Что проверяет аптека в отделениях стационара. Организация работы больничных и межбольничных аптек специализация аптек. Порядок выписывания ЛС и ИМН и ПКУ в структурных подразделениях ЛПУ

Что проверяет аптека в отделениях стационара. Организация работы больничных и межбольничных аптек специализация аптек. Порядок выписывания ЛС и ИМН и ПКУ в структурных подразделениях ЛПУ

31.10.2019

Фармацевтический техникум

Лекция

ТЕМА: «Обслуживание стационарных пациентов. Организация работы больничной аптеки.

ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией в сельской местности (при отсутствии специалиста с высшим образованием)»

Базовый уровень среднего профессионального образования

Сокращенная форма обучения с элементами дистанционного обучения

Составитель: Иванова Т.Е.

Санкт-Петербург

План лекции

1. Организация работы аптек медицинских организаций, задачи, помещения, оборудование

2. Виды больничных аптек

3. Снабжение аптеки

4. Порядок отпуска товаров в отделения

5. Оформление лекарственных форм, изготовленных по требованиям.

Лекарственное обеспечение стационарных пациентов осуществляется в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования за счет средств фондов обязательного медицинского страхования или за счет средств работодателя. Для пациента это является бесплатной медицинской помощью.

Для снабжения лекарственными средствами при медицинских организациях могут быть больничные аптеки, а также хозрасчетные аптечные организации.

Виды аптечных организаций, обслуживающих медицинские организации.



· Больничная аптека. Для бюджетных ЛПУ/ медицинских организаций. Организуется на правах отделения при наличии в стационаре не менее 100 коек. Обеспечивает одну лечебно- профилактическую организацию.

Аптека ЛПУ – фармацевтическое структурное подразделение учреждения здравоохранения, предназначенное для организации лекарственного обеспечения данного учреждения, включая изготовление лекарственных препаратов, а также оказания платных фармацевтических услуг. Возглавляет аптеку провизор, назначаемый главным врачом на правах заведующего отделением. Аптека располагается в изолированном помещении в соответствии со всеми требованиями к аптеке с правом изготовления лекарств или аптеке готовых лекарственных форм.

· Межбольничная аптека (МБА). Осуществляет обслуживание нескольких ЛПУ/ медицинских организаций. Число коек не менее 500, а также медицинские кабинеты школ, дошкольных учреждений, санаториев и т.п.

· Аптека, обслуживающая население и медицинские организации.

Виды больничных аптек:

· Аптека больниц общего типа (многопрофильных)

· Аптеки специализированных больниц (туберкулезные, онкологические, инфекционные, родильного дома, психоневрологические и т.п.)

· Аптеки медицинских организаций (клиник)

· Аптеки санаториев

Направления деятельности аптек ЛПУ

· Определение потребности и ассортимента лекарств, медицинских изделий, перевязочных средств, медицинской техники и т.д., необходимых для бесперебойного обеспечения ЛПУ

· Участие в планировании денежных средств для обеспечения лечебного процесса в рамках имеющихся ресурсов и выделенных ассигнований

· Создание формулярных списков ЛПУ

· Выбор поставщиков и заключение договоров (на основе конкурсов и тендеров)

· Организация приемки товара и его хранение, учета.

· Изготовление лекарств по требованиям отделений ЛПУ

· Фармацевтическая экспертиза требований, корректировка и отпуск лекарств

· Контроль за правильностью хранения лекарств в ЛПУ

· Оказание информационно- консультативной помощи специалистам ЛПУ по вопросам выбора лекарственных препаратов, хранения, учета.

Помещения больничной аптеки

Отличительной чертой больничных аптек является отсутствие торгового зала.

1. Рецептурная - прием и регистрация требований, выписывание этикеток, оформление требований при отпуске

2. Экпедиционная (раздаточная)

3. Ассистентская (производственное помещение для приготовления экстемпоральных лекарств)

4. Расфасовочная – расфасовка лекарств и перевязочного материала. В настоящее время перепрофилируется.

5. Кабинет провизора – аналитика

6. Дефектарская – заполнение и хранение штанглассов.

7. Дистилляционно – стеризационная - получение воды очищенной и для инъекций, стерилизация растворов.

8. Дезинфекционная – обработка посуды, возвращенной из отделений. Имеется в специализированных аптеках.

9. Моечная – мытье, обработка, сушка посуды, стерилизация

10. Материальные комнаты- для хранения товарных запасов, в т.ч. может производится комплектация товаров для ЛПУ.

11. Служебные и бытовые помещения

12. Кабинет заведующей

13. Помещения для приготовления лекарств в асептических условиях.

· Асептическая со шлюзом (бокс)

· Стерилизационная

· Моечная

· Помещения для контроля, оформления, хранения стерильных лекарств.

Все помещения оборудуются необходимым оборудованием, весо- измерительными приборами.

В больничной аптеке за сохранность товарно- материальных ценностей отвечают специалисты, во главе с заведующим аптекой. С ними от лица главного врача заключаются договоры о коллективной или индивидуальной материальной ответственности.

Снабжение ЛПУ

Снабжение медицинской организации осуществляется в соответствии с ФЗ-94 от 2005 года « О закупках». Предварительно определяется потребность в медикаментах на основании формулярных списков и составляется техническое задание под МНН, химическим или торговым названием.

Проводятся открытые торги и конкурсы по закупке лекарственных средств. Это называется тендер – предложение на поставку товара, поступающее при проведении торгов. Оптовые поставщики в виде пакета документов предлагают товары в требуемом ассортименте, указывают цены, данные на товар, условия поставки. Все документы должны пройти экспертизу комитета по здравоохранению. Все данные публикуются на сайте «Закупки». Затем отбираются наиболее оптимальные по условиям фирмы- поставщики и заключается договор на поставку. Медицинской организацией выделяются денежные средства для закупки медикаментов непосредственно в хозрасчетных аптечных организациях, например на экстемпоральные препараты в случае отсутствия производства в больничной аптеке или при необходимости срочной закупке препарата по жизненным показаниям.

"Фармацевтическое обозрение", 2005, N 12

БОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ:

БЕЗ СТАТУСА, СОТРУДНИКОВ И ДЕНЕГ


На волне повсеместных реформ в России постепенно модернизируется и система медицинского обслуживания. Государственные ЛПУ организуют платные койки и отделения, активно развиваются частные медицинские учреждения. Платные услуги - не единственный объединяющий их фактор. При большинстве из этих ЛПУ существуют аптечные учреждения, которые обеспечивают лечебный процесс необходимыми лекарственными средствами.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


Больничные аптеки существенно отличаются от обычных учреждений с зеленым крестом - как по функциям, так и по сути своей деятельности. Задача аптек ЛПУ - удовлетворение потребностей лечебного процесса в фармацевтических товарах и услугах. Поэтому перед аптеками при больницах ставятся определенные задачи: обеспечить лекарствами лечебный процесс как при оказании бесплатной медицинской помощи, так и платных услуг, предоставить медицинскому персоналу профессиональную информацию о лекарствах, организовать фармацевтический надзор в больнице.

Звучит красиво. Однако на деле картина вырисовывается крайне неприглядная. Больничные аптеки находятся в бедственном положении. И причин этому несколько: ограниченное финансирование и рост цен на ЛС, недостатки в организации самой системы лекарственного обеспечения стационаров и в контроле использования финансовых средств.

Корень всех проблем ЛПУ кроется в нормативно-правовой базе. Аптека ЛПУ работает на основании лицензии на фармдеятельность. Однако существующее определение фармдеятельности не соответствует выполняемым больничными аптеками функциям. В Федеральном законе "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность определена, как "деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств". По мнению Анны Солонининой, проректора Пермской ГФА, зав. каф. Управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования, д.ф.н., для деятельности аптечных подразделений в ЛПУ больше подходит определение "фармацевтическое обслуживание", как "совокупность фармацевтических услуг, осуществляемых аптечными подразделениями при организации лекарственного обеспечения ЛПУ".

Нормативные документы, регламентирующие деятельность аптечных учреждений, в частности ОСТ 91500.05.0005-2002 "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения" и ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", также не отражают современные требования к организации деятельности аптек, обслуживающих ЛПУ. Как отмечает А.Солонинина, по роду своей деятельности больничные аптеки занимают промежуточное положение между предприятиями оптовой и розничной торговли, так как, с одной стороны, не отпускают ЛС за наличный расчет, а с другой - осуществляют в большинстве случаев производственную деятельность, связанную с изготовлением ЛС, что характерно для розничных аптек.

Если подвести итог, то можно отметить, что в существующих нормативно-правовых документах вопросы лекарственного обеспечения больниц в системе ОМС никак не регламентированы. В них не определены статус, задачи и функции больничных аптек, не разработаны отраслевые стандарты деятельности, отсутствуют нормативные документы по лицензированию и т.д.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Отсутствие должного правового регулирования тянет за собой шлейф остальных бед больничных аптек. Низкая заработная плата влечет дефицит сотрудников и повышение нагрузки на работающих специалистов. Слабое финансирование не дает возможности сделать ремонт и заменить устаревшее оборудование. Поэтому говорить о соответствии больничных аптек международным стандартам качества производства бессмысленно.

Аптечное учреждение, существующее на территории ЛПУ, в первую очередь обеспечивает ЛС больных, которые находятся здесь на лечении. Но и здесь не все гладко. Исследования, проведенные специалистами Пермской фармакадемии, выявили, что далеко не во всех больницах есть в штате фармацевтический специалист и адекватные формуляры ЛС, что приводит к использованию препаратов с недоказанной клинической эффективностью, но высокой стоимостью. Действующая практика определения потребности, норматива запасов, закупок, хранения, использования ЛС не всегда соответствует действительности. Результаты этих исследований можно распространить на любой регион России - положение дел в больничных аптеках везде одинаковое.

Сегодня, наверное, уже подавляющее большинство ЛПУ оказывает те или иные платные медицинские услуги. Это естественное явление в условиях рынка и дополнительный заработок для бюджетных учреждений. Однако все снова упирается в организацию процесса. Потребность в ЛС для платных услуг, как правило, четко не определена. Поэтому закупки носят хаотичный характер и производятся по мере необходимости. Когда ЛС нет в наличии, его покупают в экстренном порядке в любой аптеке за наличный расчет независимо от его стоимости, что влияет на стоимость медицинской услуги. Нередко используются ЛС, приобретенные за счет средств бюджета и ОМС, но не всегда происходит возмещение их стоимости, если они использовались для платных медицинских услуг. Не существует на практике и отдельного хранения, учета приобретения и расходования ЛС, приобретаемых для оказания бесплатной лекарственной помощи и для оказания платных медицинских услуг.

НЕТ АПТЕКИ - СЛОЖНО, ЕСТЬ - ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ


Анализируя ситуацию с аптеками при ЛПУ, можно сделать вывод о проблемах двух типов: когда аптека при ЛПУ есть и когда таковой нет. В случае, когда ее нет, лекарственным обеспечением занимаются люди без фармацевтического образования. В результате их некомпетентности не всегда закупаются сертифицированные ЛС должного качества. Под сомнения ставятся условия хранения ЛС в ЛПУ, вне аптечного помещения они не всегда соответствуют нормам. Нередко больные сами приобретают необходимые им ЛС (снова встает вопрос их качества и эффективности). В итоге происходит значительное ослабление внутреннего фармацевтического контроля за обращением ЛС в ЛПУ (нет учета выдачи ЛС больным, контроля рациональности закупок).

Проблемы, конечно, серьезные. Но парадокс - куда серьезнее и масштабнее проблемы, когда аптека при ЛПУ есть. Это прежде всего упомянутый спектр правовых проблем. Нередко аптеки в больницах организованы на правах отделений, а руководитель действует на правах заведующего отделением. Аптеки работают не круглосуточно, что создает трудности из-за недоступности ЛС в экстренных ситуациях. Из-за проблем с помещением и оборудованием изготовление ЛС для инъекций и инфузий в больничных аптеках проблематично. Не везде ведется персонифицированный учет отпуска ЛС больным. Еще одна проблема, которая может серьезно осложнить жизнь больничных аптек: в перечень платных медицинских услуг не включены фармацевтические услуги.

Возникает вопрос, как решить все эти проблемы. Основная роль в этом отводится государству, которое должно наконец-то определить нормативно-правовую базу для больничных аптек. Но реформы должны пройти и в самих ЛПУ. Среди них мероприятия по рационализации использования ЛС и финансовых ресурсов лекарственного обеспечения:

Внедрение формулярной системы в каждом ЛПУ, что позволит использовать в лечебном процессе наиболее безопасные и затратно-эффективные ЛС, точнее определять потребность в необходимых ЛС и планировать их закупки;

Введение двухуровневой системы управления и контроля: на уровне ФОМС и ЛПУ;

Введение системы учета потребления ЛС в ЛПУ, в том числе для платных медицинских услуг, а также контроля рациональности их закупок и использования;

Централизация хранения ЛС в ЛПУ на базе аптечных подразделений с обеспечением их круглосуточной доступности;

Коренное изменение практики закупок препаратов (на конкурсной основе, планирование закупок с учетом необходимого норматива потребности в товарных запасах по ассортименту и количеству, внедрение системы одноразовых упаковок);

Введение предметно-количественного учета всех ЛС и персонифицированного учета их отпуска.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Сотрудник аптеки N 744 при Долгопрудненской ЦГБ, который пожелал остаться неизвестным:

У нас была хорошая аптека, но сейчас все изменилось. Нет кадров, работают два человека (кто-то в отпуске, кто-то в больнице, заведующая уволилась). Давно не было ремонта. Аптека обслуживает целую больницу: роддом, травматология, инфекционное отделение, кардиология и другие отделения - нагрузка .

Раньше в городе было три муниципальных аптеки, они реорганизовались в ЗАО. Теперь это аптечная сеть. Центральная аптека, которая торговала в том числе и наркотическими ЛС, в определенный момент закрылась. И тогда все тяготы снабжения многочисленных окрестных подразделений легли на нашу больничную аптеку. Но у нас есть лицензия только на обслуживание 466 коек. Однако в городе много больных, которым требуются те же наркотические ЛС. После того, как на центральную аптеку повесили замок, пришлось скорой помощи ездить по пациентам (такое было с онкобольными) и делать им инъекции необходимых наркотических ЛС на дому. В определенный момент центральная аптека все-таки открылась, но лицензию на наркотики не получила. К тому же из нее убрали производственный отдел. Теперь производственной аптеки в городе вообще нет. Потом центральная аптека все-таки получила лицензию на наркотики, но объем ее сегодняшней работы не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше.

Финансирование у нас, в принципе, всегда было приличным. Но летом возникают проблемы. Поэтому на конец августа есть задолженность за два месяца. С поставщиками мы работаем по тендеру, который проводит областной Минздрав, но, к сожалению, не всегда отбираются фирмы-поставщики с реально низкими ценами.

Светлана Рыбицкая, аптека при Мытищинской городской клинической больнице:

Самая большая наша проблема - финансирование. Особенно плохо стало с 2005 года: сократились объемы, постоянный долг. Может быть, это связано с тем, что стало больше тяжелых больных, поэтому им требуются более дорогостоящие лекарства. Может быть, проблема в комбинированном лечении, когда необходимо сразу несколько препаратов, а раньше обходились одним. Или больные запускают свои болячки, приходят к врачу только в крайнем случае, а лечение таких заболеваний обходится дороже. Потом не стоит забывать, что у нас онкологическая больница и ЛС определенного ассортимента. Радует, что поставщики понимают наше положение и всегда доставляют заказ вовремя.

Сотрудники в аптеке почти все пенсионного возраста, молодежи нет. Приходится работать бригадными подрядами.

Работа очень напряженная, монотонная и однообразная, не такая, как в обычной аптеке. Но работать надо везде.

Татьяна Бычкова, аптека при Московской областной онкологической больнице, Балашиха:

Трудности у нас такие же, как у всех, как и были в течение нескольких лет: маленькая зарплата. Поэтому работать некому. По штатному расписанию в нашей аптеке должно быть 18 сотрудников, а работают всего семь. У нас нет грузчиков, провизора. Со всем приходится справляться самим.

Антонина Грушина, аптека при ГУЗ "Московская областная психиатрическая больница N 5":

Поскольку мы закрытая аптека при психиатрической больнице, мы отпускаем ЛС только для отделения стационара. Направление больницы диктует свою специфику - ЛС для лечения депрессии, психических заболеваний. Больница бюджетная, поэтому финансирование маленькое. Сколько денег нам выделят, столько ЛС мы и закупим. Всегда приходится ждать денег прежде, чем сделать заказ. Молодежь вообще не хочет идти сюда работать из-за низкой зарплаты. Чтобы как-то изменить ситуацию, надо, в первую очередь, изменить нормативную базу. В других аптеках все меняется: время, отношение, стиль работы, а у нас все по-старому, мы еще по советской нормативной базе работаем.

С.ГРАЧЕВА

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Глава 4. Аптеки лечебно-профилактических учреждений

В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ): больниц, дис­пансеров, поликлиник, родильных домов и др.

Основная функция аптеки ЛПУ заключается в изготовлении и отпуске по требованиям (рецептам) лекарств, заказанных оп­ределенными подразделениями ЛПУ, отпуске им готовых ле­карственных препаратов, перевязочных материалов, предметов ухода за больными, медицинских инструментов и других меди­цинских средств. Таким образом, объем работы аптек ЛПУ ши­ре, чем аптек, обслуживающих население, так как они снабжают данное учреждение не только обычным аптечным ассортимен­том, но и реактивами, хирургическими и другими инструмента­ми, медицинской аппаратурой и т. д.

Аптеки ЛПУ подразделяются на категории в зависимости от числа коек в стационаре (табл. 4.2).

Технология изготовления лекарств в аптеках ЛПУ ничем не отличается от аптек, обслуживающих население, поэтому штат­ные единицы в них те же, за некоторым исключением. Так, в аптеках ЛПУ имеется должность провизора-клинициста, фар­мацевтического инспектора, заведующего газобаллонным хо­зяйством и инженера (техника) по ремонту техники.

По объему выполняемой работы в аптеках ЛПУ 40-50 % со­ставляют требования на стерильные лекарственные формы (в аптеках, обслуживающих население - 5 %). В связи с этим на­бор помещений и их размеры несколько отличаются от таковых в хозрасчетных аптеках, обслуживающих население (табл. 9.3).

Аптеки ЛПУ, как и аптеки, обслуживающие население, име­ют производственные, вспомогательные (для хранения), адми­нистративные и хозяйственно-бытовые помещения; Их разме­щают на первом этаже с соблюдением соответствующих сани­тарно-гигиенических требований. Эти помещения должны быть удобны для приема и хранения большого количества ме­дицинского имущества, размещения средств механизации, ап­паратуры и аптечной мебели.

Таблица 4.3 - Площадь помещений аптек лечебно-профилактических учреждений (извлечение из СНиП 1169-78)

Помещения Площадь в зависимости от числа коек в стационаре
Производственные
1. Ожидальня
2. Рецептурная - -
3. Экспедиционная - -
4. Рецептурная-экспедиционная - - - -
5. Ассистентская
6. Помещения для приготов- ления лекарств в асептических
а) асептическая со шлюзом 12+2 12+2 18+2 18+4 24+4 24+4
б) терилизационная для воздушной стерилизации - - -
в) стерилизационная для паровой стерилизации
г) моечная -
д) комната для контроля, оформления и хранения лекарственных форм и растворов для инъекций - - -
7. Расфасовочная - -
8. Кабинет провизора-аналитика -
9. Дефектарская (со шлюзом) - - - 12+4 15+4 16+4
10. Дистилляционная
11. Дезинфекционная со шлюзом (с отдельным наружным вхо­дом) - - 12+2 12+2 12+2 12+2
12. Моечная
13. Комната для хранения чистой посуды
14. Распаковочная
Кладовые
15. Готовых лекарственных форм
16. Сухих медикаментов - - -
17. Жидких медикаментов
18. Перевязочных материалов - - -
19. Хирургических инструментов
20. Предметов ухода за больными, санитарии и гигиены -
21. Горючих и легковоспламеняющихся жидкостей
22. Дезинфекционных средств и кислот
23. Лекарственных трав - -
24. Холодильная камера 8 10
25. Стекла, тары, вспомогательных материалов 10 15 20 24
Служебные и бытовые
26. Кабинет заведующего 8 10 10 10
27. Помещение для занятий с персоналом - 24 30 35
28. Гардеробная для персонала 8 10 15 20
29. Кладовая для предметов уборки 2 4 4 4
30. Туалет для персонала 1,2 х 0,5 м
31. Комната для персонала 8 8 8 8
32. Комната личной гигиены 5 5 5 5

Важным санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованием является надежная изоляция помещений аптеки ЛПУ от лечебно-диагностических отделений, предназначенных для пре­бывания больных, но в то же время аптека должна иметь удобное, безопасное с точки зрения загрязнения и инфицирования сообщение с отделениями больницы. Наиболее целесообразно размещать ап­теку в главном корпусе больницы или в отдельном здании. В этом случае аптека должна иметь подвальное помещение и хо­рошие подъездные пути. Аптеки крупных клинических больниц и многопрофильных ЛПУ имеют специальное помещение, со­стоящее из двух комнат общей площадью 45-50 м 2 для мелко­серийного производства таблеток и ампулированных препара­тов. На аптеку ЛПУ возложена обязанность снабжения больниц кислородом и другими газами. В этом случае при аптеке преду­сматривается строительство центральной кислородной станции. В аптеках ЛПУ нет торгового зала; вместо него имеется ожи­дальня, предназначенная для медицинского персонала, кото­рый приходит в аптеку из того или иного подразделения (боль­ницы, поликлиники и т. д.) для того, чтобы доставить требова­ния, заявки, рецепты и получить приготовленные лекарства или товары медицинского назначения. В отличие от аптек, об­служивающих население, в аптеке ЛПУ имеется рецептурно-экспедиционная, в которой выполняется большой объем рабо­ты по приему и выполнению требований и рецептов. Кроме то­го, аптеки ЛПУ отличаются наличием крупного (общей площа­дью от 80 до 120 м 2) хорошо оборудованного асептического блока для приготовления большого количества стерильных ле­карств. Отдельная комната провизора-аналитика в аптеках ЛПУ не предусмотрена. В ассистентской имеется стол прови­зора-аналитика с необходимой аппаратурой для физико-хими­ческих анализов. Эти аптеки оборудуются двумя моечными (комнаты для обработки посуды). Одна из них предназначена для приема, сортировки и обработки посуды, заготавливаемой для глазных капель и других стерильных инъекционных раство­ров, другая - для сбора, обработки и сортировки обычной ап­течной посуды и аптечного инвентаря. В аптеке имеется боль­шое число кладовых специального назначения.

Аптека осуществляет следующие задачи:

    изготовление и отпуск лекарств по рецептам врачей;

    продажа лекарств, не требующих рецепта врача, а также предметов гигиены, перевязочных материалов, хирургического инструментария, оптики и др.;

    распространение среди населения информации о лекарственных средствах (их фармакологическом действии, показаниях к применению, способах применения, противопоказаниях и др.).

Аптека осуществляет снабжение лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами, перевязочным материалом, средствами санитарной гигиены и др. Каждая аптека должна иметь соответствующую аппаратуру, оборудование и инструментарий, а также новейшую научную и справочную литературу по фармакологии, списку лекарственных препаратов, используемых в России.

Развертывание и дислокация аптечной сети осуществляется в соответствии с такими принципами, как:

    максимальное приближение к населению;

    максимальное приближение к лечебно-профилактическим учреждениям.

Открытие аптек в городских районах осуществляется с перспективами развития обслуживания населения в этих районах, наравне с ростом населения, развитием транспортных сетей, построением промышленных, лечебных и других предприятий и учреждений.

Аптека районного центра для осуществления задач по системному обслуживанию населения должна контролироваться районным отделом здравоохранения и руководить работой всех аптек своего района.

Обязанностью аптек районного центра также является контроль за условиями хранения и расходования лекарств в лечебно-профилактических учреждениях данного района.

Центральная районная аптека обязана:

    контролировать своевременную доставку медицинских товаров со склада;

    обеспечивать аптеки района этиловым спиртом и ядовитыми веществами;

    получать каждый месяц из каждой аптеки района заявки и корректировать их;

    доставлять заявки в аптекоуправление;

    контролировать состояние лекарственных запасов в сельских аптеках;

    представлять в аптекоуправление заявки на аптечное оборудование;

    предупреждать лечебно-профилактические учреждения о поступлении и составе медицинских товаров.

Аптеки лечебно-профилактических учреждений

Функции и задачи:

    приготовление и продажа или отпуск лекарственных средств, перевязочного материала, медицинского инструментария, предметов санитарной гигиены и др.;

    контроль за потребностью лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах, медицинском инструментарии, перевязочном материале, предметах санитарной гигиены и др.;

    прием лекарственных средств, медицинской аппаратуры, инструментов и иного, поступающих с аптечных складов, заводов, и др.;

    учет ядовитых, наркотических препаратов, спиртов, кислот и др.;

    своевременное пополнение запасов лекарственных средств и медицинского имущества;

    контроль использования материальных средств;

    контроль за отпуском лекарственных средств, перевязочного материала, медицинской аппаратуры и инструментария для специализированных кабинетов.

Классификация аптек лечебно-профилактических учреждений

    Аптеки больниц смешанного, общего типа.

    Аптеки специализированных лечебно-профилактических учреждений.

    Аптеки психиатрических лечебно-профилактических учреждений.

    Аптеки учебных, клинических лечебно-профилактических учреждений.

Штат аптек лечебно-профилактических учреждений

В штат аптек лечебно-профилактических учреждений входят заведующий-провизор, заместитель заведующего-провизора, провизор-аналитик, провизор-технолог (он же рецептар-контролер), дефектар, фармацевт, фасовщик, санитарка, провизор-клиницист, фармацевтический инспектор, фармацевт-сигнарант, бухгалтер-фармацевт, заведующий газобаллоничным хозяйством, инженер-техник по ремонту медицинской техники и экспедитор.

Заведующий-провизор

Заведующий-провизор аптеки лечебно-профилактического учреждения должен иметь высшее фармацевтическое образование и определенный опыт работы не менее 5 лет. Назначается и увольняется он приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения. Заведующий-провизор имеет права заведующего отделением лечебно-профилактического учреждения и контролирует всю работу аптеки. Заведующий-провизор обязан контролировать четкую работу в аптеке по изготовлению, приему и отпуску лекарств по рецептам. Он контролирует снабжение медицинским имуществом лечебно-диагностические кабинеты, лаборатории; обеспечивает правильное хранение медикаментов, медицинского инструментария; контролирует расход медикаментов в отделениях лечебно-профилактического учреждения, особенно контролируя ядовитые, наркотические средства. Заведующий контролирует фармацевтический порядок в аптеке, соблюдение санитарно-гигиенических правил, составляет сметы на получение медицинского имущества.

Медицинский персонал аптеки должен систематически получать от заведующего приказы, инструкции и другие документы, имеющие отношение к работе аптеки.

Провизор-аналитик

Количество провизоров-аналитиков в одной аптеке лечебно-профилактического учреждения не должно быть больше 2 человек. Провизор-аналитик должен иметь высшее фармацевтическое образование. Его назначение и увольнение контролируется заведующим-провизором аптеки. Он находится под начальством заведующего-провизора и заместителя провизора аптеки.

Заместитель заведующего-провизора

Заместитель заведующего-провизора должен иметь высшее фармацевтическое образование. Он назначается и увольняется главным врачом лечебно-профилактического учреждения, подчиняется непосредственно заведующему-провизору и при отсутствии последнего замещает его. Он обеспечивает контроль постоянного изготовления и отпуска лекарств и другого медицинского материала в отделение. Несколько раз в год сверяет наличие и работу (пригодность) медицинской аппаратуры и инструментария в кабинетах отделения. Осуществляет непосредственное участие в контроле выполнения техники безопасности и противопожарных мероприятий.

Провизор-технолог (рецептар-контролер)

Эта должность определяется из расчета 1 единица на 400 коек в терапевтическом отделении. Провизор-технолог принимает требования от различных подразделений лечебно-профилактического учреждения по отпуску медицинских средств и др. В специализированных отделениях (гинекологических, ожоговых, онкологических, урологических, травматологических) определяется из расчета 1 провизор-технолог на 300 коек. А в хирургическом отделении на 200 коек приходится 1 провизор-технолог. Провизор-технолог должен иметь высшее фармацевтическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптекой, подчиняется заведующему аптекой и его заместителю.

Провизор-технолог осуществляет прием рецептов и требований, контролирует оформление рецептов, контролирует выписку рецепта в соответствии с возрастом больного и его заболеванием. Объясняет пациенту способ применения и хранения лекарства.

Провизор-технолог обязан регистрировать лекарства и другие медицинские средства, которые есть в наличии или которые отсутствуют в аптеке. Осуществляет контроль и проверку хранения, использования медицинских средств в отделениях, лабораториях, кабинетах; сообщает медицинскому (врачам) персоналу о наличии медицинских средств в аптеке.

Дефектар

Эта должность вводится из расчета 1 единица на 500-1000 коек и занимается лицом с высшим образованием. Назначение и увольнение его производится заведующим аптекой. Дефектар подчиняется заведующему аптекой и заместителю заведующего аптекой. Он контролирует записи медикаментов, запасы медицинских средств (наличие серии изготовляющего завода, номера лаборатории, анализа, номера склада, срок годности и др.).

Руководит изготовлением в аптеке полуфабрикатов, концентратов и перефасовкой медикаментов.

Фармацевт

Эта должность вводится в штат аптеки из расчета по 1 единице на 300 или 350 коек. Фармацевт должен иметь среднее фармацевтическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптекой лечебно-профилактического учреждения. Его контролирует провизор-технолог или провизор-аналитик. Фармацевт должен изготавливать лекарства по мере необходимости для отделений и по рецептам врачей, а также должен правильно подготовить и оформить лекарства перед их отпуском. Фармацевт должен периодически повышать квалификацию.

Фасовщик

Должность фасовщика вводится, так же как и должность фармацевта, из расчета на 350-400 коек 1 единицы. Эта должность может заниматься лицом и без фармацевтического образования. Назначается фасовщик и увольняется заведующим аптекой, а контролируется провизором-технологом, фармацевтом. Он занимается расфасовкой и перефасовкой лекарственных, дезинфицирующих средств, аптечной и лабораторной посуды, выдачей перевязочных средств.

Санитарка

Должность санитарки вводится из расчета 0,35 должности на каждую должность провизора-технолога и фармацевта. Прием и увольнение санитарки оформляет заведующий аптекой ЛПУ. Санитарка аптеки выполняет различную работу (мытье и обработку посуды, уборку помещений и др.).

Провизор-клиницист

Эта должность вводится из расчета 1 единица на 1100 коек и больше. Провизор-клиницист должен иметь фармацевтическое образование. Он принимает участие в консилиуме врачей и контролирует назначение ими лекарств, разрабатывает технологию изготовления лекарств, унифицирует ее. Назначается главным врачом ЛПУ и контролируется заведующим аптекой.

Фармацевтический инспектор

Эта должность может быть введена в штат аптеки многопрофильного ЛПУ из расчета 1 единица на 900 коек и более. Эту должность замещает человек с высшим фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 10 лет. Подчиняется он непосредственно заведующему-провизору аптеки ЛПУ, а принимается и увольняется главным врачом. Фармацевтический инспектор участвует в составлении специального плана контрольно-ревизионной работы в ЛПУ и аптеки на 1 год: проверяет особенности хранения медикаментов в кабинетах, правильность выписки лекарств, посты медицинских сестер.

О нарушениях правил хранения и расхода медикаментов в аптеке фармацевтический инспектор докладывает заведующему аптекой, заведующему отделением и главному врачу ЛПУ.

Фармацевт-сигнарант

Эта должность может вводиться в штат аптеки крупного многопрофильного лечебно-профилактического учреждения из расчета 1 единица на 800 коек, 2 единицы на 1200 коек и 3 единицы на 1600 коек. Он назначается и увольняется заведующим аптекой.

Должность сигнаранта занимается лицом, имеющим среднее фармацевтическое образование. Этот специалист обеспечивает непрерывный процесс производства лекарств, повышение профессионального мастерства персонала, улучшение качества оформления упаковки лекарственных средств.

Бухгалтер-фармацевт

Эта должность целесообразна для аптек многопрофильного ЛПУ с таким же расчетом, как и фармацевт-сигнарант. Должность занимается лицом со средним фармацевтическим образованием, знающим бухгалтерский учет. Бухгалтер-фармацевт контролируется заведующим аптекой. Бухгалтер-фармацевт обеспечивает своевременный, правильный учет всего медицинского имущества, предметно-количественный учет ядовитых и наркотических средств, этилового спирта и др.

Инженер (техник) по ремонту медицинской техники

Должность инженера целесообразно вводить в штат аптеки ЛПУ с числом коек от 600 и более. Количество инженеров зависит от насыщенности отделений ЛПУ аппаратурой. Техник должен готовить к эксплуатации всю поступающую технику, осуществлять техническое обслуживание и различный ремонт медицинской и аптечной техники, повышать эксплуатационную надежность, производить профилактические осмотры аппаратуры, делать записи о проведенных ремонтах в паспортах аппаратов и регистрировать выработку их в процессе эксплуатации, следить за работой (правильной) медицинской и аптечной техники. Периодически инструктируют медперсонал по технике безопасности.

В ЛПУ есть еще другие должности, которые могут замещаться в зависимости от профиля ЛПУ.

Аптеки в России с каждым годом все более оснащаются современной техникой, так как прогресс в аптечном деле не стоит на месте. Аптек становится все больше благодаря устойчивости экономики, увеличению уровня потребления населения, росту разработок новых методов лечения и лекарственных средств.

«Организация работы аптеки, обслуживающей население»

Задачи и функции аптеки, обслуживающей население

1. Обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;

2. Торговля медицинским инструментом и оптикой;

3. Торговля средствами и предметами ветеринарного назначения;

4. Торговля продуктами детского и диетического питания, лечебно-косметическими товарами;

5. Доведение до населения сведений о лекарственных средствах;

6. Информирование медицинских работников о препаратах имеющихся в наличии, поступлении новых препаратов и способах их применения;

7. Оказание неотложной первой медицинской помощи.

1. Производственная.

2. Торговая.

3. Снабженческая.

4. Функция хранения.

5. Финансовая.

6. Хозяйственная.

Основные принципы территориального размещения аптеки

Основными принципами территориального размещения аптеки обслуживающей население являются:

· аптека должна располагаться в максимально доступном для населения месте (10-15 минут ходьбы)

· чем больше плотность населения района, тем прибыльнее аптека

· размещение аптеки вблизи дорог, транспортных остановок, крупных магазинов, продовольственных рынков, лечебно-профилактических учреждений

Вам необходимо оценить рациональность местоположения Вашей аптеки.

Открытие аптеки. Порядок аккредитации и лицензирования

Вновь создаваемая аптечная организация для получения статуса юридического лица должна пройти регистрацию в регистрационных органах, при этом выдается регистрационный номер (заносится в единый Государственный Реестр юридических лиц). Аптека получает свидетельство о Государственной регистрации.

Юридическое лицо - организация, имеющая собственности или в управлении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом.

Для получения статуса юридического лица организация должна пройти регистрацию в органах местного самоуправления. Они регистрируют организацию, присваивают ей регистрационный номер, который заносится в единый государственный реестр юридических лиц, а также утверждают форму собственности. Организация получает временное свидетельство о государственной регистрации.

Для регистрации организации необходимо предоставить:

· заявление установленной формы, за подписью учредителей

· протокол и учредительный договор

· устав аптеки

· документ об уплате государственной пошлины

В уставе аптечной регистрации указываются её учредители (для государственных аптек – это органы государственной власти, федерации или её субъектов; для муниципальных аптек – органы местного самоуправления; для частных аптек – различные юридические и физические лица). В уставе фиксируется адрес и юридический статус аптеки, отмечается наличие у неё печати со своим наименованием и указанием организационно–правовой формы, углового штампа, самостоятельного баланса и расчётного счёта в банке. В уставе определяются задачи и функции аптеки, а также другие виды деятельности. Устав определяет имущество и средства аптеки, права аптеки, порядок управления аптекой, права руководителя и коллектива, порядок приёма и увольнения, порядок и гарантии оплаты труда, порядок контроля за деятельностью аптеки, её отчётность, порядок прекращения деятельности и причины.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем действует на основании устава, который утверждает учредитель. Если учредителей несколько, то между ними обязательно заключается учредительный договор, представляемый в регистрационные органы вместе с уставом.

Учредительный договор – это договор, заключаемый в письменном виде между представителями организации, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условие передачи ему своего имущества и участие в его деятельности.

Учредительный договор определяет также порядок и условия распределения между учредителями прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица и выхода учредителей из его состава.

После регистрации на основании полученного временного свидетельства аптека открывает расчётный счёт в банке. Для открытия счёта ей необходимо встать на учёт:

1) в налоговых органах

2) органах государственной статистики

3) в фонде занятости населения

4) в пенсионном фонде

5) территориальном фонде обязательного медицинского страхования

6) фонде социального страхования

После этого аптека обменивает временное свидетельство на постоянное и с этого момента официально существует как юридическое лицо. Однако, она ещё не имеет права осуществлять фармацевтическое обслуживание населения и ЛПУ. Для получения такого права каждая аптечная организация должна пройти аккредитацию, сертификацию и получить лицензию на фармацевтическую деятельность.

Аккредитация – это процесс, определяющий соответствие места и условий фармацевтической деятельности, установленным требованиям к организации лекарственной помощи и услугам.

После аккредитации аптека и работающие в ней специалисты проходят сертификацию.

Сертификация – это процесс получения сертификата, подтверждающего соответствие условий деятельности (для организаций) или уровня подготовки (для специалистов) установленным стандартам.

Целью аккредитации и сертификации является гарантия качества обслуживания населения. Аккредитация, сертификация и лицензирование вновь открываемой аптечной организации осуществляются одновременно специально уполномоченными органами исполнительной власти территории РФ.

Перед тем как аптечная организация получит сертификат и лицензию проводится проверка квалификационного состава организации, наличия собственной или арендованной материально-технической базы, действующих НД в соответствующих видах фармацевтической деятельности, соблюдение санитарно–гигиенических норм, противопожарной безопасности и охранных мероприятий, правил охраны труда и техники безопасности, торговли и реализации фармацевтической продукции, наличие сертификатов качества на товары.

Для проверки соответствия организации существующим стандартам лицензирующие органы привлекают на контрактной основе независимых экспертов, в качестве которых выступают опытные специалисты с высшим фармацевтическим образованием. По итогам экспертной проверки составляется акт экспертизы. В результате сертификации аптечной организации выдаётся аккредитационный сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам.

К фармацевтической деятельности в РФ допускаются лица, получившие фармацевтическое образование и специальное звание, имеющий диплом и сертификат специалиста. Сертификацию специалистов проводят государственные учебные заведения, осуществляющие дополнительное профессиональное образование и профессиональные фармацевтические ассоциации, получившие на это разрешение федеральных органов власти. Специалисты, прошедшие полный курс обучения, сдают сертификационный экзамен. Успешно сдавшие его получают сертификат специалиста, свидетельствующий о соответствии уровня подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Сертификат специалиста действует на всей территории РФ и подтверждается через каждые 5 лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Сертификаты аптечной организации и специалистов являются необходимыми для получения лицензии на фармацевтическую деятельность.

Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности от 1998 года учреждён перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К их числу отнесена: фармацевтическая деятельность и деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом также утверждён общий порядок лицензирования и лицензирующие органы.

Положения этого закона дополняют федеральные законы о лекарственных средствах, о наркотических средствах и психотропных веществах. В соответствии с этими законами правительство РФ своим постановлением №387 от 1999 года утвердило положение о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые устанавливают конкретный порядок лицензирования фармацевтической деятельности. Кроме того, постановлением правительства РФ №326 от 2000 года определён перечень видов деятельности, лицензирование которой осуществляется МЗ РФ. К их числу отнесена деятельность связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Лицензирование – это мероприятие связанное с выдачей государственных разрешений, приостановлением их действия и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.

Лицензирование является формой государственного регулирования фармацевтической деятельности, в соответствии с законодательством РФ, приказами и распоряжениями МЗ РФ, а также способами контроля государства за соблюдением фармацевтическими организациями требований нормативно-правовых актов, предъявляемых к деятельности, связаны с оказанием лекарственной помощи населению.

Основная цель лицензирования – оценка возможности оказания фармацевтической организации различных видов квалифицированной лекарственной помощи и выдача государственного разрешения на право заниматься фармацевтической деятельностью.

Лицензия – это официальный документ разрешающий осуществление указанного в нём вида деятельности в течении установленного срока и определяющим обязательное для исполнения требования и условия его осуществления. Бланк лицензии имеет степень защищённости на уровне ценной бумаги на предъявителя, учётную серию и номер.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины