Презентация по биологии - слуховой анализатор. Презентация к уроку "Слуховой анализатор. Гигиена слуха" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему Слуховой анализатор презентация по физиологии

Презентация по биологии - слуховой анализатор. Презентация к уроку "Слуховой анализатор. Гигиена слуха" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему Слуховой анализатор презентация по физиологии

23.06.2020

Презентация по биологии - Слуховой анализатор

Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе.

Строение слухового аппарата
Орган слуха и равновесия у млекопитающих и человека состоит из:
Наружного и среднего уха(проводящих звук)
Внутреннего уха(воспринимающего звук)

Внутреннее ухо (улитка )
Внутреннее ухо - костный лабиринт (улитка и полукружные каналы), внутри которого лежит,
повторяя его форму, перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, пространство между перепончатым и костным лабиринтом - перилимфой (перилимфатическое пространство). В норме поддерживается постоянный объем и электролитный состав (калий, натрий, хлор и др.) каждой из жидкостей

Кортиев орган
Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, которая преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение. Кортиев орган расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, заполненном эндолимфой. Кортиев орган состоит из ряда внутренних и трех рядов наружных воспринимающих звук волосковых клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.

Вестибулярный аппарат
Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Вестибулярный аппарат - сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата - комплекс скоплений реснитчатых клеток
внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований - отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов.

Ушные болезни
Холодный ветер или мороз, травма, фурункул, воспаление, скопление серы и многое другое могут вызывать тянущую или режущую боль в ухе, привести к образованию гнойника. наиболее распространенной причиной глухоты является скопление ушной серы. Хроническое заболевание слухового прохода, инфекции могут дать отек и ухудшение слуха. Причиной снижения слуха является и механическая травма барабанной перепонки, рубцы на ней. У людей пожилых крошечные косточки позади барабанной перепонки часто срастаются, и они глохнут. Ухудшает слух ожирение, болезни почек, злоупотребление никотином, аллергии, большие дозы аспирина, антибиотики, мочегонные, сердечные препараты, тоник.На несколько дней ухудшает слух сильный насморк

Гигиена уха
Природа удивительно предусмотрела периодическую очистку уха перемещением серы. Состояние уха, как это ни удивительно, отражается на общем здоровье. К примеру, из-за повышения давления серы на барабанную перепонку возможно головокружение. Внешнее ухо (ушную раковину) лучше всего помять рукой, вращая его во все стороны, оттягивая вниз, вперед, заставляя ушную серу и остатки ее передвигаться и выходить наружу. В неменьшем внимании и уходе нуждается слуховой канал. В здоровом ухе сера не собирается. Местная же ушная боль, зуд, раздражение или воспаление канала не только может быть легко предупреждено, но даже излечено небольшой ежедневной заботой об этом органе. Ушные капли размягчают серу, могут увеличить ее массу и усилить давление, не принеся никакой пользы. Ежедневная чистка ушной раковины заключается в орошении отверстий и в омовении внешних частей обыкновенной водой. Указательный палец нужно вставить в ухо и медленным движением из стороны в сторону с легким нажимом им на стенку удалить серу, сухие отмершие клетки и пыль, накопившуюся за день.

Скачать Презентация по биологии - Слуховой анализатор

Дата публикации: 09.11.2010 05:12 UTC

Теги: :: :: :: :: :: :.

Слайд 2

  • Ухо человека воспринимает звуки от 16 до 20000гц.
  • максимальная чувствительность от 1000 до 4000 Гц
  • Слайд 3

    Главное речевое поле

    • находится в диапазоне 200 – 3200 Гц.
    • Старики часто не слышат высокие частоты.
  • Слайд 4

    • Тоны - содержат звуки одной частоты.
    • Шумы– звуки, состоящие из несвязанных между собой частот.
    • Тембр – это характеристика звука, определяемая формой звуковой волны.
  • Слайд 7

    Психологические корреляты громкости звука.

    • шепотная речь – 30 дБ
    • разговорная речь – 40 – 60 дБ
    • уличный шум – 70 дБ
    • крик у уха – 110 дБ
    • громкая речь – 80 дБ
    • реактивный двигатель – 120 дБ
    • болевой порог – 130 – 140 дБ
  • Слайд 8

    Строение уха

  • Слайд 9

    Наружное ухо

  • Слайд 10

    • Ушная раковина – это улавливатель звука, резонатор.
    • Барабанная перепонка воспринимает звуковое давление и передает его к косточкам среднего уха.
  • Слайд 11

    • Не имеет собственного периода колебаний, т.к. ее волокна имеют разное направление.
    • Не искажает звук. Колебания мембраны при очень сильных звуках ограничеваетmusculus tensor timpani.
  • Слайд 12

    Среднее ухо

  • Слайд 13

    Рукоятка молоточкавплетена в барабанную перепонку.

    Последовательность передачи информации:

    • Молоточек→
    • Наковальня→
    • Стремечко →
    • овальное окно →
    • перилимфа → вестибулярной лестницы улитки
  • Слайд 15

    • musculusstapedius. ограничевает колебания стремечка.
    • Рефлекс возникает через 10мс после действия сильных звуков на ухо.
  • Слайд 16

    Передача звуковой волны в наружном и среднем ухепроисходит в воздушной среде.

    Слайд 19

    • Костный канал разделен двумя мембранами: тонкой вестибулярной мембраной (Рейснера)
    • и плотной, упругой основной мембраной.
    • На вершине улитки обе эти мембраны соединяются, в них имеется отверстие helicotrema.
    • 2 мембраны делят костный канал улитки на 3 хода.
  • Слайд 20

    • Стремечко
    • Круглое окно
    • Овальное окно
    • Базальная мембрана
    • Три канала улитки
    • Рейснерова мембрана
  • Слайд 21

    Каналы улитки

  • Слайд 22

    1) Верхний канал вестибулярная лестница (от овального окна до вершины улитки).

    2) Нижний канал – барабанная лестница (от круглого окна). Каналы сообщаются, заполнены перилимфой и образуют единый канал.

    3) Средний или перепончатый канал заполнен ЭНДОЛИМФОЙ.

    Слайд 23

    Эндолимфа образуется сосудистой полоской на наружной стенке средней лестницы.

    Слайд 26

    Внутренние

    • располагаются в один ряд,
    • их около 3500 клеток.
    • Имеют 30 – 40 толстых и очень коротких волосков (4 – 5 МК).
  • Слайд 27

    Наружные

    • располагаются в 3 – 4 ряда,
    • их 12000 – 20000 клеток.
    • Имеют 65 – 120 тонких и длинных волосков.
  • Слайд 28

    Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и контактируют с текториальной мембраной.

    Слайд 29

    Строение кортиева органа

  • Слайд 30

    • Внутренние фоно- рецепторы
    • Текториальная мембрана
    • Наружные фоно-рецепторы
    • Нервные волокна
    • Базальная мембрана
    • Опорные клетки
  • Слайд 31

    Возбуждение фонорецепторов

  • Слайд 32

    • При действии звуков основная мембрана начинает колебаться.
    • Волоски рецепторных клеток касаются текториальной мембраны
    • и деформируются.
  • Слайд 33

    • В фонорецепторах возникает рецепторный потенциал и слуховой нерв возбуждается по схеме вторичночувствующих рецепторов.
    • Слуховой нерв образован отростками нейронов спирального ганглия.
  • Слайд 34

    Электрические потенциалы улитки

  • Слайд 35

    5 электрических феноменов:

    1.мембранный потенциал фонорецептора. 2.потенциал эндолимфы (оба не связаны с действием звука);

    3.микрофонный,

    4.суммационный

    5.потенциал слухового нерва (возникают под влиянием звуковых раздражений).

    Слайд 36

    Характеристика потенциалов улитки

  • Слайд 37

    1) Мембранный потенциал рецепторной клетки - разность потенциалов между внутренней и наружной стороной мембраны. МП= -70 - 80 МВ.

    2) Потенциал эндолимфы или эндокохлеарный потенциал.

    Эндолимфа имеет положительный потенциал по отношению к перилимфе. Эта разность равна 80мв.

    Слайд 38

    3) Микрофонный потенциал (МП).

    • Регистрируется при расположении электродов на круглом окне или вблизи рецепторов в барабанной лестнице.
    • Частота МП соответствует частоте звуковых колебаний, поступающих на овальное окно.
    • Амплитуда этих потенциалов пропорциональна интенсивности звука.
  • Слайд 40

    5)Потенциал действия волокон слухового нерва

    Является следствием возникновения в волосковых клетках микрофонного и суммационного потенциалов. Количество зависит от частоты действующего звука.

    Слайд 41

    • Если действуют звуки до 1000гц,
    • то в слуховом нерве возникают ПД соответствующей частоты.
    • При более высоких частотах – частота ПД в слуховом нерве снижается.
  • Слайд 42

    При низких частотах ПД наблюдаются в большом, а при высоких – в небольшом количестве нервных волокон.

    Слайд 43

    Блок-схема слуховой системы

  • Слайд 44

    Сенсорные клетки улитки

    • Нейроны спирального ганглия
    • Кохлеарные ядра продолговатого мозга
    • Нижние бугры четверохолмия (средний мозг)
    • Медиальное коленчатое тело таламуса промежуточный мозг)
    • Височная доля коры (41, 42 поля по Бродману)
  • Слайд 45

    Роль различных отделов ЦНС

  • Слайд 46

    • Кохлеарные ядра – первичное распознавание характеристик звуков.
    • Нижние бугры четверохолмияобеспечивают первичные ориентировочные рефлексы на звук.

    Слуховая область коры обеспечивает:

    1) реакцию на двигающийся звук;

    2) выделение биологически важных звуков;

    3) реакцию на сложный звук, речь.

    Слайд 47

    Теории восприятия звуков различной высоты (частоты)

    1.Резонансная теория Гельмгольца.

    2.Телефонная теория Резерфорда.

    3.Теория пространственного кодирования.

    Слайд 48

    Резонансная теория Гельмгольца

    Каждое волокно основной мембраны улитки настроено на свою частоту звука:

    На низкие частоты – длинные волокна у верхушки;

    На высокие частоты - короткие волокна у основания.

    Слайд 49

    Теория не нашла подтверждения потому что:

    Волокна мембраны не натянуты и не имеют «резонансных» частот колебаний.

    Слайд 50

    Телефонная теория Резерфорда (1880г.)

  • Слайд 51

    Звуковые колебания →овальное окно→ колебание перилимфы вестибулярной лестницы→через геликотрему колебание перелимфы барабанной лестницы→колебания основной мембраны

    → возбуждение фонорецепторов

    Слайд 52

    • Частоты ПД в слуховом нерве соответствуют частотам действующего на ухо звука.
    • Однако это справедливо только до 1000гц.
    • Более высокую частоту ПД нерв не может воспроизвести
  • Слайд 53

    Теория пространственного кодирования Бекеши.(Теория бегущей волны, теория места)

    Объясняет восприятие звука с частотами выше 1000 Гц

  • Слайд 54

    • При действии звука стремечко непрерывно передает колебания на перилимфу.
    • Через тонкую вестибулярную мембрану они передаются на эндолимфу.
  • Слайд 55

    • Вдоль эндолимфатического канала к геликотреме распространяется «бегущая волна».
    • Скорость ее распространения постепенно падает,
  • Слайд 56

    • Амплитуда волны сначала увеличивается,
    • затем снижается и ослабевает
    • не доходя до геликотремы.
    • Между местом возникновения волны и точкой ее затухания лежит амплитудный максимум.
  • Цель урока: сформировать у учащихся знания о значении слуха в жизни человека на основе межпредметной интеграции.

    Задачи урока:

    Образовательные :

    продолжить формирование знаний о строении анализаторов на примере слухового анализатора;

    рассмотреть строение и функции уха;

    изучить, как происходит преобразование звуковой энергии в механическую;

    выработать правила гигиены слуха.

    Развивающие :

    развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы, самостоятельно работать с информационными источниками, применять полученные знания для решения практических задач;

    содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).

    Воспитательные :

    воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков;

    продолжить формирование умений и навыков бережного отношения к своему здоровью.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мыслительный лист, дидактический материал (биологическое лото – карточки с заданием на соответствие), ватные палочки.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

    Здравствуйте, ребята. Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. А теперь поднимите руки те ребята, кто очень торопился в школу. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.

    2. Актуализация знаний и умений.

    Сегодня вы будете работать не только с учебником и фрагментами презентации, но и с мыслительными листами (приложение 2 ) , которые вы видите у себя на столе.

    Скажите мне, а какие отделы нервной системы мы изучаем с вами?

    Верно, анализаторы.

    А для чего необходимы анализаторы?

    Да, чтобы жить в мире, чувствовать его, познавать его. Любой анализатор имеет свои составляющие, назовите их.

    (Слайд 2 ). Задание №1 . Разбейте на группы. На слайде вы видите отделы анализатора. На мыслительном листе (приложение 2 ) – отделы разных анализаторов. Разбейте на группы.

    Посмотрим на слайд 3 и сравним с правильным ответом.

    Задание №2. Напомните мне, а каком анализаторе мы говорили с вами на прошлом уроке.

    Верно, о зрительном.

    На столах у каждого из вас биологическое лото, поработав в парах, соедините карточки по смыслу.

    Проверим, правильно ли мы это сделали (слайд 4 ).

    Посмотрите на (слайд 5 ). О чём он?

    Верно, о дальтонизме – болезни, при которой человек не различает определённые цвета.

    (Слайд 6 ). Заболевание получило название в честь учёного Дальтона, который страдал этим недугом.

    3. Изучение нового материала.

    А теперь посмотрите на эпиграф нашего урока, который помещён на доске. Прочитаем его вслух:

    Мир звуков так многообразен,
    Богат, красив, разнообразен,
    Но всех нас мучает вопрос:
    Откуда звуки возникают,
    Что слух наш всюду услаждают?
    Пора задуматься всерьез.

    Итак, какова тема нашего урока?

    Слуховой анализатор.

    А что такое звук, прочитав стихотворение Заболоцкого на мыслительном листе (приложение 2 ), вы поймёте, что это такое.

    Рождённый пустыней, колеблется звук,
    Колеблется синий на нитке паук.
    Колеблется воздух,
    Прозрачен и чист,
    В сияющих звёздах
    Колеблется лист.

    (Н. Заболоцкий)

    Обратимся к физике. Дело в том, что звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц т.е. от 20 до 20 000 раз в секунду. Говоря о строении человеческого организма, мы не должны забывать о том, что мы изучаем себя для того, чтобы сохранить здоровье.

    4. Физкультурная пауза.

    Работая на уроке, мы напрягаем глаза, поэтому очень важно делать гимнастику для глаз. Вращаем глаза, рисуем глазами знак бесконечности, сосредоточенно смотрим на кончик пальца, приближая и отдаляя его.

    5. Продолжение изучения нового материала.

    Теперь мы поговорим о строении слухового анализатора.

    Рецепторы – слуховой нерв – височная зона коры больших полушарий.

    Изучаем строение уха. (слайд7 ): Орган слуха - ухо: наружное, среднее, внутреннее.

    Поработайте с учебником (стр. 85-87). Заполните схему (приложение 2 ):

    Давайте, посмотрим на доску, где помещена правильно заполненная схема, я предлагаю сравнить и исправить ошибки, если они у вас есть.

    (Cлайд 8,9 ) . Теперь поговорим о функциях:

    Ушная раковина: улавливает звуки

    Наружный слуховой проход: проводит звуковые колебания

    Барабанная перепонка: преобразует звуковые колебания в механические, передаёт в среднее ухо.

    Слуховые косточки: молоточек и наковальня - рычаги, стремя – своеобразный поршень. Они усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо. Стремя упирается в овальное окно.

    Слуховая труба: соединяет среднее ухо с носоглоткой. Выравнивает давление, возникающее при усиленном шуме. (врач ухо-горло-нос).

    Улитка: раковина в 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами (по 60-70 у каждой клетки). Это волосковые слуховые клетки (их около 24 тыс.) крепятся к мембране, которая состоит из отдельных волокон. Стоит возникнуть колебаниям в жидкости улитки, как занавес начинает касаться волосков слуховых клеток, порождая электрические импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передаёт их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Они и обеспечивают анализ и синтез звуков.





    Внутреннее ухо (улитка) Внутреннее ухо - костный лабиринт (улитка и полукружные каналы), внутри которого лежит, повторяя его форму, перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, пространство между перепончатым и костным лабиринтом - перилимфой (перилимфатическое пространство). В норме поддерживается постоянный объем и электролитный состав (калий, натрий, хлор и др.) каждой из жидкостей




    Кортиев орган Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, которая преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение. Кортиев орган расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, заполненном эндолимфой. Кортиев орган состоит из ряда внутренних и трех рядов наружных воспринимающих звук волосковых клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.




    Вестибулярный аппарат Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Вестибулярный аппарат - сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата - комплекс скоплений реснитчатых клеток внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований - отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов.




    Патологии слуха Нарушение слуха полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук. Звуковые волны различаются по частоте и амплитуде. Потеря способности обнаруживать некоторые (или все) частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой, называется нарушением слуха.




    Дефекты: громкость, обнаружение частот, распознавание звуков Минимальная громкость, которую может воспринять индивидуум, называется порогом слышимости. В случае людей и некоторых животных, эту величину можно измерять с помощью поведенческих аудиограмм. Делается запись звуков от самых тихих к более громким различных частот, которые должны вызывать определённую реакцию проверяемого. Также существуют электрофизиологические тесты, которые могут быть осуществлены без изучения поведенческих реакций.


    Говорят, что индивидуум страдает нарушением слуха, если у него ухудшается восприятия тех звуков, которые обычно воспринимаются здоровым человеком. У людей термин «нарушение слуха» обычно употребляется к тем, кто частично или полностью потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Степень нарушения определяется по тому, насколько громче по сравнению с нормальным уровнем должен стать звук, чтобы слушатель начал его различать. В случаях глубокой глухоты слушатель не может различить даже самые громкие звуки, издаваемые аудиометром.


    Классификация нарушений слуха Кондуктивная тугоухость это нарушение слуха, при котором затруднено проведение звуковых волн по пути: наружное ухо барабанная перепонка слуховые косточки среднего уха внутреннее ухо. «К звукопроводящему аппарату относят наружное и среднее ухо, а также пери- и эндолимфатические пространства внутреннего уха, базилярную пластинку и преддверную мембрану улитки».


    При кондуктивной тугоухости проведение звуковой волны блокируется ещё до того, как она достигнет сенсорно-эпителиальных (волосковых) клеток кортиева органа, связанных с окончаниями слухового нерва. У одного и того же пациента возможно сочетание кондуктивной (басовой) и нейросенсорной тугоухости (тугоухость смешанного характера). [ Встречается и чисто кондуктивная потеря слуха [


    Нейросенсорная тугоухость (синоним сенсоневральная тугоухость, англ. sensorineural hearing loss) это потеря слуха, вызванная поражением структур внутреннего уха, преддверно- улиткового нерва (VIII), или центральных отделов слухового анализатора (в стволе и слуховой коре головного мозга).


    Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость возникает, когда внутреннее ухо перестаёт нормально обрабатывать звук. Это вызывается различными причинами, самой распространённой является поражение волосковых клеток улитки из- за громкого звука и(или) возрастных процессов. Когда волосковые клетки нечувствительны, звуки не передаются нормальным образом на слуховой нерв головного мозга. Сенсоневральная потеря слуха занимает 90 % от всех случаев тугоухости. Несмотря на то, что сенсоневральная тугоухость необратима, можно избежать большего вреда, используя при громком звуке ушные заглушки или слушая музыку на меньшей громкости.


    Слухопротезирование Лечение тугоухости, вызванной изменениями в звукопроводящем аппарате, проводится достаточно успешно. При поражении звуковоспринимающего аппарата используется комплекс медикаментозных, физиотерапевтических средств. При недостаточной эффективности этих мероприятий используется слухопротезирование подбор слуховых аппаратов, усиливающих звук. Пригодность слухового аппарата оценивается после адаптационного периода, в течение которого пациент привыкает к необычной громкости воспринимаемой речи и различным посторонним шумам.


    Техническое совершенство аппаратуры и правильность индивидуального подбора определяют эффективность слухопротезирования. Пациенты с нейросенсорной тугоухостью подлежат диспансерному наблюдению, обеспечению максимальной реабилитацией и, по возможности, трудоустройством. В решении этих вопросов большую роль играет общество глухих. После проведения экспертизы трудоспособности такие пациенты определяются на специальные предприятия или получают рекомендацию по ограничению некоторых видов трудовой деятельности.


    Реабилитация детей с нарушением слуха В процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, хоровая декламация с музыкальным сопровождением. В дальнейшем проводятся речевые занятия с помощью усилителей и слуховых аппаратов. Такая работа проводится в специальных детских садах для слабослышащих детей, начиная с 2-3-летнего возраста. В дальнейшем она продолжается в специализированных школах.


    Во многих случаях работа по реабилитации выполняется родителями в условиях естественного речевого общения. Это требует неизменно большего труда и времени, но дает часто хорошие результаты. Но работа эта должна быть совместной с сурдопедагогами и проходить под их наблюдением, таким образом, слагаемые успешной реабилитации слабослышащих следующие: Раннее выявление нарушения слуха и раннее начало реабилитационных мероприятий. Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов. Интенсивность и систематический характер слуховой тренировки, составляющей основу процесса реабилитации.


    Наиболее ценным периодом для реабилитации являются первые три года жизни ребенка. При тугоухости, возникшей у человека, умеющего говорить, в дальнейшем развиваются расстройства речи в виде монотонности, неритмичности. Кроме того, возникшая тугоухость затрудняет общение с окружающими. Для диагностики снижения слуха у взрослых имеется большое количество способов и тестов. Важной целью этого исследования является выяснение причины развившейся тугоухости поражение звукопроводящей или звуковоспринимающей системы.



    Контрольная работа
    Тема «Возрастные особенности слуховой
    сенсорной системы. Гигиена слуха».
    По курсу возрастная анатомия и физиология1. Введение- 3 слайд
    2. Строение слухового анализатора- 4 слайд
    2.1. Периферический отдел слухового анализатора – 5 слайд
    2.2. Проводниковый отдел слухового анализатора – 6 слайд
    2.3. Центральный, или корковый отдел слухового анализатора – 7 слайд
    3. Возрастные особенности слухового анализатора у ребенка – 8 слайд
    3.1. Пренатальное развитие - 8-14 слайд
    3.2. Постнатальное развитие слухового анализатора – 15слайд
    Ушная раковина-15 слайд
    Наружный слуховой проход – 16слайд
    Барабанная перепонка – 17 слайд
    Барабанная полость – 18-20слайды
    Евстихиева (слуховая) труба- 21 слайд
    Внутреннее ухо – 22 слад
    4. Гигиена слуха – 23-25 слайд
    Список литературы -26-27слайд
    Автор презентации-28 слайд

    1. Введение

    Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений.
    Роль слуха трудно переоценить. Способность слышать дана
    большинству людей от рождения и воспринимается как должное.
    Слуховой анализатор – вторая по значимости сенсорная
    аналитическая система в обеспечении адаптивных реакций
    и
    познавательной деятельности человека. С помощью слуха восприятие
    мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение слуха в
    детстве существенным образом оказывает значительное влияние на
    познавательное развитие и мыслительную деятельность.
    Особая роль слухового анализатора человека связана с речью,
    поскольку слуховое восприятие является ее основой. Любые нарушения
    слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к
    глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у ребенка остается не
    нарушенным. У взрослых людей, владеющих речью, нарушение слуховой
    функции не ведет к расстройству речи, хотя резко затрудняет общение
    между людьми.

    2. Строение слухового анализатора человека

    Орган слуха человека
    улавливает (наружное ух),
    усиливает (среднее ухо) и
    воспринимает (внутреннее
    ухо) звуковые колебания,
    представляя собой, по
    сути, дистанционный
    анализатор,
    периферический отдел
    которого располагается в
    пирамиде височной кости
    (улитке).

    2.1. Периферический отдел слухового анализатора

    Наружное ухо: ушная
    раковина, слуховой проход,
    барабанная перепонка
    Среднее ухо: полость
    среднего уха, слуховая
    труба, косточки среднего
    уха, молоточек, наковальня,
    стремечко
    Внутреннее ухо: улитка,
    слуховой нерв
    Вестибулярный аппарат:
    преддверие с мешочками,
    полукружные каналы

    2.2. Проводниковый отдел слухового анализатора

    Волосковые сенсорные клетки
    улитки
    Спиральный ганглий
    Кохлеарные ядра
    (1 переключение в ЦНС)
    Оливо – кохлеарный комплекс
    Нижние бугры
    четверохолмия(2
    переключение в ЦНС)
    Медиальные коленчатые тела
    Слуховая зона коры

    2.3. Центральный, или корковый отдел слухового анализатора

    Центральный конец слухового анализатора расположен в
    коре верхнего отдела височной доли каждого из полушарий
    головного мозга (в слуховой области коры). В продолговатом
    мозгу происходит частичный перекрест нервных волокон,
    соединяющих периферический отдел слухового анализатора
    в с его центральным отделом.

    3. Возрастные особенности слухового анализатора у ребенка 3.1. Пренатальное развитие

    Орган слуха в пренатальном
    онтогенезе развивается из двух слоев:
    Из эктодермального слоя
    формируется кожа и подкожные
    структуры ушной раковины, наружного
    слухового прохода, барабанная
    перепонка и содержимое улитки;
    Мезодермального – слуховые
    косточки и височная кость. Развитие и
    формирование органа слуха человека
    начинается с первых недель
    внутриутробного развития и
    продолжается в течение всего периода
    беременности.

    2-3- я неделя
    Внутриутробного
    развития – появляется
    зачаток перепончатого
    лабиринта в виде
    утолщения эктодермы на
    поверхности головного
    конца зародыша по
    бокам от нервной
    пластинки.

    4- я неделя –
    эктодермальная
    пластинка прогибается,
    образует слуховую ямку,
    превращающуюся в
    слуховой пузырек
    5- я неделя –
    внутреннее ухо
    представляет собой
    слуховой пузырек, а
    наружное ухо только
    начинает образовываться.

    8 неделя – внутреннее ухо
    представлено
    одним завитком
    .
    элементов спирального
    органа (будущая улитка),
    наличием мешочков и
    полукружных каналов с
    сенсорными клетками
    вестибулярного рецептора; в
    среднем ухе формируется
    нижняя часть барабанной
    перепонки, хрящевые
    молоточек и наковальня; в
    наружном – хрящевая часть
    наружного слухового прохода
    и ушная раковина.

    11-12 неделя

    Во внутреннем ухе
    появляются два завитка
    улитки, формируется
    перепончатый лабиринт
    и волосковые клетки,
    волокна слухового нерва
    прорастают во
    внутреннее ухо;
    начинает формироваться
    звуковоспринимающий
    аппарат – Кортиев орган.

    20 неделя –
    внутреннее ухо
    созревает до размеров
    взрослого,
    заканчивается
    окостенение молоточка
    и наковальни и
    начинается
    окостенение стремени;
    ушная раковина
    полностью
    сформирована.

    37 неделя – при созревшем
    внутреннем, среднем и
    наружном ухе происходит
    пневматизация структур
    височной кости (сосцевидный
    отросток) и барабанной
    полости (среднее ухо).
    Орган слуха, включающий
    наружное, среднее и внутреннее
    ухо и волокна слухового нерва,
    к моменту рождения полностью
    сформирован.
    В постанатальном периоде
    происходит дальнейшее
    созревание органа слуха.

    3.2. Постнатальное развитие органа слуха

    Ушная раковина у
    новорожденного утолщена, хрящ ее
    мягкий, рельеф слабо выражен,
    покрывающая его кожа тонкая. Мочка
    имеет небольшие размеры. Наиболее
    быстро ушная раковина растет в
    течение первых 2-х лет жизни ребенка
    и после 10 лет. В длину она растет
    быстрее, чем в ширину.

    Наружный слуховой проход

    у
    маленьких детей короче и уже, чем
    у детей старшего возраста и
    взрослых. У новорожденного он
    имеет вид узкой щели и может
    быть
    заполнен
    первородной
    смазкой. По мере роста наружный
    слуховой проход ребенка из
    щелевидного становится овальным
    с более стойким просветом и
    отличается от взрослого только
    размерами.
    Его
    длина
    у
    новорожденного около 15 мм, у
    ребенка 1 – года 20 мм, у ребенка 5
    лет – 22 мм. У 10-12 летних детей
    его длина и форма близких к их
    величинам у взрослого.

    Барабанная перепонка

    у
    взрослого имеет овальную форму, а у
    детей – круглую. У новорожденного
    она наклонена по отношению к оси
    наружного слухового прохода на 2030 градусов, этот угол с возрастом
    увеличивается на 40-45 градусов. У
    новорожденного
    размеры
    барабанной перепонки те же, что и у
    взрослого, но толщина ее больше. У
    новорожденного ее высота 9 мм,
    ширина 8 мм. Постепенно плотная
    неоформленная
    соединительная
    ткань
    в
    центре
    барабанной
    перепонки замещается коллагеново –
    волокнистой тканью.

    Барабанная полость(среднее ухо)

    Барабанная полость у детей первых
    лет жизни не отличается по абсолютным
    размерам от полости у старших детей и
    взрослых, однако в строении некоторых
    элементов барабанной полости ребенка
    имеются возрастные отличия. Барабанная
    полость имеет форму неправильной
    пирамиды объемом от 0, 75 до 2 мм³.
    Передний отдел ее лежит латеральнее, чем
    у взрослых. К моменту рождения полость
    среднего уха плода заполнена зародышевой
    соединительной тканью. С первым вздохом
    воздух проходит в барабанную полость
    через слуховую трубу. Происходит распад
    зародышевой ткани и превращение ее в
    зрелую соединительную ткань.

    Барабанная полость ограничена шестью стенками. У
    детей первого года жизни в верхней стенке имеется
    незакрытая щель, толщина стенки очень незначительна –
    1-1, 15 мм.
    Нижняя стенка (дно) барабанной полости у детей тоже
    очень тонкая от 0,7 до 2 мм. Она отделяет полость от
    луковицы внутренней яремной вены, на которую при
    гнойном
    воспалении
    среднего
    уха
    может
    распространиться инфекция, и привести к сепсису.
    Передняя стенка барабанной полости у новорожденных
    и детей первого года жизни постепенно и незаметно
    переходит в нижнюю и внутреннюю. Верхняя часть ее
    занята устьем евстахиевой трубы.

    Задняя стенка (самая длинная 12-15 мм) имеет широкое
    отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру – антрум.
    Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют изза слабого развития сосцевидного отростка.
    Наружная стенка в большей степени состоит из
    барабанной перепонки. В строении внутренней стенки
    барабанной полости у детей и взрослых существенных
    отличий нет.
    У детей в первые дни жизни слуховые косточки почти
    тех же размеров, что и у взрослых.

    Евстахиева труба

    Евстахиева (слуховая) труба новорожденного
    и грудного ребенка (17-22 мм) значительно короче,
    чем у детей старшего возраста (около 35 мм), без
    кривизны и изгибов, а просвет значительно шире.
    Длина слуховой трубы у ребенка 1 – го года жизни
    равна 20 мм, а 2-х лет 30, 5 лет – 35, у взрослого –
    35-38 мм. Глоточное устье у маленьких детей
    расположено на высоте нижнего края носовых
    полостей. Далее с ростом лицевого скелета и
    опусканием твердого неба глоточное устье
    евстахиевой трубы поднимается до уровня нижней
    носовой раковины, при этом глоточное отверстие в
    раннем детском возрасте постоянно зияет, чего не
    бывает у детей 5-6 лет. Просвет слуховой трубы
    суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2
    мм в 2 года и до 1-2 мм у 6 –летнего ребенка. Именно
    поэтому у детей до 3 лет на фоне респираторных
    инфекций часто возникают воспаления среднего уха.
    Барабанное устье у младенцев находится в верхней
    части передней стенки барабанной полости и
    постепенно
    с
    возрастом
    перемещается
    в
    нижнепередний отдел.

    Внутреннее ухо

    у новорожденного развито хорошо, его
    размеры близки к размерам взрослого. Костные стенки
    полукружных каналов тонкие. Постепенно утолщаются за счет
    слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости. В
    постнатальном онтогенезе продолжаются миелинизация
    аксонов многих нейронов и синаптогинез
    специализированные функциональные контакты между
    клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов)
    центральных слуховых путей и центров
    Важным этапом в росте поверхности коры височной
    области является возраст 2 года, когда височная область
    приближается по величине височной области мозга взрослого
    (к 2-3 годам наблюдается значительный скачок в развитии речи
    у ребенка). К 7 годам височная область к величине почти
    достигает размеров взрослого (93-96%); 7 лет – важный этап
    развития сложной аналитоко – синтетической деятельности
    мозга. Таким образом, развитие слуховой системы не
    заканчивается с рождением ребенка, а окончательное
    формирование ее элементов охватывает длительный период
    жизни.

    Гигиена слуха ребенка

    Ушные раковины и, в целом, все части
    строения уха выполняют очень важные
    функции в организме.
    Гигиена уха занимает минимум времени и
    усилий.
    Проводить
    гигиенические
    мероприятия можно не каждый день, так
    как слишком частое или неаккуратное
    очищение ушной раковины может стать
    причиной неприятных последствий. Если
    слишком часто удалять серные отложения в
    ухе, то это может привести к тому, что железы
    начнут работать в усиленном режиме,
    вырабатывая еще больше серы. Кроме того,
    нередко при прочищении ушного прохода от
    серы человек, напротив, заталкивает ее еще
    глубже, что провоцирует развитию серных
    пробок, удалить которые может только
    отоларинголог.

    Гигиена ушей включает в себя
    элементарные
    манипуляции:
    ушные
    раковины необходимо тщательно мыть
    теплой водой с мылом. Если во время
    водных процедур вода попала в ухо, ее надо
    убрать оттуда, промокнув ватной палочкой.
    Глубину, на которую можно погружать
    ватную палочку в ухо, чтобы не нанести
    повреждений барабанной перепонке, каждый
    человек должен ощущать самостоятельно.
    Следует обратить особое внимание на то,
    чтобы во время данных процедур рядом с
    ребенком и взрослым, не находился ктолибо, способный нечаянно толкнуть или
    совершить другое резкое действие. Именно в
    таких
    ситуациях
    часто
    случаются
    повреждения барабанной перепонки в
    процессе
    проведения
    гигиенических
    мероприятий.

    Существует также и другой уход, который лучше назвать
    заботой. В настоящее время наиболее распространена картина,
    когда дети слушают музыку в наушниках. Подобная практика
    ведет к невритам, и статистика показывает, что в последнее время
    к врачам обращаются с этой проблемой в разы чаще.
    Следует также обратить внимание на состояние здоровья
    органов слуха во время зимних морозов, так как переохлаждение
    головы может, в числе прочего, привести к развитию воспалений
    органов слуха.
    Еще одна сторона гигиены ушей – прокалывание с целью
    украшения серьгами. Данная процедура, казалось бы, опасности
    не представляет. Тем не менее, следует знать, что на ушной
    раковине расположено огромное количество точек, которые
    связаны с разными внутренними органами и системами организма.
    Поэтому проводить даже эту простую процедуру необходимо у
    специалиста.

    Список литературы

    1.Гапанович В.Я. Александров В.М. «Отортноларингологический
    атлас». Минск: «Высшая школа» 1989
    2.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. «Возрастная атомия и физиология»,
    Москва, Академия, 2008-272
    3. Нейман Л.В, Богомильский М.Р. «Анатомия, физиология и патология
    органов слуха и речи» Издательство: "Владос" 2001-222
    4.Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия и физиология детей и
    подростков», Академия 2002-456
    5.Хрипкова А.Г., Антропова М.В, Фарбер Д.А. «Возрастная
    физиология и школьная гигиена», Москва, Просвещение, 1990-319
    6.А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и
    речи», Великий Новгород,2006-68
    7.Шипицына Л.М., Вартанян И.А. «Анатомия, физиология и патология
    органов слуха, речи и зрения», 2012-432

    8. Режим доступа:do.gendas.ru
    9. Режим доступа: med.books.info
    10. Режим доступа: WOMAN-LAFI-Женский журнал
    11. Режим доступа: Схемо.рф.2015

    Выполнила студентка 1 курса
    711-З группы
    заочной формы обучения
    Шорошнева Марина Анатольевна

    © 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины