Развитие возможно только через боль и страдание или есть другой путь? Как совладать с душевной болью Как надо лечить головную боль

Развитие возможно только через боль и страдание или есть другой путь? Как совладать с душевной болью Как надо лечить головную боль

19.10.2019

В России не принято лечить головную боль: если она возникает, человек снова и снова пьёт обезболивающие таблетки и обращается к врачу, только если боль становится невыносимой. Между тем в Москве есть несколько специализированных клиник лечения боли, а в США и Европе специальность pain management существует уже несколько десятков лет. The Village поговорил с врачом из клиники по лечению боли Антоном Лободой о том, сколько можно принимать обезболивающего и какие симптомы говорят о том, что за болью скрываются серьёзные проблемы со здоровьем.

Как появились специалисты по лечению боли

Специальность pain management появилась примерно 70 лет назад в США и Европе. Всё началось после Второй мировой войны, когда солдаты, которые получили когда-то осколочные и пулевые ранения, начали приходить к врачам с жалобами на боль. Этой проблемой занялись анестезиологи, и они выяснили, что боль очень разная, она индивидуальна. Сейчас в Европе ни одна больница не будет открыта без специалиста по лечению боли. Любой специалист может получить сертификат по лечению боли, применив его в своей специальности.

В России проблемой боли занимаются давно, но всё это происходит на уровне отдельных учреждений. За эту тему берутся группы энтузиастов с разрешения глав медицинских учреждений, а общегосударственного подхода на уровне министерств здравоохранения и образования нет. Обычно у нас каждый специалист ищет у пациента «своё». Например, человек чувствует боль в грудной клетке, кардиолог смотрит и говорит: «Не моё», - и отправляет пациента к неврологу. Он тоже ничего не находит и перенаправляет больного к пульмонологу. Я называю это спихотерапией: специалисты спихивают пациента от одного к другому, а боль не проходит. Так может продолжаться довольно долго: человек перестаёт верить в медицину и не знает, что делать с болью. В таком случае он либо начинает лечиться самостоятельно, либо терпит. Мы идём от обратного: оцениваем боль и начинаем строить предположения, какого она характера и как её лечить. Иногда боль - это единственный симптом.

Я считаю, что терпеть боль в XXI веке - это варварство, сейчас есть огромный арсенал препаратов и техник к обезболиванию. Боль не стоит терпеть, необходимо понять её причину и начать лечение. К сожалению, очень мало врачей могут всесторонне помочь человеку с болью: не только назначить обезболивающие таблетки, но и сделать точечный укол в место, которое болит, или посоветовать комплекс упражнений, чтобы боль больше не возникала. Впрочем, обезболивание - это личный выбор каждого: тот или иной препарат обладает побочными эффектами. При наличии аллергии на какое-то обезболивающее его можно заменить на другой препарат из аналогичной группы, но с другим химическим составом. Хотя аллергия на обезболивающие препараты - редкость.

Какой бывает боль

Очень важно найти причину боли: мы не сможем полноценно обезболить человека, пока не определим причину болевых ощущений, их локализацию и тип. Есть определение международной ассоциации, изучающей боль, которое гласит, что боль - это сенсорно-эмоциональный ответ, ассоциированный с травмой ткани или её потенциальным повреждением. Сейчас боль начали разделять на ноцептивную боль, то есть связанную с травмой, нейропатическую, вызванную повреждением нерва, и дисфункциональную - то есть боль, при которой нарушается проведение и восприятие болевого импульса. Ещё можно сравнить острую боль и хроническую: острая боль - это брошюрка, а хроническая - это «Война и мир».

Как лечат головную боль

В России люди странно лечат головную боль. Они делают это сами: пьют спазмолитики, которые кому-то помогают, кому-то - нет, но не идут к врачу. В итоге боль возникает раз за разом и становится хронической. А это значит, что она чаще проявляется, сильнее беспокоит и люди начинают чаще пить обезболивающие. В конце концов боль может перерасти в медикаментозно индуцированную: человек ежедневно принимает обезболивающее, и головная боль возникает уже от применения препаратов. Народ об этом не знает и каждый день принимает по пять таблеток аспирина и по десять таблеток цитрамона. Люди не понимают, что они пьют таблетки, которые вызывают головную боль. Некоторые говорят: «Я даже не считаю». Принял таблетку - прошло, через два часа голова заболела - опять принял. Одна моя знакомая так три года сама лечила головную боль и заработала медикаментозно индуцированную боль. Что касается приёма таблеток, то всё индивидуально, но общая норма, не опасная для здоровья, такова: две таблетки обезболивающего в день не более двух раз в неделю.

Я считаю, что терпеть боль в XXI веке - это варварство


Как надо лечить головную боль

Существует три основных вида головной боли: головная боль напряжения, мигрень и кластерная головная боль. Головную боль напряжения интенсивно изучают уже лет 25. Раньше считали, что она возникает из-за напряжения мышц, а сейчас считается, что её катализатором является стресс. Часто с такими болями ко мне приезжают из офисов, после тяжёлых моментов на работе или в семейной жизни. Я беседую с человеком, задаю ему вопросы, через какой-то время он говорит: «Ой, голова-то прошла». Эта головная боль есть, пока ты на ней сфокусирован, но если отвлечься, боль пройдёт. Эта боль - двусторонняя, возникает одновременно справа и слева, и часто говорят, что она как шлем. Также её можно лечить обезболивающими, подходящая группа препаратов - НПВС (нестероидные противовоспалительные. - Прим. ред .). Если это хроническая боль напряжения, потребуются консультации психотерапевта и когнитивно-поведенческая терапия. Она направлена на то, чтобы человек научился отвлекаться от восприятия боли, переключая сознание на другие части тела.

Мигрень отличается от головной боли напряжения тем, что она односторонняя. Есть понятие мигрени с аурой, аура - это визуальные или чувствительные нарушения, которые сопровождают боль. Часто люди с такой мигренью прибегают к неврологу и говорят, что у них инсульт: онемела какая-то часть тела. Визуальным нарушением может быть скотома - область с нечёткими, зигзагообразными краями, которая появляется в поле зрения и со временем исчезает. Так проявляется классическая мигрень с аурой. Головная боль напряжения длится от четырёх часов и до недели, если она хроническая - до бесконечности. Мигрень не так продолжительна - обычно от четырёх часов до трёх суток, - но она очень сильная.

Есть такое понятие, как ВАШ - 10-балльная визуальная аналоговая шкала. Человеку предлагают использовать линейку с картинками, на которой нарисованы разные болевые гримасы. Каждой картинке соответствует цифра, и пациент называет ту, что отражает его состояние. Головная боль напряжения всегда находится в пределах пяти баллов, она фоновая. При мигрени уровень боли всегда выше пяти: человек не хочет ничего делать, не может смотреть на яркий свет, его раздражают звуки. Он хочет уйти в тёмную комнату, накрыться с головой и лежать.

Человек ежедневно принимает обезболивающее, и головная боль возникает уже от применения препаратов

Мигрень - неизлечимое и в 70 % случаев наследственное заболевание. У него есть чёткие провоцирующие факторы: резкие запахи, путешествия, яркий свет, громкий звук, голод, избыток и недостаток сна. Я рекомендую всем вести дневник головных болей: описывать дни, когда голова не болит, и ситуации, которые предшествуют возникновению боли. Так человек может сам понять, что провоцирует боль, и избегать этих факторов. Но под рукой у него всегда должны быть препараты, которые купируют головную боль. При мигрени нельзя терпеть, её нужно купировать препаратами в высокой дозировке, не дожидаясь усиления. Если у человека хроническая мигрень, он должен помогать себе сам. Врачи могут купировать боль и рекомендовать, что нужно делать. Но не существует волшебных пилюль, которые избавляют от боли. Лечение хронической боли - это долгий тернистый путь провалов и побед. Часто одна головная боль переходит в другую: например, у человека мигрень, но, когда он пришёл на приём, у него головная боль напряжения на фоне стресса.

Ещё есть кластерная головная боль - с чем она связана, до конца не установлено. Раньше считали, что она возникает на фоне спазма сосудов, но оказалось, что это не так. Потом думали, что она возникает из-за расширения сосудов, и эта версия тоже не подтвердилась. Сейчас концепция такова: нервная система вызывает воспалительный процесс, который даёт болевой синдром. Кластерная боль всегда очень сильная: это 10 баллов по ВАШ, при этом человек не может ничего делать, но нет положения, в котором ему становится легче. Это всегда боль за глазом или в районе виска, которую может сопровождать слезотечение, насморк и непроизвольные сокращения мимических мышц. В моей практике при таких болях помогают ингаляции кислорода: 15–20 минут - и всё проходит. Такую боль можно либо купировать, либо проводить её профилактику.

Есть «красные флажки», на которые при головной боли стоит обратить внимание - это симптомы, при которых точно следует пойти к врачу. Например, когда боль возникает впервые в жизни у двадцатилетних и людей старше 50 лет. Ещё один тревожный симптом - это головная боль, похожая на хлопок в ладоши, очень острая и резко возникшая. Третий «красный флажок» - любой неврологический дефицит при боли: изменение сознания, асимметрия лица, слабость в конечности, разница рефлексов.

ВСД - это вымышленная болячка, которую лечат вымышленно помогающими препаратами

О вегетососудистой дистонии

Если вы откроете Международную классификацию болезней, вы не найдёте там вегетососудистой дистонии. Такой диагноз часто ставят людям с неспецифической симптоматикой: головной болью, головокружениями, общей слабостью. Есть куча заболеваний, которые можно уложить в это описание: острая реакция на стресс, тревожное расстройство, мышечно-тонический синдром, гипертонический криз. Пациенту с такими симптомами обычно говорят, что у него проблемы с сосудами, но я считаю, что врачам просто лень разобраться. Если вы спросите доктора, что такое ВСД, он разведёт руками и скажет: «Вы что, не знаете?». ВСД - это вымышленная болячка, которую лечат вымышленно помогающими препаратами. Я видел приказ, в котором было сказано, что это заболевание придумали после аварии на Чернобыльской АЭС, когда пациенты приходили с жалобами к врачам. У больных не было лучевой болезни, но они находились под действием излучения. Тогда им ставили этот диагноз, потому что больше ставить было нечего. Сложно сказать, насколько этот документ был достоверным.

О боли в грудной клетке

Обычно люди с болями в грудной клетке приходят к нам от кардиологов, которые разводят руками: «Мы уже все проверили, сердце - мотор, это не наше». Что там ещё может быть? Сердце защищает грудная клетка, которая состоит из хрящевой и костной части, и на стыке хрящевой и костной части находится сустав. Часто боль в грудной клетке может быть вызвана межрёберной невропатией. Мы неудачно вздохнули или повернулись, и произошла механическая травматизация, воспаление и отёк, из-за этого возникла боль. Особенно часто так бывает на высоте вдоха: что-то простреливает, ёкает, и ты не можешь ни вдохнуть, ни выдохнуть. Если это острая боль, она может пройти сама, если не проходит, прекрасно помогает локальная инъекционная терапия.

Говоря о кардиологических причинах боли в груди, надо сказать, что она может быть вызвана физической нагрузкой в случае, если у человека проблемы с сердцем. Сердце как мышца требует питания, и если питание нарушено, а мы даём нагрузку и требуем интенсивной работы, она начинает болеть. Такая боль в грудной клетке может быть симптомом стенокардии и даже инфаркта. ЭКГ мы делаем в любом случае для исключения кардиологической причины болей.

Если при инфаркте миокрада затронута нижняя часть сердца и появляется боль в животе, все начинают искать гастрит, а оказывается - инфаркт. Бывает, что при инфаркте боль отдаёт в левую руку, левую лопатку, нижнюю челюсть. Но никогда нельзя забывать, что бывает и то и то: у человека длительное время был перихондрит, воспаление надхрящницы, и он там есть, но развивается и инфаркт. При диагностике мы исходим из худшего.


О боли в спине

В США есть гуру по болевым синдромам Лакшми Манчиканти, у него две книги: одна про спинальную боль, другая - про неспинальную. То есть гигантская книга посвящена только боли спины. Анатомия спины очень сложная, там много межпозвоночных суставов, огромный связочный и мышечный аппарат. Позвоночник - это небоскрёб, который держит нашу голову, при этом он гнётся в любых направлениях, а мы не падаем и не ломаемся. Это очень сложная конструкция, которая естественным образом со временем изнашивается.

Своих пациентов с такими болями я стараюсь не пугать. Обычно они делают МРТ и говорят: «О боже, у меня грыжа!». Я в таком случае отвечаю: «У кого только грыжи нет!» Мы как прямоходящие рано встали на две ноги, и гравитационная нагрузка изнашивает межпозвоночные диски. Немаловажное значение имеет и наследственный фактор. Есть европейская практика лечения болей внизу спины: человеку с типичными неспецифическими болями внизу спины делают только рентген (и то при признаках перелома), никаких МРТ и КТ. После этого на протяжении трёх месяцев пациенту делают массаж, физиотерапию, выписывают обезболивающее, рекомендуют гимнастику. Если эти меры через три месяца не дали результата, проводят более глубокую диагностику. Хотя всё индивидуально: такая схема не подходит, если есть «красные флажки», а они - такие же, как в случае с головной болью. Кроме того, схема лечения зависит от обстоятельств: человек упал - один вопрос, неудачно повернулся - другой, неудобно спал - третий.

Причин у боли в спине может быть несколько: нейропатическая боль, защемление корешка, которое даёт болевой синдром, воспаление межпозвоночных суставов и крестцово-подвздошного сочленения. В последнее время популярна медицина локальных инъекций: выявляется область, в которой есть проблема, и туда делается инъекция. Такие уколы можно назвать лечебно-диагностическими: мы вводим лекарственный препарат (обычно это стероид) и одновременно локальный анестетик (местное обезболивающее). Исчезновение болей после этого доказывает верность предполагаемого источника боли.

Есть те, кто фокусируется на боли и тем самым усиливает её: если человек хочет испытывать боль, он будет её испытывать

Боль в спине может быть связана как с чрезмерной нагрузкой - «перетрудил спину» - так и с недостаточностью физической нагрузки: особенно часто болит спина, если не развиты мышцы вдоль позвоночника. В таком случае мой совет - вылечи сам себя. Я не буду за пациента заниматься гимнастикой, это его работа. Я могу рассказать, какие упражнения надо делать, а дальше - сам. Могу посоветовать таблетки, но, скорее всего, боль опять вернётся. Легче провести профилактику, чем потом глотать обезболивающее.

Боль в верху спины может быть связана с дисфункциональным заболеванием, то есть нарушением восприятия боли. Человек чувствует мышечный тонус, но воспринимает его как боль. Особенно часто это происходит с женщинами, у них вообще другое отношение к боли. Классический пример: человек вчера позанимался спортом, лёг спать и проснулся с болью. А бывают, наоборот, нестандартные ситуации. Например, пациент рассказывает, что был у ревматолога, травматолога, постоянно испытывает дискомфорт, принимал одно, другое, третье - и всё мимо. В такой ситуации человек уже не знает, что делать. У меня был такой больной: у него болела спина, мы пробовали разное лечение, массаж, упражнения - и становилось легче. А когда он поменял работу, всё прошло. Оказалось, человек просто неправильно сидел за рабочим столом.


О психосоматике и восприятии боли

Мне не понятен термин «психосоматика». Если говорить грубо, в наш мозг всегда идут болевые импульсы, но у спинного мозга есть тормозящие механизмы, которые говорят боли: иди сюда, в мозг ты не пойдёшь. Бывает так, что блокировщик исходящих болевых импульсов не работает или работает неправильно. Почему - пока непонятно. А что такое психосоматика? Это когда с органом всё в порядке, но ты его неправильно или болезненно воспринимаешь?

В формировании чувства боли есть три компонента: восприятие через нервные окончания, проведение и интерпретация болевого импульса в мозгу. От каждого из этих компонентов зависит формирование чувства боли. Все они индивидуальны, соответственно, и чувство боли индивидуально. Есть люди, которые могут абстрагироваться от боли. Есть те, кто фокусируется на боли и тем самым усиливает её: если человек хочет испытывать боль, он будет её испытывать. Также по-другому воспринимает боль человек, который находится в состоянии стресса.

Есть дисфункциональная боль, при которой головной мозг неправильно воспринимает болевые импульсы. С человеком ничего не произошло, а ему больно. Такое нарушение восприятия, как правило, связано с генетическим или социальным фактором - тревожным расстройством, стрессом. Больные с таким нарушением не сумасшедшие, это несчастные люди, их никто не понимает: все говорят, что они придумывают и им нужно к психиатру. Но боль никогда не бывает придуманной, боль - это факт. Эти люди теряют работу, потому что им больно, они полностью десоциализируются. Любая хроническая боль ведёт к депрессивному синдрому. Обычный человек думает о работе, семье, близких, увлечениях, и тут в эту картину входит пятый компонент - боль. Она медленно отнимает время и силы от остальных частей жизни. Иногда пациент с таким расстройством рассказывает о своём состоянии до появления этой боли в третьем лице - до боли он был другим. Пациенты с такой проблемой нуждаются в психиатрической помощи. Специалист может научить человека определённым техникам, которые помогут ему по-другому воспринимать боль и не фокусироваться не ней. Также могут помочь антидепрессанты. Обычно к таким препаратам негативно относятся, но они лечат не столько депрессию, сколько депрессивный компонент болевого синдрома.

Люди, которым нравится боль, находятся в компетенции психиатров. Я могу предположить, что речь идёт о рецепции боли: если человеку приятно, восприятие боли должно провоцировать эндорфинные выбросы в мозгу. Таким образом возникает ассоциация: получаешь боль - получаешь удовольствие.

Фантомные боли, скорее всего, означают, что человек был неадекватно обезболен во время операции. Последняя рекомендация в этой области - делать проводниковую анестезию, так, чтобы нерв, который питает конечность, был отключён. Если не обезболить нерв, то во время операции он будет чувствовать то, что происходит, и запомнит это, хотя мозг будет отключён и не будет воспринимать болевые импульсы. Также важен психологический настрой человека: он не должен бояться операции. На фоне такого страха высок риск развития фантомных болей.

О проблеме доступа к обезболивающим

Я сталкивался с проблемой получения доступа к наркотическим препаратам при их назначении. Это огромная бюрократическая волокита: если у человека интенсивные боли, ему нужны наркотические средства, но он продолжает мучиться всё время, пока лекарства несут, вскрывают, протоколируют. В моём случае от запроса лекарств до их получения может пройти 20 минут. Я считаю, что, если человек испытывает боль, он должен быть тут же обезболен. Странно, что в такой ситуации регулирующие этот вопрос власти больше думают о наркоманах, чем о людях, которым больно. Сейчас врач любой специальности десять раз подумает, назначать человеку наркотики - или пускай он потерпит.

Одна молодая женщина, которая хочет замуж, говорит:

– Как мне выйти замуж, отче? Этого никогда не случится, я всегда буду испытывать одну только боль.

– Почему ты так говоришь?

– Потому что никогда не слышала добрых слов от родителей. Потому что, когда была маленькой, мать говорила мне: «Да-да! Ты всю жизнь будешь такой! Никчемной! Тебя никто не возьмет такую!»

Она слышала это сотни раз, впитала в себя и поверила в это. И когда что-нибудь притеснит ее по жизни, она сходит с ума, не может противостать этому, не верит, что имеет на это силу.

Поэтому я вам и говорю, что наш дух и вера имеют большое значение в том событии, которое называется болью. Вопрос не в боли, а в том, как ты ее встречаешь. Каким оком на нее смотришь. И Христос тоже прошел через боль, но смотрел на нее с огромной надеждой, силой и верой. Не потому, что Он был Бог, а потому, что имел сильную связь с Богом. Так же как и святые, которые были такими же людьми, как и мы, и также испытывали боль. Они тоже прошли через такую же боль, что и ты, но смотрели на боль по-другому. Они смотрели на то же самое событие и говорили:

– Это наступает, но не для того, чтобы я рухнул. Это не пропасть, а ступень, я шагну на нее, чтобы подняться выше.

На это же самое смотришь и ты и говоришь:

– Я рухну.

Это связано с тем, как меняются в тебе помыслы. Поэтому будьте очень осторожны со своими помыслами: оттуда начинаются все проблемы, с наших мыслей. Наши мысли измучивают нас колоссально, они делают нас больными еще прежде, чем заболеем, и ты мысленно испытываешь более страшную боль, чем это реально бывает. Идешь к стоматологу, садишься в кресло минут на 20 и уже испытываешь боль. Однажды я вскрикнул еще до того, как зубной врач стала работать у меня во рту. Она спросила меня:

– Почему ты крикнул, тебе что, стало больно?

– Нет, но станет! Я готовлюсь к этому!

– Подожди, когда станет больно, и тогда кричи! Чего ты кричишь, если еще не заболело?

Да, есть такое в нашей жизни, хнычем мы много. Мы как греки, как народ, легко поддаемся эмоциям и тут же начинаем плакаться: «Ой, мне стало больно; ой, я не вынесу!» Не будет тебе так больно, как боишься. Ты справишься. Ты сможешь, потому что ты не один, а со Христом. Как с этим справляется столько людей на свете?

И в этом твоя сила – сила не в том, чтобы пойти к какой-нибудь мироточивой иконе и произошло чудо. Потому что, скажу я вам, тысячи страдальцев идут к святым иконам – мы к ним, естественно, благоговейно прикладываемся и любим их, но сколько из пришедших выздоравливает? Двое-трое. А тысячи остальных получают силу выдерживать боль и смотреть на нее другими глазами. Вот каково чудо от иконы. Некоторые исцеляются телесно и полностью, а у других укрепляется и исцеляется душа. И это важнее – изменить свой взгляд.

Важно не просто исцелиться от болезни, а увидеть жизнь по-другому

Важно не просто исцелиться от болезни, а увидеть жизнь по-другому. Потому что мы бываем очень здоровыми, но неблагодарными, не радуемся жизни, не говорим: «Слава Богу!» – и не чувствуем себя счастливыми. Когда мы заболеем – начинаем плакаться, но и сейчас, когда у нас всё в порядке, мы всё равно не говорим: «Слава Богу!» Поэтому главное чудо, бывающее при боли, – это не просто выздороветь, а увидеть жизнь по-другому, посмотреть на жизнь другими глазами, и прежде всего – с благодарностью за то, что у тебя есть, а не жалея о том, чего нет. Чтобы ты сказал: «Спасибо за то, что я дышу, что живу, что здоров».

Спросили об этом одного батюшку из афинского монастыря, служившего в онкологической больнице св. Саввы. Как-то отцы решили рассказать о чудесах, которые видели в своей жизни. Пришел и его черед, и он сказал:

– Да, я видел чудеса в больнице. Некоторые выздоравливали по молитве, после молебна к Пресвятой Богородице и т.д., но самое великое чудо я видел в тысячах людей, не выздоровевших, но умерших. И в них я тоже увидел чудо.

Его спросили:

– В чем же тут чудо, если они умерли?

– Я видел чудо в том, как менялись их мысли. За пять дней до смерти они целовали тех, с кем по три года не говорили. Видел чудо в том, как слезы текли из глаз тех, кто никогда в жизни не плакал. И так они умирали, и много других примеров было.

Чудо не в том, чтобы просто жить, а чтобы жить на духовной высоте. А она иногда может скрываться в боли и даже в смерти

Ведь чудо не в том, чтобы просто жить, а чтобы жить на духовной высоте. А она иногда может скрываться в боли и даже в смерти, да, даже в ней. Пусть эта смерть оставит после себя что-нибудь красивое, и вот, твой ближний умер, а ты говоришь: «Он отошел на тот свет, но я ощущаю в душе сладость и любовь. Мы полюбили с ним друг друга как родные, расцеловались, поплакали». И это оставляет что-то. А если вы ждете других чудес после смерти, то их не бывает.

Кто выздоровел благодаря чудотворной иконе, тот через несколько лет всё равно умрет. хоть и воскрес, но впоследствии тоже умер. Вопрос не в том, чтобы какой-нибудь мертвец воскрес или больной выздоровел, а в том, чтобы человек стал жить с чувством благодарности и радости. Поэтому вложите радость в свою жизнь, пока вы здоровы. И возлюби те тех, кто болен по-хорошему.

Когда благодаришь Бога, ты отгоняешь от себя боль и ропот в любой болезни и страдании. Благодарность – это щит, не позволяющий Богу посылать нам больше боль, потому что Он говорит:

– Это Мое творение испытывает благодарность. Этот человек усвоил урок жизни. Больше нет смысла посылать ему боль.

Потому что цель боли в том, чтобы научить тебя ценить Божий дар. А если ты ценишь его до появления боли, тогда ей незачем приходить. Для многих людей она посылается как колокол. Когда же ты благодарен Богу и славословишь Его, и, независимо от того, испытываешь боль или нет, благодаришь Его и говоришь: «Благодарю Тебя, Боже мой!» – то, когда говоришь «благодарю», всё меняется. И ты после этого уже начнешь смотреть на всё другими глазами.

Я видел людей, которые несли невыносимый крест. И обращаешься к ним, а они отвечают так хладнокровно, что диву даешься: где они находят силу? И наоборот. Знаешь, что делает ропот? Он показывает нам всё в еще более мрачных тонах. Мы пристрастились, как наркоманы: как они не могут без наркотиков, так и мы не можем без проблем. Мы хотим, чтобы у нас что-нибудь болело и чтобы мы всё время жаловались независимо от того, есть ли на что жаловаться или нет.

Но я не говорю о тех из вас, у кого имеется серьезная проблема: когда у кого-нибудь дома лежит раковый больной, то это не что-то воображаемое, а настоящая проблема, но некоторые из нас испытывают боль без того, чтобы на то была серьезная причина. страдал от рака, старец Порфирий тоже, они умерли от такой болезни, но развеивали свои помыслы, связанные с болью. Если ты предоставляешь себя помыслам, то сходишь с ума. А если сопротивляешься – воскресаешь.

Старец Паисий лежал в больнице, прикованный к постели, подключенный к аппарату, весь в проводах, и его спросили – вы только послушайте вопрос, прошу вас:

– Как вы себя чувствуете, отче?

Интервью! «Как вы себя чувствуете?» Человек умирает, а кто-то его расспрашивает, чтобы сказать потом, что он говорил с ним – при такой-то боли. И он ответил:

– Дитя мое, да как я себя чувствую? Как космонавт!

Он одаривал их радостью, а сам страдал от рака. И так они уходили от него, больного, получив силу, потому что он изменял их ум. А я бы на его месте сказал: «Разве ты не видишь, как я плох? Я доходяга! Это меня душит, от этого укола больно!» А он что сказал? «Как космонавт!» На одно и то же можно смотреть разными глазами.

Многие ходили к старцу Порфирию в Оропос . И когда я в последний раз видел его в 1990 году, он лежал на постели, страдая от множества болезней, и был слеп. Как же этот больной человек придавал нам сил, нам, по большому счету, еще более больным? Он переменял наши мысли. Не все из приходивших к нему выздоровели, но всем он переменил ум и душу. И в этом цель.

Если вы заметили, Христос, Которого мы любим и обожаем, не изменил людей – в том смысле, чтобы, как по волшебству, изменился мир, потому что мы потом опять видим войны, болезни, скорби. И кто-то сказал мне в школе:

– Отче, а Христос что сделал? Ведь в обществе опять всё плохо! В чем же перемена, которую внес Христос?

И святые отвечают:

– Христос дал нам кисть и краски, чтобы мы по-другому раскрасили жизнь. Жизнь такая, какая она есть. Но ты можешь превратить черноту в свет. Там, где начинаешь отчаиваться, – взглянуть другими глазами. И Христос это делает: Он вносит надежду, силу в душу, силу в сердце, Он вносит чудо.

С больными часто происходят чудеса и исцеления, но чудо в душе может произойти и с тобой. Со всеми может произойти это чудо, когда меняется твое расположение, психология, терпение, сила и взгляд, каким ты смотришь на Бога.

Ошибки прошлого исправляются молитвой и благим расположением. Не отчаивайтесь

Не знаю, каким вы себе представляете Бога, но в любом случае Он с любовью находится рядом с нами. От любви нам часто тоже становится больно, но это, опять же, любовь. Бог и тебя любит, любит и ребенка, который болен. И в том, что твоя мать недавно умерла, ты не виноват. «Но я столько раз огорчал ее!» Все мы огорчаем. Попроси прощения. Сейчас тоже можно исправить ошибку. Ошибки прошлого исправляются молитвой и благим расположением. Не отчаивайтесь.

Подавленность очень вредит здоровью – подавленные заболевают и стареют прежде времени. Если ты вынашиваешь в себе разочарование, отчаяние, неверие, тогда и тело заболевает. Понимаете? И тогда парикмахеры радуются. Женщина идет к ним, чтобы покрасить волосы, сделать макияж и чтобы косметические салоны получали прибыль и т.д. Всё это нужно, да, но надо вылечить проблемы нашей души, потому что если ты внутренне станешь здоров, то это проявится и внешне. А если ты внутренне чахнешь, то раньше времени заболеваешь и стареешь и это проявляется и на теле.

В Евангелии говорится, что в одном городе Христос «не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их» (Мк. 6: 5). Сам Бог не может совершить чуда, если ты не поверишь в Него. Надо верить и так молиться и о других – с верой в исцеление, а не с верой в неудачу, смерть и болезнь.

На Святой Горе кто-то сказал мне:

– Когда молишься о ком-нибудь, чтобы он выздоровел, не молись, чтобы Бог Сам пришел и подал ему что-то, чего у того нет, а молись, чтобы то, что вошло в него при Крещении – свет, Святый Дух, здоровье, благодать, сила Христа, – проявилось наружу.

То есть благодать Святого Духа. Она существует внутри, ты в это целься, а не останавливайся умом на болезни, не думай о самом плохом, но о самом хорошем. Чтобы происходило самое хорошее. И если тело не получит пользы, то пусть хоть у души она будет. Понимаете?

Это трудно, потому что меня зовут на соборование, а сами думают о смерти. Один родственник звонит в церковь, заказывает соборование, а другой – в похоронное бюро. И я говорю:

– Зачем же вам соборование, если вы звоните в похоронное бюро? Вы верите, что может произойти хорошее?

– Ну, давайте сделаем и то и то!

Чему же в итоге придает больше значения наша душа? Вере в исцеление или вере в неудачу? Это значит, что мы нуждаемся в укреплении нашей личной связи с Богом. Мы нуждаемся в погружении в покой и тишину, существующую в нас, там, где пребывает и совершенное здоровье, – в нашу сердцевину. Послушайте, что я скажу. Даже у самого тяжелого больного в сердцевине души есть точка, где существует необъятный покой, счастье, здоровье и благословение от Бога, – ее мы должны достигнуть.

Мы утратили связь с этим центром и всё время находимся на поверхности, не в центре, а в своем уме с мыслями, сводящими нас с ума. Когда мы попадем в этот центр, мы обретем большую выносливость в жизни, а также спокойствие. Там к тебе не может приблизиться никакая болезнь, никакое разочарование. Это то, что имел Христос. Он был в соприкосновении с Богом, с Его внутренним состоянием, и поэтому на Елеонской горе, когда пришли, чтобы схватить Его, Он был так спокоен – потому что Он не был в соприкосновении с окружающим миром, но с Богом в молитве и со Своей душой. И Он спросил их:

– Чего вы хотите? Кого ищете?

– Иисуса Назорея.

– Это Я, – спокойно ответил Он (см.: Ин. 18: 4–8).

Он знал, что умирает, но был в глубоком соприкосновении с Богом и Своим сердцем, с тем, что Ветхий Завет называет «глубоким сердцем» (см.: Пс. 63: 7). Глубже, чем боль, в нас находится умиротворение, а мы живем в боли и тяготе. Если сможете совершить этот дайвинг в глубины души, вы будете хладнокровны и вас не будет охватывать паника.

Остерегайтесь паники при проблемах. Она никуда не ведет.

Вы скажете мне:

– Ты говоришь нам это, когда у нас всё хорошо, но в минуту паники уже бывает поздно.

В тот час, если можешь, будь готов, чтобы тебя не захватило то, что сокрушает и расстраивает тебя. Это говорит авва Дорофей: в бурю вместо того, чтобы волны тебя захлестнули и ты утонул, лучше нырнуть под волну. Пока не пройдет. Погружаешься на дно, где покой, и волна проходит сверху .

Если можете возносить такую молитву, которая была бы не просто: «Я читаю брошюры страница за страницей, вычитал повечерие, но не почувствовал ничего. Молился по четкам, но ничего не ощутил, совершаю правила и ничего не чувствую», – а чтобы мы делали всё это и наша душа коммуницировала с нашим внутренним, чтобы я успокоился и сказал: «Я достиг той точки во мне, где есть здоровье, свет, Божия благодать», – тогда, что бы ни случилось, будешь смотреть на это другими глазами.

Хочешь помочь своей семье? Помоги себе. Делая это, ты помогаешь и близким. Когда в доме есть больные, а мать духовно трезва и спокойна – это самая большая помощь дому. А если ты нервный, ты помочь не сможешь, ты только ухудшаешь положение дел своими нервами. От криков и воплей бывает только хуже. Поэтому нам надо поработать над своей душой в том, что касается доверия к Богу, спокойствия, чтобы умиротвориться и начать отличать истинные проблемы от мнимых.

В аша боль зачастую открывает Божье предназначение. У Него она никогда не бывает впустую!

Если вы прошли через боль, Он хочет, чтобы вы помогали другим проходить то же. Он хочет, чтобы вы поделились этим. Бог может использовать проблемы в вашей жизни, чтобы дать вам служение. В действительности, именно то, чего вы больше всего стыдитесь или чему возмущаетесь, может стать вашим наибольшим служением для помощи другим.

Кто лучше может помочь тому, кто переживает банкротство, как не тот, кто уже пережил его? Кто лучше может помочь тому, кто борется с зависимостью, как не тот, кто сам боролся с ней? Кто лучше поможет родителям ребенка с особыми потребностями, как не тот, кто вырастил такого ребенка? Кто лучше поможет тому, кто потерял дитя, как не тот, кто сам потерял его?

Именно то, что вы больше всего ненавидите в своей жизни, Бог хочет использовать ради блага.

Библия говорит, что Бог есть Тот, Кто «утешает нас во всех наших горестях, чтобы мы могли утешать тех, кто в скорби, тем утешением, которое Бог дал нам… И если мы скорбим, то это ради вашего утешения и спасения. И если мы утешены, то это ради вашего утешения, которое помогает вам терпеть страдания, переносимые и нами» (2 Кор. 1:4, 6, MEV).

Это называется искупительное страдание. Когда вы проходите через трудности или боль ради блага других людей.

Это то, что сделал Иисус. Когда Его распяли на кресте, Он не заслуживал смерти. Он прошел через боль ради вашего блага, чтобы спасти вас и подарить вечную жизнь.

В жизни существует множество причин для трудностей, боли и страданий. Иногда вы сами тому причина. Неверные и глупые решения могут вызвать боль. Если вы идете и тратите все деньги на то, что не можете себе позволить, а затем оказываетесь в крупных долгах и теряете ваш дом, то вы не можете сказать: «Господь, почему Ты допустил это?» Нельзя винить Бога в своих неверных решениях и поступках.

Но в некоторых ваших проблемах вы невиновны. Вы пострадали от боли, глупости или грехов других людей. И какая-то боль, причиненная вам, является искупительным страданием. Бог часто позволяет нам проходить через трудности, чтобы мы могли оказать помощь другим.

Подписывайтесь:

Подумайте над этим:

  • О каких трудностях в вашей жизни вы спрашивали Господа или удивлялись, почему они произошли?
  • Как вы можете использовать болезненный опыт в служении другим?
  • Как вы думаете, почему Бог не всегда открывает нам Свои намерения? Как реагировать в таком случае?

Рик Уоррен является основателем и пастором церкви Saddleback Church. Его книга «Целеустремленная церковь» была названа одной из 100 христианских книг, которые изменили 20-й век. Он также основатель глобального интернет-сообщества для пасторов pastors.com.

Сначала попытайтесь понять слово «таковость». В словаре Будды это слово очень важно. В собственном языке Будды это татхата - таковость. Вся буд­дистская медитация состоит в том, чтобы жить в мире, жить с миром, так глубоко, чтобы мир исчез, и ты стал таковостью.

Например, ты болен. Вот подход таковости: прими это - и скажи себе: «Таков путь моего тела», или: «Таковы вещи». Не создавай борьбы, не начинай бо­роться.Когда ты принимаешь, не жалуешься и не борешься, тотчас же энергия внутри становится единой. Пропасть сплавлена. И высвобождается много энергии, потому что теперь конфликта нет; само высвобождение энергии становится целительной силой.

Что-то неправильно в теле: расслабься и прими это, просто скажи внутри, - и не только скажи слова­ми, но и глубоко почувствуй - что такова природа вещей. Тело - это сложное сочетание, в нем многое объединено. Тело рождается, оно склонно к смерти. Это механизм, и механизм сложный; очень возможно, что то или другое в нем выйдет из строя.

Прими это и не будь отождествленным. Принимая, ты остаешься выше этого, остаешься за пределами это­го. Когда ты борешься, то спускаешься на тот же уро­вень. Принятие есть трансценденция. Принимая, ты на холме; тело остается позади. Ты говоришь: «Да, такова природа. Всему рожденному предназначено умереть, и если что-то должно умереть, оно рано или поздно забо­леет. Не о чем беспокоиться», - словно это происхо­дит не с тобой, просто происходит в мире вещей.

Красота в том, что когда ты не борешься, ты трансцендируешь.

Ты больше не на том же уровне.

Эта трансценденция становится целительной силой. Внезапно тело начинает меняться.

Мир вещей - это поток; в нем ничто не постоян­но. Не ожидай постоянства! Если ты ожидаешь посто­янства в мире, где все непостоянно, это создаст беспо­койство. Ничто не может быть навсегда в этом мире; все, что принадлежит этому миру, мгновенно. Это при­рода вещей, «таковость».

Если ты принимаешь неохотно, то постоянно будешь в боли и страдании. Если ты принимаешь без всякой жалобы, не в беспомощности, но в понимании, это ста­новится таковостью. Тогда ты больше не встревожен, и нет никакой проблемы. Проблема возникала не из-за этого факта, но потому, что ты не мог принять то, как это происходило. Ты хотел, чтобы все было по-твоему.

Помни: жизнь никогда не будет тебе следовать, тебе придется следовать жизни. Неохотно или счастливо - это твой выбор. Следуя неохотно, ты будешь в страда­нии. Следуя счастливо, ты становишься буддой. Твоя жизнь становится экстазом.

ВОЙТИ В БОЛЬ

В следующий раз, когда у тебя будет болеть голова, попробуй, просто в виде эксперимента, небольшую медитационную технику; потом ты сможешь перейти к большим болезням и большим симптомам.

Сиди безмолвно и наблюдай боль, смотри в нее - не так, словно ты смотришь на врага, нет. Смотря на нее как на врага, ты не сможешь смотреть правильно, ты будешь ее избегать. Никто не смотрит на врага прямо; человек его избегает, склонен его избегать. Смотри на нее как на друга. Это твой друг; боль к твоим услугам. Она говорит: «Что-то не так - посмотри сюда». Просто сиди безмолв­но и смотри в головную боль, без всякой идеи о том, чтобы ее прекратить, без конфликта, без борьбы и проти­востояния. Просто смотри в нее, смотри, что это такое.

Наблюдай таким образом, словно в головной боли есть какое-то внутреннее послание, которое она может тебе передать. В ней есть закодированное сообщение. И если ты смотришь безмолвно, то будешь удивлен. Если ты смотришь безмолвно, случатся три вещи.

Первая: чем более ты в нее смотришь, тем она ста­новится острее . Тогда ты будешь немного озадачен: «Как это поможет, если боль становится острее?» Она стано­вится острее, потому что раньше ты ее избегал. Она была острой, но ты ее избегал; ты уже ее подавлял, даже без аспирина. Когда ты в нее смотришь, подавление исчеза­ет. Головная боль приходит к своей естественной остро­те. Тогда ты словно слышишь без затычек в ушах, без всякой ваты в ушах. Боль будет очень острой.

Во-вторых, она будет ощущаться более четко в опре­деленной точке; она перестанет распространяться по большому пространству. Сначала тебе казалось: «У меня болит вся голова». Теперь ты увидишь, что болит не вся голова, а только небольшой участок. Это тоже указывает на то, что теперь ты смотришь в боль глубже. Распро­странение ощущения боли - это трюк; это еще один способ ее избежать. Если боль в одной точке, она ост­рее, и ты создаешь иллюзию, что болит вся голова. Рас­пространенная по всей голове, боль ни в какой точке не будет настолько же интенсивной. Есть трюки, которые мы постоянно применяем.

Продолжай в нее смотреть, и вторым шагом будет то, что она начнет становиться уже и уже. Придет мо­мент, когда она станет просто острием иглы - очень острым, безмерно острым и очень болезненным. Ты никогда не испытывал такой боли в голове, но она ограни­чена в пределах одного небольшого участка. Продол­жай смотреть в нее.

Тогда происходит третье, и самое важное. Если ты продолжаешь смотреть в ту точку, в которой боль очень острая и концентрированная, много раз ты увидишь, что боль исчезает. И когда она исчезает, у тебя появляется проблеск того, откуда она приходит, - что ее вызвало. Когда исчезает следствие, ты можешь увидеть причину.

Это произойдет много раз; она появится снова. Твой взгляд теряет бдительность, концентрацию, внимание: она возвращается. Каждый раз, когда ты по-настоящему вни­мательно смотришь, она исчезает, и когда она исчезает, открывается скрытая за ней причина. И ты будешь удив­лен: твой ум готов открыть тебе ее причину.

СТАТЬ БОЛЬЮ

Страдание означает сопротивление. Чтобы страдать, ты должен чему-то сопротивляться. Попробуй вот что. Распятие будет для тебя слишком трудным, но есть не­большие, ежедневные распятия. Они подойдут.

Ты чувствуешь боль в ноге или в голове; у тебя болит голова. Может быть, ты не замечал этого меха­низма. У тебя головная боль, и ты постоянно борешься и сопротивляешься. Ты ее не хочешь. Ты против нее, ты раздваиваешь себя: ты стоишь где-то внутри головы, и рядом стоит головная боль. Ты и головная боль отдель­ны, и ты настаиваешь, что так и должно быть. Вот в чем настоящая проблема.

Попытайся однажды не бороться. Теки с головной болью и стань головной болью. Скажи: «Так и есть. Именно так чувствует себя моя голова в данный мо­мент». Не сопротивляйся. Позволь ей случиться и стань с ней одним. Не делай себя отдельным, но теки в нее. Тогда возникнет внезапный взлет счастья, которого ты никогда раньше не знал.

Когда нет никого, чтобы сопротивляться, даже голов­ная боль не болезненна. Боль создает борьба. Боль всегда означает борьбу с болью - и это создает настоя­щую боль.

Попробуй это, когда у тебя заболит голова, попробуй это, когда твое тело болеет, попробуй это, когда есть ка­кая-то боль; просто теки с ней. Однажды, если ты это позволишь, ты придешь к одному из основных секретов жизни - боль исчезает, если ты с ней течешь. И если ты можешь течь тотально, боль становится счастьем.

Ты испытываешь боль - что на самом деле проис­ходит внутри? Проанализируй все это явление: есть боль, и есть сознание того, что есть эта боль. Но есть и про­межуток, и так или иначе: «Мне больно»... Происходит это чувство: «Мне больно». И более того, рано или позд­но чувством становится: «Я - боль».

«Я боль; мне больно; я осознаю боль» - это три разных, очень разных состояния. Осознанность трансцендирует боль: ты отличаешься от нее, и есть глубокая отделенность. На самом деле никакой связи никогда не было; видимость связи появляется из-за близости, из-за интимной близости твоего сознания и всего, что проис­ходит вокруг него.

Сознание так близко, что когда тебе больно - боль совсем рядом, совсем близко. Так и должно быть, иначе боль нельзя исцелить. Она должна быть близка, чтобы почувствовать ее, узнать ее и быть в ней осознанным. Но из-за этой близости ты становишься отождествлен­ным и сливаешься с ней. И снова это мера безопаснос­ти, мера защиты и естественный защитный механизм. Когда есть боль, ты должен быть близко; когда есть боль, твое сознание должно поспешить к боли - чтобы ее почувствовать и что-то предпринять.

Но из-за этой необходимости случается другое явле­ние: так близко, вы становитесь одним; так близко, ты начинаешь чувствовать: «Это я - эта боль, это удоволь­ствие». Из-за этой близости есть отождествление: ты стал гневом или любовью; ты стал болью или счастьем.

Ты не то, что ты думаешь, чувствуешь, воображаешь или проецируешь: ты - это просто факт бытия в осознанности. Есть боль; через мгновение ее может не быть - но ты останешься. Счастье придет и уйдет; оно было и его не будет - но ты будешь. Сначала тело молодо, потом тело стареет. Все остальное приходит и уходит - гости приходят и уходят - но хозяин остает­ся прежним.

Помни хозяина. Постоянно помни хозяина. Будь цен­трированным в хозяине, оставайся в своем бытии хо­зяина. Тогда есть отделенность, тогда есть промежуток, интервал. Мост разрушен, и в то мгновение, когда мост разрушен, происходит явление отречения. Тогда ты в этом, но этому не принадлежишь. Тогда ты есть в хозя­ине - и одновременно в госте. Тебе не нужно бежать от гостя, нет никакой необходимости.

Оставайся там, где ты есть, но будь центрированным в хозяине. Будь центрированным в себе, помни хозяина.

ЗАМЕТИТЬ ДВАЖДЫ

Будда учил своих учеников: когда у вас головная боль, просто скажите дважды: «Головная боль, головная боль». Наблюдайте, но не оценивайте. Не говорите: «По­чему? Почему со мной случилась эта головная боль? Ее быть не должно».

Пусть этот ключ будет очень глубоко понят: если ты можешь свидетельствовать головную боль, не прини­мая никакого враждебного подхода, не избегая, не убегая от нее; если ты можешь быть в ней, медитативно в ней: «Головная боль, головная боль», - если ты можешь просто видеть ее, головная боль в свое время пройдет. Я не говорю, что она пройдет чудесным образом, что про­сто оттого, что ты ее видишь, она прекратится. Она прой­дет в свое время. Она есть, ты ее наблюдаешь, и она проходит. Она будет высвобождена.

"Неведомое путешествие. За пределы последнего табу" ОШО

Максим Власов

Душевная боль

Пока человек чувствует боль - он жив. Пока человек чувствует чужую боль - он человек.
Франсуа Гизо

Возможно, существуют в этом мире такие люди, которые никогда в своей жизни не испытывали душевной боли. Однако я не ошибусь, если скажу, что большинство из нас с этой болью знакомы достаточно хорошо, так как в нашей жизни нередко происходят такие события, которые эту боль вызывают. Душевная боль – это такая боль, которую очень сложно описать словами. Можно только более или менее вразумительно описать связанные с ней эмоции и ощущения, да и то, в основном это хорошо получается сделать только тогда, когда боль в душе немного поутихнет. Между тем, как и любая другая боль, душевная боль доставляет нам немалый дискомфорт. Ведь когда такая боль тебя одолевает, то ты просто перестаешь воспринимать мир таким, какой он есть, он для тебя становится мрачным и безжизненным, вся твоя прежняя жизнь рушится, все вокруг теряет всякий смысл, у тебя нет сил ни на что, и ты просто не знаешь куда тебе от этой боли деться, - хоть на стенку лезь, хоть волком вой. Душевная боль, друзья, затрагивает всю нашу жизнь, а не только какую-то отдельную ее часть. И поэтому пока мы не изучим, не поймем и в конечном счете не переживем свою душевную боль – мы не сможем вернуться к нормальной полноценной жизни, которая доставляет удовольствие, а не вынуждает страдать.

В этой статье я хотел бы подойти к теме душевной боли с не совсем привычной для большинства людей стороны. Я не стану слишком много говорить о том, почему она возникает и как с ней бороться, об этом и так много сказано. Вместо этого я хочу рассказать вам о том, какую пользу можно извлечь из душевной боли. Знаете, с годами я стал смотреть на все то, с чем раньше активно боролся с помощью психологических методик, с большим терпением и пониманием. Может быть я стал мудрее, может просто спокойнее и рассудительнее, а может мое понимание тех или иных вещей просто стало более глубоким. Как бы то ни было, но жизнь наша ясно показывает нам, что ничего просто так в ней не происходит, у всего есть не только причина, но и какая-то цель и определенный смысл. Только мы не всегда этот смысл замечаем.

Какой смысл у душевной боли? Ну, во-первых, как и любая другая боль – она призвана обратить на что-то наше внимание. Во-вторых, это призыв к определенным действиям, для совершения которых человеку необходимо как следует переосмыслить всю свою жизнь. Ему, как бы, мозги свои нужно перезагрузить, чтобы избавиться от всех своих старых и подчас абсолютно неэффективных представлений о жизни. И в-третьих, и это самое главное, если вы испытываете душевную боль, то это значит, что у вас есть душа, живая, чуткая душа, которая делает вас человеком. А если вы еще и чужую душевную боль можете увидеть и почувствовать, тогда вы просто святой. Так что ваша душевная боль говорит вам о том, что вы не черствая личность, вы не автомат, который работает по строго заданной программе и у которого нет души – вы живой человек, вы воспринимаете жизнь более полно, вы чувствуете ее не только телом, но и душой. И это хорошо, это очень хорошо, ведь чем полнее мы воспринимаем жизнь, тем больше радости мы можем в ней испытать. Но вместе с тем и больше горя, больше страданий, больше боли, так как одного без другого не бывает.

Так вот, давайте подумаем – на что наша душевная боль хочет обратить наше внимание, когда мы ее испытываем. Ведь если душа болит, значит, что-то в нашей жизни идет не так, а вот что именно – это вопрос. Я считаю, что прежде всего, нам необходимо обратить внимание на самих себя, если мы испытываем душевную боль. Не на других людей, не на тех, кто нас чем-то обидел, не на обстоятельства, которые складываются не самым лучшим для нас образом, а именно на себя. Ведь с нами явно что-то не так, если мы страдаем. Именно с нами, а не с кем-то еще. Вот я много раз замечал, в том числе и за собой, что мы постоянно зависаем на чем-то, на каких-то убеждениях, каких-то стремлениях, нередко бессмысленных, каких-то сомнительных ценностях, которые нас тормозят и сбивают с правильного курса. Мы часто считаем, что жизнь наша должна складываться каким-то определенным образом, и уверенны в том, что тот или иной сценарий нашей жизни является единственно верным для нас. А когда наши ожидания не оправдываются – мы жутко расстраиваемся, начинаем испытывать душевную боль, впадаем в депрессию и сами медленно себя поедаем. Знакомое чувство? Мы любим жить по определенному сценарию, который сами же себе и придумываем, или кто-то придумывает его для нас. И это – проблема для нас. Мы, а не кто-то другой – заставляем свою душу страдать, потому что ждем от жизни определенного соответствия нашим желаниям.

Особенно другие люди нас часто очень сильно расстраивают, не оправдывая наших ожиданий и не соответствуя нашим требованиям. Но ведь душа-то болит именно у нас, именно мы предъявляем к другим людям, к жизни и даже к самим себе, какие-то там требования. Значит, на себя и нужно обращать внимание в первую очередь, когда боль терзает нашу душу. Мы сами виноваты в том, что замыкаемся в каком-то своем, подчас очень ограниченном мирке, который в случае его несоответствия реальности – становится адом для нашей души. И мы просто утопаем в этом аду, потому что осуждаем всех и вся, включая себя самих, вместо того, чтобы просто постараться понять – а должно ли все на самом деле быть таким, каким мы хотим это видеть, или может быть, позволить жизни быть такой, какой она должна быть, а самим оставаться сторонним наблюдателем? Иногда, лучше ничего не хотеть и никуда не лезть, а просто наблюдать за тем, как складывается жизнь и наслаждаться этим.

И только наша зацикленность на определенном сценарии нашей жизни, вынуждает нас испытывать душевную боль, вместо получения удовольствия от всего, что в нашей жизни происходит. Поэтому жизнь нас время от времени отрезвляет, позволяя нам остановиться и подумать, насколько правильным является наше мировоззрение, наш выбор, наши цели, наши желания, наш жизненный путь. Давайте задумаемся над тем, какой должна быть жизнь человека, чтобы соответствовать его желаниям и потребностям? Какой? Да мы этого даже толком и не знаем. Быть может, стоит обратить внимание на то, какие требования к нам предъявляет жизнь, а не мы сами? Ведь часто, не скажу, что всегда, но очень часто – те или иные перемены в нашей жизни и даже трагедии, которые по началу заставляют нас страдать и испытывать душевную боль – впоследствии оказываются не столько концом чего-то старого, то есть, не столько потерей, сколько началом чего-то нового, то есть, приобретением. Проще говоря, разного рода перемены в жизни, оказываются благом для нас. Как говорится, все, что происходит – к лучшему. Возможно, и не все, но точно многое. Поэтому, мое мнение таково, что нам всем нужно прислушиваться и присматриваться к своей природной сущности и к своему внутреннему голосу, чтобы понять, в каком направлении нам следует двигаться. А иногда и вовсе бразды правления жизнью нужно выпустить из своих рук, отдав их самой жизни, смиряясь с тем, как она складывается. Иначе, наше сознание застрянет на перепутье, на котором реальность расходится с нашими фантазиями. Так что не нужно замыкаться на чем-то одном, стараясь видеть свое счастье только в этом и ни в чем другом. Конечно, есть веками выработанные концепции, которые говорят нам, как и для чего нам следует жить, но я считаю, что каждый человек должен научиться слушать прежде всего самого себя, а уже затем и внешний мир. К тому же, к одним и тем же целям ведут разные дороги, и мы все находимся на разных позициях от рождения, поэтому у каждого из нас своя судьба. Следовательно, чем шире вы будете смотреть на жизнь, чем больше разных целей и разных дорог, которые к этим целям ведут, начнете замечать, тем меньше оснований для возникновения душевной боли у вас будет. А иногда нужно просто отдаться в объятия неизвестности и принять жизнь такой, какая она есть, чтобы ни о чем не беспокоиться. Повторю – все берет свое начало внутри нас – и радость, и боль.

Таким образом, если в вашей жизни случилось что-то, что доставило вам сильную душевную боль, а она часто связана с другими людьми, то я советую вам не спешить от нее избавляться, я советую вам прислушаться к ней и понять, что она пытается вам сказать. Не спешите с решением, душевная боль – это не боль от ожога, чтобы принимать рефлексивное решение – подумайте, что в вашей жизни идет не так, в чем вы, возможно, ошиблись, какие ваши решения оказались неверными, какие ваши ожидания не оправдались? Вы стоите на пороге чего-то нового и важного, что-то в вашей жизни должно измениться. Поэтому, подумайте, хорошенько подумайте – на какие перспективы вам указывает ваша боль? А они, поверьте, есть всегда. Нет таких страданий, нет такой боли, которая не открывала бы перед нами новые возможности. Но чтобы ими воспользоваться – нельзя игнорировать боль, ее нужно осмыслять. Душевная боль проходит очень быстро, если не концентрировать на ней свое внимание, а уделять его тому, из чего она состоит. Люди обычно задаются вопросом – как справиться с душевной болью, или как избавиться от душевной боли, но при этом почему-то мало кого интересует вопрос – для чего она возникла? А это, я считаю, гораздо более важный вопрос. Даже причина душевной боли не так важна, как важно ее предназначение. Ведь когда у человека болит зуб – то нет смысла думать о том, почему это произошло, об этом вы подумаете потом, а в настоящий момент следует подумать о том, что нужно делать, чтобы избавиться от этой боли. С нашей душой дела обстоят аналогичным образом, если она болит, то смотреть следует вперед, а не назад, в будущее, а не в прошлое. Да, конечно, с помощью психоанализа можно поковыряться в своем прошлом и найти в нем причину своих страданий, чтобы затем исправить эти причины. Но такой подход к человеку позволит вернуть его в настоящее, к старой жизни, пусть и спокойной, но старой, тогда как душевная боль направлена в большей степени на то, чтобы нашу жизнь изменить, она открывает перед нами дверь в новую жизнь.

Научитесь получать от душевной боли не только пользу, но и удовольствие. Но не поймите меня неправильно, я не говорю о том, что сама боль должна доставлять вам удовольствие, этого быть как раз не должно, мы с вами не духовные мазохисты, боль для нас не самоцель, к ней самой стремиться не нужно, иначе вы сами себя в тупик страданий загоните, из которого потом будет очень сложно выбраться. Удовольствие нужно получать от понимания того, что эта боль – меняет вас и вашу жизнь, что она дает вам почувствовать вкус жизни, она позволяет вам больше о ней узнать. Тяжело вам на душе, сердце ноет – погрузитесь в эти переживания, проживите эти ощущения, прочувствуйте всем своим существом все крупицы своих страданий. Нет ничего страшного в том, чтобы немного пострадать, это придает жизни вкус, пусть горький и соленый, но все же вкус. Чем сильнее будут ваши страдания, тем потом больше радости вы испытаете, когда ваша жизнь изменится. А она обязательно изменится, страдания не вечны, жизнь штука полосатая и за темной полосой всегда следует светлая. Причем, что важно – темная полоса проявляется только на фоне светлой. То есть, без страданий, без боли, без переживаний – вы не сможете и радость большую испытать, вы просто не оцените то удовольствие, которое можно испытать не только от чего-то хорошего, но и от отсутствия в вашей жизни чего-то плохого. Это как знаете, когда обувь жмет и тебе некомфортно, даже больно, но ты знаешь, что сейчас ты придешь домой, снимешь ее, оденешь свои любимые тапочки и тебе станет очень хорошо. И вот это вот предвкушение облегчения, радости, комфорта, блаженства, благодаря которому происходит выброс эндорфина – делает тебя счастливым. Так что вот о каком удовольствии я говорю. Путь к радости и счастью лежит через боль и страдания.

Однако должен сказать, что некоторые люди слишком сильно этим увлекаются – они травят свою душу, утопая в страданиях и боли, не предвкушая ничего хорошего и потому ни к чему хорошему не стремясь. Они начинают жить своей болью, загоняя себя в тупик и как бы останавливают сценарий своей жизни. У них за болью и страданиями нет радости и счастья, у них есть только боль. Вот это уже крайность, или лучше сказать, зависание, подобное тому, которое случается с людьми при психотравме, только оно, это зависание, находится на сознательном, а не на бессознательном уровне. Проще говоря, некоторым людям начинает нравиться страдать. Душевная боль для них – это своего рода зона комфорта, как бы противоречиво это не звучало. Я сейчас не стану говорить о том, почему такое происходит, это тема для другой статьи. Скажу только, что для избавления от зависимости от страданий и боли, необходимо почувствовать вкус радости и счастья, то есть, нужно попробовать заглянуть за черную полосу жизни, чтобы ощутить на себе все достоинства светлой полосы. Никто на самом деле не хочет страдать вечно, просто некоторые люди забывают о том, как жить полной жизнью, в которой есть не только боль и страдания, но и радость, удовольствие, счастье. Такие люди отвыкают от хорошего, поэтому перестают к нему стремиться, а значит и получать от всего хорошего удовольствие. Но стоит их вытащить из того болота, в котором они увязли и их жизнь снова начнет свое движение вперед.

Вообще, всякая боль делает нас мудрее. Мы многое начинаем понимать, когда проживём какую-то боль, хоть душевную, хоть физическую. Мы понимаем те причинно-следственные связи, которые приводят к той или иной боли и начинаем учитывать их при принятии решений и совершении тех или иных поступков. При условии, конечно, что человек извлекает уроки из своего опыта. Особенно полезна душевная боль от любви, которая учит людей любить. Ведь душевная боль после расставания всегда, ну или в большинстве случаев, заставляет нас пересмотреть свое отношение к людям, она учит нас любить тех, кто действительно достоин любви, а не тех, кто просто кажется привлекательным и интересным. Я вам так скажу, дорогие читатели, опираясь на свой опыт работы с людьми – самые лучшие, самые надежные, самые счастливые отношения, создаются в основном теми людьми, которые пережили несчастные, болезненные отношения, которые, что называется, настрадались в своей жизни. И только сильная душевная боль, которую они испытали – заставила их ценить то, что у них есть или тех, кого они раньше не замечали. Так что только человек, оставшийся у разбитого корыта, способен более мудро смотреть на жизнь и на самого себя, поэтому боль, в частности боль душевная – нам нужна, как лекарство от незрелости и неразумности.

Но в конечном счете душевную боль нужно пережить, на ней нельзя долго останавливаться. Вам тяжело, грустно, больно? – Проплачьтесь, пострадайте какое-то время, промучайтесь столько, сколько нужно, чтобы стало легче, а затем утрите слезы, возьмите себя в руки и снова в бой. Чудовищно интересная жизнь ждет вас, друзья. Вам обязательно нужно еще многое испытать, попробовать, почувствовать, пережить, сделать, так что не теряйте времени зря. Лучше подумайте о том, ради чего вы живете, заглянете в будущее как можно дальше и наметьте себе великую цель, тогда на пути к ней вас ничто не остановит. А боль, боль пройдет. Было бы, ради чего ей проходить. Как говорил Фридрих Ницше: “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ведь что такое душевная боль, по сравнению с тем величием смысла жизни, который пробирает человека до глубины души, если он этот смысл имеет. Не хочу показаться излишне самоуверенным, но иногда я абсолютно убежден в том, что смог бы вылечить любой душевный недуг у любого человека, с помощью одного только смысла жизни, который мне просто нужно было бы помочь ему обрести.

Примите, пожалуйста, к сведению, дорогие читатели, что никакая боль, в том числе и душевная, и особенно душевная – это не трагедия, не конец жизни, это вообще не повод себя мучать – это скорее стимул к тому, чтобы отказаться от чего-то старого и начать что-то новое. Я не знаю, что станет новым именно для вас, в вашей жизни, но я знаю, что боль в душе к этому вас обязательно приведет, если вы используете ее в качестве ориентира на перепутье вашей жизни, а не позволите ей использовать вас. В жизни все нужно испытать – и радость и горе, и любовь, и боль, и счастье, и страдание. Но ни на чем нельзя останавливаться, всегда нужно следовать дальше, чтобы по-настоящему жить. Потому что жизнь многогранна, ее нельзя прочувствовать до конца и нельзя насладиться ей в полной мере, если отвергать что-то из того, что она вам предлагает пережить. Поэтому не забивайте себе голову мыслями о том, как унять душевную боль, просто переживите ее. А чтобы не останавливаться, не зависать на ней – загляните в свое будущее и посмотрите на все то прекрасное и интересное, что вас в нем ждет и к чему вы сможете прийти, когда ваша боль пройдет.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины