Одержимые дьяволом. Настоящая история «салемских ведьм. Салемские ведьмы - шокирующие факты

Одержимые дьяволом. Настоящая история «салемских ведьм. Салемские ведьмы - шокирующие факты

В 1692 году в городе Салем, штата Массачусетс в Новой Англии, группа девочек-подростков, собиравшаяся по вечерам слушать сказки рабыни Титубы и гадать о женихах, вдруг стала странно себя вести (они легко возбуждались и впадали в истерику), что было интерпретировано пастором и врачом как одержимость бесами (в ту эпоху это было привычное объяснение нервных болезней).
Девочки воспользовались мнением взрослых и начали разыгрывать из себя одержимых, корчились и бились в припадках во время проповедей, выкрикивая имена людей, якобы заколдовавших их. Первыми жертвами стали сама Титуба и некоторые одинокие и бедные женщины Салема. Затем очередь дошла и до других. К бездумной шалости подростков присоединились голоса некоторых взрослых, начавших обвинять своих недругов в колдовской порче. Всего во время этой истерии было арестовано 185 человек. Тридцать один человек был приговорен к смертной казни, девятнадцать (в том числе пятеро мужчин) повешены.

Причинам Салемского процесса ведьм посвящены десятки исследований, некоторые из них связывают его с экономическими и политическими проблемами деревни Салем (ныне Денвере, штат Массачусетс); другие - с подавлением сексуальной, возрастной или расовой враждебности, с неравными избирательными правами, с ущемлением женщин, с застарелой английской региональной враждой, с эрготизмом - отравлением хлебной мукой, приведшим к галлюцинациям. Некоторые исследователи считают виновниками процесса ревностных церковных прихожан. Независимо от причин, все участники событий безоговорочно верили, что колдовство несет серьезную угрозу здоровью и духовному благосостоянию колонии.

Разделение деревни. Пуритане, покинувшие Англию с Роджером Конантом во главе и поселившиеся в Салеме в 1626 году, надеялись найти мир на новой земле. Первое название поселка «Наумкеаг» происходит от индейского «земля трех рек». Незадолго до 24 июля 1629 года город получил новое название Салем, происходящее от еврейского слова «шалом», то есть «мир». До мира однако было очень далеко.

В течение многих лет жители Салемской деревни не ладили с администрацией соседнего города Салем, которая имела юридическую, церковную и налоговую власть над селянами. Они должны были посещать городские церковные службы, хотя расстояние до города составляло 10 миль. В 1666 году деревенские жители обратились с прошением к городу и Генеральному суду колонии о разрешении построить молельный дом и нанять священника. В конце концов в 1672 году они добились такого разрешения.
Само по себе это дозволение не сделало селян полноценным сообществом, они остались всего лишь приходом города Салем. Пуританский храм XVII века - это не здание со священниками и священнослужителями. Связь пуритан с Господом осуществляли «выборные» - немногочисленные избранники, наделенные священной благодатью, имеющие право взывать к силе Господа и исповедовать прихожан. Верующие, посещавшие молельный дом в деревне, все равно ездили в город в настоящую церковь на исповедь. Растущее недовольство селян своим положением, споры о том, кто в деревне имеет право выбирать священников, рассматривались уже не как юридическая проблема, но как «неугомонное волнение духа» - некий моральный дефект в характере жителей Салемской деревни. В 1689 году четвертым по счету священником в деревне стал Сэмюэл Пэррис. К этому времени деревня окончательно раскололась на сторонников тесных связей с городом и их противников, считавших, что она должна пользоваться самостоятельностью. Пэррис встал на сторону сепаратистов. Вскоре противоборствующие группы превратились в лагеря противников Пэрриса и его сторонников.

Начало истерии. Преподобный Пэррис помимо своей воли каким-то образом спровоцировал начало процесса. Прежде чем стать священником, Пэррис был купцом на Барбадосе и привез оттуда в Массачусетс пару рабов, Джона и Титубу Индейцев (последнее слово не было, вероятно, фамилией семейной пары, но лишь прозвищем, указывающим на их национальную принадлежность). Титуба присматривала за девятилетней дочерью Пэрриса, Элизабет и его одиннадцатилетней племянницей Абигайль Уильяме. Зимой, когда погода не позволяла девочкам гулять на улице, Титуба, вероятно, рассказывала им истории о своем родном Барбадосе и о вуду.

Очарованные рассказами о том, что пуритане считали запретным, девочки вскоре увлеклись оккультизмом. Объединившись со своими деревенскими подругами в возрасте от 12 до 20 лет (Сюзанной Шелдон, Элизабет Бут, Элизабет Хаббард, Мери Уоррен, Мери Уолкотт, Сарой Черчхилл, Мерси Льюис и Энн Патнем младшей, дочерью Энн Патнем старшей), девочки пытались предсказывать будущее. Они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан воды, и пытались узнать род занятий своих будущих мужей. Одной из них привиделся гроб, означавший смерть. То, что началось как веселая игра, превратилось в опасное колдовство.

В январе 1692 года Бетти Пэррис первой из девочек начала страдать припадками, забиваться в темные места, издавать странные звуки и кривляться. Теперь невозможно выяснить, действительно ли девочки считали себя одержимыми или же они притворялись, чтобы скрыть свои занятия магией с Титубой. Во всяком случае, преподобный Пэррис решил посоветоваться с бывшим священником Салема преподобным Деодатом Лоусоном и преподобным Джоном Хейлом из Беверли. В феврале они обратились к деревенскому доктору Уильяму Григгсу, у которого работала одна из заболевших, Элизабет Хаббард. Григгс не смог объяснить заболевание девочек и поставил диагноз: околдованы.

Пуритане XVII века верили, что колдовством можно вызвать болезни и смерть. В соответствии с поверьями тех дней они полагали, что ведьмы черпают свою силу от дьявола. Так что единственным лечением могла стать поимка виновной ведьмы или ведьм и их истребление. После многочисленных увещеваний и молитв девочки, не имея возможности или желания признаться в обмане, начали называть имена своих обидчиков.

Незадолго до этого тетя Мери Уолкотт, Мери Сибли, попыталась найти ведьм с помощью магии. Она попросила Титубу приготовить ведьмовской пирог из ржаной муки, смешанной с мочой больных девочек. Затем пирог, приготовленный по традиционному английскому рецепту, скормили собаке. Если бы девочки действительно были заколдованы, то собака либо сама начала бы страдать, либо нашла бы ведьму, превратившись в ее СПУТНИКА. Преподобный Пэррис жестоко осудил Мери Сибли за то, что она «искала помощи Дьявола, чтобы сражаться с ним же», отчитал ее за грехи и подверг публичному унижению в церкви. Но слово было произнесено: «Дьявол поднялся среди нас, и гнев его стремителен и ужасен, - говорил Пэррис. - Одному Богу известно, когда нам удастся заставить его замолчать».

Клич против ведьм. Первыми жертвами призыва Пэрриса стали сама Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Жен в Салеме обычно называли «гуди», обращение «мисс» или «миссис» сохранялось для женщин более высокого ранга. Гуди Гуд открыто побиралась, так как ее муж был не в состоянии прокормить семью. Гуди Осборн, старая и прикованная к постели, в недалеком прошлом вызвала неодобрение односельчан, разрешив своему слуге жить в ее доме до свадьбы. Не обвинить Титубу было бы просто странно. Настороженных соседей не удивило, что все три оказались ведьмами, не посещавшими церковь.

Хаторном и Джонатаном Корвином. На всех допросах присутствовали девочки. Как только в комнату входила очередная арестованная, у них начинались приступы кашля и конвульсии. Девочки утверждали, что духи этих женщин рыщут по дому, кусают и щиплют их или появляются где-нибудь в комнате, чаще всего на потолочных перекладинах, в образе птиц или других животных. Хаторн и Корвин гневно спрашивали у женщин, как они смеют издеваться над девочками, но обе Сары отказывались признаться в каких-либо преступных действиях.

Титуба, однако, уже выдала себя преподобному Пэррису, приготовив ведьмовской пирог. Опасаясь, что на суду станет известно о ее зимних рассказах и колдовстве, она призналась в том, что она ведьма. Она утверждала, что обречь девочек на страдания ее вынудила черная собака, а две огромные кошки, черная и рыжая, заставили ее прислуживать им. Она рассказала о том, как в сопровождении гуди Гуд и гуди Осборн ездила на «ведьмовскую встречу» верхом на шесте. В дороге им сопутствовали домовые женщин: желтая птица Гуд и крылатое создание, принадлежавшее Осборн, с двумя головами, женской и еще одной, наделенной длинным носом и волосами. Титуба кричала, что Гуд и Осборн накануне ночью заставили ее напасть на Энн Патнем младшую с ножом. Энн Патнем подтвердила это показание, заявив, что ведьмы приходили к ней с ножом и хотели отрезать ей голову.

Беда Салема заключалась в том, что Титуба не ограничилась признанием в собственном колдовстве и обвинением еще двух женщин. Она рассказала, что в Массачусетсе действует ОБЩИНА ВЕДЬМ, в состав которой входит около шести ведьм. Ими предводительствует высокий седой мужчина, одетый в черное, и что она якобы видела их всех. На следующий день на допросе Титуба призналась, что этот мужчина много раз приходил к ней, заставляя ее расписаться кровью в своей дьявольской книге, и что она увидела в ней уже девять подписей (ДОГОВОР С ДЬЯВОЛОМ).

Эта история показалась пуританам пугающе правдоподобной из-за слухов, которые ходили несколькими годами раньше и утверждали, что Салемской деревне грозит уничтожение со стороны тайной организации ведьм и что начнется оно с членов семьи священника. Хаторн, Корвин и преподобный Пэррис были вынуждены начать всеобщую охоту на тех, кто готовился совершить такие преступления. Всех трех женщин заключили в бостонскую тюрьму, где на Гуд и Осборн одели железные кандалы, чтобы их духи не могли выйти из камеры и мучить девочек. Слабая здоровьем Осборн там и умерла.

Политика колдовства. Проведение законной процедуры дознания и суда осложнялось тем, что некоторое время назад Массачусетсский залив утратил колониальные привилегии. Пуританская колония в Массачусетсском заливе появилась в 1629 году и в первые годы наслаждалась самоуправлением, но в 1684-1685 годах английские королевские власти отозвали хартию, существенно ограничив самостоятельность колонии. Своевольный сэр Эдмунд Андрос, первый королевский наместник, лишился своего поста в 1688 году после того, как в ходе Славной революции Вильгельм и Мария Оранские отобрали английский трон у Якова II. С этих времен массачусетсские власти уже не имели права самостоятельно судить преступников, которым грозила смертная казнь, и первые полгода охоты на ведьм подозреваемые просто томились в тюрьме, обычно в кандалах.

Но для пуритан утрата колониальных привилегий означала не только усложнение законодательства, но и Божье наказание: колония создавалась под покровительством Бога и пользовалась его защитой, соблюдая посты, вознося к небу молитвы и ведя достойный образ жизни. Мелкие прегрешения колонистов и отсутствие единства среди них рассматривались как все более и более серьезные нарушения соглашения с Богом. Вспышка колдовства стала последней каплей. Каждое воскресенье с кафедры преподобного Пэрриса звучали многословные речи о вреде колдовства и опубликованные проповеди КОТТОНА МАТЕРА и его отца ИНКРИЗА МАТЕРА, убеждая селян в том, что среди них поселилось зло, которое должно быть изгнано со всего побережья.

Названы новые ведьмы. Полагаясь на видения пострадавших девочек, магистрат убеждал их по возможности открыть новые имена ведьм, и младшая Энн Патнем с помощью своей мстительной мамаши обвинила Марту Кори из прихода Салемской деревни, жену местного землевладельца Джайлса Кори. Прежде чем арестовать Марту, к ней домой отправились дядя Энн, Эдвард Патнем, и Эзекиль Чивер, чтобы поговорить с ней. Предварительно они заставляли Энн рассказать, как одета Марта, надеясь доказать невиновность такой ревностной христианки. Энн отказалась сделать это, объяснив, что призрак Марты временно спрятался от нее.
Увидев гостей, Марта спокойно сказала, что знает о цели их прихода, и даже насмехалась над ними, спрашивая: «Ну что, рассказала она вам, как я одета?» Они испугались, так как решили, что Марта сверхъестественным образом узнала об их недавнем разговоре. Когда Марта пришла в дом Томаса Патнема, чтобы повидаться с Энн, у девочки начались ужасные припадки, она утверждала, что призрак Марты поджаривает человека на огне. Мерси Льюис сказала, что призрак Марты вместе с другими ведьмами пытался заставить ее подписать дьявольскую книгу. Позже Марта упорно настаивала перед магистратом на своей/ невиновности, но муки и страдания девочек в суде убедили судей в том” что она ведьма. Даже муж Марты, Джайлс, дал против нее показания и уговаривал ее покаяться.

Следующей жертвой обвинения стала Ребекка Нурс, одна из самых выдающихся жительниц Салема и примерная прихожанка. Если бы первыми обвиненными стали не Сара Гуд и Сара Осборн, а Марта Кори и Ребекка Нурс, словам девочек, возможно, не придали бы такого значения. Но теперь магистрат верил во все, что они говорили. Даже члены семей обвиняемых не сомневались в преступлениях женщин, отказываясь предположить, что магистрат или девочки могут обвинить невиновных.
Свидетельские показания против Ребекки дала Энн Патнем старшая, которая присоединилась к «потерпевшим», как называли околдованных девочек, заявив, что духи Кори и Нурс подвергли ее адским мучениям, чтобы заставить подписать книгу дьявола. Обвинение поддержали Абигайль Уильяме, Мери Уол-котт и Элизабет Хаббард, сказав, что Нурс приходила к ним с той же целью. Несмотря на старость и болезни Энн, ее вынудили предстать перед магистратом и девочками. Младшая Энн Патнем сказала, что призрак Нурс избивает ее, а старшая Энн закричала, что Ребекка привела с собой «черного человека». Ребекка защищалась как могла, но ее тоже отправили в тюрьму.
Вместе с Ребеккой в тюрьму попала четырехлетняя Доркас Гуд, которую девочки обвинили в том, что она обучалась ведьмовскому искусству у своей матери. Так же как и на других, на Доркас надели кандалы.

Дальше колдовская истерия поразила содержателей таверны Джона и Элизабет Проктор, которые открыто возмущались происходящим. Мери Уоррен, пострадавшая одной из первых, была служанкой у Прокторов. Ее первые припадки Проктору удалось «излечить», пригрозив избить ее, если она не остепенится. Узнав о том, что Проктор возмущен процессом, девочки поспешили уничтожить его.
Но еще до ареста Прокторов появилась следующая удобная мишень для обвинений. Во время проповеди преподобного Пэрриса, посвященной обвинениям в адрес Ребекки Нурс и других заподозренных ведьм, сестра Ребекки, Сара Клойс, с демонстративным отвращением покинула церковь. Девочки обвинили Клойс и Элизабет Проктор одновременно. К этому времени заседания суда переместились в дом собраний города Салем, в его состав вошли помощник губернатора Томас Данфорт и капитан Сэмюэл Сьюэлл. Муж Титубы, Джон, примкнул к потерпевшим и вместе с Мери Уолкотт, Абигайль Уильяме, младшей Энн Патнем и Мерси Льюис давал показания о том, как призраки пытают их, вынуждая подписать книгу дьявола и пить человеческую кровь. Во время допросов Абигайль и младшая Энн видели духа Джона Проктора, который сидел на потолочной балке и причинял им страдания.

Абигайль обвинила Элизабет Проктор в том, что она вынудила свою служанку Мери Уоррен подписать книгу дьявола, хитро объяснив таким образом отказ Мери давать показания против своей хозяйки. Тем самым девочки обвинили в колдовстве саму Мери, дав понять, что те, которые начнут сомневаться или отказываться от своих слов, сами станут обвиняемыми. Во время допроса Мери пришлось подтвердить обвинения девочек, чтобы снова оказаться на их стороне.

Вместе с Мери Уоррен были арестованы Джайлс Кори, Бриджит Би-шоп и Абигайль Хоббс. Бишоп содержала дом, в котором в любое время суток можно-было развлечься спиртными напитками или азартными играми. Она всегда одевалась в красное и за долгие годы приобрела в Салеме скандальную репутацию. Обвинить ее в колдовстве было совершенно естественно. Умственно отсталая Абигайль Хоббс легко созналась в колдовстве и поведала Хаторну о своей сделке с неким «типом». который благодаря этому получил возможность появляться перед девочками в ее обличье. Вместо того чтобы усмотреть в этой истории бред сумасшедшей, магистрат не усомнился ни в одном слове и счел это подтверждением видений девочек.

Восьмидесятилетний Джайлс Кори, муж Марты, которого называли сильным и жестоким, решительно отрицал свою вовлеченность в колдовство. Но обычный спектакль с рассказами девочек о терзающих их призраках и других ужасах заклеймил его как колдуна.
21 апреля на основании бреда Абигайль Хоббс в тюрьму попали еще девять человек: древний старик Неемия Эббот, родители Абигайль Уильям и Деливеренс Хоббс, пасынок Бриджит Бишоп Эдвард и его жена Сара, сестра Ребекки Нурс и Сары Клойс, Мери Исти, рабыня-негритянка Мери Блэк, Сара Уайлдс и Мери Инглиш, жена богатого салемското купца Филиппа Инглиша. До этих пор в число подозреваемых попадали только жители окрестностей Салема. Но уже пятеро из вышеназванных были жителями Топ-сфилда. Всего ведьмы обнаружились в 22 сообществах.

Допросы у Хаторна и Корвина шли по заведенному сценарию с травлей обвиняемых, припадками девочек и рассказами о нападениях призраков. Впервые во время этих допросов девочки отказались от обвинений в адрес Неемии Эббота. Возможно, что такая смена настроения произошла умышленно, чтобы показать, что девочки не собираются нападать на невиновных и могут отличить ведьм от честных горожан.

Другим повезло меньше. Эдварда и Сару Бишоп признали виновными за компанию с их матерью. Деливеренс Хоббс поначалу отрицала свою связь с ведьмами, но позже уступила напору магистрата и покаялась, что подписала дьявольскую книгу, которую принесла ей Сара Уайлдс. Такие признания давали девочкам временное облегчение. Сам Хоббс упорно настаивал на своей невиновности, но все равно попал в тюрьму. Рабыня Мери Блэк отрицала, что она прокалывала кукол, но сказала, что ей приходилось втыкать иголки в свой воротник. Суд попросил ее сделать это. Едва она воткнула иголку в ворот, девочки закричали от боли, а у Мери Уолкотт пошла кровь. Сара Уайлдс на суде держалась кротко, но и это не спасло его от заточения.

Жители деревни считали, что если две сестры уже осуждены, то и третья. Мери Исти, тоже ведьма. Но ее несокрушимое упорство на суде произвело впечатление даже на Хаторна, и он спросил у девочек, совершенно ли они уверены. Естественно, они были уверены. Доказательством вины гуди Исти послужил ее призрак, увиденный девочками. Хаторн рассердился на то, что он считал увертками Исти, и спросил ее, считает ли она девочек действительно заколдованными. Отчет утверждает, что она ответила так: «Без сил зла здесь не обошлось, но замешано ли в этом колдовство, не знаю». В течение нескольких последующих недель все девочки, кроме Мерси Льюис, усомнились в том, что они видели призрак Исти, и ее освободили. У Мерси сразу же начались ужасные конвульсии, и она заявила, что это призрак Исти душит ее за то, что она одна упорствовала в обвинении Исти в колдовстве. Исти вернулась в тюрьму.

30 апреля ряды арестованных пополнились еще шестью обвиняемыми. Ими стали Сара Мори, Лидия Дастин, Сюзанна Мартин, Доркас Хор, купец Филипп Инглиш и преподобный Джордж Баррафс. Мори в конце концов оправдали, Дастин умерла в тюрьме. Доркас Хор и Сюзанна Мартин обладали слишком независимыми характерами, чтобы не возбудить подозрений в колдовстве. Мартин даже нашла в себе смелость посмеиваться над кривлянием девочек. Филипп Инглиш сумел бежать в Бостон вместе со своей женой, также заподозренной в ведовстве, до того, как дело зашло слишком далеко. Они спасли свои жизни, но потеряли практически все имущество.
Преподобный Баррафс попал в салемскую тюрьму прямо из своего дома в Уэллсе, штат Мэн. Он был священником в Салеме до Пэрриса и не сошелся с некоторыми прихожанами. Особенно напряженные отношения сложились у него со старшей Энн Патнем, и обвинение в колдовстве послужило удобным орудием мести. Правда, первой Баррафса обвинила ее дочь, с визгом заявив, что он предлагал ей подписать книгу дьявола. Призрак представился Энн Баррафсом и похвастался, что в Салеме он убил несколько человек и что «он старший над ведьмами благодаря своей способности общаться с духами». Все согласились с тем, что именно Баррафс руководит общиной ведьм, о которой говорила Титуба.

Приняв во внимание сан и должность Баррафса, магистрат решил провести более тщательное расследование. Его допрашивали Хаторн, Корвин, капитан Сьюэлл и Уильям Стафтон. Последний проявлял особенную ревностность в изгнании ведьм. После допроса с глазу на глаз против Баррафса дали показания многие горожане, обвинив этого малорослого человека в сверхчеловеческой силе и жестокости. Девочки сопроводили допрос традиционными кривляньями. Поймав главаря общины, магистрат вздохнул с облегчением.

К сожалению, на воле пока оставались сподвижники Баррафса. Джон Уиллард, ранее участвовавший в арестах, сам попал в обвиняемые после того, как отказался подписать несколько ордеров на арест. Решающей уликой против него стала его неспособность прочитать МОЛИТВЫ ГОСПОДУ, что считалось результатом работы дьявола. Произнести слово Божье под силу только честному христианину. Вместе с Уил-лардом и собственной внучкой Маргарет арестовали и Джорджа Джекоб-са, ранее выступавшего против процесса. Джекобс также не смог прочитать МОЛИТВУ, а его служанка Сара Черчхилл заявила, что видела его имя в книге дьявола.
Как и Мери Уоррен, Черчхилл потом пожалела о содеянном, увидев своего хозяина перед судом. Но девочки тут же восстали против нее, утверждая, что и сама она подписалась в книге. Она сначала покаялась, потом отказалась от своих показаний. Не в силах забыть свое притворное покаяние, Черчхилл жаловалась, что все верили ее обвинениям, но усомнились в ее правоте, как только она попыталась говорить о чьей-то невиновности. Ее репутация обвинителя осталась незапятнанной, и она снова оказалась в компании с девочками.

Суды, приговоры и казни. Как отмечалось ранее, до получения Массачусетсом новой хартии формальные судебные процессы не проводились, и все обвиненные просто сидели в тюрьме. В мае 1692 года прибыл новый губернатор сэр Уильям Фипс и привез хартию. Не желая в одиночку связываться с этим ведьмовским притоном, Фипс создал для процесса над ведьмами специальный Гласный Окончательный суд. Теперь в нем заседали лейтенант-губернатор Уильям Стафтон в качестве председателя, Бартоломью Гедни, Джонатан Корвин, Джон Хаторн, Натаниэль Солтонстолл, Питер Серджент, Уэйт Стилл Уинтроп, Сэмюэл Сьюэлл и Джон Ричарде. Все они относились к уважаемым членам колонии, многие уже принимали участие в расследовании деятельности ведьм и арестах.

К концу мая в тюрьме томилось около ста человек, обвиненных девочками. Самыми заметными обвиняемыми были Элизабет Кери, Марта Кэрриер и Джон Элден, сын Джона и Присциллы Элден из Плимута. Судья Гедни сначала усомнился в том, что такой уважаемый морской капитан, как Элден, оказался вовлеченным в колдовство, но при виде визжащих и кричащих девочек убеждал Элдена покаяться. Тот отказался и отправился в темницу. Позже он бежал в Нью-Йорк. Элизабет Кери пришла в суд по доброй воле, узнав о готовящемся обвинении. Там она выяснила, что ее призрак не причинял девочкам вреда до тех пор, пока они не опознали ее.

Марта Кэрриер возглавила список обвиняемых из Эндовера, Массачусетс, который позже включил в себя 43 человека. Кэрриер демонстративно отказывалась признать, что терзала девочек или видела какого-то «черного человека». Но чем тверже стояла она на своем, тем сильнее корчились девочки. В конце концов Кэрриер связали по рукам и ногам, так как в соответствии с тогдашними суевериями связанная ведьма не могла причинить вреда.

Первое заседание Гласного Окончательного суда состоялось 2 июня. Он не тратил много времени на расследование виновности ведьм и чтение приговора. Первой на скамью подсудимых попала Бриджит Бишоп, и ее признали виновной. Председатель суда Стафтон подписал ей смертный приговор 8 июня, а еще через два дня ее повесили, а тело по обычаю бросили в яму на салемском ХОЛМЕ ВИСЕЛИЦ, так как ведьмы не заслуживали христианского погребения. Вскоре после начала заседаний судья Солтонстолл вышел из состава суда, недовольный ходом процесса и тем, что в качестве улик использовались видения девочек. Такая позиция привела к обвинению его самого в колдовстве.
Вопрос, могут ли считаться доказательством видения, возникал в ходе процесса неоднократно. Заключался он не в том, существовали ли призраки в действительности, но в том, мог ли Бог позволить дьяволу нападать на девочек в облике таких невинных личностей. Если дьявол не мог принимать образ человека, то ценность показаний девочек равнялась нулю. Если же он мог это сделать, то как вообще отличить виновного и невинного? Суд обратился за советом к духовенству колонии, и 15 июня священники с Икризом и Коттоном Матерами во главе предложили суду не слишком доверять видениям, если они являются единственными уликами. Более надежными считались доказательства типа «появления в поле зрения», когда приход ведьмы заставлял жертву страдать, или прикосновения, когда страдания жертвы заканчивались, если ведьма трогала ее. Тем не менее священники похвалили суд за усердие и высказались за «суровое наказание для тех, чья богопротивная деятельность доказана».

Председатель суда Стафтон ао самой смерти верил в то, что Бог не позволит дьяволу принять облик невинного человека, и процесс ускорился. Следующими судили Сюзанну Мартин, Сару Гуд и Ребекку Нурс. Мартин и Гуд приговорили сразу, а Нурс сначала оправдали. У девочек тут же начались ужасные припадки, и Стафтон встревоженно спросил у заседателей, уверены ли они в своем мнении. Заседатели посовещались и сочли Ребекку виновной. Ее друзья пытались спасти ее, подав прошение о помиловании губернатору Фипсу. Он сначала согласился, но вскоре аннулировал свой приказ.

30 июня суд приговорил Сару Уайлдс и Элизабет Хау. Хау из Топсфилда прекратила припадки Джона Индейца, коснувшись его, и на нее сразу же посыпались обвинения в том, что она насылала порчу на детей и животных. Любопытно, что в ходе процесса одна из пострадавших обвинила в колдовстве преподобного Сэмюэла Уилларда, пастора молельного дома Старого Юга в Бостоне. Он был духовником трех судей, и суд взял его под свою защиту, выразив порицание обвинявшей и объяснив публике, что она имела в виду Джона Уилларда, который уже сидел в тюрьме.

Казнь Нурс, Хау, Мартин, Сары Гуд и Сары Уайлдс состоялась 19 июля. Ревностный охотник на ведьм Нойес призвал Сару Гуд покаяться, на что она ответила: «Я не больше ведьма, чем ты колдун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставить тебя пить собственную кровь». Нойес умер в 1717 году предположительно от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись своей кровью. Всех, кроме Нурс, оставили в яме на холме; ее тело тайно вывезла с холма семья, чтобы предать земле.

Колдовство в других приходах. Теперь сила девочек выросла до такой степени, что они стали непобедимыми. Они превратились в знаменитостей колонии. К ним обращались жители окрестных городов с просьбой окинуть их поселения своим сверхчувственным взглядом и отыскать ведьм, повинных в различных несчастьях: болезнях, плохих урожаях и падеже скота. Больше всех пострадал город Эндовер, который, по словам девочек, просто кишел ведьмами. В этом рассаднике возникла новая проблема - девочки не знали никого по именам, и им приходилось идентифицировать преступников по возникновению припадков перед воротами домов и исцелению прикосновением. Многие в городе предпочли покаяться, так как поняли, что только покаяние спасает от виселицы. Упорствовавшие в своей лжи попадали в петлю.

В число обвиненных девочками людей попали некоторые именитые граждане Эндовера, например, мировой судья Дадли Бредстрит, сын бывшего губернатора колонии. Вместе с ним обвинение пало и на его брата Джона. Чтобы избежать ареста, оба брата со своими женами покинули колонию. Также в Эндовере казнили за ведьмовство двух собак. Некий горожанин, обвиненный девочками, называемый в отчете «достойным джентльменом из Бостона», подал на них в суд за клевету, требуя 1000 фунтов в качестве возмещения морального ущерба. После этого потерпевшие предпочли отправиться осматривать другие города.

Казни продолжаются. В следующую группу осужденных Гласным Окончательным судом вошли Элизабет и Джон Проктор, Джон Уил-лард, Джордж Баррафс, Джордж Джекобс и Марта Кэрриер. Суд отложил казнь Элизабет Проктор из-за ее беременности, и эта отсрочка спасла ей жизнь. Сыновья Кэрриер под пыткой покаялись в связях с нечистой силой^Внуяка Джекобса, Маргарет, дала показания, что ее дед - колдун, но позже отреклась от них. Ей никто не поверил, но саму ее все-таки оправдали.
Уиллард, Джекобс, Кэрриер, Баррафс и Джон Проктор взошли на ХОЛМ ВИСЕЛИЦ 19 августа. Перед смертью Баррафс поразил собравшуюся толпу, полностью прочитав Молитву Господу. Среди людей начался шум, они требовали освободить Баррафса. Это пожелание натолкнулось на крики пораженных девочек. Они утверждали, что Баррафс прочитал Молитву при помощи «черного человека». В те времена считалось, что дьявол не может читать Молитву, и настроение толпы ухудшилось. Беспокойство людей подавил преподобный Коттон Матер. Он объяснил, что, во-первых, Баррафса не посвятили в духовный сан, а во-вторых, дьявол, как известно, способен превратиться даже в белоснежного ангела, если ему это угодно. Когда толпа угомонилась, Коттон Матер приказал продолжать казнь. Как и раньше, тела сбросили в неглубокую яму, едва присыпав землей, так что рука и подбородок Баррафса остались открытыми.

Еще пятнадцать ведьм предстали перед судом и были признаны виновными в сентябре. Четверо из них покаялись, чтобы предотвратить казнь и спасти свои души. Еще трое избежали смерти либо из-за беременности, либо благодаря покаянию, либо попросту сбежав из тюрьмы. Оставшихся восьмерых - Марту Кори, Мери Исти, Элис Паркер, Энн Пудитер, Маргарет Скот, Уилмотта Редда, Сэмюэла Уордвелла и Мери Паркер повесили 22 сентября.

Основанием для осуждения Элис Паркер, Энн Пудитер и Уилмотта Редда послужили видения девочек. Мери Паркер прошла испытание в суде на исцеление прикосновением, вызвала кровотечение изо рта Мери Уоррен и сделала прокол на ее руке. Окончательно запуганный Сэмюэл Уордвелл сознался в том, что подписал книгу дьявола в обмен на обещание богатства. Позже он отрекся от своего покаяния, но суд учел только первое признание. Во время казни Уордвелл закашлялся, вдохнув дым от трубки палача. Девочки, как всегда в первых рядах, закричали, что это дьявол мешает ему покаяться.

Джайлса Кори задавили до смерти 19 сентября за то, что он отказался признать правомочность суда. Богатый землевладелец Кори знал, что, если суд признает его виновность, его имущество отойдет короне. Он подумал, что, если он не признает права суда, его нельзя будет судить и приговорить, и он таким образом сохранит свое имущество. Рассерженный суд приговорил Кори к «строгой и мучительной казни». Его привезли на салемские поля, распластали на земле и положили сверху большую деревянную доску. На доску стали по одному класть камни. Через некоторое время вес стал столь велик, что у Джайлса вывалился язык изо рта. Шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно. На все вопросы Кори отвечал требованием увеличить груз. На него навалили еще камней, пока его совсем не раздавило. Энн Патнем сочла такое наказание справедливым. По ее утверждению, Джайлс согласился подписать книгу после того, как дьявол пообещал ему, что он никогда не попадет на виселицу.

Истерия стихает. Тогда, в конце сентября, толпа еще не знала, что это последние казни. Священники колонии, ранее высказывавшие сомнения в убедительности призрачных видений как улик, теперь окончательно восстали против использования их в качестве доказательств на суде. Число обвинителей выросло до 50 человек, заставив даже опытных охотников за ведьмами, таких как преподобный Джону Хейл, усомниться в возможности наличия такого количества ведьм и подписавших договор с дьяволом в маленькой колонии. У потерпевших девочек началось головокружение от успехов и они посмели обвинить жену губернатора леди Фипс. Это была последняя капля. 29 октября губернатор Фипс распустил Гласный Окончательный суд.

Но тюрьмы все еще ломились от обвиненных в ведьмовстве, и губернатор Фипс попросил Верховный Суд оказать содействие в завершении процесса. В состав новой судебной коллегии вошли Уильям Стафтон (опять в качестве председателя), Джон Ричарде, Уэйт Стилл Уинтроп, Сэмюэл Сьюэлл и Томас Данфорт. Все, кроме Данфорта, уже заседали в Гласном Окончательном суде, но за исключением Стафтона все они докладывали губернатору о своей неудовлетворенности процессом и необходимости повторного рассмотрения. Губернатор согласился. Теперь судебные заседания проводились не только в Салеме, но и в других местах, пострадавших от ведьм. Что наиболее важно, видения не считались теперь доказательством причастности человека к ведьмовству.

Без этой улики суд выносил практически только оправдательные приговоры. Только троих признали виновными, и Стафтон поспешно подписал смертные приговоры им и еще пятерым, осужденным в сентябре. Но губернатор Фипс, утомленный непримиримостью Стафтона, помиловал всех восьмерых. Следующее заседание суда состоялось 25 апреля, а 9 мая он собрался в последний раз. Все обвиняемые были оправданы. Так закончился этот кошмарный процесс. В мае Титубу выпустили из тюрьмы и продали в рабство, чтобы окупить расходы по ее содержанию.

Что было потом. Отказ от использования видений в качестве улик поставил колонию перед тяжелой дилеммой: было ли их использование ошибкой или обвиняемые действительно совершили грехи, в которых каялись, и процесс сохранил добрые отношения между пуританами и Господом? В первом случае государство совершило убийство, подрывающее его собственные основы. А если видения не доказывают факта ведьмовства, то можно ли его доказать хоть как-нибудь?

В конце концов все произошедшее стало рассматриваться как нарушение соглашения Господа с Новой Англией; не просто судебная ошибка, но тяжкий грех, нуждающийся в искуплении. Участники процесса: Коттон и Инкриз Матеры, духовенство, магистрат, даже обвинители - все страдали от болезней и неудач в годы, последовавшие за трагедией. Сэмюэлу Пэррису пришлось оставить пост священника в Салеме. В 1706 году младшая Энн Патнем просила прощения у деревни. Задолго до этого, 14 января 1697 года, пуританское духовенство призвало ее для публичного покаяния и унижения. С церковной кафедры в это утро ее признания слушал Сэмюэл Сьюэлл.

С 1703 года колониальные власти Массачусетса приступили к реабилитации осужденных и казненных. Удивительно, что пострадавшим в ходе процесса и их семьям выплатили финансовое возмещение. В 1711 году власти Массачусетсского залива впервые в правительственной практике добровольно компенсировали ущерб жертвам судебной ошибки.

Уже в 1693 году Инкриз Матер написал в книге «Случаи пробуждения совести, касающиеся злых духов в человеческом облике», что обнаружить ведьму практически невозможно, поскольку решение вопроса базируется на предположении, что Господь не допустил абсолютно точного воплощения дьявола в человеке, тогда как и Бог, и Дьявол находятся вне сферы человеческого понятия. Общее впечатление выразил в своей книге «Попытка проникновения в природу колдовства» (1697) преподобный Джон Хейл, некогда поддерживавший охоту на ведьм. «Я глубоко сожалею о тех печальных последствиях, которые возымело наше действие, и о невозможности исправить что-либо». Участники событий, продолжает он, не имели намерения совершить зло, но «так велика оказалась сила мучений и плача пострадавших, а также влияние предыдущих прецедентов, и столь темны были дни, что мы шли как в тумане, не видя дороги».

Салемское наследство. Истерия 1692 года до сих пор привлекает в Салем и соседний с ним Денвере множество туристов. Холм Виселиц, некогда расположенный далеко от города и служивший местом казней и захоронения ведьм, давно застроен жилыми домами. Согласно легенде, в этих местах можно встретить призраки казненных. Дом ведьм, реставрированное жилище судьи Джонатана Корвина, открыт для осмотра. Посетителям показывают небольшое помещение, в которое магистрат вызывал дрожащих горожан, чтобы решить, нужно ли обвинить их и предать суду. Тюрьмы уже не существует, но подвал воссоздан в помещении музея «Салемский подвал ведьм». Вся история процесса подробно изложена в экспозиции Музея ведьм, расположенного в бывшей церкви. Этот музей ежегодно посещают 140 000 человек.

В 1641 году по английским законам колдовство приравнивается к уголовному преступлению. В январе 1692 года соседний город Йорк был атакован индейцами , в результате многие его жители погибли или были захвачены в плен.

Увеличивавшийся размер семьи порождал споры между соседями и семьями за право владения землёй, особенно на границе продвижения поселенцев, где экономика была основана на фермерском хозяйстве . Неблагоприятные погодные условия или болезни растений могли привести к потере годового урожая. Ферма, которая могла обеспечить существование средней по размеру семьи, уже не могла обеспечить этого следующим поколениям. Это побуждало фермеров продвигаться дальше, захватывая земли коренных обитателей - индейцев.

Будучи религиозными людьми, пуритане объясняли потерю урожая, домашнего скота, смерть детей, землетрясения и плохую погоду гневом Бога . По представлениям пуритан, человеку от рождения было предопределено, должна ли его душа попасть в рай или, наоборот, в ад . Пуритане искали в видимом им мире знаки, которые могли указывать на волю Бога. В невидимом мире, согласно их вере, обитали Бог и ангелы , а также Дьявол - падший ангел, враждебная сущность.

Патриархальные порядки создавали такое положение, когда женщины должны находиться в полном подчинении у мужчин. Считалось также, что женщины легче поддаются влиянию Дьявола, чем мужчины, и что они более похотливы.

В небольшом городе трудно было сохранить секреты, и мнение людей об их соседях принималось как установленный факт. Детские игры и игрушки считались бесполезными и возбранялись, однако на девочек накладывались дополнительные ограничения. Мальчики могли охотиться, ловить рыбу, исследовать лес, они часто становились учениками плотников и кузнецов, в то время как девочек учили прясть пряжу, готовить, шить, ткать и в целом быть в услужении у будущих мужей и своих детей.

Ход судебного процесса

Аресты

В январе 1692 года у дочери и племянницы пастора Сэмюэла Пэрриса - 9-летней Элизабет Пэррис и 12-летней Эбигейл Уильямс были обнаружены симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, издавали странные звуки, прятались под мебелью, их тела принимали необычные позы. Дети жаловались на то, что их кто-то колол булавкой и ножом, а когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.

Доктор Уильям Григгс решил, что причиной болезни стало воздействие ведьмы . В своём диагнозе он опирался на работу Коттона Матера «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions» (1689), где описывался подобный случай. В 1688 году в Бостоне ирландская прачка была обвинена в колдовском воздействии на детей хозяина и повешена. Коттон Матер был выпускником Гарвардского колледжа и являлся священником Северной церкви Бостона .

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: у Титубы была другая национальность, Сара Гуд была нищенкой, Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с Путнамами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд

В мае 1692 года начинается суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Матера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стаутон, не имеющий юридического образования. За судебным процессом следит Коттон Матер.

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами: «Ты - лжец. Я не бо́льшая ведьма, чем ты - колдун. Отбери у меня жизнь - и Господь напоит тебя кровью». Слова оказались пророческими: через 25 лет Ноес, поражённый кровоизлиянием в мозг, умер, захлебнувшись собственной кровью.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» признание вины. По одной из версий, отказ давать показания был связан с тем, что имущество колдунов, давших любые показания, подлежало конфискации. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи, поэтому отказывался говорить и после применения процедуры. Через два дня он умер во время пытки под давлением тяжёлого груза.

Среди обвиняемых, были не только жители деревни Салем, но и жители соседнего Топсфелда, а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере, куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло. Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда

Между тем, отец Коттона Матера - Инкрис Матер, глава Гарвардского колледжа , заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств «видения» жертв. Инкрис Матер, в частности, сказал, что «пусть лучше десять ведьм избегут наказания, чем один невиновный будет наказан». Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать «видения» как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых (так как они были арестованы на основании «видений»).

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусеттс, действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осужден был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, одна бежала.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей.

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов.

В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.

Объяснения

Существует несколько версий, объясняющих произошедшее - истерия , сговор детей, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом.

В 1976 году в журнале Science появилась версия, согласно которой галлюцинации у детей были вызваны отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком Claviceps purpurea . В том же году были опубликованы опровержения данной версии.

Салемский судебный процесс в искусстве

Суду над ведьмами в Салеме были посвящены произведения писателей и режиссёров.

  • Пьеса драматурга Артура Миллера «Суровое испытание» (1952).
  • Драма Лонгфелло «The New England Tragedies» (1868).
  • Фильм «Суровое испытание» (1996), в главной роли Вайнона Райдер .
  • Роман Робина Кука «Грань Риска» (англ. Acceptable Risk ) (1995).
  • Повесть Кэтрин Ласки «За полыхающим временем» (1996)

Источники

См. также

Ссылки

  • Salem Witchcraft Trials of 1692 (англ.)
  • Документальный архив (англ.)
  • University of Virginia: Salem Witch Trials (англ.)
  • Diseases Can Bewitch Durum Millers. Article about ergot-infected grains, ergotism and how it is prevented today (англ.)
  • PBS Secrets of the Dead: The Witches Curse (concerning the Salem trials and ergot) (англ.)
  • Salem Witchcraft, Volumes I and II, by Charles Upham, 1867 (англ.)
  • Salem Witch Trials:The World Behind the Hysteria (англ.)
  • SalemWitchTrials.com essays, biographies of the accused and afflicted (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Салемские ведьмы

Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о ведьмах.
Конечно, не о тех, которых показывают в кино и которые носят чёрные шляпы, тёмные одежды и летают на мётлах, нет.
Речь пойдет о настоящих ведьмах… ну, или о тех, кого люди считали ведьмами, и кому пришлось заплатить за это очень высокую цену.

Сегодня нас ждет жуткая история Салемских ведьм, самых известных ведьм Америки.
Этой легендой мы открываем цикл «ведьмовских» историй: вслед за историей о ведьмах Салема, мы узнаем о ведьмах Нью-Йорка, Коннектикута, Вирджинии, Массачусетса.
Но это будет позже, а пока…
Знаменитая Салемская охота на ведьм: 1692 год, 19 человек повешены по обвинению в колдовстве, восьмидесятилетний старик до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) брошены в тюрьму как пособники ведьм, страх и паника в городе, потому что никто, никто не застрахован от того, что следующей жертвой охотников может оказаться кто угодно: пожилая женщина, священник, ребенок, жена губернатора, добропорядочный прихожанин. Если же вынесут обвинение, путь только один: допрос, признание - и виселица.
Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории.
До сих пор ведутся споры о том, что же произошло на самом деле: были ли казненные на самом деле ведьмами или являлись жертвами намеренного обмана, погибли в результате наговора со стороны потерпевших или, как утверждают историки, сыграло свою черную роль отравление спорыньей… а возможно, было что-то еще, нам неизвестное?
Мы уже никогда не узнаем этого…

Примерно так выглядел Салем 1692 года.

Тихий городок, где ни один житель и предположить не мог, какая черная слава уготована будет этому месту!
Уточним, что существовало два Салема: поселок Салем (Salem Village), где произошли события, приведшие к суду над ведьмами (который в настоящее время называется Дэнверс (Danvers) и город Салем (Salem Town), где проходил суд над ведьмами и который и сейчас называется Салемом.
Сейчас Салем - исторический город, "мемориал" знаменитых событий прошлых лет.
Повсюду, куда ни посмотри - бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и черные коты... даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле.
Лучше всего сказать так: Салем, это город, где Хэллоуин длится круглый год!
Здесь стараются сохранить стиль домов и улиц XVII века. Многие здания превращены в музеи, благо туристов тут полно: дом американского филантропа Пибоди, где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток; галерея салемских восковых фигур, музей ведьм, подземная тюрьма, где держали ведьм.

Сохранился и дом Корвина, где жил один из судей Салемского процесса - Джонатан Корвин, теперь здесь тоже находится музей. Дом-музей заново отреставрирован и даже передвинут на несколько метров (его передвинули, когда прокладывали улицу). Сохранилось старое кладбище, где похоронен один из судей.
Так же гостям Салема непременно покажут "Деревню первопроходцев", в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; "Дом Пикеринга" — самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; Дом о семи фронтонах: темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот дом, одна из основных достопримечательностей Салема, он описан в романе Натаниэля Готорна, который так и называется: "Дом о семи фронтонах".
Действие романа разворачивается в фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры "салемским ведьмам".
Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.

Но вернемся к нашей легенде.
Кто же они, салемские ведьмы?
Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
За что все это?
Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
А вскоре нашлись и ведьмы.

(Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)

В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
(Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!

Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
Произвели допрос.
Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.

Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
Ответ: Ни с кем.
В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
О.: Нет.
В.: Зачем ты вредишь этим детям?
О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
О.: Я никому этого не поручала.
В.: Какую тварь ты наняла для этого?
О.: Никакую - на меня возвели напраслину.
Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
«Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.

Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
«Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.

Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя - Джордж Барроуз».
Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. Решающее доказательство прозвучало непосредственно во время суда, когда девушки обвинили Барроуза, которого содержали в тюрьме, в том, что он их покусал. Они продемонстрировали отметины зубов, и тогда судьи велели открыть Барроузу рот и сравнить отпечатки с зубами обвиняемого, «которые отличались от зубов других людей».
У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, но
5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.
В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз (он так и не признал себя виновным в колдовстве), уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш». (Считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки, что если человек прочитал эту молитву, не споткнувшись – он невиновен). Толпа, присутствующая при казни, так взбудоражилась этим фактом, что потребовала немедленно освободить священника.
Судье наблюдающему за тем, чтобы приговор был приведен в исполнение, пришлось потратить время, чтобы втолковывать прихожанам, что дьявол опаснее всего, когда является в облике ангела света и смущает невинные души жителей Салема.
Бэрроуз был повешен.

На очереди было дело Бриджет Бишоп, рассмотренное судом в июне 1692 года.
Бишоп было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером, эксцентрично одевалась и была хозяйкой таверны.
Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет. Само собой, этот факт тут же был использован как подтверждение ее ведьмовства.
Муж ее сестры подтвердил, что к Бридже являлся Сатана, а свидетель поклялся, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
Нашлись и другие, кто подтвердил, что Бишоп – ведьма.
Житель деревни Самуэль Грей рассказал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его.
Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил и к ним.
Но самое главное: на теле женщины была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок».
Старую Бишоп признали признали виновной и 10 июня 1692 года «салемская ведьма» была повешена.
...После этого юные обвинительницы, что называется, вошли во вкус.
29-30 июля 1692 года еще пять женщин были признаны виновными и повешены.
Одна из них, Ребекка Нерс, была добропорядочной прихожанкой и женщиной преклонных лет: ей был уже 71 год, и она не вставала с постели.
Ребекка до конца сохранила трезвый ум и чувство юмора, который не изменил ей даже во время допроса.

Вопрос: Чем ты больна? О твоей болезни ходят странные слухи.
Ответ: Маюсь желудком.
В.: Чем ты уязвлена?
О.: Ничем, кроме преклонного возраста.
Преклонный возраст ее не спас.
«Околдованные» девочки стояли на своем: она ведьма! Она заставляла их подписываться в книге Сатаны! Она виновна!
Они корчились и бились в припадке, когда видели Ребекку, что, естественно, и заставило суд признать ее ведьмой.
Ребекку Нерс повесили.

Дело «Салемских ведьм» продолжалось, людей отправляли в тюрьмы и на виселицы и если у горожан и имелись сомнения по поводу происходящего, свое мнение они держали при себе. Сомневаться было делом смертельно опасным.
Трактирщик Джон Проктор был одним из немногих, кто посмел усомниться в том, что несчастные женщины действительно ведьмы.
Через день против него выступили в суде Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, индеец Джон (раб Париса), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут.
Они заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца.
Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.
9 сентября 1692 года приговариваются к виселице еще шесть женщин, а 17-го сентября на Висельный холм поднялись еще девять человек, обвиненные в колдовстве.
19-го сентября 1692 года восьмидесятилетнему Джайлзу Кори выпал самый тяжелый жребий.
Кори до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (его жена обвинялась в том, что она - ведьма), но и после этого он отрицал свою причастность к колдовству. К нему решено было применить пытку тяжестью, чтобы в буквальном смысле, выдавить признание.
Это было противозаконно, потому что, хотя в Англии пытки и существовала до 1827 г., в Массачусетсе параграф 46 Корпуса свобод 1641 г. запрещал их применение: «Из телесных наказаний не дозволяются бесчеловечные, варварские и жестокие».
Тем не менее, восьмидесятилетнего Джайлза Кори задавили до смерти, на протяжении двух дней накладывая на доску, положенную ему на грудь, все больше и больше тяжестей.
Еды не давали никакой, «кроме трех ломтей самого плохого хлеба в первый день и трех глотков стоячей воды, какая найдется поблизости, во второй». Роберт Калеф описал, как в понедельник, 19 сентября, в открытом поле подле салемской тюрьмы Джайлз Кори умирал «под гнетом и от наваленной на него тяжести язык вылез у него изо рта».
Кори умер, так и не признав себя виновным.
22-го сентября 1692 года повешены еще восемь человек.
Девятая жертва, Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем самым избежала повешения.
Как ни опасно было сомневаться в непредвзятости суда, все же в октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений.
Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным.
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.
В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.
Где на самом деле похоронены «салемские ведьмы» - неизвестно.

За время этой ведовской истерии в тюрьме оказались сто пятьдесят человек, было повешено девятнадцать.
Двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, одну (Титубу) долгое время держали в тюрьме без суда, двоим женщинам отсрочили казнь, так как они заявили о своей беременности (впоследствии они дожили до полной отмены приговора), одна (Мэри Бредбери) сбежала из тюрьмы уже после вынесения приговора, еще пятеро признали свою вину и получили отсрочку.

Множество версий, объясняющих поведение девушек-обвинительниц, было выдвинуто позднее.
Утверждалось, к примеру, что они отравились спорыньей, содержащейся в хлебе (симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки). Вскоре эта версия была опровергнута.
Другие говорили, что виной всему могло быть заболевание девушек особой формой энцефалита.
Но вероятней всего и всего правдивей видится нам самая простая версия: солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова. Именно это и привела на виселицу девятнадцать человек.

Единственным документом, подтверждающим это, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя, в возрасте 26 лет:

Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения

Охота на ведьм - одна из самых позорных страниц в истории человечества. Прокатившиеся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовские процессы унесли жизни более ста тысяч человек. Однако одним из самых кровавых судов историки считают события в Салеме (США, штат Массачусетс).Колдовство - опасная забаваТрагические события в Салеме начались невинно. Бэтти -девятилетняя дочь преподобного Пэрриса и его племянница Абигайль Уильямс долгими зимними вечерами находились под присмотром черной рабыни Титубы, вывезенной с Барбадоса. Она развлекала девочек рассказами о своей родине, магии вуду, и этот красочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось применить новые знания на практике. Вместе с другими подругами они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан с водой, и попытались предсказывать будущее. Во время таких сеансов одной из молодых ведуний привиделся гроб, что означало скорую смерть, и после этого невинные детские шалости начали приобретать совсем другой оборот.В январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались необъяснимые припадки, девочка стала подолгу прятаться в темных углах, издавать странные звуки, кривляться. Вскоре подобные симптомы появились и у других юных участниц оккультных занятий. В феврале пострадавшие обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Следует вспомнить об уровне медицины в то время: не умея объяснить странное поведение детей, врач поставил диагноз - околдованы. Меры для лечения были предложены соответствующие: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, напустившую ее. С этого момента была объявлена охота на ведьм.Найдены виновницы болезнейНа основании показаний девочек, которые утверждали, что их терзают злые духи, были подписаны ордера на арест первых трех жертв: самой Титубы, городской нищенки Сары Гуд и старухи Осборн. Все три не ходили в церковь, так что не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Что заставило девочек зайти в своих играх так далеко? Неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, боязнь сознаться, что все эти припадки и видения - обычное притворство, или они стали инструментами в умелых руках кого-то, кто решил воспользоваться ведьмовским процессом для сведения счетов с неугодными односельчанами? Этого мы не узнаем, так же как не узнаем, что заставило Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входящих в тайную общину ведьм. С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, видения девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. До вынесения приговоров все они томились в бостонской тюрьме, закованные в кандалы. В заключение стали попадать уже не только «асоциальные элементы» общины, но и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у которых хватало смелости протестовать против этого беспредела: так случилось с супругами Проктор, открыто возмущавшимися происходящим. Уважаемая жительница Салема, Ребекка Нурс, была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы!Авторитет «охотниц на ведьм» растетДальше - больше: в тюрьму попал бывший салемский священник, преподобный Баррафс. В свое время он не сошелся с некоторыми прихожанами и теперь прошлые конфликты обернулись против него. Баррафса представили как руководителя той самой мистической общины ведьм, которая терзала окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину Уже были казнены несколько «ведьм», их «главарь» пойман, но остановить лавину было невозможно. Успех и всеобщее внимание кружили девочкам головы, их уже приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там у них возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, поэтому искать «колдунов» приходилось, методично обходя поселки. Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору- виновного немедленно заключали в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие-то безумные театральные представления. Людей судили на основании видений девочек, которые при появлении подсудимых начинали биться в припадках, что считалось доказательством их вины. Тех же, кто начинал сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами. Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров; судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия, также был обвинен в колдовстве. Но многие обвиняемые от страха подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше укрепляя авторитет девочек.Суды и казниПрежде чем истерия стихла, в Салеме было повешено 19 человек из 141, проходивших по этому делу, еще двое умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть 80-летнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда. За сопротивление суд приговорил его к «строгой и мучительной» казни. Его привезли на салемские поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом «выдавить» из него признание. Вскоре от таких испытаний у Кори вывалился язык изо рта, но шериф Джордж Корвин тростью запихал его обратно.Джайлс Кори оказался упрямым человеком и на все вопросы отвечал требованием увеличить груз, что палачи и делали до тех пор, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую смерть команда обвинительниц сочла вполне справедливой, они объявили, что Кори согласился подписать книгу дьявола в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По сему выходило, что дьявол свое слово сдержал.Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фипс, после того как зарвавшиеся девочки обвинили в колдовстве его жену. Указом губернатора суд был распущен, а новый состав выносил уже лишь оправдательные приговоры.Настоящие ведьмыУченые неоднократно исследовали феномен «салемской истерии» в частности и охоты на ведьм вообще. При этом выдвигались самые различные версии: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей - плесенью на хлебных злаках, вызывающей галлюцинации. Но сегодня ни одно из объяснений не кажется достаточно убедительным.Были ли в Салеме настоящие ведьмы? Один из эпизодов этой истории навевает подобное мистическое настроение. Перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд Нойес призвал ее покаяться, на что она ответила: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Эти слова оказались пророческими: Нойес умер о 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью...Если считать ведьм исчадиями ада, то куда больше на эту роль подходят самидевочки. Как могла прийти им в голову мысль устроить такую массовую расправу над односельчанами, не щадя даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильяме? А о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться?К сожалению, салемский процесс -это далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории.Сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие вы воды из уроков, данных нам историей?Наталья ИВАНОВА

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины