Божья матерь киево братская молитва

Божья матерь киево братская молитва

11.10.2019

Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).

В 1662 году, во время войны с Польшей (1659-1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери совершаются трижды в году. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.

К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской

О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Владычице Богородице. Призри Всемилостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред пречистым Твоим образом, Киево-Братским нарицающимся, и молящихся Ти пред ним.

Да возсияет неизреченный свет Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа в сердцах наших. Да будет воля Его чрез все житие наше. Да дарует нам прощение и очищение всех грехов и прегрешений наших.

Не имамы иныя помощи, ни иныя надежды, токмо Тебе, Пречистая.

Якоже в древния времена град Вышгород и землю Киевскую прославила еси знамениями и чудесы от иконы Твоея чудныя, егда иновернаго агарянина чудным образом от воднаго потопления в реце Днепре спасла еси, и до обители Киево-Братския неврежденна доставила еси, и тамо истинное покаяние его прияла еси, и светом святаго крещения просветив, во Ангельский чин в сей обители облекла еси, и тем ко спасению и истинныя веры православныя утверждению путеводила еси.

Сего ради и мы, грешнии и недостойнии, дерзающе просим и молим: не отрини нас, молящихся Ти, пред сею дивною и чудотворною иконою Твоею. Укрепи веру в нас правую, даруй любовь друг ко другу нелицемерную. Буди Взбранной Воеводой на вся видимая и невидимая враги наша: неверных к правоверию обрати, верных же на путь покаяния и спасения настави.

Помози, Госпоже Владычице, воздвигнути храм и обитель дивному и славному, достопоклоняемому Ангелы и человеки, имене Твоему, в честь и память чудотворнаго образа Твоего Киево-Братскаго.

Киево-Братская икона Божией Матери

Чудотворный образ Божией Матери "Киево-Братский" празднуется с 1654 года.
Дни празднования - 10 (23) мая; 02 (15) июня и 06 (19) сентября.

История иконы

Эта икона явилась чудесным образом в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).

В 1662 году, во время войны с Польшей (1659-1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность.

Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре.

В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред чудотворною иконой Ее Киево-Братской.

Не обнаружен.

Кондак Божией Матери пред чудотворною иконой Ее Киево-Братской.

Неизвестен.

Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред Ея иконою, именуемой Киево-Братской.

Неизвестен.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской:

О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Владычице Богородице. Призри Всемилостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред пречистым Твоим образом, Киево-Братским нарицающимся, и молящихся Ти пред ним.
Да возсияет неизреченный свет Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа в сердцах наших. Да будет воля Его чрез все житие наше. Да дарует нам прощение и очищение всех грехов и прегрешений наших.
Не имамы иныя помощи, ни иныя надежды, токмо Тебе, Пречистая.
Якоже в древния времена град Вышгород и землю Киевскую прославила еси знамениями и чудесы от иконы Твоея чудныя, егда иновернаго агарянина чудным образом от воднаго потопления в реце Днепре спасла еси, и до обители Киево-Братския неврежденна доставила еси, и тамо истинное покаяние его прияла еси, и светом святаго крещения просветив, во Ангельский чин в сей обители облекла еси, и тем ко спасению и истинныя веры православныя утверждению путеводила еси.
Сего ради и мы, грешнии и недостойнии, дерзающе просим и молим: не отрини нас, молящихся Ти, пред сею дивною и чудотворною иконою Твоею. Укрепи веру в нас правую, даруй любовь друг ко другу нелицемерную. Буди Взбранной Воеводой на вся видимая и невидимая враги наша: неверных к правоверию обрати, верных же на путь покаяния и спасения настави.
Помози, Госпоже Владычице, воздвигнути храм и обитель дивному и славному, достопоклоняемому Ангелы и человеки, имене Твоему, в честь и память чудотворнаго образа Твоего Киево-Братскаго.
Да и в храме сем и обители сей, паче же в душах и сердцах наших, прославим Тя, Ходатаицу и Молитвенницу за род наш, и Тобою славу возслем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание чудотворной иконе Божией Матери Киево-Братской.
Неизвестно.

Икона Богородицы Киево-Братская

История

Чу-до-твор-ная Ки-е-во-Брат-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла яв-ле-на в 1654 го-ду и пер-во-на-чаль-но бы-ла мест-ной в Бо-ри-со-глеб-ской церк-ви го-ро-да Вы-ш-го-ро-да (Ки-ев-ско-го).

В 1662 го-ду, во вре-мя вой-ны с Поль-шей (1659-1667 гг.), го-ро-ду был на-не-сен боль-шой ущерб со сто-ро-ны во-е-вав-ших про-тив Рос-сии в со-ю-зе с по-ля-ка-ми крым-ских та-тар. Храм свя-тых стра-сто-терп-цев Бо-ри-са и Гле-ба был ра-зо-рен и по-ру-ган непри-я-те-лем. Но Про-мыс-лом Бо-жи-им чу-до-твор-ная ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла со-хра-не-на, ее своевре-мен-но вы-нес-ли из хра-ма и пу-сти-ли по Дне-пру, а мо-щи свя-тых со-кры-ли под спу-дом. Ре-ка вы-нес-ла свя-тую ико-ну к бе-ре-гу По-до-ла в Ки-е-ве, где она бы-ла с ве-ли-кой ра-до-стью при-ня-та пра-во-слав-ны-ми и с по-до-ба-ю-щи-ми по-че-стя-ми пе-ре-не-се-на в Брат-ский мо-на-стырь, от на-зва-ния ко-то-ро-го и по-лу-чи-ла свое на-име-но-ва-ние. Там свя-той об-раз пре-бы-вал в те-че-ние дол-го-го вре-ме-ни. В опи-си цер-ков-но-го иму-ще-ства Ки-е-во-Брат-ско-го мо-на-сты-ря, про-из-ве-ден-ной в 1807 го-ду, при-во-дит-ся опи-са-ние чу-до-твор-ной ико-ны.

Су-ще-ство-ва-ла «Песнь о чу-до-твор-ной Ки-е-во-Брат-ской иконе Бо-го-ма-те-ри», со-став-лен-ная вско-ре по-сле 1692 го-да.

Празд-но-ва-ния Ки-е-во-Брат-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри со-вер-ша-ют-ся три-жды в го-ду: 6 сен-тяб-ря, 10 мая и 2 июня. Все они по-свя-ще-ны чу-дес-но-му яв-ле-нию свя-той ико-ны в 1654 го-ду.

К со-жа-ле-нию, пер-во-об-раз ико-ны не со-хра-нил-ся. Спи-сок с чу-до-твор-но-го об-ра-за «ме-ра в ме-ру» пре-бы-ва-ет в Ки-ев-ском мо-на-сты-ре По-кро-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Молитвы

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́.
Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви.
Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго.
Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Описания иконы

Описание иконы Киево-Братская
Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского). В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Бого[...]

Икона Киево-Братская - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
Явилась икона в 1654 году в городе Вышгороде Киевском и находилась в Борисоглебской церкви. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), татары, бывшие в союзе с поляками, ворвались в город и разорили церковь, однако верующие успели забрать из храма чудотворную икону Божией Матери и пустили её по Днепру на волю Божию. Река вынесла святыню к берегу Подола в Киеве, где её взяли из воды и поставили в Киево-Братском монастыре. Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, точный список с неё находится в Киевском Покровском монастыре.

Описание иконы Киево-Братская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон"
Явление ее последовало в 1654 году, в городе Вышгороде-Киевском, где она и была поставлена в местном храме, по левую сторону царских врат. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659-1667), над Вышгородом разразилось несчастье: татары, бывшие в союзе с поляками, переправились через Днепр, ворвались в город и ограбили храм, забрав из него все драгоценности и иконы. Христиане с опасностью для жизни спасли от их нечистых рук святой образ Богоматери, но не могли скрыть его и потому пустили его по Днепру, предав воле Божией. Течением Днепра икона Богоматери была принесена к берегам Киева, к тому месту, которое называется Подолом. Здесь икону заметили, вынули из воды, перенесли и поставили в Киево-Братский монастырь, где она хранится и до настоящего времени. Благочестивое предание прибавляет, что татарин, заметивший икону в воде, хотел воспользоваться ею для того, чтобы переплыть на ней Днепр; но едва он ухватился за нее, как икона быстро поплыла сама и остановилась неподвижно против Братско[...]

КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. - сер. XVIII в. (НХМУ)(празд. 10 мая и 6 сент.), чудотворная. Одна из главных святынь Киева, особо почиталась в XVII-XVIII вв. Списки К.-Б. и. и гравюры с ее изображением распространялись по всей Украине. Название иконы связано с киевским православным братством и Киево-Братским в честь Богоявления мон-рем на Подоле, где находился чудотворный образ.

Согласно монастырскому преданию, 10 мая 1662 г. икона приплыла по Днепру из разоренного татарами Вышгорода, где была наместной (храмовой) в ц. святых Бориса и Глеба. Оставляя Вышгород, татары стали переправляться через Днепр, но их потопила поднявшаяся буря. Спастись смог лишь один татарин, ухватившись как за спасительный плот за икону Божией Матери. Икона остановилась напротив Братского монастыря и была с честью вынута монахами из воды. Татарин, испытав на себе действие Промысла Божия, уверовал во Иисуса Христа и принял крещение. Икона была поставлена в деревянной братской Борисоглебской ц.

Самое раннее печатное воспроизведение предания об иконе - текст, размещенный на картуше внизу гравюры «Чудотворная икона Богородицы Братской» (1706) работы мон. Илариона (Мигуры) (оттиски неизвестны, медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; мон. Иларион (Мигура) неоднократно гравировал К.-Б. и., напр. в 1704 - панегирик архим. Гедеону (Одорскому)): « (1662) Нас Arcam curauit R: Hilarionnes Migura Metropolis Kiyoviensi Archidiacong. A 1706» (Аскоченский. 1856. С. 346; см. также: Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3. № 1224). Текст на гравюре с указанной кириллицей датой - 1662 г.- приобрел значение документа, и приведенная в нем датировка обретения К.-Б. и. стала общепринятой.

Между тем упоминание, вероятно, о чудотворной иконе Братского монастыря встречается в путевом дневнике архидиак. Павла Алеппского, побывавшего в Киеве в 1654 и 1656 гг. Икона фигурирует в записях, сделанных в июле 1656 г.: «В среду прибыл настоятель Богоявленского монастыря, находящегося в середине города, пригласить нашего владыку патриарха отслужить в нем обедню, в праздник чудотворного образа Владычицы, принесенного из страны ляхов (Польши.- Г. Б.). Мы отправились и отслужили обедню, в присутствии всех горожан, а потом пошли к трапезе» (Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 186). Сомнение относительно того, идет ли в записях архидиак. Павла Алеппского речь о К.-Б. и., вызывает тот факт, что тогда же, в 50-х гг. XVII в., при митр. Сильвестре (Косове), в игуменство Лазаря (Барановича), в Братский мон-рь была привезена из захваченного в 1655 г. униатами Купятицкого мон-ря близ Пинска чудотворная Купятицкая икона Божией Матери (позднее перенесена в Софийский собор Киева). Не исключено, что упомянутая обедня в июле 1656 г. служилась перед Купятицкой иконой.

Происхождение К.-Б. и. с правосл. укр. земель, остававшихся в то время в составе Речи Посполитой (Галиция, Волынь, Подолье), или из Белорусского региона представляется вполне возможным, т. к. на западноукр. землях почитались сходные с ней иконы Божией Матери т. н. Креховско-Верхратского типа. Отличительными признаками икон этого типа являются ручка Младенца, лежащая в руке Богоматери, и нежное соприкосновение Их ликов (Мiляєва. 1994. С. 126). В его основе лежит тип иконографии «римской» Богоматери, возникший, по мнению Н. П. Кондакова, под влиянием итало-критской иконописи (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 179). Подобная укр. иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) - Луцк - Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода.

Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря (Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Iвана Мазепи // Пам"ятки Украïни. 2013. № 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И. С. Мазепы, покровителя мон-ря; изображение элементов герба повторяется неск. раз (НБВ; см.: Deluga W. Grafika z krgu Ławry Pieczarskiej i Akademii Mohylańskiej XVII i XVIII w. Kraków, 2003. Tab. XXXI). На более ранней гравюре (1703) с изображением К.-Б. и. работы Стефана Савицкого внизу также представлена сцена с плывущей иконой (медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; см.: Попов. 1926. С. 92).

На гравюре мон. Илариона (Мигуры) 1706 г. К.-Б. и. в ризе помещена в роскошный барочный киот, украшенный резьбой и живописными медальонами. На гравюре-панегирике Б. П. Шереметеву 1713 г. К.-Б. и. изображена в украшенной орнаментом ризе, примечательной деталью которой являются ангелы, держащие корону над головой Богоматери (воспроизведение: Типография Киево-Печерской лавры / Сост.: прот. Ф. И. Титов. К., 1916. Т. 1. С. 473; доска и оттиски неизвестны).

Барочный киот с К.-Б. и. мог быть установлен в новом Богоявленском соборе во время его освящения в 1693 г. Первое упоминание о местонахождении иконы в интерьере собора зафиксировано в документе 1743 г.: «...напротив Благовещения» (Мухин. 1893. С. 163). То же место указано в описи еп. Иринея (Фальковского) 1803 г., согласно которой в Богоявленском соборе помимо старинного мазепинского иконостаса стояли также 2 небольших новых: в одном из них помещалась чудотворная икона, а в другом - образ Благовещения (в соборе имелся Благовещенский придел) (Там же. С. 205). В описи также указано: «При чудотворной иконе было много привесок и украшений, между которыми находилось бриллиантовое ожерелье, подаренное Екатериной Евфимовной Галаган, стоившее 2 тысячи рублей» (Там же. С. 207).

После пожара 1811 г. на Подоле К.-Б. и. перенесли в Борисоглебскую ц. (переосвящена во имя Св. Духа) Братского мон-ря. В 1824 г. чудотворный образ вернули в восстановленный Богоявленский собор. Там его поместили в новый позолоченный киот в стиле ампир, сделанный на средства киевского вице-губернатора В. С. Катеринича. На рис. К. П. Мазера 1851 г. на переднем плане представлен киот с образом «Благовещение», а в глубине собора, у столба,- киот с К.-Б. и. (Мазер К. П. Образи Києва сер. ХIХ ст. Нюстремс, 1999. Ил. 38). Киоты, как и новый иконостас собора, были спроектированы архит. А. И. Меленским. В 1831 г., при архим. Иннокентии (Борисове), перед киотами с К.-Б. и. и иконой «Благовещение» были установлены новые чугунные решетки, выписанные из Тулы, а в 1878 г. сделаны мраморные лестницы.

Во время пожара 1864 г. в Богоявленском соборе К.-Б. и. носили вокруг храма и мон-ря (Мухин. 1893. С. 264-266). От огня удалось спасти иконостас и убранство алтаря, в к-ром отслужили литургию и благодарственный молебен. До 1878 г. К.-Б. и. из неотапливаемого Богоявленского собора на зимнее время переносили в теплую Свято-Духовскую ц., там она пребывала до службы на вынесение плащаницы в Великую пятницу. Проф. КДА Н. Ф. Мухин в 1893 г. подробно описал киот архит. Меленского, в котором икона пребывала до конца своей монастырской истории: «В средней части храма, в правой и левой стороне его... находится два вызлащенных киота, очень изящной резной работы. Верхняя часть каждого из киотов, устроенная в виде балдахина, покоится на восьми вызолоченных колоннах коринфского ордена, живописно расположенных в два ряда. Между ними поднимается мраморная лестница в несколько ступеней. Оба киота ограждены чугунными решетками, снабженными медными розетками для свечей. В правом (южном) киоте находится чудотворная икона братской Богоматери, а в левом (северном) - икона святителя Николая» (Там же. С. 278).

В 40-50-х гг. XIX в. сведения о К.-Б. и. появляются в изданиях, посвященных древностям Киева. Она упоминается в публикациях митр. Макария (Булгакова), И. И. Фундуклея, В. И. Аскоченского, Н. В. Закревского и др.

Сведения, дополняющие предание о происхождении иконы, были опубликованы в 1890 г. свящ. Феодором Маниковским, клириком Борисоглебской ц. в Вышгороде. В вышгородском храме в то время в иконостасе стоял список К.-Б. и. («истинное изображение и мера»), где на лике Богородицы, как и на чудотворном образе, Маниковский отметил «рану» от сабли, нанесенную, по его словам, в 1651 г., еще до отплытия иконы в Киев, солдатом литов. армии кн. Я. Радзивилла. Князь после явления ему Богоматери во сне велел казнить солдата-преступника, после чего войско Радзивилла смогло беспрепятственно оставить Вышгород (Маниковский. 1890. С. 34). В описании Мухина 1893 г. также упоминается «рана» на лике Богородицы: «Язва эта, идущая от брови левого глаза почти чрез всю правую щеку, видна на лике Богоматери до настоящего времени» (Мухин. 1893. С. 20). Показательно, что до Маниковского ни в одном из описаний К.-Б. и. на лике Богородицы «рана» не упоминается, нет ее и на списках иконы XVIII-XIX вв. Единственный раз «о язве 1651 года» было сказано в «Песни Киевской», включенной в рукописный «Богогласник» (1734), найденный в Зап. Карпатах. «Песнь...» опубликовал И. Я. Франко как составленную кем-то, «кто не имел ясного представления о местности (Киеве.- Г. Б.), а пользовался только книжными реминисценциями» (Пѣснь кiєвская. 1992. С. 110, 594). Не исключено, что «рана» могла быть нанесена на лик Богородицы намеренно для придания достоверности легенде незадолго до издания работ Маниковского и Мухина.

Мухин также указал стиль и размер К.-Б. и.: «Чудотворная икона братской Божией Матери - южно-русского письма… Вышина ее равна 1 аршин 14 вершков, а ширина - 1 аршин 6 вершков (133×98 см.- Г. Б.)» (Мухин. 1893. С. 278), к-рый соответствует размеру иконы из фондов НХМУ - 133,5×97 см, оклад 144×108 см.

Каждую субботу до литургии пред иконой читался акафист. Ежегодно 1 авг. и в праздник Богоявления после литургии, к-рая служилась Киевским митрополитом, при участии всего городского духовенства совершался крестный ход к Днепру с К.-Б. и. После эпидемии холеры в 1853 г. в неделю Всех святых был учрежден крестный ход с К.-Б. и. на Житный рынок на Подоле. Там служился молебен в специально устроенной молельне, куда заносили чудотворный образ, перед к-рым жители ставили свои домашние иконы.

После закрытия Братского мон-ря в 20-х гг. XX в. была зарегистрирована церковная община, в нач. 30-х гг. еще совершались богослужения. На фотографиях иконостаса и киотов Богоявленского собора, выполненных в 1935 г., икон на своих местах уже нет (Олянiна С., Свiтлична Н. Iконостас Богоявленського собору // Пам"ятки Украïни. 2013. № 1. С. 30).

В 1934 г. столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев и власть приняла решение о массовой ликвидации киевских храмов и мон-рей (было уничтожено более 60 церквей). В ряду первоочередных задач, учитывая исключительное национальное значение, был намечен снос Богоявленского собора Братского мон-ря. Отсутствие до 90-х гг. XX в. информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели К.-Б. и. Однако исследования последних лет показали, что К.-Б. и. вошла в число 5 наиболее ценных икон мон-ря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета НХМУ с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение К.-Б. и. произошло в нач. 2000-х гг., когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским мон-рем. В наст. время К.-Б. и. находится в собрании НХМУ на стадии завершения музейной реставрации (реставратор живописи Т. Гержан, реставратор ризы А. Головченко; см.: Белiкова. 2013. С. 40).

Икона написана на дереве в технике масляной живописи с использованием темперы. Наблюдаются 2 основных красочных слоя, вопрос о датировке к-рых остается открытым. Верхний слой по манере живописи соответствует киевской художественной школе 1-й пол.- сер. XVIII в., но икона сохранила особенности укр. типа образа Божией Матери 70-90-х гг. XVII в.: характерные черты лика, позолоченный, резной по левкасу орнамент фона (его элементы - круглые жемчужины в завитках раковин - встречаются в посл. трети XVII в.). Не исключено, что орнамент и скрытый нижний красочный слой являются более ранними. Как показывает рентгенограмма, иконописец при поновлении образа стремился точно следовать первоначальному изображению, в т. ч. в моделировке ликов и облачений. На лике Богоматери и на пяточке Младенца местами лежит 3-й слой, нанесенный в процессе поновлений XIX в. Перед началом реставрации на лике Богоматери был значительный выпад в верхнем красочном слое - по диагонали от левой брови через нос и правую щеку к шее, напоминающий след от удара (описанный в XIX в. как след от литов. сабли). В месте выпада виден неповрежденный нижний красочный слой, что может означать отсутствие «раны» на первоначальном изображении (ее не показывает рентгенограмма).

Повторное обретение К.-Б. и. воспринимается как подтверждение чудотворности образа. Послереволюционную конфискацию церковных ценностей и вывоз в Германию в период фашистской оккупации смогли пережить и серебряные позолоченные с драгоценными камнями ризы икон Братского мон-ря. В наст. время на К.-Б. и. находится серебряная чеканная позолоченная риза, запечатленная на фотографии 1893 г. в книге Мухина (отсутствует цата-подвеска). Корона, а также накладка на запястье и звезда на плече Богоматери украшены алмазами, изумрудами, аметистами, жемчугом, кварцем, цитринами. Сравнение ризы, состоящей из разновременных частей, с ее воспроизведением на гравюрах показывает, что в общих чертах она близка к изображению на гравюре 1713 г. (утрачены ангелы, державшие над головой Богоматери корону). Орнамент центральной части ризы позволяет датировать ее 1-й пол.- сер. XVIII в. Авторское GR и городское W (так клеймили свои изделия мастера серебряных дел Вроцлава, однако клеймо несколько отличается от вроцлавского, не исключена его принадлежность нем. городу) клейма на ризе не расшифрованы. Фон оклада, орнаментированный волнообразным стеблем с крупными цветами, более поздний, чем центральная часть. Точную датировку имеют венцы и торцевая кайма по периметру. Авторское клеймо «АМ» (1896) на короне упоминается в литературе как принадлежащее неизвестному киевскому мастеру. На торцах стоит городское клеймо «Архангел Михаил», авторское «ЭЛ» и пробирное «С.О/1896», указывающее на изготовление торцов и эмалевых наугольников (уцелел только один) в 1896 г. Пробирер «С.О/1896» значится как неизвестный киевский мастер, работавший в 1894-1897 гг. (Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова. 1995. № 586, 588). На обратной стороне накладки на рукаве Богоматери выгравировано: «Гравер Д. Лебедев 28.УИ.1903» - и процарапана надпись: «В Масjерской Ребенка С... чрез огонь 1903 года 15 июля... [неразборчиво]», говорящая о ее изготовлении в 1903 г. в мастерской киевского ювелира Иосифа Рыбенко. Вероятно, там была сделана и звезда на плече Богоматери.

Лит.: Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем Академией. К., 1856. Ч. 1; Сборник мат-лов для историч. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3; Маниковский Ф., свящ. Вышгород и его святыня. К., 18902; Мухин Н. Ф. Киево-Братский училищный мон-рь: Ист. очерк. К., 1893; Попов П. Матерiяли до словника укр. граверiв. К., 1926; Пѣснь кiєвская // Украïнська поезiя. Сер. XVII ст. / Упорядики: В. I. Крекотень, М. М. Сулима. К., 1992. С. 110-111;

Мiляєва Л. С. Чудотворнi iкони Богородицi в Києвi XVII ст. та образ Любецькоï Богоматерi пензля Iвана Щирського // ЗНТШ. 1994. Т. 227. С. 124-140; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. (территория СССР). М., 1995; Поселянин. Богоматерь. С. 566; Бєлiкова Г. А. Пам"ятки Братського монастиря в колекцiï НХМУ // Пам"ятки Украïни. К., 2013. № 1. С. 40-53.

Г. А. Беликова


Православная энциклопедия. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . Православная энциклопедия - Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший… … Русская история

Братская Борщаговка - (укр. Братська Борщагівка) историческая местность в Святошинском районе города Киева, бывшее село. Расположена вдоль улиц Трублаини, Якова Качуры, конечной части улицы Симиренко. На севере граничит с массивом Южная Борщаговка, примыкает к… … Википедия

Первая церковь на Руси, освященная в память св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в пригороде Киева. История церкви тесно связана с прославлением святых. Согласно житию, мощи мучеников покоились у вышгородской ц. св. Василия, построенной,… … Православная энциклопедия - (Липецкой епархии), находится в центре г. Задонска Липецкой обл. Основан, вероятно, в 1610 1615 гг. Первоначально назывался Тёшевским (место при впадении р. Тёшевки в Дон дало имя обители и монастырскому селу предшественнику Задонска), с 20 х гг … Православная энциклопедия

Харьковская и Богодуховская епархия - Украинская православная церковь (Московского патриархата) … Википедия

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины