Порядок избрания губернаторов в рф. Назначать или выбирать губернатора? Теперь это будут решать депутаты в регионах

Порядок избрания губернаторов в рф. Назначать или выбирать губернатора? Теперь это будут решать депутаты в регионах

19.09.2022

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 года в России состоится единый день голосования - законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести - депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов.

В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

История введения института выборов глав субъектов

Впервые прямые выборы глав субъектов - Москвы, Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) и Татарстана - состоялись 12 июня 1991 года. Они прошли одновременно с первыми президентскими выборами в России.

22 августа 1991 года после провала попытки государственного переворота, организованной ГКЧП с целью не допустить подписания Союзного договора и распада СССР, президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР". Согласно документу, в областях, краях, автономных областях и округах вместо советов народных депутатов был учрежден новый институт - региональные администрации. Их главы назначались и отрешались от должности президентом России. Эта норма не распространялась на республики, где высшее должностное лицо избиралось в ходе прямых выборов или депутатами местных парламентов.

24 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон "О выборах главы администрации" и назначил проведение выборов руководителей ряда российских регионов на 8 декабря того же года. Однако 1 ноября 1991 года Съезд народных депутатов ввел мораторий на эти выборы до декабря 1992 года и закрепил за президентом право на назначение руководителей регионов. В 1992 году запрет планировалось продлить, но советы ряда областей и краев заявили о своем несогласии с этим решением. В итоге в апреле 1993 года были проведены первые в истории РФ прямые выборы глав регионов: в Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской областях и Красноярском крае.

17 сентября 1995 года президент РФ подписал указ, согласно которому во всех субъектах Федерации их руководителей должны были избирать граждане в рамках прямого, равного и тайного голосования. Предполагалось, что данная норма будет применяться начиная с 1996 года. Исключение было сделано для Московской, Новгородской и Орловской областей, где выборы решено было провести в декабре 1995 года.

Однако после выхода указа к президенту поступили обращения из ряда российских регионов с просьбой разрешить проведение прямых выборов ранее 1996 года. Разрешение было получено, и с 1995 года почти все губернаторы стали избираться населением путем прямого голосования. 1 июля 1997 года последним российским губернатором, утвержденным главой государства, стал руководитель Кемеровской области Аман Тулеев.

6 октября 1999 года был принят федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", который отменил право президента назначать руководителей регионов и установил единые правила проведения всенародных выборов. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики.

Отмена прямых выборов

В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в Беслане. Глава государства заявил о необходимости "совместного участия Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России". С этой целью институт прямых выборов предлагалось отменить и ввести процедуру утверждения губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ.

11 декабря 2004 года Путин подписал поправки в закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Федерации, которыми ввел новый порядок избрания губернаторов: руководителя региона по представлению президента РФ утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности "в связи с утратой доверия президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом".

В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право также получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона (не менее трех) могли только политические партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ.

Последние прямые выборы губернатора прошли в январе-феврале 2005 года (в два тура) в Ненецком автономном округе.

Возврат прямых выборов

22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил "перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов". 2 мая 2012 года глава государства подписал соответствующие изменения в законы. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня 2012 года. Согласно им, высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами данного региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост руководителя региона выдвигаются либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения, если это предусмотрено местным законодательством.

Первые после семилетнего перерыва прямые выборы глав регионов состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.

Избрание глав субъектов местным парламентом

Прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ в настоящее время применяется в 75 регионах. В остальных десяти субъектах главы регионов избираются местными парламентами: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.

Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Главы республик и регионов избираются местным законодательным органом из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ. В свою очередь предложения по кандидатам главе государства направляют партии, представленные в региональном парламенте и Госдуме (не более трех от каждой партии).

В автономных округах, согласно федеральному законодательству, руководители избираются по согласованию с губернаторами области, в состав которой входят эти округа (для избрания глав Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов необходимо согласование с руководством Тюменской области, для Ненецкого - с Архангельской). Каждая представленная в парламенте округа партия вправе предложить губернатору соответствующей области (Тюменской или Архангельской) не более трех кандидатур на пост руководителя региона. Губернатор отбирает не менее пяти кандидатов из предложенных и вносит их на рассмотрение президента. Глава государства в свою очередь представляет в законодательный орган автономного округа трех претендентов для избрания.

Выборы руководителей регионов депутатами местных законодательных органов также проводятся в сентябре, в единый день голосования. Если же выборы главы и местного парламента проходят в один год, то избрание руководителя субъекта проводится новым созывом законодательного органа в течение 45 дней со дня его формирования.

Вложения в должность губернатора сейчас не окупаются, зато это отличный карьерный трамплин

10 сентября 2017 года выборы губернаторов пройдут в 16 регионах РФ. И почти нигде нет интриги – победить должен действующий врио главы региона. Как же так получилось, что при Сергее Кириенко, которого считали главным либералом в Администрации Президента, демократическая процедура превратилась в чисто технический акт?

Увы, но, похоже, что выборы в России в принципе утратили популярность, как средство борьбы за власть. Да и сама власть перестала интересовать многих из тех, кто ранее так страстно за нее боролся. Речь, прежде всего, о тех, кто рассматривал властные посты в качестве инструмента извлечения прибыли. Сегодня инвестиции в должность губернатора, а уж тем более в депутата Госдумы – нерентабельны. Как вернуть вложения в кампанию? Если нет каких-то конкретных лоббистских интересов, то любая высокая госдолжность в наше время может стать только обузой. Статус депутата больше не дает неприкосновенности, а должность губернатора монополии на региональный бизнес. Пример – губернатор Иркутской области Сергей Левченко, который избравшись в протестном регионе реализует ФЦП и программы федерального правительства, причем гораздо успешнее своего предшественника из «Единой России». Секрет прост, в нынешней ситуации тому же Левченко не до политической борьбы. Он своеобразный технократ, который должен реализовать президентские программы, но при этом и спрос с него выше, чем с лояльных Кремлю младогубернаторов.

Некоторые из тех, кто должен избираться в этом году на пост главы региона, и вовсе не приспособлены к реальной политической жизни. Тем не менее, и Президент, и губернаторы должны проходить через этот обряд, назовем его «принятием населением». Суть его проста: нужно доказать свои бойцовские качества, прогнать свою программу через призму критики оппозиции, собрать весомую группу поддержки. Да, провести выборы без явного выбора – сложная задача, но вместе с тем, сам ритуал призван решать массу накопившихся в обществе проблем.

Возьмем, к примеру, Республику Бурятия. Там врио губернатора Алексей Цыденов отказался от борьбы со своим главным конкурентом коммунистом Вячеславом Мархаевым. Выдвиженца от КПРФ сняли при прохождении муниципального фильтра, то есть, кандидат от власти не принял бой не только от сильного соперника, но и от стоящей за ним части элит. Чем это может быть чревато? Во-первых, в следующем году в Бурятии пройдут выборы в Народный Хурал и коммунисты могут серьезно увеличить свое присутствие в местном парламенте. Ведь теперь за ними стоят не только обиженные местные элиты, но и обиженные избиратели, которым вместо КПРФ попытались подсунуть фейковую партию «Коммунисты России».

Схожая ситуация в других регионах со слабыми руководителями. В той же Свердловской области врио губернатора Евгений Куйвашев пошел на все ухищрения для зачистки политического поля и, скорее всего, в следующем году получит реакцию на свои действия. На тех же выборах в гордуму Екатеринбурга. Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков также постарался договориться со всеми участниками политического процесса, от выдвинувшихся кандидатов (часть из которых снялась в его пользу) до реальных соперников вроде Ирины Петеляевой из «Справедливой России». Да, хитрая игра позволит ему победить на выборах, но как такой слабый губернатор намерен в будущем бороться с политической оппозицией Карелии? Ходят слухи о том, что Парфенчиков является одним из кандидатов на пост генпрокурора России, но готов ли он будет занять эту должность, если не справится с проблемами «на земле»?

Схожие проблемы есть и у других губернаторов, чьи нынешние должности рассматриваются как карьерные трамплины. Речь о врио губернатора Пермского края Максиме Решетникове и врио главы Удмуртии Александре Бречалове. Их основная задача – проявить себя в решении накопившихся проблем, стать «разводящими» в среде местных элит, которые в обоих регионах достаточно скомпрометированы. Но смогут ли это сделать губернаторы, чьи выборы прошли по стандартной схеме «сухой явки» и зачищенного поля? Тот же Решетников избирается в Перми по договоренности с главным местным оппозиционером Дмитрием Скривановым. Сможет ли он после этого вести себя независимо от договоренностей с этой третьей силой? Тот же губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, являясь кандидатом в целом с позитивным рейтингом, берет на себя определенную нагрузку по согласованию с местными элитами действующего городского руководства Ярославля во главе с мэром Слепцовым. Т.е. все ошибки Слепцова отныне будут проецироваться на действующего губернатора, который и так побеждает лишь в договоренности с соперником от «Справедливой России» Анатолием Грешевниковым, который отказался от участия в выборах. Как, кстати, и в Марий Эл, где КПРФ вовсе не стала выставлять своего кандидата против «единороса» Александра Евстифеева, дабы тот совершенно случайно не победил неопытного врио губернатора. За это кандидату от коммунистов Сергею Мамаеву разрешили бороться в Кировской области с Игорем Васильевым, так что Вятку можно причислить к одному из самых конкурентных регионов России.

Несколько лучше обстоят дела у тех глав регионов, которые структурировали собственные электоральные кампании. В том же Севастополе Дмитрий Овсянников начинал очень тяжелую кампанию, которую вполне мог проиграть. Но по ходу скорректировал многие свои позиции, тем самым, попытавшись обосновать свои позиции перед местным населением. Учитывая протестный статус Севастополя, добиться этого было непросто. Как, впрочем, молодым губернаторам Калининградской области Антону Алиханову и Новгородской области Андрею Никитину, которые сумели извлечь из своей молодости определенный профит. Точнее, они сформулировали некоторые идеи, которые хорошо ложатся в существующие концепции развития и могут быть реализованы в соавторстве с действующими элитными группами. Т.е. напряжение в элитах было снято за счет вовлечения их в избирательные процессы на стадии кампании. К ним можно отнести и более опытного губернатора «второго срока» Сергея Жвачкина (Томская область), который, несмотря на тихую кампанию, сумел решить основные вопросы на уровне элит и теперь готовится выиграть выборы в тихой борьбе.

Наиболее стабильны действующие губернаторы – Мордовии (Владимир Волков), Белгородской области (Евгений Савченко) и Саратовской (Валерий Радаев). У них все должно пройти по стандартному сценарию – средне высокая явка (35-45%) и высокий процент голосов за основного кандидата. Тот же Савченко вполне может получить результат близкий к 80-90%. Вторым может стать Волков (70-80%), а третьим Радаев (60-70%). Однако эти впечатляющие результаты не снимают вопрос конкуренции внутри местных элит. Например, кто же все-таки выступит в роли преемника Савченко на грядущих выборах? Или кто может противостоять Волкову в Мордовии в случае ухода его главного лоббиста Меркушкина с поста губернатора Самарской области?

Как мы видим, грядущие выборы порождают больше вопросов, чем ответов. И главный из них, к чему приведут выборы без выбора? Обострят ли подковерную грызню местных элит? – несомненно. Найдет ли подобное положение вещей выход в грядущих кампаниях муниципального и регионального уровней? – безусловно. Возможно даже в президентской - ведь многие местные силы захотят подпортить авторитет новоизбранных губернаторов тем, что помогут снизить результаты грядущей президентской кампании. Ведь именно под брендом Путина избираются молодые и мало кому известные технократы, которые и станут объектами атаки местных элит в ближайшие годы. Такое «тихое противоборство» федеральных и местных групп вполне может привести к возрождению третьей силы – российского федерализма, о необходимости которого в последние годы говорит все больше и больше экспертов.

Россияне рискуют снова потерять вернувшуюся было при Дмитрии Медведеве возможность выбирать губернаторов. Депутаты Госдумы в первом чтении приняли закон, позволяющий регионам самостоятельно решать, будут они проводить выборы или нет. Закон поддерживает президент РФ Владимир Путин. У него уже есть опыт отмены губернаторских выборов.

В 2004 году прямые выборы губернаторов были отменены. Тогдашний (и нынешний) президент Владимир Путин строил вертикаль власти, и неуправляемые руководители ему были не нужны. Формально отмену выборов приурочили к теракту в Беслане, где 1 сентября 2004 года боевики захватили школу.

«В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России, - заявил спустя две недели после теракта Владимир Путин. - И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства».

После этого заявления судьба выборов была предрешена: президент фактически получил право назначать своих людей на должности руководителей регионов. Не изменился порядок и тогда, когда партиям, обладающим большинством в региональных парламентах, дали возможность представлять главе государства свои кандидатуры на пост губернатора. Дело в том, что большинство во всех законодательных собраниях принадлежало и принадлежит «Единой России», лидером которой является Путин (сейчас, правда, уже неформальным).

Постепенное движение в сторону возврата выборов началось в 2011 году. Летом президент Дмитрий Медведев, который двумя годами ранее безапелляционно заявлял о невозможности введения прямого голосования, сообщил , что тема губернаторских выборов «не закрыта». По словам Медведева, его точка зрения по этому вопросу «находится в движении».

15 декабря в ходе «прямой линии» Владимир Путин тоже в поддержку возвращения губернаторских выборов, но с серьезными ограничениями. По мнению Путина, система должна работать следующим образом: все партии, имеющие представительство в региональном парламенте, предлагают свои кандидатуры губернаторов президенту, тот выбирает достойных, и уже они участвуют в обычных выборах. Таким образом, отличие от действовавшего на тот момент порядка состояло в том, что, во-первых, кандидатов разрешалось выдвигать всем партиям (а не только той, что имеет большинство), и во-вторых, голосовать должны были жители региона, а не депутаты.

Спустя неделю после выступления Владимира Путина с посланием к Федеральному собранию обратился Дмитрий Медведев. Незадолго до этого в Москве состоялся самый массовый митинг за последнее десятилетие: 10 декабря на Болотную площадь вышли десятки тысяч граждан, недовольных фальсификациями на выборах в Госдуму. Вполне естественно, что послание Медведева рассматривалось как ответ на протестную активность - президент анонсировал масштабную политическую реформу, подразумевавшую в том числе и возвращение губернаторских выборов. В Кремле, впрочем, связь между Болотной и предложенными изменениями законодательства отрицали.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Реформа Медведева (за исключением изменения порядка выборов в Госдуму) была реализована. Регистрацию партий упростили, сбор подписей для участия в выборах отменили, а количество подписей, необходимых для выдвижения в президенты, уменьшили. Вернули и выборы губернаторов.

В ходе рассмотрения закона о губернаторских выборах все фракции Госдумы сходились в одном: это правильный шаг. «Данный законопроект будет способствовать повышению ответственности избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации перед гражданами, обеспечению прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов России, а также имеет цель реализовать конституционные процедуры, направленные на повышение доверия граждан к избираемым им органам государственной власти», - говорил в свойственной ему манере глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.

«Мы восстанавливаем выборы - это хорошо: народ просит, и время просит, так сказать», - вторил ему Михаил Дегтярев из ЛДПР. «Видимо, пришло время, мы готовы выдвигать своих кандидатов и бороться за то, чтобы тот или иной кандидат возглавил субъект. Конечно, это важное дело», - соглашался глава фракции «Единой России» Андрей Воробьев. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов также высказывался за возвращение выборов: «Так и должно быть, и мы много лет об этом говорили». Руководитель КПРФ Геннадий Зюганов об этом вообще с незапамятных времен - коммунисты «всегда выступали за прямые выборы губернаторов и Совета Федерации».

Все приведенные цитаты (кроме последней) взяты из стенограммы заседания Госдумы, на котором закон о выборах губернаторов рассматривался в первом чтении. Ко второму чтению в него добавили муниципальный фильтр и «консультации» с президентом. Вполне естественно, что оппозиция забеспокоилась, а допустят ли вообще ее представителей до выборов. В итоге все поправки были приняты силами депутатов от «Единой России». В окончательном - третьем - чтении за закон проголосовали 236 единоросов и один представитель от «Справедливой России». КПРФ и большинство справоросов вообще отказались голосовать, не согласившись с введением фильтров. Представитель ЛДПР Сергей Иванов объяснил отказ своей партии участвовать в голосовании так: «ЛДПР давно заявляла, что мы категорически против выборов губернатора... Мы в этом плане по крайней мере честны и в этой части как раз можем поддержать данный законопроект, потому что никаких выборов губернаторов все равно не будет».

Несмотря на недовольство думской оппозиции финальным вариантом закона о выборах, ее представители активно участвовали в избирательных кампаниях, проходивших той осенью. В октябре 2012 года губернаторов выбирали в Рязанской, Брянской, Белгородской, Вологодской и Амурской областях. По итогам выборов все действующие руководители регионов, выдвинутые «Единой Россией», сохранили свои посты. Но по крайней мере в Рязанской и Брянской областях кампании оказались для единоросов не слишком простыми - коммунисты проиграли им в весьма достойной борьбе.

Однако спустя два месяца после осенних баталий выяснилось, что выборы губернаторов нужны не всем. 13 декабря на заседании в Кремле председатель парламента Северной Осетии Алексей Мачнев (до недавнего времени сотрудник полпредства в ЮФО, то есть администрации президента) предложил дать регионам право отменять у себя выборы. «Видя, как проходят выборы в ряде наших субъектов, мы не можем не замечать то, что в этом процессе происходит накал общественно-политической ситуации, что в худшую сторону меняется социально-экономическое положение», - заявил он.

По его словам, в тех регионах, которые откажутся от выборов, процедура назначения должна быть такой: партии, которые представлены в Госдуме и региональном парламенте, предлагают президенту свои кандидатуры на пост губернатора. Тот выбирает подходящих и вносит их на рассмотрение депутатов заксобрания, а они уже выбирают губернатора. Фактически Мачнев предложил ту же систему, что была представлена Путиным во время «прямой линии». Нужно сказать, что инициативу Мачнева Путин поддержал. «Там, где люди чувствуют какие-то угрозы для себя, угрозы дестабилизации, межэтнических конфликтов, там нужно предоставить право более гибко решать вопросы подобного рода», - сказал он. Речь, очевидно, шла о Кавказе.

Единый день голосования

До 2004 года выборы в России проводились стихийно: в разное время по всей стране. Практически каждые выходные проходило голосование местного или регионального уровня, что значительно затрудняло работу избирательных комитетов.

В октябре 2012 года президент РФ Владимир Путин установил единым днем выборов второе воскресенье сентября. Исключение - проведение федеральных выборов в этот год.

В этом случае единым днем голосования объявляется день выборов главы государства или депутатов. Время выбрано не случайно: избранные в этот период чиновники должны успеть включиться процесс формирования бюджета и определить его на грядущий год. Первые выборы по новому закону прошли 8 сентября 2013 года.

Где и когда пройдут выборы губернаторов в 2017 году

В этом году выборы пройдут сразу в 16 регионах России. У десяти губернаторов истекает срок полномочий, а в республиках Удмуртия и Марий Эл, в Кировской, Томской, Новгородской и Калининградской областях выборы пройдут досрочно. В трех областях из этой шестерки предыдущие губернаторы арестованы и обвинены в уголовных преступлениях. Из всех претендентов, идущих на прямые выборы, 11 – «новички», получившие должности менее года назад.

Всенародное голосование состоится в Белгородской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ярославской областях, а также в республиках Бурятия, Карелия, Мордовия, Марий Эл, в Пермском крае и в городе федерального значения Севастополе.

Адыгея - единственный регион, где выборы будут «непрямыми». Ранее президент РФ Владимир Путин предложил трех кандидатов на должность руководителя республики. Губернатора определит парламент.

Как проголосовать в единый день голосования

В России право голоса на политических выборах имеют все граждане, достигшие 18-ти лет. Запрещено голосовать россиянам, которых суд признал недееспособными, а также осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Отдать голос за кандидата россияне смогут на специально оборудованных избирательных участках . Граждане уже сегодня могут узнать адрес своего избирательного участка или найти себя в списке избирателей при помощи онлайн-системы поиска на официальном сайте Центризбиркома.

Выборы губернатора в Севастополе

10 сентября 2017 года - значимый день для жителей Севастополя. В городе пройдут первые прямые выборы губернатора. Ранее горожане не могли влиять на выбор городского главы - его назначали из Киева.

В Севастополе примерно 306 тысяч избирателей. Для них организуют 180 избирательных участков. По официальным данным, в Севастополе живут около 20 тысяч инвалидов, из них 9 тысяч имеют первую и вторую группы инвалидности. Они смогут проголосовать, не покидая свои дома.

Примерно 300 волонтеров помогут тем, кому понадобится помощь на избирательных участках: инвалидам, слабовидящим, тем, кто не может сам разобраться в процедуре голосования.

Как в России стать кандидатом в губернаторы на прямых выборах

Кандидатов на пост губернатора могут выдвигать политические партии. Они могут быть, как членами партии, так и не состоять в них. Самовыдвиженец также может предложить свою кандидатуру.

Побороться за губернаторское кресло имеет право гражданин РФ старше 30 лет. Одно из условий - отсутствие не погашенной или не снятой судимости.

Кроме того, потенциальный кандидат обязан получить согласие на свое выдвижение от муниципальных депутатов в субъекте страны, где он намерен работать. Ему нужна поддержка от 5 до 10 % депутатов представительных органов муниципальных образований.

https://www.сайт/2017-02-06/kak_snimayut_i_naznachayut_gubernatorov_v_2017_godu

«Тебе звонят и говорят: есть хороший карьерный вариант, подъезжай»

Как снимают и назначают губернаторов в 2017 году

Губернатор Пермского края ушел в отставку, и следом ожидаются другие замены губернаторов. сайт поговорил с экспертами и источниками, чтобы узнать: как сегодня принимаются и обставляются решения об увольнении одних глав регионов и назначении других. Это сложная процедура, полная формальных и неформальных согласований.

Как уходят губернаторы

Решение об отставке конкретного губернатора зреет постепенно — если, конечно, речь не идет об экстремальных случаях с арестом главы региона, рассказывают сайт политологи, бывшие сотрудники администрации президента и близкие к Кремлю собеседники.

«Учитывая, что у нас есть единый день голосования в сентябре, лучшее время для плановой отставки губернатора — февраль-март. У врио в таком случае оказывается достаточно времени, чтобы вникнуть в региональные расклады и подготовиться к выборам. Второе «окно» отставок — это октябрь-ноябрь, сразу после выборов. Этот период используется, если в регионе складывается ситуация, при которой новому губернатору нужно больше времени, чтобы освоиться. Но, конечно, бывают и экстремальные ситуации, когда губернатор приезжает на встречу в администрацию президента, и ему говорят: “Пишите заявление”», — рассказывает собеседник, близкий к администрации президента.

Сообщает губернатору об отставке обычно глава администрации или первый замглавы администрации, курирующий внутриполитический блок (сейчас это Антон Вайно и Сергей Кириенко). В редчайших случаях, как, к примеру, было с экс-главой Татарстана Минтимером Шаймиевым, отставника провожает лично президент (с ним встречались глава государства Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин).

Решение обычно готовится довольно долго, по отдельным сложным регионам это может занять до четырех месяцев. Иногда уходящий губернатор договаривается немного потянуть этот срок, и тогда в регионе наступает неформальный переходный период, рассказывает экс-сотрудник администрации президента.

«Последней инстанцией является президент. Перед тем, как он принимает решение об отставке, ему готовят аналитические записки, мониторинги, учитывается мнение элитных групп. Далее начинается поиск преемников, и, когда согласования заканчиваются, кто-то из руководства администрации встречается с уходящим губернатором и договаривается о написании заявления об уходе по собственному желанию и дате опубликования этой информации. На такой последней встрече можно что-то попросить и решить вопрос с будущим трудоустройством. Обычно уходящему губернатору идут навстречу», — говорит собеседник издания. Если губернатор уходит по состоянию здоровья, ему могут разрешить оставить преемника.

Вариантов ухода губернатора в отставку может быть много, и каждый раз техническая сторона вопроса будет отличаться, рассказывает другой источник, близкий к администрации.

«Когда губернаторов в последние годы стали избирать, а не назначать, при принятии решения стал учитываться фактор избираемости, — пояснил источник. — Однако он не является определяющим, так как при наличии у человека серьезной поддержки его все равно отправят на выборы и изберут. Но представим: допустим, у губернатора истекает срок полномочий. В администрации президента подводят итог: смотрят социально-экономические показатели, острые и хронические элитные конфликты, громкие скандалы и аварии, результаты выборов в регионе, все это учитывается. Параллельно интересанты отставки или сохранения губернатора ведут индивидуальную работу с самыми разными персонами — от президента до клерков в администрации. Выигрывает тот, кто оказывается сильнее и ловчее. Формальные бумаги не играют тут особой роли».

По словам рассказчика, главное событие процесса — это встреча президента с главой администрации или профильным первым заместителем, на которой принимается решение.

«Бывает, что решение по сменщику принято заранее и принято лично президентом, к примеру, так решился вопрос о замене губернатора Тульской области Владимира Груздева на Алексея Дюмина, — говорит собеседник. — Тогда администрация выступает просто исполнителем воли первого лица. Если губернатор уходит на повышение, как, к примеру, Александр Хлопонин из Красноярского края, ему тоже могут разрешить поставить преемника, в данном случае — Льва Кузнецова. Если же губернатора убирают против его воли, преемничество не дозволяется», — говорит источник.

«Президент получает информацию от самых разных групп лиц, — говорит политолог Дмитрий Гусев. — Есть политический блок администрации президента, который курирует Кириенко. Они подводят итоги работы губернаторов на их постах и предлагают решения. Вторая группа — блок администрации, отвечающий за взаимодействие с силовиками. Они готовят для президента справки по губернаторам по своему направлению. Третий блок — правительство, у которого свои параметры оценки работы губернаторов. Также есть и иные группы влияния, в том числе корпоративные, которые тем или иным образом доносят до президента свое мнение. Когда решение об отставке принято, начинается процесс технического исполнения», — говорит Гусев.

«Губернаторы уходят по-разному, — делится глава Центра политической социологии Вячеслав Смирнов. — В исключительных случаях об отставке узнают из прессы. Кто-то знает, что уйдет, но не знает дату ухода. С кем-то еще при назначении оговаривается, что оно — на один срок. Умный губернатор начинает просить об отставке сам и загодя, потому что лучше честно говорить окружению, что, мол, «на новый срок не иду, нашлось новое хорошее место работы», чем потом выглядеть выгнанным с работы. Есть, впрочем, примета. Если подходит срок переназначения, а тебя вызывают не к президенту, а к главе администрации — вероятно, речь пойдет об отставке». В элитах считается, что встреча лично с президентом незадолго до окончания срока полномочий — напротив, свидетельствует о хороших позициях губернатора.

Политолог Леонид Давыдов считает, что частота встреч с первым лицом не влияет на срок выживаемости губернатора.

«Говорят, в последние годы происходит так. Вы губернатор, по поводу которого принято решение об отставке, — рассказывает он. — Сперва вас пригласит на беседу чиновник средне-высокого звена, например, начальник управления внутренней политики или даже его зам, они прозондируют почву в разговоре. Потом вас вызовет куратор внутриполитического блока — он вам скажет, что есть мнение, что вам надо уходить, что с вами будет говорить еще более высокий начальник, и учтите, что, вероятно, такая позиция будет озвучена. Более высокий начальник — это глава администрации или, в случаях отставки исключительного тяжеловеса, это будет первое лицо страны. Вы, вероятно, ответите, что согласитесь».

«Решение принимается на основе комплекса факторов, — продолжает Давыдов. — Например, есть регулярные аналитические записки, в которые человек может попадать. Есть оценка по параметрам — например, параметру избираемости, который учитывает нынешнее руководство администрации, занятое, прежде всего, подготовкой мартовской кампании», — рассказал Давыдов.

Как приходят губернаторы

Когда президент принимает решение, что тот или иной губернатор покидает свой пост, начинается процесс подбора преемника. Он может занять от пары недель до пары месяцев, за исключением случаев, когда президент принимает решение единолично.

«Администрация президента формирует шорт-лист предложений по персоналиям, обычно в нем остается две-три кандидатуры. Президент же может выбрать, а может отвергнуть все предложенные. Может предложить кого-то сам, может предложить просто еще подумать. У первого лица много каналов коммуникаций, и после того, как администрация представляет ему свои предложения, он может запросить по кандидатам из шорт-листа характеристики от других людей, которые поддержат одну из кандидатур или предложат свою. Идут собеседования, встречи с кандидатами. Это сложный процесс, и все-таки так, чтобы у человека раздался звонок и его оповестили, что он сейчас будет назначен губернатором, — так не бывает», — говорит источник сайт, близкий к администрации президента.

Другой собеседник издания, также близкий к Кремлю, говорит, что сценарий подбора нового губернатора почти всегда выглядит по-разному.

«Если сменщик заранее подобран или если губернатору разрешили выбрать преемника, то процесс уже носит технический характер, — говорит он. — В других случаях запускают процесс подбора кандидатов. В нем участвуют полпредство, управления администрации президента по внутренней политике, разные группы и структуры, включая госкорпорации и бизнес. Они все дают предложения. Далее их сперва фильтруют на уровне УВП, потом на уровне руководства АП, а потом выносят на суд президента. При этом кандидатура может быть переиграна в последний момент. В этой ситуации, если вдруг группам влияния удается вычеркнуть из списка приоритетного кандидата, выбирают из оставшихся людей в шорт-листе. Например, так произошло с назначением губернатором Волгоградской области Анатолия Бровко. Приоритетным кандидатом был Валерий Язев, но в последний момент назначение отменили под влиянием «Лукойла» и Дмитрия Медведева», — утверждает источник издания.

Экс-сотрудник администрации президента говорит, что бывают и сложные случаи, когда приоритетный кандидат отказывается, а второй по значимости претендент имеет проблемы или слишком молод. Так, к примеру, случилось в Калининградской области, где вместо Николая Цуканова врио сперва стал выходец из ФСБ Евгений Зиничев, однако через два месяца он отказался от публичного поста. Тогда вместо него главой Калининградской области стал 30-летний Антон Алиханов.

«Иногда в сложных случаях ясно, что в регион надо подбирать кандидата извне, и из шорт-листа вычеркивают всех региональных претендентов. Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания.

Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он.

«Бывает, что как в «Дне выборов»: человек еще вчера не знал, что сегодня станет губернатором, — говорит Леонид Давыдов. — Более штатная ситуация, когда человеку звонит его покровитель из структур, которые могут пролоббировать своего кандидата. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина. Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану.

И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов.

«Единого алгоритма нет, — согласен Вячеслав Смирнов. — Бывает, что с фамилией нового губернатора определяется именно первое лицо, которому кто-то мог человека рекомендовать, или же может сыграть роль личное знакомство с президентом. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло. С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он.

Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки.

«Сперва кандидаты из шорт-листа проходят собеседование в администрации, а потом силовики оценивают кандидатов. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев.

Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин. «В подготовке процедуры назначения нового главы региона ключевую роль играет администрация президента. Именно она отвечает за подготовку шорт-листа кандидатов. Еще с тех пор, как президент предлагал сам кандидатов на пост губернаторов, подготовкой занималась администрация, и эта традиция сейчас несколько модифицирована, но в целом сохранилась», — говорит Данилин.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины