Дайте определение понятия «этика. Этика, ее предмет и структура

Дайте определение понятия «этика. Этика, ее предмет и структура

09.10.2019

этика наука духовный

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Понимая слово «этос» как характер человека, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores - множественное число), которое использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая. В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - три разных слова, хотя они и являлись одним термином и в обыденной речи употребляются как синонимы.

Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, сложилась традиция различения этих понятий.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область теоретического знания, наука, а под моралью (или нравственностью) - изучаемый ею предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью - сами поступки, их объективную сущность.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, вы являет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др. В этом смысле можно сказать, что этика исследует нравственную жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих нового понимания морали, преодоления ценностной разорванности общественного сознания; тем самым с возможностью предложить обществу новую, единую для всех моральную перспективу. Чтобы достичь этого, этика в тот или иной исторический период должна снять ореол абсолютности с тех или иных моральных норм, ценностей и идеалов, показать их относительный характер, а затем возвести в абсолют другие.

Этика -- это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования. В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

ПОНЯТИЕ «ЭТИКА»

Этика - область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности. Предметом этики является мораль как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически и содержательно схожи, тождественны. Древнегреческое слово «ethika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать отнтсительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Мораль и нравственность, соответственно, определяют значения этического знания в единичном и особенном. Это сфера психологического, чувственно-эмоционального восприятия этических норм, область свободы нравственного выбора, практических поступков людей.

С древнейших времен ни одно человеческое сообщество неспособно было существовать и развиваться вне соблюдения определенных взаимных обязанностей, правил, норм поведения. Эта необходимость согласования интересов людей служила условием выживания, сохранения общественных структур, их относительной гармонии и устойчивой динамики развития. Эти взаимные обязанности постепенно становились достоянием нравственного сознания. Приобретая устойчивый характер, они теряли непосредственную связь с исторически определенными условиями жизни людей, превращались в устойчивые нормы нравственного поведения, привычки, традиции, нравы и обычаи людей.

Как неотъемлемое условие человеческой жизни, общественной самоорганизации мораль предшествует познанию. В то же время моральное начало, осознаваемое длительное время как безотчетно-должное, требует, рано или поздно, своего рационального обоснования, теоретического осмысления. Первые исторически известные образцы этических учений возникают сравнительно поздно, в рамках древневосточных философских традиций и в эпоху Античности. Они лишь условно соответствуют современному пониманию теоретических проблем морали и носят, преимущественно, характер практических нравоучений, философских дискуссий о благе и добродетели, о сравнительной ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Зрелые этические учения, в систематизированной форме обосновывающие цели познания, всеобщие принципы, нормы и правила морали, формируются только в рамках философии Нового времени.

Теоретическое, рациональное обоснование морали менее всего служит задаче приращения научного знания. Этику лишь условно можно называть наукой о морали. Да это и не нужно. Она формирует идеальные представления о нравственно должном. Мораль говорит не о том, что было, есть и будет. Основываясь на обобщении практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть. Мораль замкнута на человека. Она -- атрибут его существования, показатель его социальности. Мораль по природе своей субъективна. Целью этики, по словам Аристотеля, являются не знания вообще, а содержание и оценка поступков. Не случайно он называл этику практической философией.

Отношения людей в обществе бесконечно многообразны и в то же время конкретны. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, предметно обусловленных действий, всеобща. Она -- универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Иначе, мораль проявляет себя как общественное начало в человеке. Она связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это единственно возможное условие взаимного сосуществования людей, то пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.

Как общественная форма отношений мораль не принижает и не нивелирует многообразие конкретных, предметно обусловленных отношений между людьми, между человеком и природой. Всякое единичное отношение, действие, поступок изначально моральны. Это далеко не всегда очевидно. Чаще всего нравственное начало скрыто, завуалировано иными пластами действий, характеров людей, объективно заданными условиями личной и общественной жизни. Кроме того, моральный выбор человека непосредственно зависит от его природной заданности и личностных параметров. Эгоистические, утилитарные стремления нередко толкают человека на поступки, несовместимые с нормами морали, порождают явления корыстолюбия, жадности, ненависти, зависти, делают его поведение аморальным. Эти тенденции могут усугубляться личностной нравственной невоспитанностью, реальными условиями бытия. Но даже безнравственность есть также проявление морали, только со знаком минус. Это необходимое условие сравнимости поступков, моральной оценки.

Бесчисленные зигзаги и хитросплетения человеческой истории и сопутствующей им моральной заданности всей социальной деятельности не затмевают добродетельных начал сосуществования людей, их поступков. Свобода человеческой воли и морального выбора позволяют преобразовывать морально общее, универсальное в личностно данное, в область конкретных дел и поступков, в практическую плоскость жизни. Любовь, справедливость, сострадание и иные нравственные добродетели определяют поведение человека, соединяют его с другими людьми, являются конечными причинами целостности и преемственности исторического процесса. В этом скрыт высший смысл практического значения морали и выражающих ее сущностных начал этических учений.

По природе своей этика призвана решать практические нравственные проблемы. Ее задачей является не только теоретическое описание и объяснение морали, но прежде всего обоснование нравственных идеалов, образцовых моделей человеческих отношений и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нравственных норм, заповедей, традиций, сословных и профессиональных моральных кодексов служат условием и инструментом нравственного воспитания, нормативной моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.

Этическое знание, выраженное в системе моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только в связи с человеком, его сознанием и деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителя нравственности, определяет его как изначальную ценность и конечную цель функционирования моральной системы. Уже самые ранние этические учения рассматривают человека в качестве единственного и высшего критерия определения практически заданной общественной природы морали. Именно мораль служит универсальным способом и средством самопознания и самосовершенствования личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддержание гармонии человека и общества, устойчивости всех звеньев общественного бытия.

Задача курса этики -- сформировать сознательное отношение к жизни, передать моральные ценности, выработанные человечеством, новым поколениям. Выработка нового типа морали, соответствующего постиндустриальному обществу, предполагает критический анализ имеющихся этических систем, диалог с различными этическими школами и направлениями, обоснование современной морали как идеала и норм нравственного поведения людей.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх -- природный аффект, память -- свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость -- свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores -- мн. число) -- латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это -- в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichlkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже -- новое существительное «нравственность» (Sittlichkeit).

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» -- разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) -- изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью -- сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль -- то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность -- то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью -- приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя -- моральными.

В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статуе не вышли за рамки академических опытов, В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса).

В рамках учебной дисциплины «этикой» называют науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, -- то, что изучается этикой, ее предмет.

Что такое мораль (нравственность)? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль -- больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как: задача, которая требует для своего решения, помимо всего прочего, также и теоретического размышления. Мораль -- не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.

Мы рассмотрим некоторые наиболее общие определения (характеристики) морали, широко представленные в этике и прочно закрепившиеся в культуре. Эти определения в значительной степени соответствуют общераспространенным взглядам на мораль. Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях: а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта; 6) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому мы сведем общий анализ морали в две рубрики: моральное измерение личности и моральное измерение общества.

Этика - область философских знаний, наука о морали, что осмысливает, обобщает, систематизирует историю становления и развития этических теорий, концепций, которые обосновывали природу, суть, специфику, функции морали, закономерности ее развития и функционирования, взаимосвязь с другими формами духовного и материальной жизни людей. Этика как нравственная философия - отрефлексированных теоретическое моральное знание о сущности и предназначении человека, отражающий нравственное сознание во всей ее сложности и противоречивости, конкретно-историческую практику в ее разнообразии и коллизиях.

Понятие этика этимологически происходит от древнего фецького слова "ethos", которое сначала (в частности, еще в «Илиаде» Гомера) означало местонахождение, совместное жилье. Впоследствии оно приобрело новое значение: обычай, темперамент, характер. История слова ethos зафиксировала то важное наблюдение, что обычно и характеры людей рождаются в совместной жизни. Выдающийся мыслитель античности Аристотель, основываясь значение слова ethos как характера (темперамента), формулирует прилагательное ethicos - этический, определив особенность человеческой добродетели, а именно благотворительности характера (мужество, мудрость, умеренность, справедливость и т.д.), которые отличаются от добродетелей разума. Для определения науки, изучающей этические добродетели, Аристотель сформировал новый существительное ethics - этика , которая встречается в названиях произведений ("Большая этика", "Никомахова этика", "Евдемова этика»). Так, в IV в. До н. Э. этическая наука получает название, которое имеет до сих пор.

История становления понятия этика повторяется еще раз в римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова "ethos" является слово "mos" (moris), что также означает удачу и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок Древний римский философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, сформировал прилагательное moralis (что относится к характера, обычаев), а от него позже появляется понятие " moralitas" - мораль . Итак, по этимологическим содержанием греческое ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а созданные философами для определения определенного явления.

В процессе исторического развития человечества понятие "этика" и "мораль" наполняются разным содержанием. Этику начали рассматривать как философскую науку (лучше - практическую философию), которая отвечает на вопрос «как нужно правильно жить?» (Или, в формулировке И. Канта, - "что нужно делать?») и имеет основным предметом изучения морали. В общественном сознании мораль стали понимать как реальные явления (обычаи общества, нормы поведения, представления о Добре и Зле и т.д.). Однако характеристика этики как науки о морали не является достаточным. ответить на вопрос, что такое этика, это значит и дать толкование самой морали.

Под моралью в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризуется противоположностью добра и зла и обусловливает нормы достижений человеческого поведения. Согласно этому определению мораль представлена двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали: мораль - это система высших ценностей. Вторая отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим еще больше усиливает их положительное значение.

Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, нравственного идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и морально ценным.

В некоторых европейских языках наряду с термином "мораль" возникли и другие, но означающие то же явление. Российским аналогом слова "мораль" есть понятие "нравственность", первоисточником которого стало слово "нрав" (характер или совокупность душевных качеств). В староукраинском языке существовало слово "обичайнисть", а в современной - "нравственность".

В современной литературе, следуя немецкого философа Гегеля, мораль понимается как форма общественного сознания, совокупности осознаваемых людьми правил, принципов и норм поведения, а нравственность - как воплощение данных правил, принципов и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними.

Итак, история сроков подводит к обобщенному определение: этика - это философская наука о морали (нравственности).

Человек - существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

Что такое этика

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика - это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики - этикет.

Этикет - система знаков

Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы - все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.

Этикет - явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.

Правила хорошего тона

Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.

То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:

  • в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
  • постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
  • при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
  • младшие представляются старшими;
  • при представлении необходимо встать, если вы сидите;
  • после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
  • оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
  • пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
  • ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз - это означает «общение на равных»;
  • помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
  • при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
  • при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
  • во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
  • не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
  • не расхваливайте себя;
  • следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
  • в компании не принято шептаться;
  • если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
  • прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: "Прощай!»;
  • на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое

Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены - все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.

Заключение

Человек без этикета - дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины