Может ли еврей креститься в церкви, как верующий христианин? Евреи-выкресты в царской россии

Может ли еврей креститься в церкви, как верующий христианин? Евреи-выкресты в царской россии

21.09.2019
משומד ‎, мешума́д , мн. мешумади́м ; букв. «погубленные») и несёт негативные коннотации (несмотря на то, что первыми выкрестами были апостолы и ученики Христа). Большинство современных словарей дает слово «выкрест» с пометкой «устаревшее».

Синонимы в словаре В. И. Даля: перекрест, перекрещенец, новокрещен, окрещенный еврей, мусульманин или язычник и глаголы выкрестить, выхрестить, выкстить, выкрещать и другие .

Евреи особенно часто стали переходить в христианство в XIX - нач. вв., когда религиозная принадлежность к иудаизму уже не отождествлялась жёстко с национальной принадлежностью, переход же в христианство снимал с еврея образовательные и другие ограничения, существовавшие в ряде государств (в Российской империи до ). Однако постепенно некоторые из них распространились и на выкрестов. Так, выкрестов не принимали в жандармы, с конца XIX века не рукополагали в священники, не брали на службу на флот, с 1910 года не производили в офицеры в армии; в 1912 году запрет на производство в офицеры был распространен также на детей и внуков выкрестов .

В России евреи нередко принимали лютеранскую веру , так как лютеране могли сочетаться браком с еврейками, при этом дети оставались евреями (см.критерии еврейства).

Выкресты часто получали фамилии, образованные от названий животных и птиц, так как образовывать фамилию по общему правилу, от отца, носившего еврейское имя, не хотели, а свободно выбирать себе любую фамилию в России долгое время было нельзя.

См. также

  • Христианствующие евреи

Ссылки

  • Крещение насильственное - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Фельдман Д. З. К истории появления крещеных евреев в московском государстве XVII в. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 4 (22). С. 21–27.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Выкресты" в других словарях:

    Истории еврейского народа … Википедия

    1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

    Географическая энциклопедия

    Россия Российская Федерация РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

    Это неотъемлемая часть еврейского этноса, сложившаяся на Руси в X веке и существующая поныне. Отличаются тем, что их родной, или один из родных языков русский язык. Часто осознают себя частью единого пространства русской культуры. Составляют… … Википедия

    Религиозное обращение отождествление себя с какой либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы… … Википедия

    Миним и доносчикам не оставляй надежды... - (Веламалшиним...) Благословение девятнадцатое в молитве Шмонэ Эсрей (Восемнадцать) *. Оно составлено было р. Гамлиэлем из Явне и направлено против М. (см. Мин*). В трактате Брахот (XXVIII) сказано: Благословение о М. составлено было в… … Энциклопедия иудаизма

    Перемена религии - (Гамарат hа дат) П.Р. никогда не была распространенным явлением среди евреев. Разумеется, всегда находились отдельные вероотступники, переходившие в христианство или ислам. Однако были случаи и массового ренегатства, как следствие насилия и… … Энциклопедия иудаизма

    Татьяна Шлёцер … Википедия

Может !!! И нарушать свое слово - тоже может!!!

ЕСТЬ БЕСПЛАТНОЕ СРЕДСТВО - МОЛИТВА ДЛЯ НАРУШЕНИЯ КЛЯТВ !!!

Нужно всего лишь произнести еврейскую молитву «Коль нидре» на Судный День (Йом Кипур), который является для них священным днем (в 2011 году вечер 7 октября - вечер 8 октября, в 2012 году вечер 25 сентября - вечер 26 сентября, в 2013 году вечер 13 сентября - вечер 14 сентября ).

Когда евреи на Судный день идут в синагогу, они читают там определенную молитву, причем, стоя .

Это единственная молитва, во время которой еврею положено стоять.

Еврей трижды повторяет короткую молитву, которая называется «Коль нидре».
В ней еврей заключает со своим богом соглашение, согласно которому любая клятва, любой обет, любое обещание, которое еврей сделает в течение следующего года, будут недействительными:

«Все обеты, обязательства, присяги и отлучения, называемые „конам, конас“ или каким бы то ни было другим именем, что мы обещали или поклялись, или поручились, или которыми мы обязались от сего Дня Всепрощения до будущего счастливого прихода Дня Всепрощения — мы во всех их раскаиваемся. Да будут они считаться разрешенными, прощенными, уничтоженными, недействительными и лишенными силы. Они не будут связывать нас и не иметь никакой силы над нами. Обеты не будут признаны обетами, обязательства не будут обязательными, а присяга — присягой»

Клятва не будет клятвой, обет не будет обетом, обещание не будет обещанием.

У них не будет никакой силы. Более того, Талмуд учит следующему: какое бы обещание, обет или клятву ни давал еврей, он обязан помнить молитву «Коль нидре», которую он читал на Судный день.

И поэтому он освобождается от их выполнения.

PS: именно поэтому во многих странах в 18-19 веках евреи не могли быть на судах свидетелями!

PS2: бытует мнение, что присяга президента для евреев не обязательна, а потому ей нельзя и верить...

Так можно ли верить присяге президента России?

UPD: Святитель Иоанн Златоуст. «Против иудеев»

"Еще я спрошу каждого из иудеев: Разве не часто произносили вы хулу на Бога? Разве не совершали всякого рода нечестия и грехи? Отчего, скажи мне, Бог совершенно отвратился от вас? Если вы стыдитесь сказать причину, скажу прямо я, или вернее - не я, но сама действительная Истина. За то, что вы убили Христа , за то, что подняли руки на Владыку , за то, что пролили драгоценную кровь - вот за что нет вам прощения, нет извинения… Раньше вы оскорбляли пророков - Моисея, Исаию и Иеремию , раньше еще не было сделано главное зло. А теперь вы затмили все свои прежние беззакония, и после злодейства против Христа для вас не остается уже преступления большего…

А вы, братья мои христиане, не пресытились ли еще борьбою с иудеями? Знайте же: кто не пресыщается любовью ко Христу, тот никогда не пресытится и войной с врагами Его… "

Давид Эйдельман

Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем крещеному еврею. И наоборот. Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Сразу по окончании еврейского Песаха и с началом православной Пасхи захотелось мне написать о феномене «евреев-христиан» . Знаю, что для большого количества людей, для которых еврейство — это, прежде всего иудаизм — вероисповедание, само такое словосочетание выглядит неприемлемым оксюмороном.


Если евреи, то не христиане. Если приняли христианство, то выкресты — выписались из иудейского племени. Может быть не насовсем, но пока придерживаются христианства — к еврейству не принадлежат.

Ведь еврейство для таковых— это не кровь. Или, как минимум, не только кровь. Это этноконфессиональная сущность, а может и сакральное единство.

Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Более того, видел он себя пастырем, который послан только к заблудшим овцам дома Израилева.


Пьетро Перуджино. «Христос и самарянка»

15 глава Евангелия от Матфея

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова.
И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам…»

Первые христиане были евреями

И апостолы. И ученики апостолов.
Это только потом дороги разветвились и пошли врозь, сначала параллельно, потом все далее, удаляясь друг от друга.

Только после созванного императором Константином в 325 году, Первого Никейского собора, на котором был выработан христианский «Символ веры», было окончательно провозглашено отделение христианства от иудаизма.

Но и после этого были «евреи-христиане» разного толка. Их разоблачали, обличали, изобличали.


Караваджо, «Святой Иероним»

Через 17 лет после Никейского собора родился Иероним, который в 360 году (уже в зрелом возрасте) примет крещение, а после станет одним из самых почитаемых и влиятельных Отцов церкви.

В 386 году обосновался он Вифлееме (Бейт-Лехем) и принялся переводить Библию на латынь. Этот перевод, именуемой Вульгатой, получил в католической церкви статус официального.

И вот Иероним пишет из Вифлеема другому (ещё более почитаемому!) Отцу церкви Августину о евреях-христианах: «В наши дни существует секта среди иудеев во всех синагогах Востока, которая называется секта Минеи, и её осудили Фарисеи. Адепты этой секты известны ещё как назареи; они верят в Христа, Сына Божьего, рожденного от Девы Марии; и говорят, что он тот, кто пострадал при Понтии Пилате и снова воскрес, так же, как и все мы верим. Но пока они хотят быть как евреи, так и как христиане, но они не являются ни тем, ни другим».


«Святой Иероним» Леонардо да Винчи.

«Да не будет надежды для отступников»

Обратите внимание: описывая группы людей, которые принимали Никейский Символ веры (Христос — Сын Божий, родился от Девы, был распят и страдал, и воскрес), но думали, что они при этом могут оставаться и евреями тоже (молились в синагогах, соблюдали субботу, придерживались кашрута), то есть не разделяли «христиан» и «евреев», Иероним отвергает не только их потуги быть и теми, и другим одновременно. Он безжалостно отвергает обе их идентификации. Начиная с Иеронима — это взаимоисключающие возможности.

Иероним называет их «минеи» или «назаряне». Минеи — это от слова «мин» — вид, класс, разновидность, пол. Это из еврейской молитвы, которая призывает не доверять ни «миним и ноцрим». Забавно, что позиция иудейского благословения против отступников Иерониму ближе, чем позиция евреев, которые исповедуют Никейский Символ веры.

С тех пор мало что изменилось. Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем еврею-выкресту, который пытается усидеть на двух стульях. И наоборот. Для ортодокса-еврея чуть ли не главной проблемой в христианском мире являются евреи, которые «либо крестик сними, либо трусы надень».

«Худшие антисемиты»

В еврейских семьях сидели по выкрестам «шиву» как по покойникам. Евреи часто считали, что выкресты — являются юдофобами, самыми яростными распространителями антисемитской клеветы.

Иногда это было обоснованно. Пытаясь выслужиться перед новыми единоверцами, неофиты, напирая на своё аутентичное знание бывших евреев, рассказывали всевозможные мерзости о племени, которое они только что покинули.

Да и те, кто рассматривал крещение как присоединение — присоединение к народу, присоединение к культуре — тоже оставили вполне аргументированное обоснование такого шага.

Один из величайших философов ХХ века Карл Поппер (сын выкреста) считал, что евреи несут свою часть вины и за антисемитизм, поскольку стояли особняком по отношению к большинству.


Карл Раймунд Поппер

Поппер писал: «После долгих раздумий мой отец решил, что жизнь в христианском обществе обязывает причинять этому обществу как можно меньше обид — то есть ассимилироваться».

Выкресты-сионисты

Даже у многих ранних сионистов первым вариантом решения еврейского вопроса было крещение: евреи должны выйти из культурно-социального гетто, в которое они сами себя загнали — это принесет им освобождение.

Потом многие выкресты уходили в сионизм, предварительно пройдя через участие в революционном движении. Один из самых известных примеров — Пинхас (Петр) Рутенберг, который сначала принял крещение, взял русское имя, женился на нееврейке, потом стал революционером террористом, а затем обратился к сионизму.


Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг

Многие интерпретаторы книги Шолом Алейхема «Тевье-молочник» считают, что возвращение в конце книги крещеной дочери Тевье Хаввы символизирует её отъезд в Палестину.

Герцль и массовое крещение

Даже Теодор Герцль предполагал, что возможным решением еврейской проблемы является массовый «добровольный и почетный переход» в христианство. В 1895 году он записал в дневнике: «Года два назад я хотел решить еврейский вопрос, по крайней мере, в Австрии, с помощью католической церкви. Я пытался получить гарантии от австрийских епископов и через них получить аудиенцию у папы римского, чтобы сказать ему: помогите нам в борьбе с антисемитизмом, а я создам среди евреев сильное движение, с тем, чтобы они свободно и достойно приняли христианство. Свободному и достойному в том смысле, что вожди этого движения, и прежде всего я сам, останутся евреями и в качестве евреев будут пропагандировать принятие религии большинства. При свете дня, в полдень, переход в другую веру откроется под звон колоколов торжественным шествием к собору Святого Стефана (в Вене). Не стыдливо, как раньше поступали единицы, а с гордо поднятой головой. Тот факт, что сами вожди этого движения, оставаясь в рамках иудаизма, проводят народ лишь до порога церкви, а сами останутся снаружи, возвысит все это дело и придаст ему глубокую искренность…».


Теодор Герцль

Только процесс над капитаном Дрейфусом превратил Герцля в сиониста и сделал его автором «Государства евреев». Историческая прозорливость Герцля состояло в том, что он увидел в деле Дрейфуса генеральную репетицию будущего геноцида, который будет уничтожать за «врожденные свойства», не обращая внимания на вероисповедание.

Иудео-христианство советской интеллигенции

Но меня интересуют не люди, которые сознательно перешли в христианство и перестали быть евреями (во всяком случае в собственном самоощущении). Вопрос о людях, которые одновременно, как те древние «минеи», считают себя и евреями и христианами, которые пытаются быть и теми и другими.

Давид Эйдельман

В одном из откликов на моё стихотворение "Рабиновичи русской земли" было приведено стихотворение Анатолия Берлина "…не шейте вы, евреи, ливреи", в котором осуждаются евреи, принявшие христианство. Начинается оно так:

Крестики на шее иноверцев…
Грудь не жмёт, великий наш поэт?
Литератор, вам не давит сердце?
A тебе, артист, не стыдно - нет?

В вас какая кровь течёт с рожденья
И какие гены бродят в ней?
Талмудистов с вековым ученьем
И раввинов - тех, что вас мудрей.

Вот откуда ваша гениальность…
Да, Христа чудес не перечесть,
Но какая, в общем-то, банальность -
Выставлять себя не тем, кто есть.

Евреи, принявшие христианство, называются в народе "выкрестами". Вообще говоря, согласно толковым словарям, выкрест - это человек, перешедший в христианство из другой религии, не обязательно иудейской. Но евреи в этом деле занимают первое место. А пишу я это потому, что не могу согласиться с тезисами Анатолия Берлина.

Тут для начала следует разобраться в терминах. В английском языке еврей именуется Jew и квалифицируется так: "1. An adherent of Judaism. 2. A descendant of the Hebrew people." В Штатах термин Jew относится к людям, исповедующим иудаизм, а национальность определяется по месту рождения. Я, например, самый что ни на есть еврей, здесь по национальности - украинец, поскольку родился в Украине. Мне бы эту национальность, когда я жил "на Батьківщині", тогда бы я и не уезжал.

В русском же языке, в словаре Ожегова 1986-го года, есть более пространное объяснение, кто такие евреи (во множественном почему-то числе): "Евреи. Общее этническое название народностей, исторически восходящих к одному из древних народов семитской языковой группы (древним евреям), сейчас живущих в различных странах общей жизнью с остальным населением этих стран." Неплохо выглядела бы такая запись в графе "национальность" в советских паспортах. Сейчас словарь Ожегова даёт ещё одно определение евреев: "Основное население государства Израиль".

Интернетовская Википедия добавляет: "В современном русском языке еврей - это национальность, а иудей - вероисповедание, религиозная принадлежность." Вот этими двумя терминами мы и будем оперировать.

Начнём издалека. Говорят, что первым выкрестом в истории был Иисус из Назарета, известный также как Христос. Это неправда. Иисус был иудей, но он не мог перейти в христианство, потому что христианство ещё не существовало. Он, как известно, крестился, но всё равно оставался иудеем, и последней трапезой его был пасхальный сейдер.

Из поздней истории отметим маранов - испанских и португальских иудеев, вынужденных принимать христианство под угрозой лишения жизни. Или кантонистов - еврейских детей, призываемых на 25-летнюю воинскую службу в России, насильно обращаемых в православие. Или весьма многочисленных иудеев, принимавших христианство для возможности получать образование, продвигаться по службе, да и просто из ненависти к своим соплеменникам.

Воистину: пока гром не грянет, еврей не перекрестится.

Но - знаменитого еврея Антона Рубинштейна, равно как и его брата Николая, выкрестами называть нельзя: выкрестом был их дед Рувен, принявший православие, спасая своих детей от призыва в кантонисты. Антон и Николай никогда иудеями не были и в христианство не переходили - они родилсь в христианской семье.

Много разговоров идёт о наших современниках-евреях, перешедших, якобы, в христианство. Их называют предателями еврейского народа, они - объекты сатиры и грозных инвектив, пример которых - стихотворение Анатолия Берлина.

" -...мысли о смерти в последнее время вас посещают?"

Коржавин отвечает: " - Я думаю о неотвратимости её, о том, есть ли тот свет. (Вздыхает). Ответа не знаю, но в Бога верю...
- Верите?
- Да, я христианин - крестился в 1991 году в Москве."

Вера в Бога пришла к Коржавину в 66 лет, когда он стал христианином. И когда можно было уже безбоязненно приехать на родину. Как будто нельзя было верить в Бога, не принимая христианства. Еврея Коржавина никак нельзя назвать выкрестом: он не был иудеем, в Бога не верил, ни к какой религии не принадлежал.

Точно так же нельзя называть выкрестами знаменитых евреев Мандельштама, Пастернака, Бродского, Галича, Эренбурга, Улицкую, Райкина-младшего, Измайлова, Наймана, Неизвестного с мамой Беллой Дижур, отца Меня и многих-многих других по той простой причине, что они не переходили в христианство из другой религии. Они были безбожниками, а с принятием христианства обрели Бога. И то хорошо. Хотя Бог христиан (если отвлечься от Божьего сына) - есть и Бог иудеев. Скорее всего, этих евреев привлёк в христианство не сам Бог, а Божий сын. Их дело.

При этом всё же ни Галич, ни Эренбург не отрекались от своего еврейства, в отличие, скажем, от Пастернака, который к соплеменникам относился презрительно, или Бродского, заявившего, что он себя евреем не ощущает (то же самое поведал миру и его друг Рейн, хотя сам и не крестился).

Нельзя считать выкрестом и Дмитрия Быкова: он вообще не еврей, у него русская мать, и его православие никого смущать не должно. Другое дело, что он - юдофоб, но это качество присуще и многим другим русским писателям.

Короче говоря, в наше время никаких выкрестов нет, а есть евреи, принявшие христианство. Я думаю, их надо не ругать, а приветствовать: в конце концов, они пришли к Богу, стали наконец-то (надеюсь) соблюдать заповеди, может быть, стали чище духовно (хотелось бы).

Обличать и называть Иудами надо тех евреев, которые приняли христианство и перешли в лагерь антисемитов, они - предатели еврейского народа, на них должны быть направлены стрелы сатиры и юмора. А бедных писателей и артистов, пришедших к Богу из неверущих, надо оставить в покое и не приклеивать к ним ярлык с надписью "выкрест".

И ведь кто, в большинстве своём, ругает этих "выкрестов"? Евреи, ни сном, ни духом не причастные к иудаизму, такие же безбожники, как и эти "выкресты" в прошлом. (Не знаю, впрочем, ничего о вероисповедании Анатолия Берлина.) Если еврею-безбожнику легче жить в христианстве, дай Бог ему счастья. Это всё же лучше, чем вообще ни во что не верить. У меня, как и у других евреев, непричастных к иудаизму, нет никакого морального права осуждать людей, пришедших к Богу через христианство. Осуждать их, повторяю, следует только тогда, когда они нарушают житейские и духовные каноны.

И, в заключение, добавлю ещё несколько мыслей, не имеющих, правда, никакого отношения к выкрестам, но имеющих отношение к евреям вообще.

Почему мы с такой скрупулёзностью причисляем к евреям полукровок или даже людей, математически не являющихся евреями, не считаясь с тем, кем они сами себя ощущают? Аксёнов, Войнович, Довлатов, Рязанов по документам не были евреями, никогда себя евреями не ощущали и вообще до поры до времени помалкивали, что в них половина еврейской крови. Мы продолжаем числить в евреях Карла Маркса, который родился христианином, и даже Владимира Ленина, дедушка которого то ли был, то ли не был крещёным евреем. Полный маразм. Неужели так уж важно для нас считать эти фигуры евреями? Должны ли они быть предметами нашей гордости?

И тут любопытно упомянуть евреев, которые заявляют о том, что они гордятся своим еврейством. Помните: "И я горжусь, горжусь, а не жалею, что я еврей, товарищ Алигер" (М. Рашкован)? Чем, собственно, гордиться? Гордиться можно своими достижениями, достижениями своей страны, потому что мы - её составная часть, можно гордиться успехами родных и друзей, но нельзя гордиться тем, что достаётся нам без труда, бесплатно, на что мы не прикладываем усилий, за что мы не боролись. Еврейство достаётся нам бесплатно, и нечего им гордиться. Анатолий Берлин намекает на то, что успехи "выкрестов", их таланты, их гениальность - это результат того, что в них течёт еврейская кровь и "бродят" еврейские гены. Да, мы таки избранный, якобы, народ, но говорил же Тевье из мюзикла "Скрипач на крыше", обращаясь к Богу: "Не мог бы ты, хоть на время, избрать кого-нибудь другого?" Гениальных и талантливых людей хватает в каждом народе. А разного рода сволочей, хамов и предателей среди евреев - не меньше, чем у других. Нечем, говорю, гордиться.

И ещё такой странный феномен: евреи почему-то сильно ценят то, что высказывают о них не-евреи (попросту говоря - гоим). В Интернете есть множество сайтов, где приводятся цитаты из классиков и не совсем классиков о нас, о евреях. В большинстве своём - это положительные высказывания, и, вероятно, у нас от них должен литься на сердце мёд. Ни у кого нет такого феномена - ни у русских, ни у поляков, украинцев, американцев, англичан и т.д., и т.п., и пр. Им всем безразлично, что говорят и пишут о них другие, они знают себе цену. А мы, получается, не знаем себе цены, оттого и радуемся, что мы, оказывается, - дрожжи человечества, чего-то там катализатор и лакмусовая бумажка. Комплекс неполноценности? Сколько можно доказывать миру, что мы хорошие, что не мы делали революции и что мы не замешиваем в мацу кровь христианских младенцев? Что есть среди нас и Герои Советского Союза, и лауреаты, и вообще уважаемые люди? Нам незачем оправдываться, равно как и незачем радоваться похвалам посторонних знаменитостей.

На этом заканчиваю, предвидя, правда, возражения и даже, может быть, нарекания со стороны соплеменников, несогласных с моим скромным мнением. Бог им в помощь.

Аби гэзунт, кэн мэн гликлах зайн.

Слушая лекции по истории религии А.Б.Зубова (кстати все рекомендую - весьма интересный профессор и весьма интересен его переход из атеизма в Православие, единственная проблема - он придерживается того, что Земле млн лет и соответственно вслед этому вера в целый эшелон научных махинаций), открыл для себя новую неизведанную тему... еврейский анекдот... и не просто еврейский анекдот... вот не поверите - еврейский анекдот на тему Бога. Я сам не поверил - нация, которая на протяжении веков боялась упомянуть имя Бога (чем воспользовались ушлые иеговисты), боялась лишний раз помянуть Его в суе (что выразилось вплоть до анекдотического страха перед написанием самого слова "Бог" - пишут или "Б-г" или просто Б.), что вполне свойственно евреям с их юридически-фарисейским отношением к заповедям Бога, вдруг родила в своих недрах целый пласт словесной культуры. А мы тут и не знаем.

Думаю, Зубов просто приукрасил об этой черте еврейского народа, любящего травить анекдоты о Боге... ан нет... поиск вывел на жутко интересную статью Михаэля Дорфмана (см. вконце заметки), а уже для полноты, дело техники найти и другие источники.

Оказывается даже есть и целые пародии на ветхозаветные истории, так сказать, юмористический Мидраш (чем-то смахивает атеистические пародии советских времен; не цитировал их здесь, т.к. они излишне громоздкие), и это ни сколько не оскорбляет самих евреев (тем паче, что они сами их и написали).

Но это была присказка. А вот и сама сказка, т.е. анекдоты:

Умирает старый еврей. Он просит жену:
- Сурэлэ, душа моя. Мне очень плохо. Позови мне священника.
- Бог с тобой, Абраша! Ты наверное повредился в уме и хочешь позвать раввина?
- Да нет. Священника позови. Жаль тревожить нашего старенького раввина в такую ненастную ночь.


Молится еврей в синагоге:
- Готеню, Боже святой, да благословенно имя твое. Ну почему я такой несчастный? Я же каждый день прихожу в синагогу, учу лист из Талмуда и молюсь тебе, молюсь, молюсь. Разве с детства я сделал хоть один шаг, не посоветовавшись с тобой? Разве есть еще кто-то, кто так часто обращается к тебе? Я же такой бедный… Вот мой безбожник-эпикойрус брат! Так у него и дети удачные, и жена - красавица, и бизнес процветает, и дом богатый. Господь, царь вселенной, я не спрашиваю, почему ты его не накажешь. Я лишь спрашиваю, почему? Почему мне выпал такой удел?
После долгих воззваний синагога замерла и голос возвестил:
- Потому, что ты только то и делаешь, день за днем, день за днем, что приходишь сюда и мучишь меня!
Мойше Леви крестился в лютеранской церкви. Перед крещением пастор спрашивает, какое христианское имя он хочет выбрать:
- Мартин Лютер, - отвечает неофит, - И какой духовный смысл имеет столь прославленное имя для вас?
- Понимаете, не хочется менять инициалы на белье для прачечной.
Файвел и Файтель пошли креститься. Файвел пошел в купель первым. После крещение Файтель спрашивает: -
- Эй Файтель! Ну как там было?
- Во-первых, не Файтель. Мое имя - Филипп. А во-вторых, с жидами не разговариваю. Вы нашего Господа убили.
Неудачливый торговец Гуревич возвращается накануне Ханнуки домой с пустыми руками. А тут на методистском молельном доме большая надпись «Кто до вечера примет святое крещение, получит $100». Абрамович пошел, крестился и заработал 100 долларов. Приходит он домой. Там жена просит денег на обед. Дочка просит на платье. Сын - на велосипед. Теща - на очки. Всем раздал и сам себе говорит:
- Вот так всегда. Только несчастный гой заработает пару копеек, как эти евреи у него их отымут.
- Готеню, Господь мой. Разве я не учил усердно Тору и не учил ее другим? Разве я не соблюдал усердно Закон Твой? Разве я не делал добрые дела, как заповедано в «Поучениях Отцов»? Так почему же такое горе. Почему же мой сын, мой любимый сын перешел в христианство.
- Разве только твой сын? - ответил ему голос по еврейскому обычаю вопросом на вопрос.

в книге "Трое раввинов в лодке", этот анекдот звучит несколько иначе:

Отец семейства приходит к раввину со слезами на глазах.
- Ребе, - сквозь слезы говорит он, - скажи мне, что мне делать. Это что-то ужасное: мой сын хочет жениться на шиксе* (шиксе - нееврейка примеч. перев.)!

Раввин отвечает:
- И только? Мне бы твои проблемы. Вот мой сын не только хочет жениться на нееврейке, но и принять христианство! А на меня, на первого человека в общине, смотрят ведь как на пример. Вот и поступай как знаешь!

Наступило молчание. Потом прихожанин спрашивает:
- Ребе, вот к тебе все приходят со своими проблемами. А тебе к кому же обращаться?
- К кому же еще, как не к Богу?
- И что он тебе сказал по этому поводу?
- Он сказал: "Твой сын? А ты посмотри на моего"

сам анекдот видать настолько популярен, что вот еще одна версия более прямолинейная

Старый еврей молится в синагоге и плачет.
Его спрашивают - да в чем дело то, дедушка?
Ой, отвечает старик, у меня такое горе, такая беда. У меня сын крестился!
Сверху доносится глас Б-жий: "Сочувствую, но помочь ничем не могу - у самого та же проблема!"


нашим модницам и метросексуалам
Глубоко верующий человек увидел сон, в котором Бог велел ему стать моложе. Он стал заниматься спортом, сделал пересадку волос, вставил новые зубы, поставил контактные линзы, съездил во Флориду за загаром. И вот в таком новом обличье он оступился, идя по краю тротуара, и попал под тяжелый грузовик. На небе, к его изумлению, Бог не обратил на него ни малейшего внимания.
Тогда он крикнул Богу:
- Э-э, это ж я! Ты велел мне стать моложе - и я стал. Мне это стоило целого состояния, а теперь ты даже не хочешь замечать меня!

Бог пригляделся к нему повнимательнее.
- Не сердись на меня, Ирвинг, я просто не узнал тебя

(вариация)

Один хасид влюбился в русскую девушку. Состриг пейсы, сменил сюртук на изящный костюм, Отпустил маленькие усики, купил букет цветы и пошел на свидание. Тут выскочила из-за угла машина и сбила его. Когда он предстал перед Богом, то обратился к нему с жалобным упреком:
- Господи! За что? Я же так в тебя верил! Соблюдал все твои заповеди!
И услышал в ответ:
- Мойша, это ты? А я тебя не узнал!

Корнблюм, любитель альпинизма, счел, что у него достаточно навыка, чтобы подняться на гору Хорив (священная гора - и группа гор - на Синайском полуострове - примеч. перев.). Во время подъема из-под ноги у него вываливается камень, и Корнблюм начинает катиться вниз. Через несколько метров ему удается схватиться за сук дерева. Висит он на суку и зовет на помощь. И вдруг с небес раздается трубный глас:
- Сын мой, веришь ли ты в меня?
- Да, Господи, верю! И всегда верил!
- Веришь ли безгранично?
- Да, Боже, да!
- Тогда отпусти сук.
- Отпустить?
- Да, я, твой Господь Бог, велю тебе отпустить сук.

а этот анекдот оценят богословы и экзегеты:
Молодой человек, лет двадцати пяти, стучит в дверь известного ученого Рабби Шварца.
- Меня зовут Сиан Голдстейн, - говорит он. - Я пришел к вам, поскольку хочу изучать Талмуд.
- Вы арамейский язык знаете? - спросил Рабби.- Нет.- а иврит?- Нет.- Вы Тору изучали?
- Нет, Рабби. Но не переживайте за это, в Беркли я окончил факультет философии и недавно завершил в Гарварде свою кандидатскую диссертацию (на доктора философии) по логике Сократа. И теперь я хочу завершить свое образование, немного изучив Талмуд.
- У меня есть серьезные опасения, что вы не готовы изучать Талмуд. Это сокровеннейшая книга нашего народа. Однако, если вы желаете, я бы хотел проверить, насколько вы хороши в логических рассуждениях, и если вы успешно пройдете проверку, то я возьмусь учить вас Талмуду.Молодой человек согласился.

Рабби показал два пальца:
- Спускаются два человека по дымоходу. Один вышел с замаранным лицом, а другой - с чистым. Кто из них умывается?Молодой человек уставился на раввина:
- Это что, тест на логику?Рабби утвердительно кивнул.- Умывает лицо тот, у кого оно грязное, - со скукой ответил молодой.
- Ответ неверный. Умывается человек с чистым лицом. Логика проста. Тот, у кого лицо испачкалось, посмотрит на того, у кого оно чистое, и решит, что и его лицо чистое. Тот, у кого лицо чистое, увидев, какое грязное лицо у другого, решит, что его лицо такое же. Поэтому умывается тот, у кого лицо чистое.
- Очень хитро, - заметил Голдстейн. - Дайте мне еще задачу.

Снова Рабби показал ему два пальца:

- Мы же уже установили, что умывается человек с чистым лицом.
- Неверно. Умываются оба. логика проста. Тот, у кого лицо грязное, смотрит на человека с чистым лицом и думает, что и его лицо чистое. Человек с чистым лицом смотрит на того, у кого лицо грязное, и решает, что и его лицо грязное, и потому идет умыться. Когда человек с грязным лицом видит, что тот, у кого лицо чистое, умывается, то тоже идет умываться. И, таким образом, умываются оба.
- Я не подумал об этом, - говорит Голдстейн. - Я в шоке от того, что допустил подобную логическую ошибку. Дайте мне еще задание.

И снова Рабби показал ему два пальца:
- Спускаются два человека по дымоходу. Один вышел с замаранным лицом, а другой - с чистым. Кто из них умывается?
- Умывается каждый из них.
- Неверно. Никто из них не умывается. логика проста. Человек с грязным лицом смотрит на того, у кого лицо чистое, и решает, что и у него лицо чистое. Тот, у кого чистое лицо, смотрит на человека с грязным лицом и думает, что его лицо грязное. Но когда человек с чистым лицом замечает, что тот, у кого лицо грязное, не умывается, то он тоже решает не умываться. И, таким образом, никто из них не умывается.

Голдстейн в отчаянии:
- Я компетентен для изучения Талмуда. Пожалуйста, дайте мне еще задачу.

Он издает стон, когда видит, что Рабби показывает два пальца:
- Спускаются два человека по дымоходу. Один вышел с замаранным лицом, а другой - с чистым. Кто из них умывается?
- Никто не умывается.
- Неверно. Теперь ты видишь, Сиан, почему логика Сократа не является приемлемым основанием для изучения Талмуда? Скажи мне, как может случиться, чтобы два человека, спустившиеся по одному дымоходу, вышли оттуда один с чистым, а другой с грязным лицом? Ты что, не понял? Вопрос сам по себе наришкейт, глупость, и если ты потратишь свою жизнь, ища ответы на глупые вопросы, то все твои ответы тоже будут глупыми.

Человек пошел в зоопарк и попал к клетке со львом. Там он видит буквальное исполнение пророчества Исайи - в одной клетке лев и теленок. Изумленный, он подзывает служителя.
- Сколько времени живут в одной клетке лев и теленок?
- Уже больше года.
- Как вам это удается?
- Это не сложно. Каждое утро мы запускаем нового теленка.

С еврейского сайта:

Три доказательства, что Христос был евреем:
Во-первых, ему было тридцать три года, а он все еще жил с матерью.
Во-вторых, он верил, что его мать девственница.
И в-третьих, его мать верила, что ее сын - Бог.
Приснился одному еврею ангел.
- Ты ведешь праведную жизнь, и Бог решил вознаградить тебя. Чего ты хочешь: славы, денег, власти, мудрости?
- Мудрости, подумав, сказал еврей.
- Ты стал мудрейшим из мудрых! Что скажешь?
- Деньгами надо было брать!..
- Сказано в Писании: "Золото принадлежит мне, и мне принадлежит серебро".
Вот я и попросил у Бога: "Если всё золото и серебро твои, что для тебя, Господи, какие-то 10 тысяч?! Одолжи мне их только на один день".
- Почему же только на один?
- Потому что один день для Бога - это всё равно, что тысяча лет. Ибо сказано в Писании: "А тысяча лет для Тебя - день вчерашний".
- И что же Бог тебе ответил?
- Велел подождать до завтра.
Засуха. К раввину приходят евреи и просят сделать так, чтобы пошёл дождь.
- Нет, - говорит им раввин, - я не смогу сотворить это чудо, потому что нет в вас веры в Господа.
- Почему ты так говоришь, ребе?
- Потому что, если бы вы действительно верили, то пришли бы с зонтами!
Стоит еврей у стены плача и уже неделю молится: "Господи! Пошли мне богатство!" Вторую неделю молится, третью... В конце концов как возопит:
"Господи! Можно подумать: я со стенкой разговариваю!!!"
- Почему семерку пишут с горизонтальной черточкой посередине?- Потому что когда Моисей сошел с горы Синай, начал читать народу десять заповедей и дошел до седьмой <Не прелюбодействуй>, все закричали хором: "Зачеркни семерку, зачеркни!"

Источники:

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины