Правда ли, что Сталин верил в Бога? Иосиф Сталин – «в Бога и святых он не верил с детства…

Правда ли, что Сталин верил в Бога? Иосиф Сталин – «в Бога и святых он не верил с детства…

В последние десятилетия приобрела популярность версия, что Сталин не только способствовал возрождению Русской православной церкви во время и после войны, но что он был втайне верующим человеком и предпринимал свои шаги не только по практическим соображениям, но и исходя из внутренних убеждений. Сторонники этой версии любят опираться на тот факт, что Сталин в молодости был семинаристом, и утверждают, что он не до конца изжил из себя ту веру, которая двигала его желание стать священником. Насколько эта легенда соответствует действительности?

Вера Сталина

Многие современники утверждали, что мать Сталина настаивала на его карьере священнослужителя и побудила его поступить в Тифлисскую духовную семинарию. По свидетельству преподавателя Московской семинарии в послевоенное время М.Х. Трофимчука, во время встречи Сталина с иерархами РПЦ в Кремле 4 сентября 1943 года вождь СССР будто бы спросил митрополита (будущего патриарха) Сергия Страгородского в ответ на его жалобу: «А почему у вас нет кадров?» Сергий, вместо того, чтобы сказать правду о тысячах священников, сгинувших в сталинских застенках, слукавил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Сталину понравилась шутка и он якобы даже прослезился: «Да, моя мама очень хотела, чтобы я стал священником».

По некоторым свидетельствам, Сталин во время войны втайне молился, даже исповедовался и причащался, встречался с блаженной Матроной Московской и т.д. Такие свидетели в один голос утверждают, что Сталин был верующим человеком и лишь идеологические обстоятельства мешали ему открыто объявить об этом.

Покровительство церкви

По мнению некоторых историков, послание местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Сергия (Страгородского) к верующим с призывом дать отпор немецко-фашистским захватчикам было издано с прямого одобрения Сталина. Это воззвание стало распространяться с 10 часов утра 22 июня 1941 года, то есть на два часа раньше, чем с речью о начале войны выступил по радио В.М. Молотов и на одиннадцать дней раньше выступления самого Сталина. В этом они видят признак того, что Сталин уже тогда решил возложить на церковь миссию духовной мобилизации народа на Отечественную войну.

Встречаются также утверждения, что в декабре 1941 года, когда немцы стояли на пороге Москвы, Сталин пригласил в Кремль духовенство и попросил его совершить молебен о даровании победы. Тогда же, по его указанию, был совершён облёт вокруг Москвы на самолёте с Тихвинской иконой Богоматери из церкви близ ВСХВ (ВДНХ). Осенью 1942 года аналогичное действие было проведено в Сталинграде с Казанской иконой Богородицы. Рассказывают и о крестных ходах в Ленинграде, и других подобных акциях, которые совершались по указанию или с санкции Сталина в самые тяжёлые периоды войны.

Восстановление патриаршества

Резкий поворот в политике Сталина по отношению к церкви связывают обычно с упомянутой встречей 4 сентября 1943 года. Сторонники версии о внутренних личных мотивах, побудивших Сталина пойти на восстановление патриаршества и других церковных институтов, отмечают то, что данный шаг был предпринят Сталиным не в 1941-1942 гг., а когда в войне наступил перелом. Следовательно, считают они, Сталин уже не нуждался в церкви как в инструменте мобилизации народа. Отсюда они делают вывод, что Сталин решил повернуться лицом к церкви только под воздействием собственной веры.

«Безбожная пятилетка»

Свидетельства из разных источников о том, что Сосо Джугашвили поступил в семинарию по настояниям матери, подтверждают, скорее, что он лично не испытывал сильного желания стать священником, но лишь исполнял свой сыновний долг. Учёбой в семинарии, как известно, Сосо тяготился, постоянно конфликтовал с наставниками, подвергался дисциплинарным взысканиям, именно тогда увлёкся запрещённой литературой и в конце концов был отчислен за неявку на экзамен. Впрочем, весьма возможно, что Сталин, как и многие мятежные натуры во все времена, делал различие между верой в Бога и почитанием духовенства. Но даже это уже не согласуется с тем его портретом «покровителя церкви», который рисуют некоторые его нынешние апологеты.

В 1928 году в одном из интервью центральной партийной прессе Сталин заявил: «Надо пожалеть, что духовенство не было с корнем ликвидировано». В 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка». К 1 мая 1937 года официально намечалось закрыть все храмы в СССР и ликвидировать духовенство как класс.

Церковь как инструмент

Утверждения писателей недавнего времени о молебнах и облётах с иконами в 1941-1942 гг., равно как и о встречах Сталина с православными прорицателями, не подтверждаются надёжными источниками.

Действительно, в 1941-1942 гг. Сталин не занимался восстановлением и укреплением церковных структур. Он в них не нуждался именно в тяжёлый период войны. Церковь была настолько обескровлена сталинскими репрессиями (за один 1937 год было уничтожено 35 архиереев), что не играла заметной роли в духовной жизни СССР накануне и в первые два года Великой Отечественной войны.

Поворот в религиозной политике Сталина стал необходим как раз с началом освобождения западных территорий СССР. За время немецкой оккупации церковь пережила период возрождения. Немцы в практических целях поощряли открытие храмов, закрытых большевиками. Более того, германская армия брала на себя ответственность за возвращение церкви имущества, отобранного советской властью. Перед войной на Украине оставалось всего два действующих православных храма и ни одного монастыря. В конце 1942 года там насчитывалось уже 318 действующих храмов и 8 монастырей, в которых служили 434 священника, 21 диакон, 387 монахов и монахинь. Быстрыми темпами шло возрождение церкви также в оккупированных Белоруссии и Псковщине.

Сталин хорошо понимал, что священники и паства возрождённой в оккупации церкви это антисоветская сила. Ей было необходимо противопоставить свою «ручную» церковь, так как сам факт воскрешения церкви на оккупированной территории показывал, что довоенная атеистическая политика потерпела полный крах. Кроме того, Сталин имел широкие геополитические планы по расширению сферы советского влияния в мире после войны. Здесь церковь (не только РПЦ, но также Армяно-григорианская) могла сослужить хорошую службу. Был Сталин заинтересован пока и в хороших отношениях с западными союзниками, которые наращивали поставки материалов и вооружений, способствовавших скорейшей победе СССР.

Либерализация церковной политики благоприятно вписывалась в контекст нового имиджа СССР с его отказом от «мировой революции» и гимна «Интернационал», роспуском Коминтерна, возвращением многих дореволюционных названий городов и улиц и т.д. О том же, чтобы сделать церковь независимым институтом, как то следовало бы из советской конституции, и речи не шло. РПЦ стала одним из послушных орудий государственной политики в реализации политических планов Сталина.

Иосиф Сталин умер 54 года назад. Но его имя до сих пор находится в десятке наиболее упоминаемых в России политиков. Более того, удивительные вести о его жизни и деятельности продолжают поступать и через полвека после кончины. Вот один исследователь берется доказывать, что существовало не две жены Иосифа Виссарионовича, а три. Вот другой авторитетно заявляет: Сталина отравил Берия. Или вот еще модная фишка: главный коммунист СССР, оказывается, был глубоко верующим человеком

Последняя идея при ее очевидной завиральности хорошо укладывается в русло современного российского властного мейнстрима с его модой на "государственничество".

Одно только портит официальную биографию прежнего кремлевского бога: сам он в Господа не верил. Ну да с помощью современных средств массовой информации (особенно телевидения) это легко и поправить.

Православный атеист

Справедливости ради стоит отметить, что Сталин действительно не одобрял крайних проявлений богоборчества 1920-х годов прошлого века. В 1933 г. на заседании Политбюро он говорил: "В период с 20-30-х годов в Москве и на территории прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов... Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнерусского зодчества".

В 1939 г. по настоянию Сталина Политбюро ЦК признало преследования верующих "нецелесообразным" и даже отменило указание Ленина от 1 мая 1919 года за N 13666-2 "О борьбе с попами и религией". Органам НКВД было предписано освободить из-под стражи уже арестованных священников, "если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти".

Во время войны Сталин действительно разрешил открыть много православных церквей. Правда, сделал он это после того, как разведка донесла: на оккупированных территориях немцы поощряют работу священников с населением. Когда вождь узнал, что оставленные без опеки НКВД, НКГБ, парткомов и месткомов люди охотно ходят в церковь, он не стал препятствовать этому. После войны генералиссимус даже признал роль православной церкви в победе и наградил ряд иерархов.

Страшнее Бога

"С детства маленький Иосиф не мог не верить в Бога, - говорит историк Рой Медведев. - Его мать была очень набожной женщиной, какой и оставалась до последних дней своей жизни. В те годы в городе Гори был не слишком разнообразный выбор учебных заведений. Собственно, их было всего два: грузинская начальная школа и русское православное училище. Именно в последнее мать отдала сына - несмотря на то, что тот не владел русским языком. Тогда у будущего отца народов, понятное дело, никаких атеистических мыслей еще не было. Иосиф тщательно и, вероятно, от всей души выполнял все надлежащие церковные обряды и таинства. Кстати, он и учился довольно хорошо.

Позднее младший Джугашвили поехал учиться в православную семинарию в Тбилиси. Много лет спустя, уже сделавшись всесильным Сталиным, он рассказывал немецкому писателю Эмилю Людвигу, что именно в те годы, в возрасте примерно 15 лет, он отошел от веры.

Надо признать, подобное в семинариях случалось нередко. Николай Чернышевский, Анастас Микоян и многие их коллеги в католических странах, изучая профессию священника изнутри, узнавали много такого, что недоступно пониманию простого верующего. В семинариях проходили, выражаясь языком современного менеджмента, "организацию чудес в промышленных масштабах". И не все юные и искренне верующие души были готовы к такому. Там учили и определенному цинизму, присущему представителям любой профессии, в том числе и профессии священника. Именно в семинариях многие юные бунтари поняли простую вещь: даже если лично ты не веришь в существование Бога, веру все равно необходимо демонстрировать прилюдно.

Точно так же в последующие безбожные годы многие преподаватели научного коммунизма ни на грош в него не верили. Но это не мешало им вполне благополучно учить студентов.

Сталин в отличие от многих других большевиков никогда особенно не распространялся относительно своего безбожия. Упомянутому уже Людвигу он без всякой патетики сообщил, что в мистику и чудеса не верит, не молится, в церковь не ходит.

Вплоть до 1943 г. Сталин даже по долгу службы не встречался с церковными иерархами. Причем первым стал вовсе не представитель Русской православной церкви, а высокопоставленный грузинский иерарх. У него Сталин в шутку (подобное чувство юмора вообще было для него характерно) спросил: "Кого ты больше боишься, меня или Господа Бога?" И сам, довольный, ответил: "Меня ты больше боишься, иначе пришел бы в облачении священника, а не в мирском костюме".

Но годы обучения в семинарии не прошли для Джугашвили даром. Полученные там знания Иосиф Виссарионович с успехом применил для строительства новой религии - собственного культа личности. Но началось все, разумеется, с культа Ленина. Строительство мавзолея, клятвы перед гробом, поклонение мощам - все эти ритуалы были заимствованы из православного детства Иосифа. Возможно, став Сталиным, вождь решил, что этому народу надо обязательно верить хоть во что-то.

Будучи атеистом, Сталин никогда не отрицал силы веры. Он использовал ее в своих интересах. Так, тексты своих публичных выступлений главный большевик составлял "в стиле катехизиса". Именно так, как учат в семинариях: с многочисленными повторами и нарочито упрощенным изложением мыслей. То есть именно так, как принято составлять проповеди".

Адольф Гитлер, сидя в тюрьме после провала "пивного путча" в Мюнхене, начал писать "Майн Кампф". Впрочем, писать - не совсем верно, он диктовал книгу Рудольфу Гессу. Будущий фюрер тогда о литературной славе не помышлял - соратники с большим трудом уговорили его пересказать им несколько речей. Речами Гитлера позднее заслушивалась вся Германия, а вот книга получилась на удивление скучной

Начался англо-аргентинский конфликт вокруг Фолклендских островов. После короткого боя их захватила морская пехота Аргентины. Великобритания послала в бой свои ВМС и отвоевала острова. Фолклендский конфликт стал первой войной грядущего XXI века - он доказал, что современные сражения выигрывает не пехота с танками, а супертехнологии.

Советский хирург Юрий Вороной впервые в мире провел операцию по трансплантации почки. 26-летняя женщина, которой пересадили почку умершего 60-летнего мужчины, прожила с донорским органом более двух суток. Но мировое первенство в какой-нибудь области не означало успешного внедрения новшества в народное хозяйство СССР. Почки в России до сих пор пересаживают на порядок реже, чем в Европе.

Создан блок НАТО, в который вошли США, Канада и 10 стран Западной Европы. Вскоре в НАТО вошли еще 4 страны, в том числе Турция. Ныне в блоке 26 государств, и, судя по приглашению туда Украины и Грузии, это не предел.

Император Павел I издал указ, запрещавший помещикам принуждать крестьян к работе по воскресеньям. Барщина, то есть работа на феодала, ограничивалась тремя днями в неделю. Не исключено, что дворяне-заговорщики убили Павла именно за это. По другой версии, незадолго перед смертью император решил навести порядок в винокурении и национализировать "водочную индустрию".

Наполеон под давлением большинства маршалов и министров подписал отречение от французского трона. Коалиция европейских государств, с которой Бонапарт воевал два предшествующих десятилетия, решила сослать его на остров Эльба. О том, сколь ошибочно было это решение, союзники узнали 20 марта 1815 г., когда начался отсчет знаменитых Ста дней Наполеона...

В Донском монастыре в Москве умер Патриарх Московский и всея Руси Тихон, в миру Василий Белавин. Все последние годы жизни советская власть держала его под домашним арестом. После этого патриаршество на территории СССР восстановили лишь в 1943 г.

Http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200704055573306

Социологи «Левада-центра» предложили россиянам выбрать самую выдающуюся историческую личность. Первое место в списке величайших людей досталось советскому лидеру Иосифу Сталину. Самым выдающимся человеком в истории Сталина назвали 38% респондентов, несмотря на то, что многие годы политики, интеллигенция и духовенство последовательно пытаются возложить на «вождя народов» вину за все грехи Советского Союза.

О том, был ли Сталин на самом деле воинствующим атеистом, откуда взялся «православный сталинизм» и почему патриарх Алексий I называл вождя трижды гением, мы побеседовали с заведующей Отделом истории Восточной Европы после Второй мировой войны в Институте славяноведения РАН, доктором исторических наук Татьяной Викторовной Волокитиной . До 2011 года ее отдел носил название «Центр по изучению истории сталинизма в Восточной Европе».

Давайте для начала предоставим слово самому Сталину. В беседе с Эмилем Людвигом в декабре 1931 года он так ответил на вопрос немецкого писателя о своем превращении в оппозиционера в юности и роли в этом своих родителей: «Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем неплохо. Другое дело духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против жестокого режима и методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма как действительно революционного учения».

Правильно ли будет на основании этих слов Сталина сделать вывод о том, сто он враждебно относится скорее к духовенству и церковным порядкам, а не к православию и вере в Бога вообще?

- Вопрос, считаю, сформулирован не вполне корректно. Порядки в семинарии действительно, как известно, расходились с некоторыми христианскими представлениями, и они повлияли на становление Сталина-революционера, то есть сторонника насильственных методов действия, также расходившихся с христианскими догмами. Тем не менее от протестных настроений семинариста до четкого оформления враждебности, как вы говорите, к православию и вере в Бога - «дистанции огромного размера». И этот путь предстояло пройти, преодолевая, как я полагаю, внутреннее сопротивление. Но был ли он пройден до конца, не знаю.

В России известна книга профессора русской литературы из США Даниеля Ранкур-Лаферриера о психологическом портрете Сталина. Автор пишет о том, что мать будущего вождя, Екатерина Джугашвили, была строгой религиозной женщиной и мечтала, чтобы ее сын стал священником. Под ее влиянием Иосиф начал усиленно изучать русский язык именно для того, чтобы поступить в православное духовное училище, а затем и в семинарию, и со второй попытки это ему удалось.


Лаферриер замечает, что Сталин был «глубоко религиозен в тот период, когда учился в духовной семинарии в Тифлисе», а также «сохранял необычайно положительное (для большевика) отношение к Русской и Грузинской православной церкви всю остальную жизнь». Как вы считаете, верны ли выводы американского профессора?

- По всей вероятности, именно в духовной семинарии произошел перелом в сознании, снижение «градуса» религиозности. В этом смысле нет оснований не доверять словам Сталина из беседы с Людвигом. Что касается дальнейшего, то в историографии констатируется отличное от других большевистских лидеров, более мягкое, если можно так сказать, отношение Сталина к Церкви. Ленин, Троцкий, да и Бухарин, были жестче. Об этом пишет историк Игорь Курляндский, подтверждая это документально.

В своем интервью газете «Завтра» в 2006 году генерал-майор Артем Сергеев, который вырос в доме Сталина, рассказал о его отношении к православию: «Ни Пасхи, ни других праздников церковных не отмечали. А выражения с упоминанием бога дома употреблялись. „Слава богу“, например, „Не дай бог!“ и „Ради бога“ Сталин сам нередко говорил. Я никогда не слышал от Сталина ни одного плохого слова в адрес Церкви и веры.

Помню, такой случай году в 1931 или 32-м. Напротив школы, где учился Василий, во втором Обыденском переулке, был храм. Как-то, когда там шла служба, мальчишки возле пробовали стрелять из пугача. Василий в этом участия не принимал, а рассказывал отцу об этом.

Отец спрашивает: „Зачем они это делали? Они же, молящиеся, вам учиться не мешают. Почему же вы им мешаете молиться?“ Далее спросил Василия: „Ты бабушку любишь, уважаешь?“ Тот отвечает, мол, да, очень, ведь это - твоя мама. Сталин говорит: „Она тоже молится“ . Василий: „Почему?“ Отец отвечает ему: „Потому что она, может, знает то, чего ты не знаешь“».

Как вы считаете, можно ли на этом основании делать вывод о том, что отношение к религии у Сталина как публичного политика было более враждебным, чем у Сталина как частного лица в быту?

- Речь может идти о разных уровнях проявления этого отношения. Политика, требующая четких установок и формулировок, - это одно; пропагандистская работа с конкретными лозунгами и призывами - другое; частная жизнь и быт - третье. Наверно, смешно было бы ожидать от крупного политика общения на «лозунговом» уровне в собственной семье.


Во время второго визита британского премьера в Москву в 1944 году Черчилль спросил: «Сможете ли вы простить меня лично за организацию походов Антанты?», имея в виду британскую интервенцию в Россию в годы Гражданской войны. Сталин ответил: «Не мне вас прощать. Пусть прощает вас Бог» . Как вы думаете, были ли это простые обороты речи со стороны Сталина, или это признак того, что он внутренне имел некую личную веру в Бога?

- Имея религиозное образование, пусть и неоконченное, Сталин не мог не знать евангельского толкования фразы «Бог простит, и я прощаю» и его глубокого смысла («…что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»). Отсылка к Богу важна здесь и как адресованное Черчиллю обращение к христианской этике - только Богу ведомы подлинные истоки обиды, ему и прощать. Но понятно, что это мое мнение.

Какова, на ваш взгляд, настоящая цель так называемого церковного возрождения в СССР, которое началось с известной встречи Сталина с тремя православными митрополитами в Кремле 4 сентября 1943 года и восстановления патриаршества, ознаменовалось открытием сотен храмов и Троице-Сергиевой Лавры, а закончилось созывом представительного Всеправославного совещания в Москве в 1948 году?

В последние годы историки написали об этом немало, но глубинные мотивы вождя до сих пор остаются дискуссионным вопросом. Есть версии о том, что новый курс в отношении религии был нужен советскому лидеру, чтобы сплотить нацию, чтобы «отбить» нацистскую пропаганду, чтобы наладить отношения с союзниками по Антигитлеровской коалиции, чтобы получить еще один инструмент влияния на общественность в зарубежных странах и другие. Какая вам кажется наиболее обоснованной?

- Несомненно, следует учитывать комплекс причин, включая и высокопатриотические позиции РПЦ с первых дней войны. Неслучайно определенные послабления в государственной конфессиональной политике были сделаны в 1941 году. А вот время поворота (1943 год), знаменовавшего начало «церковного возрождения», указывает на значение в первую очередь внешнеполитического фактора. В отечественной историографии об этом писали Татьяна Александровна Чумаченко, Ольга Юрьевна Васильева, Михаил Васильевич Шкаровский, Валерий Аркадьевич Алексеев, Михаил Иванович Одинцов и другие исследователи. Поворот 1943 года подтверждает прагматизм Сталина как государственного деятеля, политика-реалиста.


- Когда появилось правительственное сообщение о болезни Сталина, 4 марта 1953 года патриарх Алексий I подписал и разослал по епархиям письмо с указанием молиться за здоровье вождя. Там было сказано: «Наш долг, долг всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего. Благословляю во всех храмах всех епархий совершить молебствия о здравии Иосифа Виссарионовича. Церковь наша не может забыть того благожелательного к ней отношения нашего Правительства и лично Иосифа Виссарионовича, которое выразилось в целом ряде мероприятий, клонящихся ко благу и славе нашей Православной Русской Церкви».

Патриарх Алексий подтвердил свою оценку деятельности Сталина в своей речи перед панихидой по нему в Богоявленском патриаршем соборе в Москве 9 марта 1953 года. Он назвал его «Великим Вождем нашего народа», трижды гениальным - ученым, полководцем и мыслителем. «Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, „в путь всея земли“, горячей молитвой. Нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память», - сказал Алексий.

В том же духе патриарх высказался на молебне по случаю семидесятилетия Сталина 21 декабря 1949 года. Как вы считаете, предстоятель, который был лучше всех осведомлен о советских гонениях на Церковь, был вынужден давать такую оценку Сталину или же он был искренен?

- И опять вопрос, требующий однозначности - или-или! Не забывайте, что речь идет о патриархе Алексии, носителе подлинно православного сознания, чья глубокая религиозность определялась «твердо устоявшимися, застывшими формами», а действия и поведение отражали традиционную для православия модель государственно-церковных отношений. Отсюда и отношение к личности Главы государства, искреннее, не вынужденное кем-то или чем-то. А память о гонениях на РПЦ, конечно, никуда не девалась. Думаю, что это именно тот случай, когда в полной мере проявилось евангельское «Бог простит, и я прощаю». Насколько я знаю, Алексий во время панихиды молился «о мире» для души Сталина.

Достоверна ли информация об отпевании Сталина по православному обряду в храме Воскресения на Успенском Вражке в Брюсовом переулке сотрудником ОВЦС Московской патриархии, благочинным москворецких храмов, потомственным священником Владимиром Елховским по просьбе дочери вождя Светланы Аллилуевой?

- Встречающиеся, в частности в интернете, утверждения об отпевании Сталина объясняются тем, что чин отпевания усопшего (правильнее - чин погребения) путают с панихидой по новопреставленному с обязательной разрешительной (отпустительной) молитвой, в которой содержится просьба к Господу о прощении души. Известно, что по Москве ходили слухи о предстоящем отпевании патриархом Алексием, но 9 марта, как известно, патриарх отслужил панихиду, о чем сказано выше.

Что касается заочного отпевания, то, по сведениям, приведенным газетой «Московский комсомолец» в 2003 году, таковое якобы состоялось, причем не одно, а два: по личным просьбам дочери Светланы и сына Василия. Василий Сталин обратился 7 марта 1953 года к иерею церкви Воскресения Словущего в Аксаковском (ныне Филипповском) переулке Иоанну Свитинскому с просьбой отслужить панихиду по своему отцу, и 8 марта отпевание состоялось. Одна из прихожанок рассказала корреспонденту «МК», что самого Василия на панихиде не было, народу в храме было немного, а около храма были замечены две черные машины.

В те же дни заочное отпевание прошло и в другой московской церкви - Воскресения на Успенском Вражке на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок). По просьбе Светланы Аллилуевой и в ее присутствии обряд провел священник Владимир Елховский - бывший фронтовик, подполковник в отставке. Впоследствии он якобы рассказывал об этом своим знакомым. На отпевании присутствовало совсем мало людей: служители храма и несколько человек, возможно, наблюдателей, которым стало известно о намерении Светланы.


Примечательно, что и Свитинский, и Елховский были известными в православной Москве лицами, авторитетными и уважаемыми священниками, чем, по всей вероятности, и можно объяснить выбор Василия и Светланы. В данной информации меня настораживает факт двукратного отпевания. Насколько я знаю, это невозможно: отпевание проводится один раз, в отличие от панихиды по усопшему, которую можно совершать многократно. Нет ли и в этом случае путаницы?

- Действительно, разрешительная молитва - ключевой момент отпевания, а ее чтение дважды и более канонически не стройно. Однако случается, что близкие покойного не знают о намерениях друг друга и заказывают заочное отпевание в разных храмах, тут уж ничего не поделаешь. Жаль, что Светлане Аллилуевой, которая не так давно скончалась, никто не задал этот вопрос.

Как вы думаете, Татьяна Викторовна, почему в наше время так популярны рассказы о том, что Сталин якобы наведывался за советом к святой блаженной Матроне Московской, приказывал обходить Москву крестным ходом с Казанской иконой Богоматери и прочие не имеющие под собой никаких доказательств измышления, которые принято именовать «православным сталинизмом»?

- Предполагаю, что в этом выражается ностальгия части общества в связи с развалом СССР, с утратой нашей страной статуса великой державы, с современным положением в стране «строящегося капитализма» и издержками этого процесса для широких слоев населения. Отсюда тяга к наведению порядка «твердой рукой» и одновременно идеализация прошлого. Отсюда же и стремление «освятить» авторитетом наиболее почитаемых в обществе иерархов РПЦ, святых, великомучеников, блаженных личность и деятельность Сталина.

Документально примеры, названные вами, никак не подтверждаются, оставаясь в ряду популярных мифологем. Я ранее пыталась найти подтверждение одной из них, связанной с митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом). Выяснилось, что к судьбоносным решениям о «церковном возрождении» митрополит отношения не имел, а во время визита в СССР в 1947 году встречи его со Сталиным не было. Красивая легенда, однако, до сих пор будоражит воображение некоторых верующих.

Виталий Скороходов

«Сталин был коммунистом - говорят коммунисты.
Сталин был националистом - спорят националисты.
Сталин был мразью и ничтожеством –
заявляют мрази и ничтожества».
Александр Боровской.

Сегодня о Сталине стали вспоминать все чаще и чаще. Одни с ненавистью, другие с сожалением и надеждой, что появится человек его масштаба и выведет Россию, Украину и другие постсоветские страны из той трясины, в которую они попали после распада СССР.

Был ли Сталин святым? Нет. Был ли он зверем и тираном, как любят изображать его либералы и украинские националисты? Тоже нет. Время было жестокое, государство было окружено врагами со всех сторон, как внешними, так и внутренними. Ему пришлось взять на себя роль лекаря, исцеляющего общество от злокачественной опухоли. Пришлось принести боль, ампутировать нежизнеспособные ткани, но в результате весь организм выжил и укрепился.

Он был прежде всего Человеком, и как каждый человек, совершал какие-то ошибки. Будучи главой огромного государства, он жил, как аскет. Сегодня любой руководитель районного масштаба живет богаче, чем жил Иосиф Виссарионович. Он был подвижником, взвалившим на себя всю ответственность за державу и народ. Легче всего было умыть руки, как Понтий Пилат и отдать русский народ на растерзание интернацистам, превратить его в пушечное мясо во всемирной революции, на благо еврейского народа, как хотел сделать это Троцкий, но он вступил с ним в борьбу и одержал победу. Советский Союз пошел собственным путем, построил социализм, победил фашизм. После смерти он стал мучеником. Его распинали его бывшие товарищи, лизавшие ему раньше сапоги и создавшие тот самый культ личности, в котором его потом обвиняли.

История все расставила по своим местам.

Был ли Сталин верующим? Об этом сегодня ведутся споры. Однако о человеке лучше всего говорят не его слова, а его дела. Сталин не ходил в церковь, не ставил там свечи, не красовался перед публикой, изображая из себя глубоко религиозную личность, как делают сегодня многие бывшие секретари обкомов и райкомов, в одночасье, из воинствующих атеистов, превратившиеся в святош. Однако, в своем сердце, он верил Богу и сделал немало для укрепления православной веры в Советском Союзе, ставшим правопреемником Руси.

Хотя церковь была отделена от государства, но Иосиф Виссарионович, получивший религиозное образование, уделял православной вере большое внимание, особенно в годы Великой Отечественной войны.

Ложные сведения о Сталине, как гонителе Церкви распространяются либералами всех мастей. Сегодня Украину усиленно тащат в Евросоюз и НАТО, куда, кстати, ее никто не собирается принимать, стараются приобщить людей к античеловеческим, сатанинским ценностям. Именно поэтому так важно рассказать правду об истинном духовном лице вождя советского народа и его взаимоотношениях с православием.

Особое значение это имеет для Украины, отказавшейся от своего исторического имени – Русь, колыбели православной веры, порванной сегодня на части и втянутой в братоубийственную гражданскую войну. В ней подняли голову различные тоталитарные секты, вернулось униатство, все больше набирает силу католичество, укрепляются подковерные связи с папским престолом, в общество проникают антихристианские идеи экуменизма.

С огромным уважением к Сталину относились такие церковные деятели, как патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), патриарх Александрийский Христофор, католикос-патриарх Грузии Илия II (Шиолошвили), святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский, митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), митрополит Николай (Ярушевич), архиепископ Сергий (Ларин) и другие.

Именно при Сталине Московской Патриархией проводились работы по подготовке к передаче "права чести" Первого, то есть Вселенского, Патриарха от Константинопольского к Московскому и всея Руси. И хотя это не удалось, в связи с преждевременной кончиной вождя, но уже тогда двое из четырех Восточных патриархов были готовы поддержать идею воссоздания Москвы как Третьего Рима. Сталин способствовал единству православной церкви, ликвидировав в 1946 году унию на Западной Украине. Именно поэтому его так ненавидят украинские националисты.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I перед панихидой в день похорон И. В. Сталина сказал: «Великого Вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила, великая, общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор Великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума. …Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой».

Лишь один характерный эпизод из его жизни. В Большом театре готовили новую постановку оперы Глинки "Иван Сусанин". Послушали члены комиссии во главе с председателем Большаковым и решили, что надо снять финал "Славься, русский народ!": церковность, патриархальщина...

Доложили Сталину.

«А мы поступим по другому: финал оставим, а Большакова снимем».

Не так давно вышел сборник «Сталин и Церковь глазами современников» в котором говорится: «За десять лет при Сталине было открыто 22 000 приходов - это чуть меньше, чем в нынешнее время за двадцать лет… А за период с 1939 по 1952 год не было созвано ни одного съезда партии. Но за этот же период была восстановлена в своих правах патриархия, проведено три(!) Поместных церковных собора с важнейшими вопросами, в числе которых - отказ от участия славянских поместных церквей в экуменизме».

Программа десталинизации, которая упорно навязывается обществу уже много лет, это попытка лишить нас исторической памяти, отказаться от наших архетипов, от нашей победы в Великой Отечественной войне, от нашей православной веры, от нашей русской цивилизации и превратить всех нас в толерантных общечеловеков, с навязанными нам чуждыми аморальными ценностями.

Как свидетельствовали многие, кто работал с ним в годы войны, Сталин иногда говорил: «Бог помогает большевикам», а «Бог не ведет людей неправедных». «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят». (Лука, 11:9, 10, 13). По свидетельству близких, Сталин был человеком верующим, но в связи с занимаемым им постом не афишировал этого. Еще в 1933 году в указании, направленным Сталиным Менжинскому, он пишет: «Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей.

На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества».

При Сталинском руководстве количество приходов РПЦ постоянно увеличивалось: в августе 1944 года их насчитывалось 8809 штук, а к 1951 году составило 14,5 тыс.; количество монастырей достигло 89.

С присущей ему прозорливостью он понимал, что мобилизовать народ на борьбу с агрессором, можно не только партийными лозунгами, а обращением к вековым архетипам и к православной вере. Не даром его обращение к народу после начала гитлеровской агрессии начинается словами «братья и сестры».
И слова песни «идет война народная, священная война», обретают второй скрытый смысл, по сути своей Сталин был не только светским, но и духовным вождем государства, объявившим священную войну нацизму.

Уже 22 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий совершил молебен о даровании победы русскому воинству и в своей проповеди в тот день призвал православных верующих встать, как один, на защиту Родины, велев разослать эту проповедь-призыв по всем храмам, что еще действовали, и зачитывать ее с амвонов. Всего же за годы войны Сергий обращался с такими воззваниями 23 раза. Защищать страну призвал и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. В апреле 1942 года впервые в крупных городах было разрешено провести пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажжёнными свечами. «Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство», - писал митрополит Сергий в пасхальном послании 2 апреля 1942 года.

В начале 1943 года состоялся первый обмен посланиями между Сталиным и патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием. А 25 февраля 1943 года митрополит писал Сталину о просьбе принять в дар деньги, собранные на постройку танковой колонны «Дмитрий Донской». В Новосибирске священнослужители и прихожане собрали средства на авиаэскадрилью «За Родину». На средства священника из Ижевска построено две «именных» машины - «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», на средства прихожан Саратова - 6 самолетов «Александр Невский». Сталин просил передать духовенству и верующим благодарность от Красной Армии.

Первая личная встреча Сталина с духовенством произошла только в 1943 году. Вождь спросил о проблемах РПЦ. Отец Сергий сказал, что главная проблема - отсутствие у церкви Патриарха и Священного синода, которые могут быть выбраны по обычаю только Поместным Собором. Сталин поддержал это предложение и предложил помочь транспортом и созвать Собор уже 8 сентября. 12 сентября состоялся Поместный Собор - 3 митрополита, 11 архиепископов, 5 епископов избирали Патриарха Всея Руси, которым стал, митрополит Сергий. Сталин сам предложил ему открыть духовные академии и училища. Для связи между правительством и Церковью был создан Совет по делам Русской православной Церкви во главе с генералом НКВД Карповым. Только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей. В блокадном Ленинграде проводились регулярные богослужения и духовенство разделяло все тяготы блокады вместе со своей паствой. Из 50 священников, живших в Ленинграде, 20 умерло от голода. Все они читали молитвы за победу над нацистами. Выжившие были награждены правительством медалями «За оборону Ленинграда».

В 1944 году икону Казанской Божией Матери, по личному приказу Сталина, вынесли из храма и пронесли по всем воинским частям, готовившимся к снятию блокады Ленинграда и она была прорвана. В то время, когда нацисты стояли под Москвой, Вокруг нее была обнесена самолетом Ли-2, пилотируемым личным пилотом И. Сталина, впоследствии маршалом авиации Александром Головановым, чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.

Священники не только молились, но и принимали участие в боевых действиях. Митрополит Калининский и Кашинский Алексий во время ВОВ был пулемётчиком, получил медаль «За боевые заслуги», награждён грамотой маршала Л.А. Говорова. Епископ Ратмиров был специально оставлен в городе Калинин с двумя разведчиками, играющими его «секретаря» и «келейника». Они собирали разведданные, которые шли в Москву. Выдающийся хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был архиепископом Тамбовским и Мичуринским Лукой. В 1946 году за книгу «Очерки гнойной хирургии» он был удостоен Сталинской премии. Его работа спасла жизни тысячам раненым бойцам.

Множество священников, оставшихся на оккупированной территории помогали партизанам и были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Более 50 советских священников были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Весь народ сплотился перед лицом врага под руководством правительства и церкви и планы Гитлера о том, что СССР рухнет, как колосс на глиняных ногах, оказались разбиты.

Вот так и случилось, что православный царь Петр I, прорубивший окно в Европу, ликвидировал Московский Патриархат, а большевик-атеист Иосиф Сталин восстановил его и Красная Армия прошла танковым туром по всей Европе, завершив его в Берлине. А митрополит Киевский Николай был включён в состав Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию преступлений нацистов на оккупированной советской территории.

Глядя на то, что происходит сегодня, все больше понимаешь, что Сталин всеми силами служил народу и только его убийство и расстрел его приемника Берии привели к тому, что к власти в СССР пришли скрытые троцкисты и сегодня великая держава разрушена, а на ее останках собрались стаи шакалов, терзающих агонирующее тело Украины.

Гонения на Церковь возобновились после смерти Сталина с приходом к власти Хрущева. Начало ему положило партийно-правительственное постановлением от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». С 1948 г. по 1954 г. не разрешили открыть ни одного храма. А с 1959 года начинается массовая хрущевская кампания по закрытию действующих церквей.

Вся либеральная мразь ненавидит Сталина за то, что он в годы управления Советским Союзом увеличил его промышленное производство в 70 раз, а они только доедают и доворовывают то наследство, которое им досталось от СССР, не создав ничего нового.
Его уважали даже злейшие враги. Так Гитлер писал о Сталине: «Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина. По своим политическим и военным качествам Сталин намного превосходил и Черчилля, и Рузвельта. Это - единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача - раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись».

Россия уже поднялась с колен и Путин следует заветам Сталина.

На Украине устроили путч и пытаются превратить ее в антироссийский плацдарм, уничтожить православие, но те, кто сохранил в душе совесть и веру, поднялись на битву с фашизмом. Идет борьба добра со злом и Сталин незримо присутствует на стороне светлых сил.

Именно Сталин:

ЗАПРЕТИЛ ликвидацию Церквей и молитвенных собраний;
- ЗАПРЕТИЛ «религиозные» аресты;
- ОТМЕНИЛ указ Ленина «О борьбе с попами и религией»;
- ВЫДЕЛИЛ колоссальные средства на восстановление Церквей;
- ВОССТАНОВИЛ ПАТРИАРХАТ;
- ПРИКАЗАЛ основать Православную газету;
- САНКЦИОНИРОВАЛ открытие богословских курсов в Новодевичьем монастыре;
- ВЕРНУЛ Церкви Троице-Сергиеву Лавру в Загорске, в которой вскоре начала работу Духовная Академия;

Именно Сталин спас Русскую Православную Церковь от её полного уничтожения.

Сталин жив в памяти народной.

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфей, 20:25 - 28).

  • Войдите или зарегистрируйтесь , чтобы отправлять комментарии
  • 1779 просмотров

Был ли Сталин верующим?

В 1990-е годы, когда историки, публицисты и политики с каким-то кровожадным сладострастием упивались ненавистью к «сталинской эпохе» (для большинства жителей России это время было не «эпохой сталинизма», а годами жизни их родителей, бабушек и дедушек), в противовес политическому лизоблюдству стали популярными легенды, возвеличивающие «пламенных революционеров» и их деяния. Так к 50-летию и 55-летию Победы появилось множество публикаций, где утверждалось, что в годы борьбы с фашизмом советские руководители, особенно высшие военачальники, открыто исповедовали православную веру, что на фронтах свободно совершались молебны, панихиды, крестные ходы…

«Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда – город был спасен». «Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед Казанской иконой Божией Матери, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили в самые трудные участки фронта». «Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена». «Вся Россия молилась тогда. Молился даже Иосиф Сталин.

Об этом есть свидетельства». «Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз». «Наступило время возвращения веры на Русской земле».

Генералиссимус И.В. Сталин. Художник Федор Решетников

22 июня в четыре часа утра солдаты фюрера вступили на нашу землю. Пришли, как они утверждали, «спасать христианскую веру». Но в секретных «Политических задачах немецкого солдата в России» говорилось иное: «Существо Русской Православной Церкви заключается в том, что христианство в его закостенелой форме было воспринято идейно незрелым народом. Так возникли исключительная набожность и глубокая магическая вера в обряды. Православная Церковь на много веков задержала развитие русской культуры. За пределами Церкви не существовало умственной жизни: ни рыцарской культуры, ни гуманизма, ни ренессанса».

По прошествии восьми с лишним часов после начала войны митрополит Сергий, как и другие москвичи, из сообщения Молотова по радио узнал о ее начале. Семидесятипятилетний иерарх на этот раз не спросил разрешения у чекистов, сел за дребезжащую пишущую машинку и распухшими от водянки пальцами начал печатать обращение к православным братьям и сестрам.

Митрополита не расстреляли за самоволие. «Когда тревога – тогда до Бога», – наверное, вспомнил старую поговорку недоучившийся семинарист Сталин, и 3 июля 1941 года в его первом со дня начала войны обращении к народу вдруг прозвучали традиционные для христианина слова: «Братья и сестры».

А враг продолжал наступать на восток. В Москве – паника, грабежи государственного имущества, бегство из города. На заводах, на улицах – неслыханно! – в открытую ругают коммунистов.

Испуганные правители вдруг вспомнили и ввели в оборот полузабытые слова: патриотизм, славяне, мать-родина. Кремль стал сворачивать знамена Третьего интернационала и вспомнил Святую Русь. И фронт устоял.

Штаб полиции безопасности и СД докладывал высшему немецкому командованию о положении в Москве: «В критические октябрьские дни 1941 года резко проявился настрой населения против советского режима из-за несостоятельности советских органов власти, которые спасали себя, бросив население на произвол судьбы… Победные сообщения, постоянно распространявшиеся через прессу и радио, позволили советской пропаганде взять под свой политический контроль настроение населения… Советская пропаганда использует преимущественно национал-патриотические лозунги… В последние месяцы советское правительство все больше ограничивало мероприятия, враждебные Церкви. Все оставшиеся храмы были открыты, их посещает много народа. Регулярно проводятся богослужения, в которых звучат молитвы о свободе русской земли».

Фашисты считали необходимым покровительствовать Русской Православной Церкви, что, по их мнению, поможет усилению у русских антикоммунистических настроений. Оттого на территории оккупированных областей они открыли храмов больше, чем их действовало на всем оставшемся пространстве СССР. Но первый контрудар этой политике советские власти нанесли еще задолго до начала боевых действий. Нарком внутренних дел Л. Берия 20 сентября 1940 года докладывал Сталину: «Агентура НКВД СССР выяснила, что православная церковь на территории немецкого генерал-губернаторства в б. Польше пользуется покровительством германских правительственных органов…» Перенимая тактику фашистов, чтобы держать православие «в узде», Берия предлагает назначить в западные области Украины и Белоруссии своего экзарха (главу церковной области). «В качестве такого представителя, – информирует он далее кремлевского горца, – может быть назначен агент НКВД Ярушевич Б. Д., архиепископ Ленинградской епархии, под прикрытием которого целесообразно создать нелегальную резидентуру НКВД СССР для организации агентурной работы среди церковников как в Западных областях, так и на территории немецкого генерал-губернаторства… Одной из задач этой резидентуры поставить дискредитацию и постепенную замену нынешних руководителей Западных епархий».

Встреча героического экипажа. Художник Петр Мальцев. 1936

Из приведенного документа видно, что советское государство использовало Церковь лишь как орудие достижения своих политических целей. Потому-то и в годы войны на первый план был выдвинут все тот же митрополит Николай (Ярушевич), осуществлявший постоянную фискальную связь между государством и Московской Патриархией. Советские партаппаратчики после стольких лет активной борьбы с религией не могли, да и не хотели способствовать возрождению христианской веры, она им понадобилась лишь временно. Об отношении низовых политработников к религии пишет в своих воспоминаниях писатель Леонид Пантелеев, известный многим по повести «Республика Шкид».

«1943 год. Лето. Подмосковное Болшево. Я – курсант аэродромно-строительного батальона военноинженерного училища. Идут политзанятия, и кто-то из ребят спрашивает:

– Товарищ политрук, скажите, пожалуйста, чем объясняется перемена отношения советской власти к религии?..

– Глупости не говорите! – сердито перебивает его бритоголовый политрук. – Никаких перемен в этой области не было и не будет. Мы с вами, товарищи, не маленькие дети и не дурачки. Мы должны понимать, что к чему. Политика, товарищи, есть политика. Советской власти не жалко, если какие-нибудь, скажем, старичок или старушка повенчаются в церкви. Зато из Америки мы получим танки, самолеты, хлеб и ту же, скажем, тушонку…»

Как шаг самостоятельности Церкви, некоторые историки считают издание Московской Патриархией в 1942 году книги «Правда о религии в России». Не касаясь ее содержания, изобилующего, мягко говоря, вымыслом, укажем лишь на то, что составляли ее не церковные люди. План будущей книги, чей тираж почти полностью был отправлен за границу в виде доказательства, что в СССР не существует гонений на религию, представил начальник 3-го управления НКВД СССР Горлинский, а Политбюро ЦК ВКП (б) на своем заседании 10 марта 1942 года постановило поручить чекистам обеспечить это издание под символом Московской Патриархии «в соответствии с представленным планом».

Приведенные документы говорят об отсутствии какого-либо религиозного чувства у советского партаппарата, включая и его главу Сталина. Тем более удивительно, что встречу кремлевского горца 4 сентября 1943 года с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) принято считать чуть ли не началом возрождения Церкви. Их беседа ныне описывается со множеством мифологических подробностей, любованием «христианского подвижничества» Сталина. И в то же время игнорируется подлинная запись беседы, рассекреченная и полностью опубликованная в начале 1990-х годов. Что же случилось в этот знаменательный день?..

В преддверии Тегеранской конференции и приезда в Москву представителей Англиканской Церкви, имевших большое влияние на правительство Великобритании, а также из-за постоянного давления президента США Рузвельта, человека глубоко религиозного, Сталин решил встретиться с православным священноначалием. Поблагодарив митрополитов за патриотическую деятельность, он поинтересовался проблемами Церкви. Митрополиты указали на главные: избрание патриарха, открытие храмов и курсов для подготовки священников, освобождение духовенства из тюрем и ссылок, издание церковной литературы… Сталин обещал все просьбы удовлетворить, используя «большевистские темпы».

28 ноября был утвержден порядок открытия храмов и разрешено создать в Москве Богословский институт… Но крестный путь Русской Православной Церковью еще не был пройден до конца.

Спустя двое суток, 7 сентября митрополит Сергий со своей канцелярией переселился в бывший особняк немецкого посла в Чистом переулке, где с довоенных времен продолжала действовать хорошая подслушивающая аппаратура. 8 сентября состоялся Собор епископов, избравший патриархом Московским и всея Руси владыку Сергия. 17 сентября патриарх Сергий направил ходатайство об амнистии двадцати шести священнослужителей.

В начале ноября вышел первый номер «Журнала Московской Патриархии». Не дожидаясь «свободного воле-излияния» оставшихся в живых архиереев, нарком государственной безопасности В. Меркулов, как о чем-то уже решенном, информирует Сталина: «Завтра, 8 сентября, в 11 часов утра откроется Собор епископов, на котором будет проведено возведение митрополита Сергия в сан патриарха Московского и всея Руси».

Религиозные общины, не испугавшись преследования, буквально засыпали Совет по делам Русской Православной Церкви, возглавляемый чекистом Г. Карповым, прошениями об открытии храмов. Но почти на все ходатайства следовал ответ, что они отклоняются по причине переоборудования церковного здания под клуб рабочих, склад зерна или гараж. Среди других причин чаще всего встречается наличие в данном районе другой действующей церкви. В Москве, например, в 1943–1945 годах верующие обращались с обоснованными просьбами открыть несколько десятков храмов. Открыт был лишь один – Всехсвятский (возле метро «Сокол»), да и то уже в 1946 году (на оккупированных территориях немцы открыли 6500 храмов – 75 процентов от их общего числа).

Лишь один из архиереев был выпущен из тюрьмы и возглавил епархию. Более двадцати других, об освобождении которых, не ведая их судьбы, печаловался патриарх Сергий, оказались расстрелянными в 1937–1938 годах.

Духовенству запрещалось посещать госпитали и лично передавать подарки раненым бойцам («НКГБ СССР принял меры к недопущению впредь попыток со стороны церковников входить в непосредственные отношения с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства»); совершать панихиды на братских могилах («Не следует давать разрешение на служение панихид на братских могилах, поскольку в них хоронились граждане различных вероисповеданий»); молиться вместе со своими духовными чадами, если община не зарегистрирована советскими властями.

Было подтверждено запрещение о передаче Церкви святых мощей, хранившихся в атеистических музеях. В инструктивном письме от 26 июля 1943 года председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова говорилось: «Никакого массового возвращения мощей церквам не может иметь места. Уполномоченным Совета не следует проявлять инициативы в части розыска мощей в Музеях и др. организациях».

Из программы духовных учебных заведений Министерство высшего образования потребовало исключить даже такие безобидные учебные предметы, как христианская психология, христианская педагогика, история философии.

Мощный подъем в годы военного лихолетья религиозных настроений народа сильно беспокоил партийные органы. Уже в сентябре 1944 года вышло постановление ЦК партии, в котором отмечалось, что «в стране оживилась деятельность Церкви, религиозные пережитки распространились среди части населения, особенно в районах, подвергшихся оккупации». В связи с этим предлагалось усилить пропаганду атеизма. И не только пропаганду. Чекист Абакумов с гордостью выполненного долга докладывал 25 июня 1948 года Сталину: «В результате работы органов МГБ по выявлению и аресту антисоветского элемента среди церковников и сектантов за время с 1 июня 1947 года по 1 июня 1948 года по Советскому Союзу за активную подрывную деятельность арестовано 1968 чел.».

Нет, не Сталин и его соратники вернули нашему народу православную веру, а простые русские люди, будь то священники, солдаты или труженики тыла, кого военные дороги и горе потери близких привели в храм. Возрождали веру и те, кто продолжал считать себя неверующим, но годы тяжелого испытания зародили в них уважение к тысячелетней религии предков.

Михаил Вострышев

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины