Гегард (Гегардаванк, монастырь копья), Армения. Скальный монастырь гегард и языческий храм гарни Монастырь в скале армения

Гегард (Гегардаванк, монастырь копья), Армения. Скальный монастырь гегард и языческий храм гарни Монастырь в скале армения

08.09.2021

К северо-востоку от Гарни (Армения), выше по ущелью реки Азат, находится монастырь Гегард. В его своеобразии, без сомнения, отразился характер, окружающей монастырь, суровой и величественной природы: живописное ущелье, с отвесно громоздящимися друг на друга высокими скалами, очень извилисто, и, за поворотом круто спускающейся дороги, неожиданно открывается монастырь. В 1950-х годах у этого поворота поставлен указатель - львица на высоком пьедестале, поворотом головы, указывающая путь. Ее фигура стилистически связана с декоративным убранством монастыря, в частности, с изображениями фигур зверей на родовом гербе князей Прошянов.

Монастырь относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.



Клкиабельно 2000 рх

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.


Время основания Гегарда точно не установлено. В одной из пещер Гегарда-дзора с древнейших времен функционирует источник ключевой воды, который считался, во времена язычества, священным. По традиции он продолжал почитаться, и после распространения в Армении христианства. В связи с этим, здесь в начале IV века, была основана обитель, получившая название Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье - гегард, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в Эчмиадзинском музее).


От сооружений Айриванка почти ничего не сохранилось. По сведениям армянских историков IV, VIII и X веков, в монастыре, кроме культовых зданий, имелись благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Расположена она высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Часовня, в плане прямоугольная, с подковообразной апсидой, обложена с востока и северо-востока проходами и приделами, высеченными на разных уровнях и, даже, друг над другом. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней поверхностях скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. Нижний помещен в рамке, а верхний, с лежащими на дверных обрамлениях горизонтальными ветвями, окружен розетками геометрического узора, такими же, какие высечены и на гранях сомкнутого сводчатого завершения интерьера. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключена возможность, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанными со строительством данных помещений.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Жаматун Папака и Рузукан высечен в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы Прошянов. Попасть в него можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скальном массиве, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений, из которых, находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд, остальные представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.


Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.



Кликабельно 3000 рх


Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 1600 рх



Кликабельно 2000 рх


Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.

    Монастырь Гегард, или Гегардаванк, что переводится как «монастырь копья». Уникальный монастырский комплекс Армянской апостольской церкви расположен недалеко от Еревана. Сооружение со всех сторон окружено утесами ущелья горной реки Гохт. Исторический памятник с украшенными барельефами и богато убранными храмами и кельями, родовыми усыпальницами и скальными сооружениями признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

    Отдельные сооружения комплекса вырублены в самой скале. На территории комплекса также есть типичные армянские стелы из камня с крестами — хачкары. Пещеры использовались монахами в качестве скромных жилищ еще с VI века.

    Монастырь является действующим, поэтому вход — бесплатный и не ограничен по времени.

    История монастыря Гегард в Армении

    Монастырь основан возле пещеры, поэтому его еще называют «пещерный монастырь». По преданию, основал монастырь Святой Георгий Просветитель в IV веке. На этом месте брал начало священный источник, который и сейчас угощает вкуснейшей водой.

    Однако в IX веке монастырь разрушили арабские воины, в результате от первой постройки ничего не осталось, а все уникальные церковные реликвии были разграблены. В X веке на монастырь напали, а затем подожгли турки.

    Позднее грузинская царица Тамара завоевала часть Армении, в том числе территория монастыря перешла в ее владение. В 1215 году под руководством грузинских военачальников — братьев Закарянов на территории разрушенного монастыря была возведена основная часовня Катогите — культовое сооружение сохранилось до наших дней. Постройка перед входом в храм — притвор, вырезан в скале в 1225 году. В 1200-ых монастырский комплекс оборудован системой водоснабжения. Позднее, в XIII веке, в скале высечены остальные храмы. Тогда монастырский комплекс приобрел княжеский род Хахбакянов. Они вскоре построили пещерные сооружения — вторую церковь, гробницу рода Хахбакянов, зал для собраний и множество келий.

    Некоторое время монастырь не выполнял свои функции, а после присоединения в Российской империи монахи начали приводить его в изначальный вид.

    Служебные помещения на дворе монастыря подвергались перестройке в XVII веке, а после — в 1968-1971 годах.

    Деревья, находящиеся вокруг Гегарда, украшают цветными лентами для исполнения желаний.

    Храмы монастырского комплекса

    В монастырский комплекс входят кельи, часовни, традиционные армянские хачкары, высеченные в пещерах и в склоне холма. Пройдя вход, можно увидеть защитные крепостные валы с трех сторон, еще с одной стороны комплекс защищает скальный утес. Если пройти через весь комплекс, откроется второй вход с востока, а вместе с ним — мост через горный ручей.

    Монахи жили в выдолбленных в скалах кельях, расположенных за пределами стен Гегарда.

    Вокруг главных пещерных сооружений в скалах выдолблено больше двадцати различных сооружений — алтарь, служебные помещения.

    Часть хачкаров богато украшена орнаментальной резьбой.

    Церковь Катогике

    Главная и самая почитаемая церковь комплекса — Катогике. Напротив церкви — гора. Внешне церковь выполнена в форме креста, вписанного в квадрат. Купол также стоит на основе-квадрате и украшен рельефами с животными, птицами и людьми. В углах церкви расположены двухэтажные часовни.

    На стенах внутри Катогике сохранились надписи со сведениями о том, какие дарения получал монастырь от прихожан.

    Резные ворота расположены на южном фасаде: здесь изображены гранатовые деревья, виноградные гроздья, голуби. Над воротами можно увидеть сцену-символ княжеского рода: лев нападает на быка.

    Кроме главной церкви, есть две внутрискальные — Авазан и Св. Богоматери.

    Ризница Гавит

    Ризница сделана в скале между 1215-1225 годами и связана с главной церковью. Четыре колонны поддерживают крышу из камня. В центре крыши есть отверстие, через которое проходит свет. Купол выполнен в необычной технике — он увенчан сталактитами. Помещение Гавита предназначалось для обучения и проведения собраний, здесь также принимали паломников и других посетителей.

    Скальная церковь с родником

    Первая пещерная церковь высечена в скале в XIII веке на месте древнего поклонения язычников. Внутри под сталактитовым куполом перекрещены два свода. Удивительные растительные орнаменты украшают южную стену.

    Часовня Святого Григория

    Часовня вырублена в скале над дорогой, на 100 метров выше монастырского входа. В далекие времена церковь украшала настенная роспись, об этом свидетельствуют остатки фресочной штукатурки.

    Панорама внутри церкви монастыря Гегард:

    Святыни

    История монастыря тесно связана с величайшей реликвией христианства — копьем Лонгина. Это одно из Орудий Страсти — пика, которой воин Лонгин пронзил Иисуса Христа на Кресте, где его распяли. В течение многих веков эта святыня привлекало множество паломников. В Армению копье привез апостол Фадей, сейчас оно находится в музее Эчмиадзина.

    В Гегарде хранилось множество ценных рукописей, однако, их не удалось сохранить.

    Как добраться до монастыря Гегард из Еревана

    Монастырь находится на юго-востоке в 40 км от Еревана в красивом ущелье, окруженном со всех сторон суровыми скалами и пещерами. Перед входом расположен небольшой рынок с местной продукцией. Доехать из столицы Армении до Гегарда можно следующими способами:

    • На автомобиле : дорога по трассе Н3 займет около часа. У входа в монастырский комплекс имеется платная парковка.
    • На автобусе: № 266, 284. Отправление — от автостанции Еревана за автосалоном «Мерседес». Ехать нужно до селения Гохт. Оттуда до Гегарда нужно будет пройти 5 км.
    • На такси : в Ереване работают популярные сервисы Яндекс. Такси, GG Taxi.

    Обычно в один день планируют посещение монастыря Гегард и храма Гарни , возведенного язычникам в честь Бога солнца в I веке. Расстояние от языческого храма до Гегарда — 10,5 км — на автомобиле можно преодолеть за 20 минут. Возле достопримечательностей всегда стоят машины такси, готовые довезти до нужного места.

    Карта-схема пешего маршрута от остановки селения Гохт до монастыря Гегард:

    Панорамный вид монастырского комплекса Гегард .

    Монастырь Гегард, как правило, посещают сразу после храма Гарни в тот же день. Это разумная логистика ибо они в 10 километрах друг от друга. И совсем недалеко от Еревана. Так что даже если у вас мало времени на достопримечательности Армении, в Гегард и Гарни вы точно успеете и они обычно в списке первых мест, что посмотреть в Армении.

    Я была во многих монастырях Армении из тех, куда обычно едут все туристы, и не читала ничего про них перед поездкой, кроме сухих исторических фактов из Википедии. По внутренним ощущениям понимала мое это место или нет. Так вот Гарни, как и монастырь Санаин, мой. А мой это значит ходишь бродишь и вдруг останавливаешься в одном месте и садишься на пятую точку, как собака. Как у Кастанеды, буквально. И врастаешь.

    Монастырь Гегард величают монастырем вырубленном в скале. И это отчасти так и есть. Но не весь. Кафедральный собор, который мы видим как только попадаем внутрь построен, а помещения внутри, притворы и кельи монахов вырубались на протяжении десятилетий и веков.

    Гегард — это красота и чудо, несмотря на торговлю начиная у парковки и заканчивая у входа.

    Точная дата основания монастыря не известна, но то, что монастырь построен вокруг источника, который как раз течет внутри притвора и ради которого и приезжают многие армяне, говорит об еще дохристианском основании этого святого места.

    Монастырь Гегард пережил много войн и разграблений, ему покровительствовали великие армянские династии, но от тех пор почти ничего не сохранилось. Почти. Кроме камня, который армянские мастера умели и умеют обрабатывать ювелирно. Так, на входе в монастырь нас встретили древние хачкары, высеченные в камне. При всем желании их унести и уронить разбить было невозможно.

    Монастырь Гегард получил известность и стал местом паломничества, так как здесь хранилась священная реликвия — Святое копье, которым проткнули Иисуса. Сейчас копье в хранилище армянского Ватикана — в Эчмиадзине. Как и золотые буквы армянского алфавита.

    В комплексе Гегард сейчас доступны для осмотра монашеские кельи, часовня и вот, Кафедральная церковь Катохике.

    В монастыре Гегард, прям внутри церкви Авазан (Бассейн), точнее в притворе, есть источник, который считается святым и целебным. И он более известен, чем источник Оци Порт. Люди приезжают сюда с пустыми бутылочками, набирают с собой воду, умывают детей.

    Из притвора можно попасть в части монастыря, которые буквально выдолблены в скале. При чем выдалбливались они сверху вниз.

    Усыпальница Прошьянов. Под гербом рода Прошьянов, в виде двух львов скованных железным кольцом, которое зубами держит бык и орел с овцой в когтях, лежат останки рода.

    Герб Прошьянов. Правитель Иван Закорян получил монастырь Гегард в знак благодарности за освобождение страны. А потом продал Гегардаванк принцу из рода Прошьянов, который расширил монастырь и построил скальные церкви. Таким образом это семейный монастырь и усыпальница и мавзолей рода Прошьянов.

    В церковь Прошьянов можно попасть через усыпальницу. Меня лично в Гегарде пленил свет. Вот эти лучи, что пробиваются через единственное отверстие в стене или потолке. Просто словно луч света прям оттуда, с небес.

    А вот через потолок льется свет. Но сбоку, конечно, более впечатляюще выглядит.

    Еще один купол в монастыре Гегард. В усыпальнице.

    Помимо того, что большая часть монастыря Гегард была выдолблена из камня, так еще внутри столько резьбы по камню, что очень жалко становится из-за отсутствия света, чтоб рассмотреть все.

    Как я уже писала, армяне ставят свечи в храмах и монастырях в одном месте. Бог услышит, за здравие или за упокой и какому святому молился человек.

    Во время землетрясения в 17 веке Гегард был значительно разрушен, но после восстановления стал летней резиденцией Католикоса всех армян.

    Над главным собором, если подняться по лестнице в скалах, можно попасть в кельи монахов, которые полностью высечены в камне. И подобных скитов для монахов здесь около сотни, хотя часть после землетрясения так же была разрушена.

    Рядом с кельями выдолблены в скале хачкары, датированные 11-13 веками. На многих их этих хачкаров надписи зафиксировали имена богатых дарителей и покровителей церкви.

    Красный цвет хачкар, вордан кармир, получен из червяков. Да-да, из определенного вида червей. Стойкость краски, которую из них получали, можно оценить по тому, как она сохранилась спустя 800 лет. Во многих странах, куда экспортировали этот краситель, он ценился выше золота. Страшно представить сколько червей замучили и убили эти святые люди.

    Помимо самих келий монахи вырубали себе в них и альтарь и место для сна и все, что есть в келье.

    Во всех армянских храмах живут и строят гнезда ласточки. При чем их никто не гонит даже если они поселились над иконой и икона от такого соседства вся пометом загажена. Ласточки это благодать.

    Верхний притвор в монастыре Гегард так же высечен из камня. Свод поддерживается четырьмя колоннами который так же были высечены в породе вручную! На это понадобилось ой сколько лет, около 40, и это не может не впечатлять. Верхний притвор по своей композиции поделен на 9 частей. Я уже писала про храм Гарни , что число 9 очень важно было для армян.

    Верхний притвор является еще и мавзолеем и здесь есть захоронения рода Прошьянов (на фото видны могильные плиты).

    А еще здесь очень хорошая акустика. В монастыре раньше была музыкальная школа и среди местных композиторов сочиняющих шараканы (армянские религиозные песнопения), была и женщина. По тогдашним канонам женщина не могла появится перед монахами, но тем не менее, женщина композитор Саакадухт была очень знаменита, и ее пригласили преподавать и в Гегард. Правда преподавала она из-за занавески.

    В верхнем притворе имеется отверстие, которое ведет в усыпальницу. По легенде его сделали, чтобы песнопения шараканы могли проникнуть на нижний этаж.

    Как добраться до монастыря Гегард

    Поездку в Гегард лучше всего совместить с посещением храма Гарни. Они находятся в 10 километрах друг от друга, поэтому если вы возьмете в аренду машину, например я часто арендую машины , или возьмете машину в аренду вместе с водителем, то дорога будет у вас одна. Любая навигационная программа вас направит.

    А вот на автобусах будет сложнее и дольше. Об этом я писала

    Гегард (Гехард), он же Айриванк (пещерный монастырь) - монастырь, вырубленный в скале. И, в отличие от Петры, вырубленный не в мягком иорданском песчанике, а в весьма конкретных кавказских скалах. Именно Гегард произвел на меня самое сильное впечатление среди всех осмотренных достопримечательностей.

    Расположен примерно в 40 км к востоку от Еревана и в 7 км от села Гарни, на высоте около 1700 м над уровнем моря в ущелье, где протекает речка Гохт. Считается, что монастырь Айриванк был основан на этом месте в начале IV века - естественные пещеры позволяли очень удобно обустроить быт монастыря. Однако в 923 году монастырь был полностью разорен и сожжен арабами. Нынешние строения были построены в XII-XIII веках на их месте. Но возраст тоже заслуживает уважения. Монастырь и ущелье включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Поддерживаю обоими руками.

    Название Гегард означает "копье". Монастырь копья. По преданию именно здесь было спрятано от арабов и прочих турков копье Лонгина , принесенное в Армению апостолом Фаддеем (одно из четырех - то, которое сейчас хранится в Эчмиадзине).

    К сожалению, не было возможности забраться высоко, чтоб снять общую картину, поэтому помещу одну чужую фотографию с видом сверху. Заметьте две башенки, торчащие из скал - на следующих снимках можно будет посмотреть на них снизу.

    При подъезде к монастырю на отвесном утесе напротив бросается в глаза белый крест. Маленький, думаете?

    На самом деле до него добрый километр и пара сотен метров вверх.

    На северной стороне ущелья - огромная естественная арка в скалах.

    А это вид на главную церковь монастыря от автостоянки.По-моему, не менее эффектно, чем Петра.

    Уже забравшись на уровень монастыря можно оглянуться на запад - это единственная дорога сюда. Не очень-то широкая и не очень прямая.

    Входим во двор монастыря. Монастырь своего рода комбинированный - в нем три основные церкви, две из которых выдолблены в скалах, а одна - пристроена к ним. Вот это - вид на пристроенную церковь Катогике (построена в 1215 году) и притвор к ней. С нее обычно начинается экскурсия.

    Тяжелые резные двери церкви - характерная черта армянских храмов.

    Классический для армянской церкви зал в форме креста из естественного камня - никаких фресок или штукатурки. Часть снимков специально снимал без вспышки, чтобы передать атмосферу.

    В полутьме икона выглядит особенно величественно.

    Через проход в стене переходим сначала в небольшой и полностью темный зал, освещаемый только свечами - в этом зале размещалась усыпальница рода Прошьян (нынешним языком говоря, они спонсировали создание монастыря).

    Вот такие артефакты уложены там вдоль стен.

    Входим в первую скальную церковь Авазан (водная церковь) - прямо в зале этой церкви бьет родник. Собственно и построили ее в 1240 году на месте старой пещеры с родником. Купол тоже вырезан в скале. А наверху этого круглого окна - помните башенки на втором снимке? - одна из этих башенок.

    К несчастью, свечек здесь было очень мало, поэтому пришлось включать вспышку, а угол с родником и вовсе в полной темноте - снять не удалось.

    В зале есть окна на "второй этаж" - это другой уровень монастыря. Там расположена третья скальная церковь монастыря - Аствацацин (Богоматери).

    Вход на второй уровень монастыря.

    Взгляд назад.

    А это типичная келья в скале с окном-душником над дверью.

    С противоположной стороны церкви Катогике в скале вырублена часовенка и еще кельи.

    Церковь Катогике со стороны реки.

    По дну ущелья протекает речка Гохт. Русло усыпано упавшими принесенными весенними потоками и подмытыми с краев ущелья камнями. Местами под камнями просто не видно воды.

    А местами камни образуют небольшой водопад. Хотя здесь явно поработали местные коммерсанты - запруда явно сделана руками (рядом находятся палатки местного кафе и вид от столиков на водопад, думаю, способствует приятному времяпрепровождению).

    На противоположном берегу речки - еще не освоенная пещера.

    Ну и хачкары. Часть из них вырезана прямо в скалах.

    Вот такой монастырь Гегард. Боюсь, правда, что фото не передают ощущений в полной мере, это все же надо видеть глазами.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины