего

Оригинал:

Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

Организатор:

Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

Молчун:

Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

Деструктор:

Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:


  • определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;

  • определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);

  • составление плана;

  • предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы
Методика проведения:

  • ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.

  • Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.

  • организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

  • заключение, подведение итогов обсуждения.
В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Ведущий должен:


  • Хорошо знать проблему, тему дискуссии.

  • Изучить позицию и аргументы оппонентов.

  • Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.
Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

Для проведения мозгового штурма:


  1. Выбирается проблема для обсуждения;

  2. Формируется креативная группа приметно из десяти человек : обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;

  3. Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

  • Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

  • Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе Категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

  • На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается карточкой со значками:
Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот методпозволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

При использовании этого метода каждый педагог может:


  • сосредоточиться на содержании;

  • действовать целенаправленно;

  • сохранить возможность для импровизации;

  • проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;

  • проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

  • мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. (Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения?) При этом хочется отметить, что не всегда педагоги довольны результатом обсуждения. В этом случае необходимо сделать анализ работы педагогов, выявить причины неэффективности обсуждения.
Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры , которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:


  • ситуации – иллюстрации;

  • ситуации – упражнения;

  • ситуации – оценки;

  • ситуации – проблемы.
Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута


  • Диспут – свободный обмен мнениями.

  • На диспуте все активны. В споре все равны.

  • Каждый выступает и критикует любое положение,
    с которым не согласен.

  • Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

  • Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

  • Острое, меткое слово приветствуется.

  • Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:


  • "Нужны ли детскому саду стандарты?",

  • "Чему сегодня нужно учить дошкольников?",

  • "Новаторские технологии: за и против",

  • "Каковы сегодня цели воспитания?",

  • "Что является общечеловеческими ценностями?",

  • "Какова роль семейного воспитания сегодня?"
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Традиционный педагогический совет на основе создания проблемных групп

Основной недостаток традиционной формы педагогического совета с докладом - низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

1 этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.

2 этап – этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, предметные кафедры и методические объединения, методический кабинет. Разрабатываются планы работы педагогического совета.

Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений.

Проблемные группы совместно с администрацией:

Занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;

Проводят анкетирование педагогов и учащихся;

Продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);

Посещают уроки и внеклассные мероприятия;

Оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;

Изучают документацию образовательного учреждения;

Разрабатывают памятки;

Готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой проблеме.

3 этап – этап проведения. Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа. Председатель педагогического совета напоминает о требованиях к выступающим:

Уметь слушать и не прерывать оратора;

Мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;

Мысли и предложения надо сформулировать четко и кратко;

Чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и свое;

Доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук;

Вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Заметим, что отношение к решению педагогического совета уже проявляется в процессе его принятия.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины