В чем заключается актерское мастерство. Интересные упражнения для развития актерского мастерства

В чем заключается актерское мастерство. Интересные упражнения для развития актерского мастерства

27.09.2019

Подробное описание различных актерских приемов можно найти в специальной литературе, например, в книге К. Станиславского "Работа актера над собой".

Упражнение: Смена ролей

Смена роли - один из самых простых способов разнообразить свое выступление. Разные роли требуют и различных интонаций, жестов, эмоций, энергетики. Наработав богатый ролевой диапазон, вы сможете легко менять характер своего выступления и форму подачи материала.

  • Отработанное умение вживаться в разные роли дает внутреннее разрешение вести себя по-другому, необычно. Снимается страх сцены - "Ведь это не я это делаю! Я просто играю роль, в которой мне положено громко говорить, почти кричать, призывно размахивать руками и т.д."

В этом упражнении вам будет предложено попробовать на себе 5 максимально отличающихся ролей. Потом вы сами сможете расширить список подобных типажей.

  1. Скучный, нудный лектор (сухой бюрократ).
  2. Продавец с востока (цыганка).
  3. Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь).
  4. Разозленный начальник, устраивающий разнос.
  5. Зажигающий шоумен (харизматичный лидер).

Ваша задача - войти сначала в первую роль и импровизировать секунд 40-60 из этой роли, затем переключиться на следующую и т.д. В одной роли нужно удерживаться не меньше 40 секунд, чтобы отработать не только навык вхождения в образ, но и способность оставаться в нем длительное время.

После того как вы отыграли эти 5 спектаклей, ваши партнеры-наблюдатели дают обратную связь: оценивают по 10-тибальной шкале, насколько хорошо у вас получалась каждая из ролей. Можете вместе подумать, что стоит изменить в вашей игре, что добавить к тому или иному образу.

  • Например: "Лучше всего удалась роль продавца с востока - 9 баллов из 10. На втором месте пенсионер - 7 баллов из 10. Здесь по ходу выступления стоило сильнее сгорбиться и чуть тише говорить…"

Если какая-то роль не удалась, то попробуйте отыграть ее еще раз, учитывая полученную обратную связь!

Все получается легко? Устройте себе бонус-игру: сами придумайте роль и произнесите речь исходя из этой роли, а партнеры пусть угадывают, что за роль вы играли.

Упражнение: Зеркало (Моделирование)

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это - один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Как можем мы обогатить свою копилку стилей выступления и расширить диапазон своих ораторских возможностей?

Очень просто. Раздобудьте видеозапись с выступлением оратора, который вам нравится, и стиль которого вы хотели бы перенять.

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности копируйте голос, интонации, речь.

Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать. Это нормально. Но через некоторое время вдруг, как по щелчку, вы почувствуете, что ваше тело включилось в игру и стало двигаться, жестикулировать в манере вашей модели.

  • Чтобы такой "щелчок" произошел, важно делать это упражнение не менее 15 минут за один раз.

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Подражая одному человеку, вы рискуете стать его "двойником".

Возьмите лучшее от нескольких ораторов, переосмыслите все это - и создайте свой уникальный стиль.

Руководитель и ведущий тренер

"Университета Риторики и Ораторского Мастерства"

Асель Мурсалимова
Открытое занятие по актерскому мастерству

КГКП «Дом детского творчества»

Открытое занятие

студии актерского мастерства

«Зеркало»

«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Педагога дополнительного

образования Мурсалимовой

Асель Сарсенбаевны.

февраль 2012г.

Тема: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

1. развивающ ая: овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

2. образовательн ая: знакомство с дополнительными выразительными средствами актера.

3. воспитательн ая: формирование умения работать в группе, относиться друг к другу уважительно.

План занятия

1. Приветствие.

2. Пластическая разминка.

3. Эмоциональная разгрузка.

5. Разминка «Снежинки».

7. Слуховое внимание:

-«Птичка, пискни!»;

-«Летает – не летает».

8. Упражнение на внимание и реакцию «Вороны-воробьи».

10. Дыхательная разминка.

15. Рефлексия.

16. Прощание.

Ход занятия

1. Приветствие.

Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки раскрываются в объятии, широкая улыбка.

2. Пластическая разминка.

Проходит под ритмичную музыку и под счет:

Наклоны головой в стороны;

Перекатывания головы в стороны, представив, что это мяч;

Пожимания плечами;

- «Арлекин» - сгибаем руки как марионетка и крутим в стороны;

- «Змейка» - руки на ширине плеч, сгибаем до плеча с выворотом в исходное положение;

- «Волна» - руки на ширине плеч, совершаем волнообразное движение от правой руки к левой, затем от правой ноги к левой;

Наклоны телом в стороны;

- «Мотоцикл» - садимся за руль воображаемого мотоцикла и изображаем езду, сначала едим поодиночке, затем по двое, трое и т. д. пока вся группа не окажется на одном мотоцикле;

- «Забег» - начинаем бежать быстро, постепенно замедляем бег, громко топочем ногами, потом тихо, видим впереди финишную ленту, ускоряем темп и «побеждаем».

3. Эмоциональная разгрузка.

*Дети становятся в круг.

Сначала снимаем физический зажим путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления. Напрягаем:

Икры ног;

Вся нога;

Ягодицы;

Тянутся вверх.

На счет «три!» резко выдыхают и расслабляют мышцы.

*Переходим к эмоциональной разгрузки.

Дети отворачиваются от педагога, закрывают глаза и представляют, что они львы – хищные, агрессивные, хозяева на своей территории, а педагог – чужак, который проник на их территорию. Задача «львов» по команде педагога повернуться и напугать рычанием, криком «чужака».

Затем дети снова отворачиваются, закрывают глаза и представляют, что они маленькие, только что родившиеся котята; педагог – их хозяин. Задача «котят» повернуться по команде и помяукать так, чтобы «хозяин» пожалел их и напоил молоком.

В первом случае дети освобождаются от негативных эмоций, которые в них накопились. Во втором случае, сменяем агрессию на доброжелательность, чтобы не оставлять детей перевозбужденными и агрессивными. В третьем случае освобождаемся от эмоционального напряжения путем крика, беспричинного.

Теперь нам предстоит сложная работа по развитию памяти и таких психических процессов, как внимание, восприятие и воображение, т. е. всего, что дает возможность для раскрытия творческих способностей личности.

Не стоит долго распространяться о том, что заниматься развитием своих способностей необходимо не только актерам, но и всем нам, тем более вам, детям. Поэтому тема сегодняшнего занятия звучит так: «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей». Мы приступаем к тренингам на внимание.

4. Упражнение на зрительное внимание.

Дети стоят в круге. Один человек отворачивается, другой делает одно или несколько изменений на ком-нибудь. Остальные хлопают в ладоши, чтобы отвернувшийся ребенок не услышал к кому подходят и что делают. Затем ребенок, который отворачивался должен за короткое время найти изменения.

Повторяем упражнение, пока все дети не примут участие.

5. Смена деятельности. Разминка «Снежинки».

Дети превращаются в снежинок и летают по залу в хаотичном порядке. Если педагог называет цифру «3», то дети встают по три человека; «5» - по пять человек. В итоге, в завершение, педагог должен назвать цифру, соответствующую количеству детей, и таким образом получается большой комочек из снежинок.

6. Упражнение на осязательное внимание.

Дети садятся в полукруг. Одному ребенку завязывают глаза, остальные вытягивают вперед по одной руке и закатывают рукав одежды. Педагог подводит «водящего» к кому-нибудь, «водящий» может трогать кисть руки до запястья. Задача «водящего» распознать наощупь владельца руки. Если ребенок затрудняется, то ему разрешается потрогать руку выше, волосы, лицо и т. д.

7. Слуховое внимание.

*Упражнение «Птичка, пискни!»

Педагог выбирает «водящего», завязывает глаза, сажает на колени к одному из участников. «Водящий» должен попросить «Птичка, пискни» и участник должен пискнуть так, чтобы «водящий» не узнал, у кого сидит на коленках.

*Упражнение «Летает – не летает»

Педагог называет целый ряд существительных. Реагируя на слова, обозначающие предметы, которые летают, участники хлопают в ладоши, а на те, что не летают - опускают руки по швам. Педагог постоянно хлопает в ладоши, запутывая ребенка, чтобы тот не терял внимания. Следует приготовить разнообразный перечень всего того, что может летать и не летать:

крокодил, самолет, корова, телефон, стрекоза, муха, собака, слон, шифоньер, комар, телевизор, орел, ручка, дельфин, аэроплан, дятел, снегирь, жираф, кошка, овца, вертолет, бабочка, божья коровка, мышка, таракан, колбаса, ракета, магнитофон, воробей, карандаши, поросенок, муравей, паук, кузнечик, лев, панда, мошкара, колибри, медведь, попугай.

Предлагаются и иные варианты этого задания, как например: «Растет - не растет», «Живое - не живое».

Далее, в целях усложнения упражнения объедините сразу несколько заданий, типа: «Летает - растет - живое». В результате может полу-читься несколько правильных ответов. Например: грач, который и ле-тает, и растет, и живое существо. Соответственно участники будут про-делывать разные движения: хлопать, махать или обхватывать себя ру-ками, тогда как на слово «полено» все движения отсутствуют.

8. Упражнение на внимание и реакцию «Вороны – воробьи».

Дети делятся на две команды, выстраиваясь, в две шеренги лицами друг к другу. Одна команда носит название «Воробьи», другая - «Вороны». Команда, которую называет педагог - ловит; а команда, которую не упоминает - убегает. Ведущий произносит медленно: «Во-о-ро-о.» И в этот момент обе команды готовы и ловить, и убегать. Именно он - этот момент готовности, и важен в игре-упражнении.

9. Упражнение на внимание и память «Алфавит».

Полукруг. Педагог просит, чтобы дети произнесли буквы алфавита по одной и по порядку. Кто какую букву произнес, тот становится владельцем данной буквы. Затем педагог называет какое-либо слово, например, театр. Владельцы букв т, е, а, р должны встать по очереди и хлопнуть в ладоши, не нарушая правописания.

Для усложнения упражнения педагог предлагает прохлопать сначала предложение, затем стихотворение и т. д.

10. Дыхательная разминка.

Дети садятся в творческий полукруг. Спинки держат прямо, сидят на краешке стула:

Вдох воздух через одну ноздрю, выдох через другую;

Вдох через рот, выдох через нос, постукивая по ноздрям;

Вдох через нос, выдох через рот, постукивая по щекам;

Глубокий вдох (плечи не задираем, выдох со звуком «м», постукивая по груди.

Существует три вида дыхания:

Первый вид - спокойная, плавно звучащая речь. Дети выполняют:

Свистит ветер - с-с-с-с-с-с-с-с.

Шумят деревья - щ-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Летит пчела -ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Пищит комар -з-з-з-з-з-

Второй вид- волевая, но сдержанная речь:

Работает насос - с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с!

Метет метель -ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш!

Сверлит дрель - з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!

Третий вид - эмоциональная речь в быстром темпе:

Кошка сердится -Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила -С! С! С! С! С!

Заводится мотор - Р! Р! Р! Р! Р!

Завершаем дыхательную разминку: набираем воздух в легкие и постепенно выдыхаем со звуком «с» и наклоном.

11. Артикуляционная гимнастика.

Полукруг. Спинки прямо, сидят на крае стула:

Рот закрыт, облизываем языком зубы снаружи и снутри;

Губки вытягиваем в хоботок, двигаем по часовой стрелке и наоборот;

Губки в хоботок, затем улыбка;

Рот закрыт, двигаем языком вверх, вниз, в стороны;

Челюсть неподвижна, язык толкаем в стороны так, чтобы было видно движение языка;

Тянем язык до подбородка, затем до кончика носа;

Дразним друг друга «блям», «блям»;

Зубы сомкнуты, опускаем нижнюю губу, обнажая зубы;

Зубы сомкнуты, поднимаем вверх верхнюю губу, обнажая зубы;

Двигаем челюстью в стороны, затем нижнюю челюсть поднимаем вверх, нижнюю – вниз;

Сначала произносим звуки ми, мэ, ма, мо, му, мы тихо – громко – тихо;

Чу-до-ле-сен-кой ша-га-ю,

Вы-со-ту я на-би-ра-ю:

Шаг на го-ры, шаг на ту-чи…

А подъ-ем все вы-ше, кру-че…

Не ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу я ле-чу!

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Тренинг повторяется в движении по кругу.

13. Проговаривание скороговорки.

Проговариваем скороговорку:

Вез корабль карамель. Встает первый участник.

Наскочил корабль на мель. Встаем второй участник.

Моряки аж три недели Встает третий участник.

Карамель на мели ели. Встает четвертый участник.

Проговаривают скороговорку до тех пор, пока все не встанут, затем проговаривают хором.

14. Разминка «Жгучие ладошки».

Дети становятся в круг, по сигналу начинают хлопать в ладоши со всей силы. По сигналу заканчивают хлопать. Показывают ладошки педагогу, который проверяет насколько они горячие. Владельцы горячих ладошек садятся на свои места. Владельцы прохладных или холодных ладоней остаются на сцене и выполняют любое действие, которое назовет педагог. Естественно предлагаются импровизации ситуаций для развития актерского мастерства.

15. Рефлексия.

Сегодня мы с вами поиграли, узнали что-то новое. Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия? Что же помогает актеру развивать его творческие способности? Правильно, внимание и восприятие. Сегодня мы с вами разобрали несколько видов внимания, но на этом тема не заканчивается. Нам предстоит узнать еще очень много интересного о внимании, восприятии и воображении.

На сегодня наше занятие закончено.

16. Прощание.

Дети встают в одну линию или в шахматном порядке и выполняют по сигналу одно движение со звуком:

Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки открываются в объятии, широкая улыбка.

Педагог назначает следующее занятие.

Чтобы стать востребованным профессиональным актером, мало просто закончить ВУЗ или выполнять упражнения по актерскому мастерству для начинающих в школе-студии при театре. Эта профессия – особенная, она подразумевает всестороннее развитие личности и обладание множеством навыков, которым никто не сможет вас научить, если только вы не научитесь сами. Помимо поставленной речи, пластичности и способности к перевоплощению, актер должен обладать:

природной внимательностью

развитым воображением

цепкой памятью (в т. ч. эмоциональной);

способностью к импровизации


уверенностью в своих силахман «Учебник риторики»

выносливостью (как физической, так и психологической)

харизмой и развитыми навыками коммуникации

На парах театральных ВУЗов всего лишь дают представление о том, из какого опыта произрастают эти способности, но воспитывать их в себе – дело самого актера. Насколько успешно студент справится с данной задачей и как далеко сможет продвинуться в иерархии служителей сцены, зависит от его внутреннего упорства и моральной стойкости, т. к. искусство не знает простых путей.

Однако все в этом мире достижимо, и овладеть актерским мастерством сможет каждый, кто готов проявить настойчивость. Упражнения на актерское мастерство для взрослых, представленные в этой статье, помогут начинающему актеру заниматься развитием основных навыков самостоятельно.

Наблюдательность

Жизненно важный навык для актера, т. к. самые сочные и интересные типажи, оценки и приспособления артисты черпают в реальной жизни, наблюдая за окружающими людьми, их поведением, реакцией и т. п. Ненаблюдательный артист вынужден выдумывать то, что наблюдательный вытаскивает из памяти: взгляд, жест, выражение лица, манера поведения и прочее. Выдуманное всегда будет смотреться проигрышно рядом с воспроизведенным настоящим.

Чтобы развить наблюдательность, нужно придерживаться простого правила: никогда не переставать наблюдать! Это значит, что вы всматриваетесь в каждого человека, которого видите, особенно в нестандартных ситуациях. Вся драматургия построена на противоборстве человека и нестандартной ситуации, поэтому поведение реальных людей в острых обстоятельствах – ценнейший материал для артистов.

Упражнение «Повтори»

Упражнение развивает наблюдательность и умение схватывать характерные черты. Просмотрите видео, на котором какой-либо человек что-либо делает. Постарайтесь запомнить и перенять его пластику, мимику, жестикуляцию и эмоциональное состояние. Вы можете не повторять его механические действия, ваша задача – схватить характер и воспроизвести его.

На ранних этапах обучения студентам предлагается воспроизводить характерные черты животных. Вы также можете начать с этого. Включите любой канал о животном мире, выберите наиболее симпатичную вам зверушку и вперед! Помните – форма не главное, важно уловить и передать уникальный характер животного, обращая внимание на мимику, на жесты и даже на дыхание персонажа.

Погружение в предлагаемые обстоятельства

Актер, играющий Ромео, все время находится на сцене театра, но обстоятельства его роли гласят, что он в Вероне. На все время спектакля этот артист – Ромео, а значит, вокруг него не сцена, не театр, а самая настоящая средневековая Верона. Это обстоятельство, в которое ему необходимо погрузиться, чтобы зрители прониклись его игрой. Такое умение никому не дается просто так, ведь, согласитесь, трудно обмануть собственное зрение.

Помимо местонахождения, есть еще ненастоящий реквизит, постановочные драки и убийства, и знакомые по труппе актеры, которых нужно принимать за реальных шекспировских персонажей. Похоже, без специальной подготовки тут не обойтись.

Этюды на беспредметные действия

Константин Станиславский решил проблему веры в обстоятельства просто и гениально. Согласно его методу, выполнение соответствующих обстоятельствам физических действий (при условии их максимальной точности) повлечет за собой верное эмоциональное и психическое состояние. Говоря проще, если вам нужно испугаться, просто начните спасать свою жизнь, и в процессе вы испугаетесь.

Этюд на беспредметное действие – это небольшая сценка, в которой актер работает на воображаемой местности с воображаемыми предметами. Цель упражнения – добиться максимально точного подробного поведения в предлагаемых обстоятельствах. Это может быть что угодно: ловля рыбы на берегу речки, сбор овощей с грядки, починка автомобиля и т. п.

Раскрепощение

Умение расслабляться – главное условие владения телом. Каждый видел, как артисты падают на сцене, но не каждый знает, почему они не расшибаются. Секрет в том, что расслабленное тело при правильном ведущем движении не падает, а плавно сползает на сцену, в то время как напряженное тело бьется о нее довольно сильно. Непосвященные не знают об этом, т. к. каждый человек невольно напрягается от страха, когда падает, отсюда и травмы, и уверенность в том, что падения всегда травмируют. Ходят легенды о везучести алкоголиков, которые падают с верхних этажей и умудряются ничего не ломать. В этих рассказах есть доля правды, и суть ее в том, что тело человека в состоянии сильного алкогольного опьянения максимально расслаблено.

Упражнение на расслабление каждой мышцы

Ложитесь на спину в наиболее удобную позу, не скрещивая руки и ноги. Расслабьтесь, насколько сможете, дышите глубоко и размеренно, глаза можно закрыть. Мысленно пройдитесь по каждому участку тела, начиная с пальцев левой ноги и выше, и проверьте, нельзя ли расслабить проверяемый участок еще сильнее. Вы найдете и снимете немало зажимов, особенно в первый раз. Повторяя это упражнение на раскрепощение каждый день, вы будете постепенно избавляться от зажимов, а значит, и от скованности, и от неуверенности в себе.

Импровизация

Импровизация для актера – настоящая палочка-выручалочка. Опытные артисты знают, сколько ни готовься, импровизировать все равно придется. И действительно, такой сложный механизм, как спектакль, где люди, реплики, выходы, уходы – не более чем шестеренки и винтики, может дать сбой на какой-нибудь мелочи. И если артисты не сгладят недоразумение мгновенной импровизацией, страшно подумать, спектакль развалится на глазах у зрителей. Вот почему импровизации молодых актеров учат с первых дней в театральной студии.

Упражнение «Меняй»

Развивает способность к мгновенной импровизации. Ведущий задает условия происходящего на площадке, объясняет каким образом и в рамках каких обстоятельств студенты взаимодействуют друг с другом. В любой момент ведущий может выкрикнуть слово «меняй», и студенты обязаны мгновенно сменить действия, слова и манеру поведения по отношению друг к другу.

Чувство партнера, взаимодействие и доверие

В актерских школах взаимодействие между партнерами прорабатывается очень тщательно и серьезно. В частности, это достигается путем выполнения упражнений на развитие смелости. От умения партнеров взаимодействовать зависит качество игры, ведь тон и энергетика вопроса определяют тон и энергетику ответа. Говоря проще, если один актер дал слабую реплику, второй актер слабо на нее отзовется и возникнет цепная реакция, которая в считанные минуты похоронит весь эмоциональный накал спектакля. Обмен репликами между артистами должен быть подобен перебрасыванию мяча в волейболе – атакующая сторона хочет забить гол, обороняющаяся – отбить подачу, накал страстей делает игру интересной и зрелищной.

Упражнение «Яблоко»

Выполняется в группе при четном количестве участников. Каждый студент представляет, что у него в руке сочное, спелое и увесистое яблоко. Задача – бесшумно и незаметно, без слов, жестов и мимики, одними глазами найти себе партнера и установить с ним контакт – договориться, что вы с ним теперь партнеры. У кого не получилось – поднимают руки по команде ведущего, видят, кто остался без партнера, и тоже разбиваются на пары.

Следующая задача – договориться со своим партнером, кто из вас кинет яблоко другому. Правила те же: без слов, без мимики, без жестикуляции. По команде ведущего одни кидают яблоко, другие ловят. У кого не получилось – поднимают руки и повторяют попытку.

Теперь у половины группы по яблоку в обеих руках, задача – кинуть одно из них партнеру. Внимание, если вы кидаете яблоко левой рукой, то партнер должен поймать его правой, и наоборот. Снова договариваемся между собой, не используя никаких средств, кроме визуального контакта.

Если вам не хватает лидерских качеств, надоело что к вам не прислушиваются коллеги, вам хочется, но вы боитесь не справиться с руководящими должностями, тогда вам нужна актерская студия для взрослых , которая обучит вас секретам публичных выступлений, разовьет в вас уверенность, научит искусству убеждения.

«Передвигающий горы начинает с того, что убирает маленькие камешки»Конфуций

Начать карьеру актера следует с очень большого желания: чем больше желание, тем выше шансы прийти к успеху. Этот путь под силу только человеку, который одержим своей целью и готов многим ради нее пожертвовать. Основная трудность на пути к ошеломительной актерской карьере – это количество попутчиков. Конкуренция среди актеров настолько высока, а за место под солнцем ведется столь ожесточенная борьба, что даже безусловный и выдающийся талант может сгинуть в толпе претендентов, так и не будучи замеченным.

Представьте, что карьера – это узкая дверь служебного входа в здание театрального института. В эту дверь одновременно ломятся тысячи людей, большая часть из них бездарна, некоторые начинающие по-настоящему талантливы, но пролезут лишь те, кто лучше работает локтями.

Поставим галочку напротив умения пробивать себе дорогу – оно сослужит вам добрую службу сотни раз, но им одним обойтись не получится ни в начале пути, ни в дальнейшем. Существует вещь, которая нужна актеру даже больше, чем талант, потому что без нее талант ни на что не годится. Это навык, позволяющий начать обучение актерскому мастерству и успешно его завершить. Актерских навыков много, приводим самые основные.

  • Наблюдательность. Увидел, запомнил, скопировал, повторил. Это об эмоциях, оценках, приспособлениях, пластике, мимике, характерах и т. д. Все сочные персонажи спектаклей родом с городских улиц.
  • Выразительность. Помните популярную фразу из репертуара театральной прессы: «артист хотел донести до зрителя…»? Так вот, на самом деле никому не интересно, чего хотел артист, даже театральным критикам. Важно лишь то, что ему удалось донести до зрителей, а для этого мало просто хотеть, нужно уметь правильно выражать свой замысел.
  • Эрудированность и начитанность. Актер может не иметь образования, но не может быть необразованным. Особенно это касается литературы, т. к. литература для театра – основа основ.
  • Живое воображение. Актер без воображения профессионально непригоден. Причина тому – он не сможет убедительно сыграть ни одной роли. Воображение позволяет ему погружаться в обстоятельства пьесы: представлять себе, что все это происходит с ним здесь и сейчас, и по-настоящему переживать воображаемое.

Подражание

Подражание – это суть не только актерского мастерства, но и искусства вообще. Хороший актер выглядит на сцене правдоподобно, потому что ничего не придумывает, а воспроизводит то, что подсмотрел в реальной жизни. Чтобы стать актером, нужно в первую очередь учиться подражать, и в этом вам поможет обычное зеркало.

  1. Найдите среди друзей и знакомых интересный типаж, который вам хотелось бы «примерить».
  2. Понаблюдайте за ним как можно тщательнее, запомните, как он двигается, как смотрит, как говорит.
  3. Перед зеркалом воспроизводите в мельчайших деталях все, что смогли запомнить.
  4. Когда у вас начнет получаться, придумайте себе случайные обстоятельства и посуществуйте в них в освоенном сценическом образе.
  5. Создайте следующий образ.

Так можно начать актерскую карьеру в подростковом возрасте или будучи уже взрослым человеком, после чего вам может повезти занять вакансию в одном из известных театров или получить роль в фильме.

Память физических действий

Это упражнения на тренировку воображения и тактильной памяти. Чтобы стать актрисой или актером, необходимо научиться вживаться в происходящее на сцене действие. Не играть роль солдата с бутафорским мечом, а именно почувствовать себя бравым воякой и отыгрывать предмет реквизита, как реальный меч. Пожалуй, это самый сложный навык профессионального актера, и вам придется долго тренироваться, чтобы им овладеть.

Суть упражнения в том, что вы выполняете обычные манипуляции с обычными вещами, например, моете посуду или гладите рубашку, но обходитесь при этом без самих вещей.

  1. Помыть воображаемую тарелку под воображаемой струей горячей воды воображаемой губкой.
  2. Не пропустить ни одного сопутствующего ощущения (тарелка скользкая и жирная, губка шершавая и пенная, вода обжигает руки)
  3. Повторить с реальной тарелкой и проанализировать ошибки.

Практика в актерском коллективе

Самостоятельное выполнение упражнений позволит вам наработать первичные навыки, без которых еще не обошелся ни один артист. Но у этой практики есть свой потолок, он называется «взаимодействие и общение». Если вы не собираетесь играть исключительно моноспектакли, вам придется научиться работать в команде. Это не так просто и куда более важно, чем кажется на первый взгляд. Спектакль – это огромный механизм, каждый из актеров подобно шестеренке выполняет в нем свою уникальную функцию. Отказывает одна шестеренка – ломается механизм.

Научиться работать в команде можно только на групповых курсах обучения актерскому мастерству под надзором опытных профессиональных педагогов.

Самыми приятными и эффективными являются занятия по актерскому мастерству для подростков , которые проходят в игровой форме с использованием упражнений, командных игр, рассказов о себе, с постановкой сценок, которые могли бы случиться в жизни каждого человека.

Упражнения по актерскому мастерству

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕЖИССЕРЫ

Предложите вашей команде за 15-30 минут сочинить и поставить спектакль, текст которого состоит всего из четырех строчек. Например:

Однажды в студеную, зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

или

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Можно взять любые другие известные четверостишия.

Поставить спектакль-импровизацию силами творческой группы по жребию следует в жанрах оперы, оперетты, цирка, фильма ужасов, мюзикла, драмы, мелодрамы, комедии, детектива, документального кино, эстрады и т. д. Может получиться интересный и смешной спектакль.

======================

ЗЕРКАЛО

Когда на сцене много актеров, возникает необходимость работы "командой": выработка чувства общего ритма и темпа, взаимопомощи, воспроизводства слов, вызывающих в других чувства эмоции. Это то, что часто называют "химией". Некоторые театральные труппы владеют ее секретом, другие - нет. Можно ли натренировать актеров в этом направлении?

Одно из упражнений, могущих нам помочь, называется "Зеркало". Разделите свою команду на пары. Пусть встанут лицом друг к другу. Один из них должен быть лидером. Пусть лидер мимикой показывает действия, совершаемые им каждое утро перед зеркалом: бреется, накладывает косметику и т.п. Второй участник старается имитировать действия лидера как можно точнее и при этом не засмеяться. Будет очень удачно, если лидер станет воспроизводить свои действия как в замедленной съемке, облегчая второму участнику возможность их повторения. Когда все пары достигнут определенного успеха, следует указание поменяться ролями. И лидерство переходит к другому.

Упражнение станет целесообразным тогда, когда лидерство будет переходить без команды извне тогда, когда сами участники почувствуют, что цель упражнения достигнута, и они могут поменяться ролями. Это стимулирует распределение функций актеров в диалоге и дает возможность сконцентрировать творческие усилия.

========================

КАМЕРА ВИДИТ ВСЕ!

Видеть себя в видеозаписи – ужасное потрясение. Все мы естественно хотели бы видеть, как выглядим на самом деле, итак нам хочется посмотреть на себя со стороны. Но часто реальность приводит нас в состояние шока. Многие актеры заблуждаются, считая, что они способны отлично передавать чужие мысли. Другие же наоборот недооценивают себя. Правда находится где-то посередине и ее лучше всего понять через видеозапись. Используйте видео не только для записи спектаклей, но и во время репетиций. Возьмите какой-нибудь любимый вами сценарий и снимайте труппу во время читки ролей. Дайте им коротенькие отрывки, чтобы они смогли сразу же их запомнить. Затем прокрутите пленку и прокомментируйте для каждого, что у него получилось, а в чем он должен продолжать совершенствоваться. Некоторых это напугает, но добрая доля реальности принесет всем пользу.

========================

ИГРА НА ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Лучший способ помочь людям улучшить их актерские способности – заставить их почувствовать себя свободно во всевозможных импровизированных ситуациях. Актеры не всегда должны полагаться лишь на слова заранее написанного сценария, они должны импровизировать свои собственные строки. И когда они это делают, возникает высокая вероятность того, что их строки будут мотивированы их собственными реальными мыслями. И результатом станет воспроизводство естественно звучащих строк, что само по себе является ключом к актерскому мастерству. Мы называем это «вести интеллектуальную игру».

Существует много разновидностей импровизаций, советуем вам попробовать следующий вариант.

Заставьте двух актеров (по желанию) вообразить себя в какой-нибудь типичной ситуации: в автобусе, в очереди в гостинице на регистрацию, в парке и т.п. Задайте им тему и пусть начинают импровизировать. Попросите остальных членов труппы внимательно следить за актерами, когда у них возникнет интересная идея, они в любое время могут сказать – «Вмешиваюсь!». В этот момент двое играющих сценку должны замереть. Вмешивающийся либо становится дополнительным действующим лицом, либо замещает собой любого из актеров по выбору. Он либо начинает сцену заново, используя ту же тему, либо абсолютно изменяет ее, ценность (и юмор) данного поступка заключается в приобретении способности приспосабливаться друг к другу и воспроизводить естественно звучащие строки. Побуждайте ваших актеров быть как можно более естественными.

ПЕРЕМЕНЫ ХАМЕЛЕОНА

Были ли вы когда-нибудь в ситуации: у вас масса людей, несколько ролей и вы не уверены кому, какую отдать? Вот способ, дающий возможность любому испытать себя, свои способности в подборе различных ролей – и возможность одновременно развлечься. Сделать столько копий пьесы, сколько в ней ролей. Напишите имя героя большими буквами на каждой копии. Теперь наугад раздайте роли и попросите начать чтение ролей, вне зависимости от того, какое имя написано сверху на копии. Не обращайте внимания кому досталась роль: женщине или мужчине, старому или молодому. Пусть читают. Каждую минуту подавайте команду «Перемена!». При этом все передают копии налево и участники начинают читать новые роли. Это не только стимулирует развитие характера (роли), но позволяет вам испытывать людей в ролях, которые при обычных обстоятельствах им не доступны. И каждый выигрывает.

==========================

ОСЛОЖНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Возьмите небольшое стихотворение, известное всем. Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющими обстоятельствами, например:

если бы у него болел зуб

попала соринка в глаз

жали бы туфли

был пирожок во рту

хотелось бы в туалет

Можно также представить такие ситуации:

поездка в переполненном транспорте

под звуки вальса в парке

когда рядом плачет ребенок и актер хочет его развеселить

Как бы эти внешние условия влияли на характер разговора?

ИДИ СЮДА!

А. С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. Предложите это сделать вашим актерам.

Эта фраза может быть произнесена с различными оттенками: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п. Актеры, сидя по кругу, произносят фразу: "Иди сюда!" (или любую другую) с различной интонацией.

УСТАНОВИТЕ ШКАЛУ ЭМОЦИЙ

Одна из самых трудных для режиссера задач - установить равновесие между эмоциональным уровнем актера и пафосом, произносимого им текста. Начинающие актеры обычно недостаточно эмоциональны, более опытные часто переигрывают. Усложняет проблему и отсутствие объективных стандартов при оценке, вы можете сказать "более выразительно" или "менее выразительно", но насколько?

Попытайтесь создать свою шкалу оценки говорить: "Здесь нежно более сильное проявление гнева", скажите: "Ты выдаешь гнев на 5, а нам надо 7 или 8". Поскольку процесс пойдет по нарастающей, скажите "Это была только 6, а нам по-прежнему нужно, по крайней мере, 7".

Это поможет процессу режиссуры, ибо у актеров будет четкое понимание уровня выражения эмоций. Естественно, еще до того, как человек научиться выражать свои чувства на уровне 7, или 8, ему нужно дать возможность испытать себя и на 10. всегда легче пятиться назад, чем ползти вперед. И не обойтись над этим даже посмеяться!

===================================

СТРОКИ В СИСТЕМЕ СТЕРЕО

Нередко среди актеров - любителей встречаются люди, испытывающие неловкость при выражении эмоций. Строки, ими произносимые звучат невыразительно и неубедительно. Даже когда вы постоянно напоминаете им о необходимости более яркой демонстрации чувств персонажа, их игра по выразительности мало отличается от объявления стюардессы о необходимости пристегнуть ремни при взлете.

Безнадежный случай? Скорее всего, нет. Это происходит не потому, что они недостаточно эмоциональны, а возможно оттого, что стесняются демонстрировать чувства. Они боятся выглядеть невыразительными. Попытайтесь применить упражнение под названием "Строки в системе стерео". Попросите актера, который не испытывает затруднений прочитать текст одновременно с исполнителем. И тогда эти двое получат возможность эксперимента в выражении эмоций, не оставаясь при этом в одиночестве. Ведь дуэтом петь легче, чем солировать, а квартетом и того легче. Возможно, что иногда придется устраивать читку втроем или вчетвером.

Вы, как режиссер, должны всячески поощрять любую инициативу и не забывайте при этом веселиться. После того, как актеры расслабятся, им будет легче читать в одиночку. Это прекрасный способ дать возможность более опытным актерам подбодрить начинающих.

============================

КАК ПРОИЗНОСИТЬ СМЕШНЫЕ СТРОКИ

В конце концов, когда вы достигли совершенства в игре, могут возникнуть и смешные моменты. Смешное это всегда хорошо. Но то, как смех может помешать пониманию текста пьесы, требует вашего внимания. Неопытные актеры продолжают свою роль, когда публика все еще смеется над какой-нибудь шуткой. В результате дальнейший текст оказывается невоспринятым зрителями. Если вы не будете выдерживать паузы во время смеха, вы невольно приучите зрителей вообще не смеяться. Они будут бояться пропустить слова. Но не затягивать паузу. Чтобы не потерять темпа, дайте реакции достичь ее пика, но продолжайте еще до того, как смех окончательно утихнет. Попрактикуйтесь на репетициях, разражаясь смехом в тот момент, когда актеры меньше всего его ожидают. Это упражнение приучит их выдерживать паузу и навык это должен стать автоматическим.

==============================

СТОП! Я НЕ СЛЫШУ!

Одна из наиболее общих ошибок у непрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумение громко воспроизводить слова. Это огорчает всех. Вы должны воспроизвести великолепно написанные слова, но зрители, исключая тех, кто прекрасно умеет «читать по губам», совершенно не понимает, о чем говорит актер. Эту ошибку легко допустить при постановке пьесы, если режиссер руководит актерами с близкого расстояния. Попытайтесь разместить своих помощников в разных местах зрительного зала и начинайте декламировать поначалу что-нибудь знакомое, а затем и строки из пьесы. Пусть те, кто слушают вас, всякий раз, когда они не слышат строк, кричат «стоп!». Напомните, что в незаполненном зрительном зале звук слышен более отчетливо, в то время как люди «поглощают» звук, и поэтому до них все должно доходить очень отчетливо. Это упражнение даст всем возможность научиться правильно, произносить текст пьесы. Если вы сами не слишком сильны в декламации, пригласите руководителя хора и даст вам 10-минутный урок. Никогда не позволяйте великолепным текстам не быть услышанными зрителями.

===================================

СКОРОГОВОРКИ-2

Сев в такси, спросила такса:

за проезд какая такса?

А таксист ответил так:

возим такс мы просто так.

Во лесу лозу вяжу, на возу лозу везу.

Коза лозу не лежи - накажу!

На мели мы лениво ловили налима.

На мели мы лениво ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

но туманы лимана манили меня.

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"

Пекарь Петр пек пироги.

Говорит попугай попугаю: "Я тебя попугай, попугаю!"

Попугаю в ответ попугай: "попугай, попробуй, попугай!"

Сыворотка из-под простокваши.

Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

Проворонила ворона вороненка.

Около кола колокола.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Ложечка моя желобоковыгибистая, да с переповыподвертом.

Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.

Рима рано чистит рану, рядом Рома моет раму.

Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала.

Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича.

Говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.

Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Свинья белорыла, тупорыла,

Полдвора рылом изрыла.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила.

Осип орет, Архип не отстает - кто кого переорет. Осип осип, Архип охрип.

Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой.

Идет коза с босым козлом,

Идет коза с косым козлом.

Добр бобр для бобрят.

Это ты Илья, или я Илья?

Сиреневенькая глазовыколупывательница с полувыломаными ножками.

Дед Данила делил дыню. Дольку - Диме, дольку - Дине.

Повар Петр и повар Павел,

Петр пек, а Павел парил,

Парил Павел, Петр пек,

Повар Петр и повар Павел.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

скороговорки предоставлены сайтом http://www.jesus4u2.org/russian/resursi.html

===================================

ИМИТАТОРЫ

Суть этого упражнения очень простая - актеры по очереди должны произнести какую-нибудь фразу, например: В лесу родилась елочка", но используя различную интонацию. Например, можно произнести эту фразу: давясь от смеха, плача, потрясенно, монотонным голосом робота из фантастического фильма, в стиле известного политика, удивлённо, испуганно, рассерженно и т.п. Варианты не должны повторяться.

РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:

7. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Мама мыла Милу мылом.

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка была губа, была тупа

Купи кипу пик (3 раза)

Однажды галок поп, пугая

В саду увидел попугая

И говорит тот попугай:

Пугай та галок, поп, пугай.

Но, галок поп, в саду пугая,

Не напугай ты попугая.

Петр – повар, Павел – повар (3 раза)

Во дворе трава, на траве дрова

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Пришел Прокоп – кипит укроп

Ушел прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоковски.

Надо колпак переколпаковать,

Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Одел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

=====================================

ГРУЗИНСКИЙ ХОР

Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

=======================================

ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.

Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?

Теперь о самой игре. Выберете несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ

ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?)

И т.д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.

Вот несколько правил, как это делать:

Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно. (к примеру ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)

Не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения

Не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

==========================================

ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.

Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.

Лучше всего об этом узнать в следующем разделе - художественное чтение.

========================================

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т.е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т.е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т.е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т.е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т.е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т.е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т.е. все должны поверить читающему!

У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.

И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами». При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

===================================

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения все то, что написано.

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка.

И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.

Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.

Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.

И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.

Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность –

Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

====================================

Жестикуляция рук и пластика тела

ИСКУССТВО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ ПРИ "ТЕАТРАЛЬНОЙ ЧИТКЕ"

Поскольку при "читке" нет возможности пользоваться декорациями или реквизитом, остается лишь то, что составляет технику актера: зрительный контакт, контролирование голоса и жестикуляция - все это возместит утраты. Но как возможно жестикулировать при читке, когда твои руки заняты текстом?

1) Заучите текст. Участие в читке - вовсе не оправдание для невыученного текста конечно, когда вы забываете слова, то можно подсмотреть. Но, когда вы заглядываете в текст, вы лишаете себя возможности действия. Если вы привязаны тексту, то страдают ваши способности зрительного контакта и жестикуляции. Почему? Да потому, что сценарий - лучший реквизит для жестикуляции. Если же вы читает строки, то больше никак не можете его использовать.

2) Используйте папку с текстом (сценарий) как удобный реквизит. Будьте в этом творцом. Хотя это только черная папка, вы удивитесь, как много вариантов ее использования. Если "идет дождь", можно держать ее над головой, как зонтик. Ее можно также использовать как письменный стол, календарь или книгу, Библию, королевский указ, словарь, да любое читаемое средство. Вы можете проиллюстрировать свое расстройство, хлопнув себя по колену или голове. Она может стать подносом официанта или тарелкой, с которой едят. Придумайте для нее другие функции.

3) Пользуйтесь свободной рукой для других жестов. Я обычно не планирую свои жесты. Трудно сделать их естественными, если они заранее запланированы. Но в нормальной жизни люди жестикулируют, чтобы сделать свои поступки более выразительными. В театре вы можете сохранить все свои жесты и даже слегка их акцентировать. В зависимости от веса вашей папки со сценарием вы можете закрыть ее и положить на колено, чтобы иметь возможность жестикулировать свободной рукой. Если вы поступите именно так, то пальцем заложите нужное место, так чтобы вы легко могли ее открыть при необходимости. Зрители должны видеть, что вы используете ее не только, как реквизит, но также и по прямому назначению. Это невольно напоминает им, что они являются соучастниками акта творчества. Сверхзадача состоит в том, что вы не должны позволить сценарию мешать вам. Участники читки должны свободно владеть текстом, так, чтобы сценарий стал естественной частью театрального действа. Умелая жестикуляция должна не выделяться в этом действе, а способствовать выполнению сверхзадачи.

В процессе подготовки спектакля читка поглощает столько же времени, сколько традиционное действо. К тому моменту, когда вы овладеете мастерством зрительного контакта, перемен и жестикуляции, вы не сэкономите репетиционного времени. Мастерство приходит с опытом, и вы сможете искусно вплести приобретенный опыт в сферу общения с людьми.

=========================

УПРАЖНЕНИЕ НА НАПРЯЖЕНИЕ И РАССЛАБЛЕНИЕ

Перед тем, как начать игру на сцене желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко.

Все «расслабленные» садятся на стулья, а лидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждому человеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (она должна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, то результат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужно брать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушно сгибаться, ступня волочится по полу. Повторите это упражнение 3-5 раз. Оно очень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплохо делать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть это войдет в привычку актеров.

=============================

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ

Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.

Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование на сцене поможет вам играть в пантомиме.

Можно даже сделать это в виде игры. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно.

=================================

ИГРА В ЖЕСТЫ

В эту игру играют 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.

===================================

ИГРА В КРОКОДИЛА

Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу? На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

======================================

КРАСИМ ЗАБОР

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки).

Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной).

Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»).

Гребет на веслах.

Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части).

=======================================

СОБЕРИ ПО ЧАСТЯМ

Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:

Собираешь велосипед по частям

Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину

Собираешь по частям самолет

Собираешь по частям вертолет

Делаешь из досок лодку с веслами

Собираешь по частям другую технику (придумайте сами, у меня фантазия в этом вопросе не работает)

Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.

=================================================

ГЛАДИМ ЖИВОТНОЕ

Как и в предыдущем упражнении, все актеры театральной группы получаю задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должны главным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующих животных:

Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)

Кошку

Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)

Слона

Жирафа

Задача всей группы – угадать животное.

==============================================

ПОПУГАЙ В КЛЕТКЕ

Когда профессионал исполняет эту мини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами.

Итак, нужно сделать следующее:

Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай)

Ощупать ее руками

Взять и переставить на другое место

Подразнить попугая

Найти дверцу и открыть ее

Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу

Погладить попугая (после этого он вас должен укусить)

Одернуть руку

Закрыть побыстрее клетку

Помахать угрожающе пальцем

Переставить клетку в другое место.

=================================

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины