Упражнение для красивых полных губ. Упражнения для рта и щек - упражнения для укрепления круговой мышцы рта и щечной области

Упражнение для красивых полных губ. Упражнения для рта и щек - упражнения для укрепления круговой мышцы рта и щечной области

14.10.2019

Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте - очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.

Упражнения:

У малоподвижного ребенка - мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам - «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упраж нения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка»

Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение - это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

«Трубочка»

«Трубочка» - губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет,

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка » со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

«Окошко»

Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.

«Ниточка»

«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект - напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

Упражнения для щек

«Щечки замерзли»

«Щечки замерзли» - растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

«Хомяк»

«Хомяк» - попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

Хомячок надует щеки,

У него зерно в мешочке,

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Конфетка»

«Орешек» или «Конфетка » имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве - направо-налево:

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки,

Упираем язычок

Влево, вп раво, на бочок.

Упражнения для языка

Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».

Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:

«Лопатка»

«Лопатка» - удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы - в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

«Иголочка»

«Иголочка» - удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти.

«Часики»

«Часики» - это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.

«Качели»

«Качели» - упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р"], [л], [л"], [д], [д"], [т], [т"], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» - при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык.

Можно также использовать потешку:

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели,

А скажите, вы б сумели,

Язычком качать качели?

«Вкусное варенье»

«Вкусное варенье» - упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ.

«Почистим зубки языком»

«Почистим зубки языком» - это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

«Маляр»

«Маляр» - движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

«Киска лакает молоко»

«Киска лакает молоко» - движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

«Лошадка»

«Лошадка» - поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

«Грибок» - распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р].

«Дятел»

«Дятел» - одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать.

Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.

Задайте вопрос логопеду.

Онлайн. Бесплатно

Анастасия Воронцова

Одним из методов профилактики и лечения нарушений в развитии зубочелюстной системы является миогимнастика.

Миогимнастика в ортодонтии получила широкое применение не только, как самостоятельный процесс, но и в комплексе с другими методами лечения зубочелюстных аномалий.

В детской стоматологической практике миогимнастику применяют для коррекции дефектов прикуса.

Что такое миогимнастика

Миогоимнастика в ортодонтии – это эффективный метод профилактики и коррекции зубочелюстных аномалий с помощью лечебной физкультуры .

Специалисты разработали комплекс упражнений, которые восстанавливают функции мышц полости рта, окружающих зубные ряды.

Перед проведением лечения оценивается функциональное состояние зубочелюстной системы пациента. Одним из методов оценки является жевательная проба по И. С. Рубинову.

Принцип лечения с помощью миогимнастики заключается в тренировке мышц, в результате которой происходит их нормальное функционирование.

Лечебная гимнастика может применяться, как:

  • Самостоятельное лечение.
  • Перед началом ортодонтического лечения.
  • В комплексе с ортодонтическим лечением нарушений прикуса.
  • После лечения с целью закрепления результата и предупреждения рецидива заболевания.

И только врач может назначить наиболее эффективный комплекс миогимнастики для устранения дефекта.

Эффективность

Эффективность миогимнастики зависит от степени выраженности аномалии, а также от качества и регулярности выполнения пациентом упражнений.

С помощью упражнений можно получить хороший результат у детей с молочным прикусом (в возрасте от 4 до 7 лет), когда они понимают, что от них требуется.

Как самостоятельное лечение, миогимнастика дает положительные результаты при аномальных изменениях верхних резцов.

Правила проведения

К проведению упражнений предъявляются следующие требования:

  • Мышцы должны сокращаться с максимальной амплитудой.
  • Необходимо следить за тем. Чтобы интенсивность сокращения мышц была в физиологических пределах.
  • Постепенное увеличение скорости и продолжительности сокращений.
  • Между последовательными сокращениями необходимо делать паузу, равную продолжительности самого сокращения.
  • При каждом упражнении сокращения мышц необходимо повторить несколько раз, пока не появится легкая усталость.
  • Наиболее эффективна миогимнастика для детей в возрасте от четырех до семи лет.

Миогимнастические упражнения проводятся со специальными аппаратами или без них.

Видео: «Как исправить прикус и сделать зубы ровными»

Комплекс упражнений

Существует много методик и упражнений, которые могут применяться для устранения дефектов.

Миогимнастика при глубоком прикусе

  • Выполняется в положении стоя. Необходимо занести в направлении назад руки, а подбородок вверх. Находясь в таком положении постараться максимально выдвинуть нижнюю челюсть вперед, а затем вернуться в исходное положение. Упражнение необходимо повторять от 10 до 15 раз три раза в день.
  • Через месяц упражнение немного видоизменяют: делают все точно также с той лишь разницей, что при выдвигании нижней челюсти, нижние передние зубы должны установиться впереди верхних.
  • Упражнение по Рубинову И. С., которое сводится к выполнению дозированных упражнений, длительностью от 3 до 5 минут, как открывание и закрывание рта без выдвижения нижней челюсти. Частота проведения упражнения до пяти раз в сутки.

Упражнения при открытом прикусе

Используются приемы, способствующие тренировке мышц, поднимающих нижнюю челюсть:

  • Производить сжимание и разжимание зубов. Контроль силы мышечного сокращения осуществляется с помощью пальцев, прижатых к щекам у коренных зубов (в области жевательных мышц). Упражнение выполнять до тех пор, пока не появится ощущение усталости жевательной мышцы
  • Упражнение выполняется точно так же, как и предыдущее, но с сопротивлением. Указательным и средним пальцами правой руки, расположенными на нижних передних зубах, препятствовать поднятию нижней челюсти.
  • На деревянный карандаш или палочку надеть резиновую трубочку и прикусывать передними зубами.

Гимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

Тренировка круговой мышцы имеет важное значение при наличии ротового дыхания и межгубном зиянии.

Упражнения способствуют удлинению верхней губы и развитию нормальных контуров ротового отверстия.

В результате успешной тренировки мышцы отсутствует опасность рецидива наклона верхних резцов.

Упражнения, направленные на восстановление функциональности круговой мышцы рта и коррекцию смыкания губ:

  • Необходимо вытягивать губы, подобно тому, когда человек пытается задуть свечу, а затем растянуть их в широкой улыбке. После этого губы надо вытянуть вперед, пытаясь при этом что-нибудь говорить. Губы в таком положении удержать секунд на тридцать.
  • Сильно сжав губы, носом набрать воздух и раздуть щеки. Затем кулаками на них надавить, чтобы вышел воздух. При этом губы разжимать не надо.
  • Плотно сжав губы, набрать воздух под нижнюю губу, а затем под верхнюю (рекомендуется при протрузии резцов).
  • Между губами проложить полоску плотного картона, и плотно сжав, удерживать ее в течение 30-50 минут. В начале занятий удерживать губами картон, начиная с минуты и постепенно доводя до пятидесяти минут.
  • Для тренировки круговой мышцы рта рекомендуется дуть на перемещающиеся предметы: например, перышко или кусочек ваты.
  • В уголки рта закладываются мизинцы пальцев и слегка их растягивают, затем производится плотное смыкание губ.
  • Ватные валики небольших размеров закладывают за нижнюю и верхнюю губу по бокам от уздечки. При сомкнутых губах произносить звуки: п, б, м.

Упражнения при наличии мезиального прикуса

  • Кончиком языка надавливать на небные поверхности передних зубов верхнего ряда в течение трех-пяти минут, пока не появится чувство усталости мышц.
  • Слегка запрокинув голову открывать и закрывать рот. В момент закрывания рта кончиком языка дотронуться до заднего края твердого неба.
  • Подтягивать нижнюю губу под передние верхние зубы.

Гимнастика при косом прикусе

Если причиной косого прикуса является смещение нижней челюсти в сторону, применяется следующее упражнение:

Открыв максимально рот, перемещают нижнюю челюсть в ту сторону, где имеется неправильное смыкание зубов (перекрытие верхних зубов нижними), затем, не меняя положение нижнюю челюсть поднять до смыкания с зубами верхней челюсти и удержать в таком положении не менее пяти секунд, после чего челюсть можно опустить.

Миогимнастика для мышц языка

Упражнения, применяемые для коррекции смыкания губ:

  • «Часики». Плотно сжав губы, совершать языком круговые движения поочередно под верхней и нижней губой.
  • «Накажем непослушный язычок». Вытянутый язык разместить на нижней губе. Верхней губой, стараясь быстро сомкнуть губы, как бы шлепнуть по языку.
  • «Красим потолок». Представить, что язык – это кисть, которой надо покрасить потолок. В роли потолка выступает небо. Покрасить потолок надо очень тщательно, ничего не пропуская.
  • «Отбойный молоток». Язык надо прижать к небу широко открыв рот. Пытаться сомкнуть губы, издавая при этом звук молотка.

Гимнастика после подрезания уздечки языка:

  • Производится облизывание языком нижней и верхней губы. Язык движется в направлении от одного уголка рта к другому, производится попытка достать языком подбородок и кончик носа.
  • Языком изнутри и снаружи «пересчитываются» зубы.
  • Упереться кончиком языка сначала в одну, затем в другую щеку.
  • «Всадник». Щелканье языком широко открывая рот.

Гимнастика для мышц передней части языка

Применяется при инфантильном глотании.

  • Язык держать столбиком.
  • Приготовить резиновые колечки, нарезав резинку от пипетки. Накладывать резиновое колечко на кончик языка. Язык поднять к альвеолам и прижать к ним кольцо. Затем сглотнуть, не смыкая зубы и не закрывая рот. Необходимо следить за тем, чтобы кольцо не соскользнуло. После каждого глотания проверять наличие кольца на языке. Количество глотаний за один раз – от 10 до 12. В первый день упражнение проделать 5- 6 раз, во второй – достаточно двух раз.
  • Прижать язык с кольцом к альвеолам при сжатых зубах и губах и удержать кольцо в течение пяти минут, постепенно увеличивать время и довести до 15 минут.

Упражнения для среднего участка языка

  • Цоконье языком в течение 50-60 раз.
  • На кончик и середину языка накладываются два резиновых колечка. Зубы должны быть сомкнуты, а губы чуть приоткрыты. Поднять язык кверху и прижать к своду неба.

Гимнастика для задней части языка

  • Для расслабления мышц с последующим массажем проводить полоскание горла подогретой водой.
  • Зевота.

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

Упражнения выполняют вначале сидя. По мере усложнения – стоя.

  • Нижнюю челюсть выдвигать вперед до того момента, когда нижние резцы не перекроют резцы верхнего ряда. Удерживать челюсть в таком положении на протяжении десяти секунд, после чего вернуть в исходное положение.
  • Это же упражнение усложняется поворотами головы влево и вправо. Удерживать челюсть в таком положении как можно дольше. Повторить упражнение не менее десяти раз.
  • Запрокинув голову слегка назад, ноги – на ширине плеч, а руки отведены назад. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед до краевого смыкания зубов.

Видео: «Как исправить неправильный прикус»

Миогимнастика в ортодонтии – это один из наиболее действенных способов лечения и профилактики аномалий зубочелюстной системы. Эффективен при дисфункции мимических и жевательных мышц, а также суставов нижнечелюстной и височной групп .

Неправильный прикус исправляется при помощи специального комплекса упражнений.

Основные принципы

Формирование прикуса обуславливается работой мышц, которые расположены в непосредственной близости с рядами зубов. Нарушения в работе мускулатуры могут привести к развитию дефектов .

Одним из самых распространенных методов коррекции прикуса является миотерапия, суть которой заключается в тренировке челюстных мышц .

В ортодонтии такой способ может быть использован :

  • как самостоятельная терапия;
  • в рамках комплексного лечения;
  • как подготовка к ортодонтической коррекции;
  • для профилактических целей.

Упражнения способны дать положительный результат и при неправильном прикусе.

Эффект от гимнастики достигается благодаря пристальному контролю за выполнением рекомендаций лечащего врача и регулярности тренировочного процесса. Весь комплекс упражнений подбирается врачом после тщательного осмотра.

Важно, чтобы гимнастика была понятной и простой, иначе эффективность коррекции может быть низкой.

Лечебная гимнастика назначается врачом за 2 месяца до начала специального ортодонтического лечения . Это обуславливается тем, что лечебная нагрузка на зубы подготавливает их к особенностям силового воздействия оборудования.

В большинстве случаев гимнастику целесообразно применять совместно с аппаратным лечением дефектов и аномалий челюсти .

Комплекс миогимнастики Рокабадо, применяемый при дисфункции внчс (височно-нижнечелюстного сустава) дополняют точечным массажем и аутогенной тренировкой.

Эффективность и правила выполнения

Положительный результат упражнений прямо зависит от уровня развития патологии, а также от регулярности и качества выполняемой гимнастики. К ней предъявляется следующий комплекс требований:

  • Обязательно мышечное сокращение полости рта с максимально возможной амплитудой.
  • Важно учитывать то, что сокращения должны осуществляться в рамках физиологических пределов.
  • Необходимо после каждого упражнения делать паузу, равную времени, затраченному на него.
  • Сокращения должны повторяться до появления легкой усталости.

Особенность заключается в тренировке специальных мышечных групп, которые способствуют лечению, так называемых антагонистов и синергистов. Гимнастика позволяет достичь необходимых результатов при профилактике детских аномалий временного прикуса.

Именно поэтому для данной формы лечения особенно подходят дети от 4-х лет , которые уже могут понимать и выполнять требуемые задания.

Для исправления прикуса

Существуют действенные комплексы миогимнастики, которые предназначаются для коррекции и полного устранения различных аномалий прикуса :

Глубокий прикус

  • Гимнастика проводится исключительно стоя. Руки заносятся назад, а подбородок поднимается вверх. В данном положении требуется выдвинуть на максимально возможное расстояние нижний зубной ряд.

    Для достижения хорошего эффекта желательно выполнять тренировку три раза в день.

  • Через 30 дней упражнение слегка видоизменяется. Отличие заключается в выдвижении нижнего ряда зубов с их установкой впереди верхней челюсти.

Открытый прикус

  • Тренировка заключается в последовательном сжатии и разжимании зубных рядов. Сила мышечного сокращения должна контролироваться пальцами, которые необходимо прижать к щекам.

    Выполняется до возникновения легкого утомления.

  • Два пальца должны располагаться в районе передних зубов нижней челюсти и исключать возможность ее поднятия.

Зубами можно прикусить палочку, с нанизанной на нее небольшой резиновой трубкой для исключения вероятности повреждения эмали.

Мезиальный прикус

  • В упражнении важно надавить кончиком языка на заднюю поверхность верхнего зубного ряда и удерживать данное положение, как минимум, 5 минут до образования мышечной усталости.
  • Голова должна быть слегка закинута назад. При закрывании рта нужно коснуться языком задней поверхности неба.
  • Нижняя губа помещается под верхний ряд зубов.

Косой прикус

В случае, если основной причиной образования такого прикуса стало изменение положения нижнего ряда зубов со смещением в сторону, то упражнение будет иметь следующий вид:

  • Рот максимально открывается, а нижний зубной ряд передвигается в сторону, где наблюдается некорректное смыкание челюсти.
  • После, нижняя челюсть поднимается до сопряжения с зубами верхней группы и удерживается, как минимум, 5 секунд.

При проблеме смыкания губ

Существует несколько основных упражнений :

  • При плотном сжатии губ требуется осуществлять вращательные движения языком под губами.
  • Вытянутый язык размещается на поверхности нижней губы, в то время, как верхняя, при быстром смыкании, должна ударить по языку.
  • Требуется прижать язык к небу и открыть рот с максимальной возможной амплитудой. При смыкании губ нужно издать звук, напоминающий стук молотка.

Каждое из описанных упражнений выполняется сначала в сидячем положении. По мере усложнения необходимо встать.

Продвинутый гимнастический комплекс выглядит следующим образом:

  • Нижняя челюсть выдвигается вперед до перекрытия нижними резцами верхнего зубного ряда.

    Такое положение удерживается, по меньшей мере, 10 секунд. После этого челюсть полностью возвращается в изначальное положение.

  • Предыдущее упражнение может быть усложнено путем равномерного поворота головы. Челюсть нужно постараться удержать в вытянутом положении.
  • Голова отклоняется назад, ноги устанавливаются на ширине плеч. Зубной ряд выдвигается до тех пор, пока не произойдет краевое сопряжение челюсти.

Для участков языка

Передний участок

Необходимо подготовить специальные резиновые кольца, которые нарезаются из пипетки. Элемент помещается на конец языка, который, в свою очередь, подносится к альвеолам. После этого нужно сглотнуть слюну.

Важно следить за тем, чтобы резинка случайно не провалилась в горло. Количество глотаний за одну тренировку – не более 15.

Альтернативным вариантом упражнения может быть прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами. В этом положении необходимо удерживать язык не менее 5 минут.

Интенсивность и частота упражнения постепенно увеличиваются, в зависимости от стадии лечения.

Средний участок

Цоканье языком не менее 50 раз. Предварительно на середину языка помещается резиновое кольцо. Зубы смыкаются, а губы приоткрываются. После этого язык поднимается кверху и прижимается к своду неба.

Для восстановления укороченной уздечки

Упражнение выполняется в 3 этапа :

  • Облизывание губ языком. Движение осуществляется от одного уголка рта к другому, после чего осуществляется попытка касания с подбородком и кончиком носа.
  • «Пересчет» зубов языком снаружи и изнутри.
  • Упор языка в обе щеки.

Для круговых мышц

Тренировка круговой мышцы щек и рта является важной составляющей миогимнастики для лица и выполняется в случаях ее недостаточной работоспособности , наблюдаемой, обычно, во время дыхания через рот.

Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов. Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.

Существует несколько основных упражнений для ортодонтического лечения данной мышцы:

  • Упражнение №1. Согнутые мизинцы помещаются в углы рта. Лечение осуществляется путем незначительного растяжения рта и параллельного сокращения мышц. Важно, чтобы губы не выворачивались в процессе тренировки.
  • Упражнение № 2. Тренировка выполняется при помощи специального оборудования – межгубного диска Фриэля. Данное приспособление должно придерживаться губами в течение 60 секунд.

Развитие круговой мышцы крайне полезно при диагностике ротового дыхания, а также при образовании промежутка между губами. Тренировки вызывают изменение формы верхней губы и формируют корректные контуры ротовой полости.

Вероятность рецидива дефектного наклона зубов верхней челюсти практически исключена.

Использование специальных приспособлений

Корректировать ротовой тип дыхания и позицию языка следует как можно раньше, поскольку после 9 лет, наблюдаемый эффект от миогимнастики значительно ниже .

Вестибулярная пластинка

Вкладывается в рот во время сна. Днем элемент применяется только для гимнастики, основная цель которой заключается в нормализации дыхания, исправлении структуры нижней челюсти и положения языка.

Пластина вкладывается в рот большим пальцем руки и немного вытягивается за специальное кольцо, параллельно удерживаясь губами.

Металлический диск

Предназначается для борьбы с вредной детской привычкой сосания пальцев, с неправильным ротовым дыханием и с дистальным прикусом. Также может использоваться для коррекции осанки.

Диск сжимается губами, при этом нижнюю челюсть выдвигают немного вперед. Зажатый губами диск должен располагаться строго горизонтально.

Приспособление позволяет тренировать мышечные группы околоротовой области.

Заключение

Миогимнастика назначается лечащим врачом с целью профилактики и лечения разнообразных зубных аномалий.

Характер описанных коррекционных мероприятий скорее лечебный, но стоматологи назначают гимнастику и с целью закрепления результата, для устранения вероятности рецидивов.

Примерный комплекс упражнений миогимнастики для детей смотрите на видео:

Основополагающим фактором для результативного лечения является позитивный настрой . Эффект и степень лечебного воздействия непосредственно зависит от терпения, усидчивости и готовности на постоянной основе выполнять монотонные упражнения.

Именно данные составляющие, совместно с контролем исполнения, очень важны для достижения необходимого результата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С ребенком младшего и среднего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи. Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения. В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.

Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас. А позже, когда дети усвоят эти упражнения, мы вместе с вами научим их более сложным упражнениям.

Обратите внимание, что некоторые упражнения имеют несколько названий, но способ выполнения и цель у них одна.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

1. «Бегемотик», «Окошко» или «Птенчик»

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер- живать губы и язык в заданном положении.

Как делать: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы-ка у передних зубов. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

«Окошко»

Широко открыть рот - "жарко", закрыть рот - "холодно"

«Птенчик»

Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

2. «Улыбка», «Заборчик» или «Лягушка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передниезубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Как делать: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж ние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

«Улыбка»

Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губки прямо к ушкам.

Улыбнулись губки

Вот и наши зубки.

«Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «иииии» скажи,

свой заборчик покажи.

3. «Хоботок» или «Дудочка»

Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Как делать: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло- жении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите емудотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь- нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - игубы примут положение трубочки.

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет

И вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

«Дудочка»

Мои губы-трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

4.«Хомячок» или «Шарик»

Предложите малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторите упражнение 3-4 раза.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

«Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Шарик»

Ребенок надувает щеки, затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

5. «Колечко»

как делать: Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

6. «Малыш плачет»

Как делать: Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.

7. «Веселый - грустный»

Цель: вырабатывать навык быстрого изменения положения губ.

Как делать: Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.

8. «Поцелуй»

Как делать: Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

9. «Рыбка»

Цель: подготовить губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Как делать: Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

10. «Тигр»

Цель: развивать подвижность губ, подготавливать их к произнесению звуков О, Н. ,

Как делать: Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы. Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Злого тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

11. Чередование«Хоботок» -«Улыбка» - «Бегемотик»

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Как делать: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по-втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы-полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Барцок-курс гимнастики для лица

Может быть, вы хотите убрать морщины над верхней губой, в домашних условиях добиться увеличения губ или подтянуть обвисшие губы. Всё это можно сделать с помощью всего одного упражнения для губ, точнее, для круговой мышцы рта. Правильная гимнастика для губ эффективнее инъекций или оперативного вмешательства, так как создаёт не только видимую форму губ, но и улучшает качество кожи, делая её более упругой и менее восприимчивой к морщинам. К тому же, возвращение или увеличение губ в домашних условиях - приятное, тонизирующее лицо упражнение.

Для подготовки и выполнения упражнения вам необходимо зеркало, внимание и тщательный контроль за ходом тренировки, а также чистые лицо и руки. Чтобы научиться правильно выполнять упражнение, без риска навредить себе, вам понадобится 20-30 минут. Выполнение упражнения в дальнейшем будет занимать около 1 минуты или полторы минуты при использовании аудиоподдержки.

Чему может способствовать выполнение этого упражнения для губ:

  • предотвратить или убрать морщины над верхней губой;
  • предотвратить истончение губ, добиться увеличения губ в домашних условиях;
  • убрать обвисшие губы, ликвидировать морщины на губах, улучшить форму и цвет губ, устранить их вялость.

Предлагаемое упражнение для губ делается в изометрической форме: укрепление круговой мышцы рта должно происходить без растяжения кожи.

Круговая мышца рта расположена вокруг ротового отверстия, являясь основой структуры губ. Мышца закрывает рот, вытягивает губы вперёд, обеспечивает форму губ. Начало и прикрепление круговой мышцы рта: кожа угла рта и кожа у средней линии рта. Напрягаясь, мышца сжимается к центру рта.

Закрыть рот и сжать губы, напрягая круговую мышцу рта – не одно и то же. Сжатые губы свидетельствуют о том, что человек недоволен, насупился. Часто сжатые губы говорят о закрытом характере человека.

Губы сжимаются за счёт образования складок кожи над верхней губой. Это касается и только слегка сжатых губ, если они не расслабляются после сжатия, сохраняя остаточное напряжение надолго. Со временем они могут превратиться в ранние морщины. Таким образом, если незаметно для себя вы часто поджимаете губы, то скоро вам придётся решать, как убрать морщины над верхней губой.

Если губы сжимаются крайне редко, то они начинают терять форму, становясь бледными, вялыми и всё более тонкими. Ослабляясь и провисая, круговая мышца рта создаёт эффект обвисших губ, растягивает и морщит кожу над верхней губой и она перестаёт быть гладкой и упругой.

Изометрическое упражнение не создаёт такой опасности. К тому же, такое упражнение гимнастики для губ значительно энергичней.

Регулярная тренировка круговой мышцы рта без растяжения кожи позволит сделать её сильнее, вернёт губам форму и краски, повысит упругость кожи вокруг рта и предотвратит или уменьшит морщины над верхней губой. Научившись управлять этой мышцей, вы сможете легко снимать остаточное мышечное напряжение и свободно пользоваться мышцей без опасения получить преждевременные морщины.

Подготовка к упражнению гимнастики для губ.

Посмотрите на себя в зеркало и с силой сожмите губы к центру, не вытягивая их вперёд. В зеркале отразится выражение недоверия.

Постарайтесь теперь сжать губы со всей силой. Прижмите указательные или средние пальцы плашмя (можно оба сразу) к краям губ, и мягко, но с силой, потяните пальцами губы в стороны так, чтобы губы могли принять обычную длину. Губы нужно растянуть именно до их нормальной длины, чтобы на щеках не образовались складки. Губы при этом будут выглядеть напряжёнными и плоскими. Почувствуйте и запомните силу, которую пришлось сейчас приложить вашим пальцам, и расслабьте губы.

Чтобы предотвратить образование складок на щеках, удобнее выполнять упражнение в обратном порядке. Для этого используйте полученный навык. Положите пальцы на края губ и пытайтесь сжимать губы к центру, но пальцами мягко давите на кожу так, чтобы губы не смогли сжаться. Губы должны стать напряжёнными и плоскими, но не изменить своей длины. При этом складки на щеках образовываться не должны. Лицо остаётся спокойным, все мышцы лица, кроме круговой рта, расслаблены.

Не забывая внимательно следить с помощью зеркала за тем, что происходит, повторите этот приём несколько раз, чтобы приспособиться к правильному и уверенному выполнению упражнения, помогая сокращению круговой мышцы рта мысленно и начиная её напряжение одновременно со вдохом. С выдохом расслабляйте губы, немного отодвигая пальцы от кожи. Почувствуйте распространение расслабления от углов рта к периферии лица.

Выполнение упражнения гимнастики для губ.

Глядя на себя в зеркало, положите пальцы на края губ. Пальцы лежат мягко и лишь немного давят внутрь.

В этом упражнении вы должны стараться сдвинуть губы к центру как можно сильнее, но пальцы должны придавить кожу у краёв губ так, чтобы углы рта остались на месте.

Помогая мысленно, одновременно со вдохом наращивайте силу сжатия губ до предела. Отсчитайте про себя 6 секунд и расслабьте губы одновременно с выдохом, немного отодвигая пальцы от губ.

Повторите упражнение ещё 4-5 раз с перерывами 2-3 секунды между напряжениями.

Вы должны научиться хорошо чувствовать не только напряжение, но и расслабление круговой мышцы рта: старайтесь после каждого подхода ощущать расслабление, которое расходится от краёв губ к периферии лица.

Во время упражнений внимательно наблюдайте за своим лицом: все остальные мышцы лица должны оставаться расслабленными, на лице не должны появляться новые или углубляться имеющиеся складки.

Возможно, вам было бы удобно заниматься под аудиосопровождение, напоминающие, на что нужно обращать внимание, занимаясь гимнастикой для губ. «Аудиоподдержка: упражнение для круговой мышцы рта» предназначена для такого занятия.

Если это упражнение гимнастики для губ вызвало у вас затруднения, вы можете взять нужный вам урок у тренера через скайп.

О регулярности тренировки.

Чтобы убрать морщины над верхней губой, добиться увеличения губ в домашних условиях, устранить обвисшие губы или для возвращения губам их формы и цвета, желательно тренировку проводить 5-6 раз в неделю. Чтобы убрать морщины над верхней губой или обвисшие губы, получить увеличение губ в домашних условиях в сжатые сроки нужно постепенно, за 2-4 недели, увеличить количество повторов напряжения до 10-12. При такой тренировке видимый эффект может быть достигнут через 2-3 месяца тренировок.

Для предупреждения морщин и истончения губ, поддержания нормального кровообращения достаточно проводить тренировку 1 - 2 раза в неделю.

Тренировка круговой мышцы рта даст вам возможность легко выражать эмоции и пользоваться ею без опасения получить морщины, так как ваша кожа станет более упругой.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины