Как учителю замотивировать ребенка хорошо учиться. Как мотивировать школьника к учебе: советы родителям. Рекомендации психологов по повышению школьной мотивации учащихся начальных классов

Как учителю замотивировать ребенка хорошо учиться. Как мотивировать школьника к учебе: советы родителям. Рекомендации психологов по повышению школьной мотивации учащихся начальных классов

21.05.2022

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Мотивация к обучению в школе – это сложный психофизиологический процесс, побуждающий к получению знаний в условиях коллектива. Если, казалось бы, достаточно общительный ребенок не хочет ходить в школу, значит, мотивация недостаточна, и необходимо сделать все для того, чтобы её повысить, сформировать положительный стимул, заинтересовать ученика, объяснить необходимость такой деятельности.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-либо. В данном случае о побуждении к учебе. Основным побудительным мотивом в возрасте 6-7 лет является потребность в учебе. У ребенка в этот период возникает естественный познавательный интерес, его знаний о мире уже недостаточно для игр: куда можно поплыть на корабле, из чего состоит машина, как выписать рецепт больному. Ребенок стремится к большей правдоподобности в своих затеях, и имеющейся информации ему уже не хватает. Как же можно повысить школьную мотивацию, если она недостаточна?

Развитие мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста

Ребенку интересно узнавать новое, его логические цепочки становятся более зрелыми. У читателя может возникнуть вопрос: «Если все настолько естественно и природно, то зачем вообще вести разговор о мотивации для школы, и, самое главное, не поздно ли говорить о ней, когда старт уже был пройден?»

Любая работа, даже любимая, содержит в себе некоторые неприятные аспекты в виде ворчливого начальника, скучных поездок, рутинного заполнения бланков. Учение в школе не является исключением, оно состоит не только из любопытных занятий. Естественным дополнением к букету интересных фактов являются такие непривлекательные составляющие, как сидение за партой, соответствие требованиям учителя, необходимость учить не только то, что нравится, но и пару-тройку обязательных и пресных предметов. Взрослые справляются с подобной проблемой достаточно успешно, благодаря все той же мотивации. Она может заключаться в желании заработать денег, накопить опыт, работать в хорошем коллективе. В случае нашего маленького школьника - кроме получения знаний, это привлекательность нового статуса школьника, желание получить одобрение, хорошую оценку.

Что же касается временной уместности разговоров о школьной мотивации учащихся, необходимо сообщить: дополнительными составляющими этого понятия являются поддержание положительной школьной мотивации» и «трансформация мотивации в процессе учебы». Хороший школьный старт - это очень много. Но далеко все. Успешной адаптацией ребенка считаются сохранение положительной школьной мотивации спустя полгода учебы или же ее наработка по истечении этого срока. В школу, как правило, хотят идти все, а вот причины этого желания могут быть разными, как и продолжительность периода, когда этот положительный настрой не угасает.

Сам по себе положительный познавательный настрой не даст гарантий устойчивой мотивации ребенка к учебе в школе. Тем более не следует ожидать от ребенка бодрого утреннего подъема. Необходимо напомнить, что период освоения прописей и привыкания к школьному ритму жизни приходится у ребенка на . Даже взрослому человеку сложно в незнакомой ситуации: вспомните переезды, вхождение в новый коллектив. Что уж говорить о детях, которые так нуждаются в стабильности и определенности. Помните: они живут в этом мире только 6-7 лет, и многие, знакомые вам, явления происходят в их жизни впервые. И хотя школа является естественным решением кризисных проблем, у ребенка снижается общая устойчивость к стрессам, нарушается биологическое и психологическое равновесие. Когда ребенок начинает ходить в школу, вся семья испытывает колоссальное психологическое напряжение, ведь с первоклассником трудно ладить, а школа требует эмоциональных затрат и умственного труда. Именно поэтому дети и родители нуждаются в поддержке и понимании.

Какая же школьная мотивация учащихся начальных классов может нести гордый статус «правильной» или «положительной»?

Познавательная и социальная мотивация учиться в школе

Познавательный мотив, потребность познавать существует у ребенка с самого рождения. Конечного пункта удовлетворения этой потребности не существует. Чем чаще и обстоятельнее вы отвечаете на вопросы маленького «почемучки», тем пытливее он становится. Кроме того, познавательная мотивация ученика начальной школы не только является самой естественной причиной фразы: «Хочу учиться!», она служит также и главным показателем психологической готовности посещать учебное заведение. Именно к 6-7 годам познавательный мотив становится ведущим в развитии человека и оформляется в актуальную потребность.

Социальные мотивы включают в себя несколько составляющих (ниже мы рассмотрим наиболее значимые) и являются достаточно важными уже при поступлении в школу. Знания в школе являются для ребенка средством для достижения других целей: получения аттестата, нового статуса, положительных оценок, побед. Побудительная мотивация школьного обучения в этом случае не только стремление к овладению конкретными знаниями и умениями, а то, что будет получено в результате. Социальные мотивы основаны на принятии общественной необходимости учения, и они могут стать хорошим подспорьем в стимулировании желания идти в школу, если только не будут сохраняться как основные, без подключения познавательных интересов.

Социальный мотив, связан со стремлением занять новое положение на лестнице общественных отношений. Ребенок осознает как свое место в семье, так и в социуме. Дети впитывают информацию, услышанную от взрослых, о почетности и важности статуса первоклассника. Дети уже имеют представление о школьном распорядке: наличии звонков, уроков, . Стремление достойно занять новую социальную ступеньку не означает, что дети в полной мере осознают и готовы встретиться со всеми школьными ограничениями и требованиями, но такой мотив может стать добросовестным помощником в нелегком школьном труде.

Также мотивацией для учебы в школе является получение высокой оценки. Самый ярко выраженный социальный мотив на первых этапах учебы. Оценка (поощрение, порицание, словесные подкрепления) является столь же действенным орудием мотивации, сколь и опасным. Сложность состоит в том, что оценочная мотивация влияет не только на ситуативное желание или нежелание учиться, но и на многие аспекты личностного становления ребенка.

Все перечисленные выше типы мотивации к обучению в школе имеют статус положительных, причем самым надежным и многообещающим, конечно, является мотив познавательный. Именно он обеспечит вашему ребенку запас сил и воли для преодоления школьных трудностей и успешной адаптации. Остальные типы мотивации (оценочная, позиционная) скорее являются вспомогательными. Без познавательного интереса они скоро сойдут «на нет» и послужить надежной опорой в мире знаний вашему ребенку не смогут.

Рекомендации психологов по повышению школьной мотивации учащихся начальных классов

Наличие нижеперечисленных типов мотивации детей младшего школьного возраста как основных может уже вызывать беспокойство и сигнализировать о необходимости вашего непосредственного вмешательства.

Игровой мотив достаточно распространен среди первоклассников, особенно среди детей последних «шестилетних созывов». Можно сказать, что это тот же позиционный мотив, но со значительной долей мажорных фантазий по поводу веселой жизни на переменках, счастливого ношения яркого ранца и работы в тетрадях со смешными обложками. Зачастую у таких детей складывается неправильное, идеализированное представление о школе.

Отрицательная социальная мотивация к школьному обучению – это побуждение получать знания, основанное на подчинении требованиям взрослых.

Для постановки диагноза используем специальный психологический градусник - тесты. С помощью такого градусника можно исследовать уровень, качество и слабые места школьной мотивации вашего ребенка и подобрать правильное лекарство.

Большинство детей хочет идти в школу, но мотивация у них разная. Иногда ученики и вовсе не могут объяснить, почему возникает такое желание. Желание может появиться у ребенка и потому, что этого хочет мама, и потому, что там веселые переменки, и потому, что там много интересного. Казалось бы, каждый из вариантов предполагает позитивные ожидания, но только один из них может стать основой прочной положительной школьной мотивации.

Чтобы выяснить, насколько представления вашего малыша о школе соответствуют действительности, нужно расспросить его о том, что он знает о школе, хочет ли он учиться, на чем основывается его желание. На основании ответов можно будет сделать выводы об успешности вхождения в школьную жизнь. Предлагаю примерный набор вопросов, обычно используемых для тестирования школьными психологами. Я провожу подобный опрос при поступлении ребенка в школу и в конце второй четверти. Это позволяет исследовать динамику развития школьных мотивов и, при необходимости, определить направление работы.

Что же делать для создания и сохранения положительной мотивации детей в начальной школе, что предпринять для трансформации «ненадежных» школьных мотивов (игрового, отрицательного социального мотива) в более эффективные: познавательные и социальные?

Трудности учебной мотивации поддаются воздействию, трансформации и исправлению.

При поступлении в школу большинство будущих первоклассников имеют ту или иную положительную мотивацию, но неправильный старт может вызвать появление разнообразных трудностей, из-за которых ребенок будет чувствовать себя неуютно, а первосентябрьский оптимизм перерастет в школьную тревожность. Ниже я предлагаю вспомнить типичные ошибки родителей первоклассника - врага надо знать в лицо.

Одной из важнейших причин отсутствия положительной мотивации или ее быстрого исчезновения является возраст. Очень часто родители берут старт в опасной гонке за знаниями любой ценой именно тогда, когда отдают ребенка в школу как можно раньше. Эта гонка приобретает массовый характер, поэтому начинают формироваться новые стандарты и стереотипы первоклассника, которые сильно расходятся с его естественными потребностями. Как итог мы имеем резкое ухудшение статистики по физическому здоровью детей уже к концу первого класса и отсутствие интереса к учебе.

Чаще всего при необоснованно раннем походе в школу мотивация у ребенка игровая. Психофизические аспекты его личности еще не готовы выдерживать школьную нагрузку, и уже с первых дней школьного обучения он может почувствовать себя обманутым, и его желание ходить в школу может исчезнуть. Другой вариант развития событий - отношение к занятиям как к игре. Поначалу такие дети могут проявлять заинтересованность новой ролью и школьными правилами как правилами новой забавы, но довольно быстро игра перестает быть веселой и надоедает.

Важным фактором в поддержании положительного отношения к школе является личность учителя. Именно учитель становится для ребенка в начальных классах важнейшим авторитетом, поэтому симпатия к личности первого преподавателя может стать определяющей при ответе на вопрос: «Тебе нравится учиться?» Поэтому важной рекомендацией психологов по повышению школьной мотивации является правильный выбор учителя.

Нежелание идти в школу и трудная адаптация может, конечно, быть следствием сугубо субъективных причин, например низкого уровня знаний и умений. В этом случае, при всем желании, ребенку сложно получить удовольствие от новой деятельности. Постоянный неуспех способствует снижению интереса к учебе. Это может проявляться как в тревожном поведении ребенка (все делаю неправильно, поэтому страшно действовать), так и в агрессивном (добиться успешности другим способом). Таким детям сложно пройти адаптацию успешно. Только кропотливый труд каждый день, постоянная помощь ребенку, ваша любовь и терпение приведут к постепенному внедрению в школьную атмосферу и соответствию школьным требованиям.

Если вам удалось соблюсти первичные условия положительной школьной мотивации младших школьников, то дальнейшее повествование даст вам ответы на вопросы, как удержать уже имеющийся положительный настрой вашего первоклассника или откорректировать не очень удачное начало. Если условия успешного старта не имеют ничего общего с реальностью похода в школу именно вашего ребенка - тем более, изложенная ниже информация будет вам добрым помощником в формировании и коррекции школьных мотивов.

Как можно повысить школьную мотивацию младших школьников

Идти в школу за знаниями - что может быть естественнее для ребенка и желаннее для его родителей! Доминирование познавательного мотива у первоклассника - бальзам на раны родительских тревог, ибо с этой минуты важнейшей их задачей оказывается всего лишь сохранение и подпитка того, что уже есть.

Для формирования мотивации обучения к школе родителям нужно придерживаться советов психологов.

Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка - в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса идет параллельно с физическим развитием ребенка - вот почему очень важно не отмахиваться от маленьких почемучек. Причина нарастания неиссякаемого потока всевозможных вопросов очень проста: детские игры постепенно усложняются, они все больше становятся похожими на реальную жизнь. Для «подводной охоты» ребенок попросит вас рассказать, какие бывают глубоководные рыбы; для «путешествия на корабле» захочет знать названия морей и континентов; для игры в сад-огород придется, может быть, даже купить ему настоящих семян.

Окажите помощь ребенку при поиске информации. Если не можете объяснить сами, вместе полистайте энциклопедию, позвоните компетентному другу, поищите в Интернете.

Для повышения школьной мотивации помогать ребенку искать ответы на вопросы просто необходимо! Став постарше, он и сам сможет погружаться в чарующий мир энциклопедий и справочников, но это произойдет немного позже.

Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним. Тем самым вы не только сможете поддержать его природный интерес к знаниям, но и получите возможность окунуться в детское мироощущение, с его особенными представлениями, сложностями и особым словарным запасом.

Ведь зачастую ответы взрослых на вопросы маленьких почемучек просто анекдотичны. Например: «Папа, а как нужно рисовать цифру восемь?» - «Как-как, возьми знак бесконечности и поверни на пи на два».

Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы. Для формирования мотивации в младшем школьном возрасте признавайтесь детям, что сами чего-то не знаете, говорите, что в школе можно будет узнать обо всем на свете.

Постоянно создавайте в жизни ребенка дефицит информации. Рассказывайте что-нибудь увлекательное об открытиях и исследованиях, время от времени предлагайте новые познавательные игры самой широкой тематики, от путешествий по нашей планете до космических исследований.

Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком. И помните, что дети посвящают много сил и энергии подражанию взрослым - это одна из их основных детских задач и один из способов приобретения нового опыта.

При поиске недостающей информации мягко сообщайте ребенку, что, учась в школе, он сможет получить ответы на интересующие его вопросы.

Предоставьте ребенку возможность поскучать и встретиться со своими желаниями. Для формирования мотивации к обучению в начальной школе, стимулирования познавательной потребности крайне важно не только, чтобы почемучка получил ответ на свой вопрос, но и чтобы он располагал временем, когда можно сформулировать новые вопросы. А для этого малышу просто необходимо личное время и возможность немного поскучать.

Разнообразие игровой жизни ребенка способствует расширению знаний и стимулирует поиск новой информации.

Психологи не устают призывать старательных родителей держаться золотой середины. Заброшенный, предоставленный себе ребенок - совершенно не наша цель. Достаточно, чтобы в день у вашего малыша оставался всего лишь час-другой личного времени. В выходные, возможно, немного больше. Но многие дети из-за напряженного графика оздоровительных, обучающих и обогащающих мероприятий этого времени не имеют. Предлагаю исправить ситуацию под лозунгом: «Во всем важна умеренность».

Позиционная мотивация идти в школу

Позиционный мотив является одним из социальных мотивов, а также хорошим помощником мотиву познавательному. Быть взрослым - это притягательная мечта любого ребенка. Портфель и школьные учебники являются заветной ступенькой, благодаря которой можно выглядеть выше и значительнее. Хорошо, если показатели по этой мотивации у ребенка достаточно высокие. Важно, чтобы этот мотив был не единственными и шел в паре с познавательным. Для формирования положительной позиционной мотивации обучения в начальной школе нужно не так много:

  • Время от времени проводите с ребенком беседы о привлекательности статуса школьника. Главное - «рифмовать» при этом позицию взрослого, самостоятельного человека и школьника, которому обязательно откроются новые горизонты и возможности: «Сможешь уже сам покупать в столовой булочку!», «Самостоятельно ходить по этажам в актовый зал и столовую!», «Сам будешь выбирать тетради и обложки!».
  • Будьте осторожны! Вам необходимо сообщить о расширении прав, а не об увеличении обязанностей. Не напугайте ребенка тем, что он еще не готов принять: «Будешь забирать уже братика из детского сада!», «Самостоятельно ездить к бабушке на троллейбусе!»
  • Вовлекайте ребенка в околошкольную деятельность. Участвуя во всевозможных школьных приготовлениях, хотя бы просто в покупке принадлежностей для учебы, ребенок будет ощущать свою важность и изменение статуса.
  • Читайте ему сказки на школьную тематику.

Для повышения мотивации детей школьного возраста ответьте себе на следующие вопросы. Для чего все-таки дети ходят в школу? Зачем нужны школьные правила? Кем бы хотел стать ребенок, когда вырастет? Какие уроки и занятия помогут ребенку в освоении этой профессии? Последние вопросы имеют лишь функцию поддержания мотива, но ни в коем случае не диагностическую. Настоящий поиск своего дела будет осуществляться только в старших классах, поэтому не воспринимайте мечту ребенка как руководство к действию.

При формировании позиционной мотивации детей к обучению в школе, кроме позитивного отношения, ребенок должен получить достоверную информацию о режиме и особенностях школьной жизни.

Формируя позиционный мотив, нужно быть осторожным, ведь зачастую родители невольно ударяются в крайности, которые могут свести на нет все старания. Одна из них - это излишнее красочное и радужное описание школьного процесса, которое вполне может обернуться горьким разочарованием маленького школьника и сомнениями в искренности родителей.

Другая крайность - поселить в сознании ребенка боязнь школы. Причины ее могут быть разными: опасения оказаться несостоятельными, не оправдать родительских надежд, страх несоответствия родительским ожиданиям. Таким образом может появиться отрицательная социальная мотивация, разговор о которой еще предстоит.

Для развития школьной мотивации следуйте следующим советам психологов:

  • Воздержитесь от описания совершенно идиллических и нереально привлекательных картин школьных будней.
  • Внимательно относитесь к слову «школа» в своей речи. В каких предложениях и с какими эмоциями и оценками вы его используете?
  • Не оставляйте без внимания слова и просто реакции ребенка, которые сообщают о его страхе перед учебой!

К сожалению, это, пожалуй, все, что можно сделать в этом случае с помощью печатного слова.

Формирование оценочной учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Плохо, если показатели оценочной мотивации учиться в школе слишком высокие и не подкрепляются ни познавательной, ни позиционной мотивацией. И все же оценочная мотивация может стать хорошим подспорьем в формировании положительной школьного настроя в целом.

Для развития правильной оценочной мотивации в младшем школьном придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Оценивайте положительно интерес ребенка к школе и любые его стремления к познанию.
  • Старайтесь добавлять к вашей оценке чувства, не ограничивайтесь ярлыками типа «молодец» или «хороший мальчик». Скажите, например, так: «Мне так приятно, что ты этим интересуешься!», «Как здорово, что ты уже школьник! На тебя так приятно смотреть, когда ты в форме!», «Удивительно, как ты быстро запомнил (красиво написал, хорошо рассказал…), я так рада, что у тебя хорошо получается!» А если вы решите подкорректировать ситуацию, пока ваш малыш еще дошкольник, подойдут фразы: «Как здорово, что ты пойдешь в школу!», «У тебя так хорошо получается, думаю, у тебя и в школе все получится!»

Не секрет, что самым важным «оценщиком» для маленького первоклассника является его первый учитель. Именно он - та «первая скрипка», которая способна извлечь из струн самолюбия маленького человечка и бравурные марши, и минорные мотивы. И если ко времени похода в школу ребенок запасся только оценочной мотивацией, школьные будни вряд ли будут для него спокойными. Кстати говоря, в этом случае выбор первого учителя, который либо усугубит, либо исправит ситуацию, становится еще более важным.

Если основная мотивация вашего ребенка игровая - увы, сложности с адаптацией не заставят себя ждать. Существует ряд требований, предъявляемых к психологической готовности ребенка, которому предстоит пойти в первый класс. Среди них - умение произвольно управлять своим поведением, ответственное отношение к учебной деятельности, умение устанавливать с взрослыми и сверстниками отношения, диктуемые совместной деятельностью. Этот набор требований вполне логичен и естественен - но лишь по достижении соответствующего возраста и, как следствие, психологической готовности. Именно поэтому отдавать ребенка в школу необходимо не ранее шести-семи лет.

Но возраст - совсем не гарантия! В 6 лет далеко не у всех детей имеется познавательная школьная мотивация, поэтому, если можно, стоит подождать еще. Поздний поход в школу никому еще не навредил, в отличие от раннего.

Советы психолога:

  • Особенности игровой мотивации у дошкольников и ценников начальной школы настолько сильны, что пресечь или нейтрализовать их просто невозможно. Единственный выход - постепенно развивать социальную и познавательную мотивации и надеяться на естественное взросление ребенка.

Оптимистичные упования родителей, что ребенок может повзрослеть уже в школе, могут остаться лишь надеждами. Ведь потребность в познании естественным образом созреет только в возрасте 6-7 лет. Но голос этой потребности может оказаться слишком слабым на фоне сложностей и стрессов первого года обучения, если ребенку больше хочется играть, чем сидеть за партой. Отдав ребенка в школу рано, родители рискуют так и не дождаться окончания адаптации.

Помощью ребенку в адаптации будет следование за природой и за естественным ходом событий. Надеюсь, предложенные рекомендации послужат опорой в создании благоприятной атмосферы для положительной школьной мотивации.

Коррекция отрицательной мотивации при нежелании ходить в школу

Трудно в нескольких словах охарактеризовать причины такого печального положения вещей, как отрицательная мотивация детей младшего школьного возраста. Однозначно объяснить, как случилось, что взрослые вопреки своему желанию сформировали у ребенка страх перед школой, сложно. Так же сложно однозначно определить, почему так мало между родителями и ребенком доверия, если последний готов идти в «страшную» школу, только бы не вызвать гнева мамы и папы. В этой ситуации понадобится глубокое исследование отношений. И если вы чувствуете, что в вашей семье сложилась именно такая ситуация, и хотите ее исправить, не пренебрегайте помощью специалистов.

На ребенка, поступающего в школу, ложится большой эмоциональный груз, ведь ему необходимо освоить не только новую деятельность, но и войти в новый коллектив, приспособится к требованиям учителя, к новому статусу, новой территории и новым вещам. Все это требует времени, терпения и помощи со стороны взрослых (учителей, психологов, родителей). Именно последним приходится сложнее всего. Для развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте родителям необходимо оставаться островками стабильности и спокойствия в этом изменившимся мире для малыша, но это непросто, ведь они подвержены тем же стрессам и волнениям, Что и их дети. Дальнейшая информация будет посвящена родительским тревогам и треволнениям, которые становятся нечаянными пособниками в формировании отрицательной школьной мотивации, а также неожиданными препятствиями на пути успешной адаптации Нащих детей.

Все родители хотят, чтобы каждое утро их маленький ученик спокойно вставал, одевался, завтракал и с удовольствием шел в школу, а не подчинялся необходимости идти туда, куда идти не хочется. В общем, все родители мечтают о положительной школьной мотивации для своего ребенка. Но у всякого сильного желания может возникнуть опасный спутник - страх. Тревога, что чаяния и надежды не осуществятся. И самое грустное, что иногда родителям не удается справиться с собственной тревогой по поводу школы, и вместо поддержки интереса к знаниям дети получают от них сообщения о неких драконах, которые уничтожают тех, кто не ходит в школу. Неправильное родительское отношение к школьному процессу влечет за собой разнообразные трудности. И, как следствие, школьная адаптация может проходить плохо или затянуться на неопределенный срок.

Так давайте постараемся выявить те тайные послания, в которых мы сообщаем своим детям о «драконах», их «способе жизни» и «месте в пищевой цепочке».

Однажды, забирая дочь из детского сада, я застала окончание одного развивающего занятия. На протяжении десяти минут воспитатель сообщила пятилетним детям, что они плохо будут учиться в школе, потому что они медлительные, ничего не слышат, шумят и немеют внятно отвечать, когда их спрашивают. Для школьной мотивации это были весьма разрушительные фразы, а форму они имели примерно такую: «Боже, да говори же ты громче, в школе тебя совсем не услышат!», «Быстрее, в школе с вами никто сюсюкать не будет!», «У тебя же под носом лежит, а ты не видишь! Как же ты в школе будешь учиться!»

Воспитателя можно оправдать, например, переживаниями за дальнейшую судьбу ребятишек. Но в тот момент, когда это происходило, я видела только мокрые глаза своего ребенка. Согласитесь, такое поведение воспитателя - сомнительный взнос в копилку положительной школьной мотивации. И мы с вами - родители - иногда сообщаем ребенку о своих переживаниях за его школьное будущее такими же разрушительными способами.

Советы психолога по формированию мотивации в младшем школьном возрасте:

  • Старайтесь контролировать высказывания о школе и школьном будущем вашего ребенка. Фразы должны поддерживать интерес, подбадривать ребенка, а не пугать его.

Совет, конечно, хорош и прост. Но, с другой стороны, ему невозможно следовать, пока не устранена причина подобных высказываний - родительская тревога. А она сама по себе не стихает даже после поступления детей в школу и преодоления первых рубежей. Часто мы продолжаем сокрушаться: «Как же ты будешь дальше, когда пойдут нагрузки!», «А в третьем классе будет шесть уроков, как же ты тогда высидишь!»

Развитие положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Социальный мотив обязательно присутствует у первоклассников, да еще под грифом положительного, однако если он затмевает собой познавательный, ребенок может так никогда и не отправиться в свободное плавание.

Для развития положительной мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста, их познавательных потребностей важно идти за интересами ребенка, а не за родительскими амбициями. Часто, желая осчастливить ребенка знаниями (а заодно и самих себя), родители просто не оставляют ему времени для тихих минут творчества, раздумья или просто покоя, навязывают хронометрированный график жизни, плотно заполненный всевозможными, невероятно полезными для ребенка развивающими занятиями.

Сейчас много говорят о необходимости заботиться о развитии детей. Повсюду муссируется мнение о безусловной пользе раннего и всестороннего развития. Модными становятся всевозможные центры, родительские клубы, кружки раннего творчества, дайвинга, детской аэробики и т. д. После многолетнего невнимания к миру ребенка - это, конечно, невероятный прогресс. Так что же - «ура» и «браво»? Хотелось бы сказать - да. Но при такой повальной борьбе с невниманием к детству мы рискуем выплеснуть с водой и самого младенца!

Родители начинают бояться детской скуки очень рано. Когда ребенок заскучал, он начинает искать себе новое занятие и временно затихает. Многие родители панически боятся этого затишья - и в самом начале жизни малыша правильно делают. Действительно, двухлетний малыш затихает чаще всего, дотянувшись до какой-то штучки с десятком блестящих кнопочек, очень похожей на папин мобильный телефон или пульт от телевизора, или добравшись до маминой сумочки, или забравшись на подоконник, открыв косметичку старшей сестры, усевшись пересчитывать листья вашему любимому фикусу или наводить порядок в дисках брата. Именно поэтому бдительные родители стремятся занять кроху, Дабы урон от его тихого творчества был минимальный. И тем не менее скука - важный фактор всестороннего Развития ребенка, и опыт ее необходим во все периоды жизни. Естественно, в дошкольном возрасте этого времени будет меньше, но по мере взросления, к школе, ребенку необходимо 1-2 часа в день, чтобы поскучать или просто побыть наедине с собой.

Родительские страхи влияют как на формирование отрицательной школьной мотивации учащихся начальных классов, так и на поддержание положительного школьного настроя. Конечно, даже при самых благоприятных семейных и школьных условиях никто не застрахован от слез во время выполнения домашнего задания, от реплик «Не буду читать этот гадкий букварь!» или «Ненавижу эту математику!». Но это не более чем рабочие моменты. У слова «труд» и слова «трудно» - один корень. Задача родителей - не обеспечить безоблачное будущее и безупречное скольжение по школьной колее, но избавить ребенка от ненужных нагрузок и опасных установок там, где это возможно: подкрепить естественный интерес, похвалить за победы, поощрить познание, уделить ребенку время, избежать перегрузок. Именно это поможет сформировать и сохранить такой необходимый положительный настрой на учебу, когда ребенок кроме осознания своего нового статуса, удовольствия от новой формы и школьных принадлежностей еще и сможет искренне удивляться и восхищаться новыми знаниями.

Статья прочитана 4 664 раз(a).

Вопрос мотивации учеников лейтмотивом проходит через всю работу учителя. Эта проблема не зависит от опыта работы или знания своего предмета. Образовательные стандарты меняются из года в год, но мотивировать учеников становится всё сложнее. Что же такое мотивация и как разные учителя подходят к этому вопросу?

Начну с того, что из школы я уволилась, не доработав четверть до конца учебного года. Просто плюнула и ушла. Очень хотелось отдохнуть от тетрадей и учебников, за которыми сидела каждый вечер вот уже 18 лет. А ещё хотелось перестать винить себя в том, что я не могу стать первоклассным специалистом. Это просто невозможно в обычной общеобразовательной школе.

Всегда будут те, кто, по различным причинам, необучаем. Чем больше в классе таких учеников, тем более подавленное состояние ждёт учителя.

Конечно, изначально мне было весело. С учениками можно было поговорить и посмеяться, им нравилось, что у них молодой учитель со схожими интересами. Никто меня не контролировал, и я учила их так, как учили меня в старших классах - меньше домашнего задания, больше полезной информации, тройки тем, кто уходит в колледж. Но потом начался контроль со стороны начальства, часов прибавилось, а я начала понимать: то, что было эффективно в работе со мной, совсем не эффективно в работе с большинством учеников той школы, где я работала.

На мой взгляд, самое трудное для учителя - не ориентироваться на свои предпочтения. Учить так, как ты бы сам хотел учиться - это тупиковый путь, работающий не на всех. В конце концов я начала искать способы мотивации детей. Я поняла, что мотивация - это не оценка и даже не желание поступить в хороший вуз.

За два года работы как положено сработал только один метод мотивации - конфета. И то это работает, увы, лишь в младших классах.

Однажды я, проработав без малого два года в школе, пожаловалась коллеге, учительнице с двадцатилетним опытом работы, на то, что недавно села на уроке и с трудом подавила желание расплакаться. Она ответила:

А я и заплакала вчера вечером, когда села готовиться к урокам. Сижу и думаю: вот это нам нужно сделать, то пройти, но ведь не сделают, слушать не будут...

Работая в школе, я старалась в каждый урок привнести что-то весёлое и интересное, но ведь учёба - это не игра в догонялки и не чтение анекдотов. Даже если каждый урок читать с детьми анекдоты, им однажды станет скучно. А моим предметом был английский язык. Да анекдоты на английском языке третьеклашки просто не поймут! Наверняка читатель возразит мне, что любой урок можно сделать весёлым. И я отвечу - можно, но тогда на подготовку нужно будет тратить в 10 раз больше времени, чем идёт урок, а это просто невозможно, ведь придётся работать без сна и еды.

Мой небольшой опыт показал, что игровые приёмы работают только на тех детях, которые имеют предрасположенность к предмету - родители убедили их, что это необходимо, либо им действительно доставляет удовольствие учиться. Остальные же виртуозно выуживают из урока игровую составляющую, а материал обходят стороной.

Таким же образом пёс из «Приключений Шурика» съел колбасу и оставил на асфальте спрятанное в неё снотворное.

Хорошей мотивацией является строгое лицо учителя и необходимость сдавать ЕГЭ по предмету. У меня первое пока не появилось, а второе (ЕГЭ по английскому) в школе, где я работала, было крайне редким явлением.

Уволившись из школы и отправившись в увлекательное плаванье по волнам поиска новой работы, я решила выяснить у своих бывших одногруппников, таких же молодых специалистов как я, работавших в школе, чем они мотивируют своих учеников. Я услышала от них точное отражение моих собственных мыслей. Одна из бывших одногруппниц сказала:

Я устала пытаться, поэтому учу тех, кто хочет.

Другая ответила:

Я не мотивирую. Мотивируют родители, а я учу.

Одногруппник ответил, что пытался мотивировать при помощи разбора любимых песен и современных тем, но потом понял, что всё бесполезно, и уволился.

Чего я только не испробовала за два года работы.

1. Иллюстрация приёмов грамматики на примере известных песен.

На поиск песен по теме «различные времена для выражения будущих действий», последующую нарезку и сочинение задания я потратила три часа, а прослушивание и выполнение задания по этой теме заняло пять минут урока. И что толку? Да, ребята порадовались, что знают эти песни, но ведь никто из них никогда не вслушивался в текст и не читал его. Мое дальнейшее объяснение никто не стал слушать, потому что оно показалось им сложным. И это десятый класс.

2. Просмотр мультфильмов с изученной лексикой.

Четвероклассники смотрят на красочную картинку, но слух как будто отключают. Содержание пересказывают по видеоряду.

3. Творческое домашнее задание по пройденной теме.

Семиклассники дружно используют Google Translate, сочиняя текст на русском и копируя его в переводчик.

4. Использование игрушек для объяснения предлогов места.

Второклассники просили подарить им игрушки, не слушая объяснение вообще.

Это только малая часть того, что я пыталась сделать для мотивации учеников, всего не упомнишь и не опишешь. От этого как раз и хочется заплакать посреди урока. Конечно, я говорю не обо всех детях: всегда были те, кто откликался на мои попытки сделать урок оригинальным, были те, кто усваивал информацию лучше благодаря моим стараниям. Но вот в чём проблема: эти дети смогли бы усвоить информацию даже в самом скучном и традиционном виде, а те, на кого были рассчитаны приёмы, воспринимали их как мою очередную безуспешную попытку научить их, таких необучаемых, английскому языку.

В этом тексте я расписалась в собственном бессилии, но искренне надеюсь, что где-то есть учителя, которые не сдадутся, продолжая убеждать учеников, что те могут учиться не «из-под палки», а с удовольствием.

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

– это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается. В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины