Основные положения учения анны фрейд. Норма и патология детского развития

Основные положения учения анны фрейд. Норма и патология детского развития

А. Фрейд (1895-1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности - чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия - могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте.Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого.



Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка. Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику. Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Не нарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания, и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях.В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.



Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры.

В данной работе мы попытаемся частично осветить один из психологических подходов к пониманию детства - психоаналитический. Как известно, психоанализ был создан Зигмундом Фрейдом в начале нашего века. Начиная с его учения в психологической науки началось осознание важности детства для всей жизни человека и изучение, систематизация и обсуждения этого периода человеческой жизни. Впоследствии возникали самые разные психологические теории детства, некоторые из которых во многом или полностью противоположе-ны психоаналитической, однако почти все признают ее значимость. Например, Л. С. Выготский в своих работах (см. "Проблемы развития ВПФ", глава 1) во многом не соглашается с теорией Фрейда, однако, замечает ее значимость.

Ниже мы рассмотрим трех авторов, принадлежащих к психоаналитической школе, которые внесли свой вклад в понимание проблем детства в психологии. Это быдет, прежде всего, сам Зигмунд Фрейд - в своей теории и практике он, как правило, не занимался детьми, однако вся его теория неврозов вытекает из детских перживаний, что обуславливает насыщенность его работ информацией о его взглядах на детство. Второй автор, который представлен ниже - это Анна Фрейд, дочь Зигмунда. Ее теория интересна нам потому, что она, по сути дела, явилась основоположницей детского психоанализа. Наконец, завершит наш краткий обзор теория Эрика Эриксона. американского психоаналитика, который создал свою, эпигенетическую теорию развития человека. Этот психоаналитик уже довольно сильно отошел во многих своих положениях от ортодоксального психоанализа: однако, при этом, в отличии, например, от Фромма он остался в его рамках. Тем более интересно рассмотреть его теорию, понять таким образом развитие психоанализа. Итак, перейдем к конкретному материалу.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа - один из первых психологов, обративший внимание на проблему изучения детства. Изначально психоанализ развивался как метод лечения - исключительно практическое направление, но вскоре он стал богатым источником психологических фактов. В частности, нельзя было не заметить огромную роль детства, детских переживаний во всей дальнейшей жизни человека. Дальнейшие исследования и теоретические разработки привели Фрейда к тому, что эти детские переживания имеют сексуальную окраску и этот опыт оказывает неосознанное влияние на поведение и жизнь взрослого человека. Неосознанный опыт по Фрейду является содержанием одной из трех компонент челоеческой личности - бессознательного или “Оно”. Две другие компоненты - это “Я” и “Сверх-Я”. “Оно” - иррациональное начало в человеке, подчиняющееся принципу удовольствия, “Сверх-Я” - ограничивает влечения бессознательного, являясь носителем моральных норм, а “Я” следует принципу реальности и помогает субъекту действовать адекватно внешней ситуации. Как можно увидеть, содержанием “Оно” и “Сверх-Я” наполняется в детстве - “Оно”, как сказано выше, представляет бесознательные влечения, детерминированные детскими переживаниями, а “Сверх-Я” - родительское начало, цензора, критика, учителя, а представление о нормах, запретах, табу также закладывается в детстве.

Еще один важный момент теории Фрейда - это его представление о либидинозной энергии - движущей силе инстинктивного начала в человеке. Эта, по его мнению, сила в большой степени определяющая поведение человека. Развитие человека в его теории сводится к стадиям перемещения и преобразования этой энергии. В соответствии с перемещением либидинозной энергии по эрогенным зонам (в понимании Фрейда эрогенные эоны - те, которые чувствительны к стимулу). Вот краткое описание этих стадий развитя детской сексуальности:

1. Оральная стадия (0-1 год). Основная эрогенная зона - ротовая область, связанная с кормлением. Фрейд выделял в этой стадии 2 подстадии - ранюю и позднюю. Сексуальным проявлением ребенка на ранней подстадии является сосание, а на более поздней к нему добавляется укус. На данной стадии закрепляются основные, самые глубинные инстинкты “Оно”, “Я”, изначально отсутствуещее у ребенка, лишь на втором полугодии жизни ребенка начинает выделяться из “Оно”. Инстанция “Сверх-Я” на этой стадии еще отсутствует.

2. Анальная стадия (1-3 года). На второй стадии либидинозная энергия концентрируется вокруг ануса. Детская сексуальность, по мнению Фрейда, теперь удовлетворяется при помощи овладения процессами выделения. “Я” личности ребенка на этой стадии уже полностью сформирована, она начинает контролировать импульсы бессознательного. Под влиянием таких сил, как страх потерять родителей, страх наказания, социальное принуждение, начинает постепенно формироваться инстанция “Сверх-Я”.

3. Генитальная стадия (3-5 лет). По мнению Фрейда, это высшая ступень детской сексуальности. Важнейшей эрогенной зоной на этой ступени развитя ребенка становятся генитальные органы. Сексуальность перестает быть аутоэротичной, дети перешедшие на эту фазу развития начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Именно на этой стадии, как считал Фрейд, образуется Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электы у девочек - суть их заключается в сексуальной привязанности ребенка к родителю противоположенного пола и восприятия второго родителя как соперника. При нормальном развитии разрешение этого комплекса, по Фрейду, происходит под влиянием страха кастрации, который заставляет мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. на этой стадии три инстанции личности человека заканчивают свое формирование.

4. Латентная стадия (5-12 лет). На этой стадии "Я" полностью контролирует "Оно", что обуславливает снижение полового интереса ребенка. Энергия либидо находит другие пути реализации - она переносится на освоение человеческого опыта, общение со сверстниками и взрослыми и т. п.

5. Генитальная стадия (12-18 лет). Повышается сексуальный интерес ребенка. По мнению Фрейда, на данной сталии нормальный подросток стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. В случае затруднений в реализации этой цели может наблюдаться регресс или фиксация на одной из предыдущих стадиях развития. На данном этапе "Я" должно сдерживать особенно агрессивные проявления и импульсы "Оно".

6. Когда ребенок становится взрослым (Фрейд не выделял такой стадии, мы позволем себе это для удобства изложения), его характер определяется развитием и взаимодействием трех основных инстанций. При нормальном развитии их нормальное взаимодействие может осуществляться, по мнению Фрейда, с помощью защитного механизма сублимации. Как писал впоследствии Э. Эриксон (речь о котором в дальнейшем), правильная и уместная сублимация необходима личности, чтобы нормально развиваться - это одно из важнейших и наиболее смелых положения Фрейдовской теории. Патологическое развите характеризуется наличием таких защитных механизмов, как вытеснение, регрессия, рационализация и т. п.

Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в

словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психо-анализа А. Фрейд и М.Кляйн создали собственные, различающиеся варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895-1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды «Введение в детский психоанализ» (1927), «Норма и патология в детстве» (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляю щих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности2.

А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности - чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и та- ким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что,

увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым: «Чтобы мы ни начинали делать с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь», - подчеркивала А. Фрейд1. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть достижений принадлежит силам Я ребенка, а остальная - давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно.

При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия - могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте2. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия1.

Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа.

Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка.

Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику.

Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы.

Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах.

Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация.

Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных намерений.

Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами.

Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе. Так, Д.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно сво- бодной игры (play) в сравнении с игрой по правилам (game)1 .

Психоанализ 3. ФрейдаОсновной предмет: Развитие личности
Методы исследования: Анализ клинических случаев,
метод свободных ассоциаций, анализ сновидении,
оговорок и т.д.
Основные понятия:
Уровни психики (сознание, предсознание,
бессознательное), структура личности (Ид, Эго, СуперЭго), психологическая защита, сексуальная энергия
(либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни,
инстинкт смерти, стадии психосексуального развития,
эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип
реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры,
идентификация, конфликт, остаточное поведение,
фиксация, генитальный характер

Психическое развитие с позиции классического психоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом.

Психическое развитие = процесс
усложнения сферы влечений,
мотивов и чувств, развитие
личности, усложнение ее
структур и функций.

три уровня психики
сознание
бессознательное
предсознание

Бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных

Бессознательный уровень психики
- вместилище инстинктивных потребностей
организма, влечений, в первую очередь
сексуальных и агрессивных.
Бессознательное изначально противостоит
обществу.
Развитие личности - адаптация (приспособление)
индивида к внешнему социальному миру,
чуждому ему, но совершенно необходимому.

Три структурных компонента личности
Оно
Я
Сверх-Я

О н о (Ид)

примитивное ядро личности;
оно имеет врожденный характер,
находится в бессознательном и
подчиняется принципу
удовольствия.
содержит врожденные
импульсивные влечения (инстинкт
жизни Эрос и инстинкт смерти
Танатос) и составляет
энергетическую основу
психического развития.

10. Я (Эго)

- рациональная и в принципе
осознаваемая часть
личности. возникает по мере
биологического созревания
между 12 и 36 месяцами
жизни и руководствуется
принципом реальности.
Задача Эго - объяснить
происходящее и построить
поведение человека так,
чтобы его инстинктивные
требования были
удовлетворены, а
ограничения общества и
сознания не были бы
нарушены.
При содействии Эго
конфликт между индивидом
и социумом в течение жизни
должен ослабевать.
Я (Эго)

11. С в е р х - Я (С у п е р - Эго)

Сверх-Я
(С у п е р - Эго)
как структурная составляющая
личности формируется последней,
между 3 и 6 годами жизни.
представляет собой совесть, эгоидеал и строго контролирует
соблюдение норм, принятых в
данном обществе.

12.

Фундамент личности закладывается
переживаниями раннего детства, в
результате конфликта Ид и Супер-Эго

13. Периодизация возрастного развития 3. Фрейда – п с и х о с е к с у а л ь н а я теория личности

Периодизация возрастного
развития 3. Фрейда –
психосексуальная
теория личности
«Три очерка по теории сексуальности» (1905):
человек рождается с неким количеством
сексуальной энергии (либидо), которая в
строго определенной последовательности
перемещается по разным областям тела (рот,
анус, гениталии)

14. Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сек

Стадий личностного развития
оральная
анальная
фаллическая
латентная
генитальная
Стадии - это своего
рода ступени на пути
развития, и существует
опасность «застрять»
на той или иной
стадии, и тогда
компоненты детской
сексуальности могут
стать предпосылками
невротических
симптомов
последующей жизни.

15. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев)

Главный источник
удовольствия соединяется
с удовлетворением
основной органической
потребности и включает
действия, связанные с
кормлением грудью:
сосание, кусание и
глотание.
Мать пробуждает в ребенке
сексуальное влечение, учит
его любить. Оптимальная
степень удовлетворения
(стимуляции) в оральной
зоне (грудного
вскармливания, сосания)
закладывает основы
здоровой самостоятельной
взрослой личности.

16.

Слишком много родительской нежности
ускоряет половую зрелость и делает
ребенка «избалованным», зависимым.
Недостаточная стимуляция - взрослый человек
будет использовать в качестве способов
адаптации к окружающему миру демонстрации
беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в
постоянном одобрении своих действий со
стороны.

17.

Фиксация на оральносадистической фазе, с
прорезыванием зубов, когда
акцент смещается на
действия кусания и жевания,
приводит к таким чертам
взрослой личности, как
любовь к спорам, циничнопотребительское отношение к
другим, пессимизм.
Привязанность либидо
к оральной зоне иногда
сохраняется и у
взрослого и дает о себе
знать остаточным
оральным поведением -обжорством, курением,
грызением ногтей,
жеванием резинки и т.п.

18. Анальная стадия (от 1 - 1,5 до 3 лет)

Связана с возникновением Эго
Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными
ощущениями от работы кишечника, от выделительных
функций, с интересом к собственным фекалиям.
На этой стадии родители начинают приучать ребенка
пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему
требование отказаться от инстинктивного
удовольствия.
Важен правильный воспитательный подход (внимание
к состоянию ребенка, поощрение, поддержка
опрятности)

19. Фаллическая стадия (3-6 лет)

ребенок часто рассматривает и
исследует свои половые органы,
проявляет интерес к вопросам,
связанным с появлением детей и
половыми отношениями.

20.

Комплекс Эдипа - у
мальчика
обнаруживается
желание «обладать»
матерью и устранить
отца.
Идентификация себя с
отцом (подражание
интонациям,
высказываниям,
поступкам,
заимствование норм,
правил, установок)
способствует
возникновению СуперЭго, или совести,
последнего компонента
структуры личности.
Комплекс Электры – у
девочек идентификация себя с
родителем своего пола
- матерью и
подавление тяготения
к отцу.
Девочка, увеличивая
сходство с матерью,
получает
символический
«доступ» к своему
отцу.

21. Латентная стадия (от 6 - 7 лет до 12 лет)

Сексуальное затишье, до
начала подросткового возраста.
Запас энергии направляется на
несексуальные цели и занятия
- учебу, спорт, познание,
дружбу со сверстниками, в
основном своего пола.
Фрейд особо подчеркивал
значение этого перерыва в
сексуальном становлении
человека как условия для
развития высшей
человеческой культуры.

22. Генитальная стадия (12-18 лет)

Стадия, обусловленная биологическим созреванием в
пубертатный период и завершающая психосексуальное
развитие.
Прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс
Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм
исчезает, ему на смену приходит интерес к другому
сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.
В норме в юности происходит поиск места в обществе,
выбор брачного партнера, создание семьи.
Одна из самых значительных задач этой стадии -
освобождение от авторитета родителей, от привязанности
к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса
противоположность старого и нового поколений.

23. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функцион

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда
как период, который преформирует взрослую
личность.
Фрейд был убежден, что все самое существенное
в развитии личности происходит до пятилетнего
возраста, а позже человек уже только
«функционирует», пытается изжить ранние
конфликты, поэтому каких-либо особых стадий
взрослости он не выделял.

24. Ц е н н о с т ь п с и х о а н а л и т и ч е с к о и к о н ц е п ц и и

Ценностьпсихоаналит
ическоиконцепции
Это динамическая концепция развития,
в ней показана сложная гамма
переживаний, единство душевной
жизни человека, ее несводимость к
отдельным функциям и элементам.
Важность детства, важность и
долговременность родительского
влияния

25. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными е

Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно
считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление
разглядеть за внешне обычными его словами и поступками
вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его.
К.Г. Юнг критически замечает: «Надо брать
детей такими, каковы они в
действительности, надо перестать видеть в
них только то, что мы хотели бы в них видеть,
а воспитывая их, надо сообразоваться не с
мертвыми правилами, а с естественным
направлением развития»

26. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон

Дальнейшее развитие
психоаналитического направления в
психологии связано с именами К. Юнга,
А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М.
Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М.
Малер и др.

27. А. Фрейд (1895-1982)

Ее труды:
«Введение в детский
психоанализ» (1927)
«Норма и патология в
детстве» (1966) и др.

28. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей:

Можно и нужно использовать общие
со взрослыми аналитические методы:
гипноз, свободные ассоциации,
толкование сновидений, символов,
парапраксий (обмолвок, забывания),
анализ сопротивлений и перенос.
Нужно учитывать своеобразие
техники анализа детей

29. Новые технические методы

Анализ трансформаций,
претерпеваемых
аффектами
ребенка
(вместо огорчения - веселое настроение,
вместо ревности - чрезмерная нежность)
Анализ фобий животных, особенностей
школьного и внутрисемейного поведения детей
Анализ детской игры

30. При психоанализе ребенка внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его воспит

При психоанализе ребенка внешний мир оказывает
гораздо более сильное влияние на механизм
невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его
воспитательные воздействия - могущественный
союзник слабого Я ребенка в борьбе против
инстинктивных тенденций.

31. Английский психоаналитик Мелани Кляйн (1882-1960)

32.

Основное внимание уделялось
спонтанной игровой активности ребенка
(специально созданные условия:
терапевт предоставляет ребенку массу
мелких игрушек, «целый мир в
миниатюре» и дает ему возможность
свободно действовать в течение часа).
Действие более свойственно ребенку,
чем речь
Наблюдение за различными реакциями
ребенка, за «потоком детской игры» (и
особенно за проявлениями
агрессивности или сострадания) основной метод изучения структуры
переживаний ребенка.

33.

В игре могут проявиться
разнообразные эмоциональные
состояния: чувство фрустрации и
отверженности, ревность к членам
семьи и сопутствующая
агрессивность, чувство любви или
ненависти к новорожденному,
удовольствие играть с приятелем,
противостояние родителям,
чувство тревоги, вины и
стремление исправить положение.
Регулярное высказывание
ребенку-пациенту
интерпретаций его поведения
помогает ему справиться с
возникающими трудностями и
конфликтами.

34. Современные психоаналитики о развитии, и воспитании детей

35. Дж. Боулби

Теория привязанности: мать важна не
только потому, что она удовлетворяет
первичные органические потребности
ребенка, в частности утоляет голод, но
главное - она создает ребенку первое
чувство привязанности
Разнообразные нарушения первичной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, «расстройства привязанности»
создают риск возникновения личностных
проблем и психических заболеваний
(например, депрессивных состояний).

36. Р. Шпиц

Взаимоотношения между ребенком
и матерью в самом раннем возрасте
оказывают влияние на
формирование его личности в
последующем
Важны такие понятия как
«привязанность», «безопасность»,
установление близких
взаимоотношений детей и взрослых,
создание условий для налаживания
взаимодействия детей и родителей
в первые часы после рождения.

37. Э. Фромм

Материнская любовь безусловна:
ребенок любим просто за то, что
он есть.
Отцовским любовь - по большей
части обусловленная любовь, ее
нужно и можно заслужить

38. К. Бютнер

Влияние
видеофильмов,
мультфильмов, игр,
индустрии игрушек на
внутренний мир детей
постоянно растет, и
часто оно может быть
оценено резко
негативно

39. Ф. Дольто

«На стороне ребенка», «На стороне
подростка».
Проблемы: характер воспоминаний
детства, самочувствие ребенка в
детском саду и школе, отношение к
деньгам и наказаниям, воспитание
в неполной семье, норма и
патология родительско-детских
отношений, зачатие в пробирке.

40. Заключение

Детский психоанализ
влияние на организацию работы с
детьми в образовательной и социальной
сферах, на работу с родителями.
многочисленные программы раннего
вмешательства, варианты терапии
взаимоотношений «родители -
ребенок», «отец - мать - ребенок» для
родителей и детей «групп риска»
центры психоаналитической терапии
детей.

41.

Презентацию подготовила
студентка группы 673(2н)
Минькина Катя

водит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.

В то время, когда ребенком владеет еще не вытесненный основной комплекс, значительная часть его умственных интересов посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно интерес к вопросам деторождения проявляется вследствие рождения братца или сестрицы. Интерес этот зависит исключительно от боязни материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влиянием тех парциальных влечений, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение - опорожнением через конец кишечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных теорий, оставляет свой след в образовании характера ребенка и дает содержание его будущему неврозному заболеванию.

Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок избирает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его libido не должно фиксироваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, перейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отщепление ребенка от родителей должно быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положению ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди парциальных влечений, и впоследствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несомненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует.

Не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психосексуального развития ребенка мы удалились от психоанализа и от лечения неврозных расстройств. Если хотите, психоаналитическое лечение можно определить как продолжение воспитания в смысле устранения остатков детства» (Фрейд 3. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 375).

ЗАДАНИЕ 2

Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой - приверженец психоаналитического подхода.

- Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.

- Выделите основные исходные установки автора.

- Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

- Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Базовые идеи психоанализа

Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

  • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
  • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
  • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.

Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

  • Либидо , являющееся энергией жизни
  • Агрессивная энергия , являющаяся инстинктом смерти

Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

  • Оно (Ид)
  • Я (Эго)
  • Сверх-Я (Супер-Эго)

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

  • Функция совести
  • Функция самонаблюдения
  • Функция, формирующая идеалы

Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

  • Сновидения
  • Сублимация
  • Компенсация
  • Блокировка механизмами защиты

Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами , такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины