Бедрин Л.М., Урванцев Л.П. "Диагностическое мышление: О психологических причинах врачебных ошибок. Понятие о врачебных ошибках, их классификация. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок". Объективные и субъективные причины врачебных ошибок Что

Бедрин Л.М., Урванцев Л.П. "Диагностическое мышление: О психологических причинах врачебных ошибок. Понятие о врачебных ошибках, их классификация. Объективные и субъективные причины врачебных ошибок". Объективные и субъективные причины врачебных ошибок Что

27.06.2020

В очень сложной и ответственной профессиональной врачебной деятельности, мо­гут встречаться случаи неблагоприятных исходов медицинского вмешательства. Чаще всего они обусловливаются тяжестью самого заболевания или травмы, индивидуальными особенностями организма, поздней, не зависящей от врача, диагностикой и, отсюда, за­поздалым началом лечения. Но иногда неблагоприятные исходы медицинского вмеша­тельства оказываются следствием неправильной оценки клинической симптоматики или неправильных лечебных действий. В этих случаях речь идет о ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ.

Большая медицинская энциклопедия определяет врачебную ошибку как ошибку врача при исполнении своих профессиональных, обязанностей, являющуюся следствием добросовестного заблуждения и не содержащую состава преступления или признаков проступков. (Давыдовский И.В.с соавт, «Врачебные ошибки» БМЭ-МЛ976. т.4. С 442-444).

Следовательно, основным содержанием понятия «врачебная ошибка», является ДОБРОСОВЕСТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВРАЧА в своих суждениях и действиях. Это оз­начает, что в конкретном случае врач убежден, что он прав. При этом он делает так, как требуется, делает добросовестно. И все-таки ошибается. Почему? Различают объективные и субъективные причины врачебных ошибок

Объективные причины не зависят от уровня подготовки и квалификации врача. При их наличии врачебная ошибка может возникнуть и тогда, когда врач использует все имеющиеся возможности для ее предупреждения. К ОБЪЕКТИВНЫМ причинам появле­ния врачебных ошибок относят:

Ø недостаточное развитие самой медицины, как науки (имеется ввиду недостаточная изученность этиологии, патогенеза, клинического течения ряда заболеваний),

Ø объективные трудности диагностики (необычное течение заболевания или пато­логического процесса, наличие у одного больного нескольких конкурирующих заболева­ний, тяжелое бессознательное состояние больного и отсутствие времени на обследование, отсутствие требующейся диагностической аппаратуры).

К СУБЪЕКТИВНЫМ причинам врачебных ошибок, зависящих от личности врача и степени его профессиональной подготовки, относятся:

Ø недостаточный практический опыт и связанные с этим недооценка или переоценка анамнестических данных, результа­тов клинического наблюдения, лабораторных и инструментальных методов исследова­ния,

Ø переоценка врачом своих знаний и возможностей.

Практика показывает, что опытные врачи ошибаются только в очень сложных слу­чаях, а молодые врачи ошибаются и тогда, когда случай следует считать типичным.

ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА - категория не юридическая. В действиях, врача, привед­ших к врачебной ошибке, не содержится признаков преступления или проступка, т.е. общественно опасных деяний в форме действия или бездействия, причинивших существен­ный (для преступления) или несущественный (дня проступка) вред, охраняемым законом, правам и интересам личности, в частности - здоровью и жизни. Поэтому за ошибку врач не может быть привлечен ни к уголовной, ни к дисциплинарной ответственности. В пол­ной мере это относится лишь к врачебным ошибкам, имеющим в своей основе ОБЪЕК­ТИВНЫЕ причины. Если же причины являются СУБЪЕКТИВНЫМИ, т.е. связанные с личностными или профессиональными качествами врача, то прежде чем сто неправиль­ные действия признать ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКОЙ, необходимо исключить элементы не­брежности и халатности, или таких недостаточных знаний, которые могут считаться ме­дицинским невежеством. Нельзя называть врачебной ошибкой дефекты медицинской дея­тельности, вызванные недобросовестными действиями врача или неисполнением им своих возможностей и возможностей лечебного учреждения.

Все врачебные ошибки можно разделить на следующие группы:

Ø диагностические ошибки;

Ø ошибки в выборе метода и проведения лечения;

Ø ошибки в организации медицинской помощи,

Ø ошибки в ведении медицинской документации.

Некоторые авторы (Н.И. Краковский и Ю.Я. Грицман «Хирургические ошибки» М. Медицина, 1976 -С 19), предлагают выделить еще один вид врачебных ошибок, кото­рые они назвали, ошибками в поведении медицинского персонала. Ошибки этого рода целиком относятся к ошибкам деонтологического характера.

Говоря о проблеме врачебных ошибок в целом И.А. Кассирский пишет: «Врачебные ошибки - это серьезная и всегда актуальная проблема врачевания. Надо признать, что как бы ни было хорошо поставлено медицинское дело, нельзя представить себе врача, уже имеющего за плечами большой научно-практический стаж, с прекрасной клинической школой, очень внимательного и серьезного, - который в своей деятельности мог бы безо­шибочно определить любое заболевание и столь же безошибочно лечить его, делать иде­альные операции... Ошибки - неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности, ошибки - это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии вра­чебных ошибок это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, что бы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться и виноват не тот врач, кто допускает ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать ее». (Кассирский И.А. «О врачевании» - М- Медицина, 1970 С,- 27).

Из сказанного можно выделить два важных положения. Во-первых, признание то­го, что врачебные ошибки неизбежны во врачебной деятельности, поскольку они вызы­ваются не только субъективными, но и объективными причинами. Во-вторых, каждая врачебная ошибка должна анализироваться и изучаться с тем, чтобы она сама стала ис­точником предупреждения других ошибок. В нашей стране разработана и применяется система анализа врачебных действий вообще и врачебных ошибок в частности, в форме клинико-анатомических конференций.

Практика показывает, что в значительном проценте случаев претензии к врачам и среднему медицинскому персоналу обусловлены, прежде всего, неправильным поведением медицинского персонала по отношению к больным, нарушением ими деонтологических норм и правил.

1 .Диагностические ошибки - ошибки в распознавании заболеваний и их осложнений (просмотр или ошибочный диагноз заболевания или осложнения) - наиболее многочисленная группа ошибок.

2 .Лечебно -тактические ошибки , как правило, являются следствием диагностических просчётов. Однако, встречаются случаи, когда диагноз поставлен правильно, но лечебная тактика избрана неверно.

3 .Технические ошибки - ошибки в проведении диагностических и лечебных манипуляций, процедур, методик, операций.

4 .Организационные ошибки - ошибки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы и т.д.

5 .Деонтологические ошибки - ошибки в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, коллегами, медицинскими сёстрами, санитарками.

6 .Ошибки в заполнении медицинской документации встречаются довольно часто, особенно среди хирургов. Маловразумительные записи операций, послеоперационного периода, выписок при направлении больного в другое медицинское учреждение крайне затрудняют понимание того, что происходило с больным.

В.Причины врачебных ошибок

1 . Все причины врачебных ошибок можно разделить на две группы:

а .Объективные - причины, которые существуют вне зависимости от человеческой деятельности, т.е. повлиять на которые мы не в состоянии.

б .Субъективные - причины, непосредственно связанные с личностью врача, особенностями его деятельности, т.е. причины, на которые мы можем и обязаны повлиять.

Объективные причины обычно создают фон, а реализуется ошибка, как правило, в связи с субъективными причинами, что открывает реальные возможности сокращения числа врачебных ошибок. Один из путей - анализ врачебных ошибок, требующий соблюдения определённых правил.

Объективные причины

а .Относительность ,неконкретность медицинских знаний . Медицина не является точной наукой. Постулаты и диагностические программы, изложенные в руководствах и монографиях, касаются наиболее частых вариантов клинических проявлений, но нередко у постели больного врач сталкивается с абсолютно неожиданным течением патологического процесса и необычными реакциями организма больного. Приведём пример. У шестилетней девочки, находящейся на плановом обследовании в клинике по поводу левосторонней диафрагмальной грыжи, ночью появились загрудинные сжимающие боли (клиника стенокардии, подтверждённой характерными изменениями на ЭКГ). Вызванный опытный хирург, профессор поставил фантастический диагноз "острый аппендицит в диафрагмальной грыже". При левосторонней торакотомии была выявлена ложная диафрагмальная грыжа. Слепая кишка располагалась в плевральной полости. Червеобразный отросток был флегмонозно изменён, припаян к перикарду, который на прилегающем участке инфильтрирован, воспалён. По-видимому, воспаление локального участка перикарда вызвало спазм подлежащей веточки венечного сосуда, что привело к клинике стенокардии и изменениям на ЭКГ.

б .Различия врачей по опыту, знаниям, уровню подготовки и, извините, уму и способностям. Великий английский драматург Бернард Шоу хорошо подметил: если мы согласимся, что врачи - не кудесники, а обыкновенные люди, то мы должны признать, что на одном конце шкалы находится небольшой процент высокоодарённых личностей, на другом - столь же небольшой процент убийственно безнадёжных тупиц, а все остальные располагаются между ними. Трудно возразить против этого мнения, и никакие усовершенствования учебного процесса и подготовки врачей не могут исключить эту причину.

в .Различия в оснащённости медицинских учреждений безусловно сказываются на уровне диагностики. Естественно, что располагая современными методами диагностики (МРТ, КТ, УЗИ), легче выявить, например , опухоль внутренних органов, чем на основании рутинных рентгенологических исследований. Вышесказанное относится и к неотложной диагностике.

г .Появление новых заболеваний ,или известных ,но давно забытых . Эта причина проявляется не часто, но влечёт за собой значительное число диагностических ошибок. Наиболее ярким примером является ВИЧ-инфекция, приводящая к развитию СПИДа - заболевания, которое поставило врачей перед проблемой его диагностики и неразрешимой проблемой особенно лечения. Появление таких, забытых и редко встречающихся заболеваний, как малярия, сыпной тиф неизбежно влечёт серьёзные диагностические проблемы.

д .Наличие сочетанных заболеваний .Крайне сложно, например , распознавание острого аппендицита у пациента с болезнью Шёнляйна–ГЌноха или гемофилией, выявление инвагинации у ребёнка с дизентерией и т.д.

е .Юный возраст . “Чем младше ребёнок, тем сложнее диагноз”.

Субъективные причины

а .Неполноценный осмотр и обследование больного . Часто ли мы видим полное обследование обнажённого больного? А ведь это должно быть нормой, особенно, когда речь идёт о ребёнке. К сожалению, нормальным стало локальное “обследование”, чреватое реальной опасностью диагностической ошибки. Многие хирурги не считают необходимым пользоваться при осмотре стетофонендоскопом. Известны наблюдения напрасных лапаротомий по поводу острого аппендицита при правосторонней базальной плевропневмонии, по поводу острой кишечной непроходимости при парезе, вызванном эмпиемой плевры и т.д.

б .Пренебрежение доступным и информативным методом исследования - довольно частая причина диагностических ошибок. Наиболее ярким примером служит пренебрежение пальцевым ректальным исследованием у больных с неясными болями в животе. Просмотры тазового острого аппендицита, перекрута кист? яичника, внематочной беременности, апоплексии яичника - вот неполный список типичных ошибок, связанных с недооценкой информативности пальцевого ректального исследования.

в .Чрезмерная самоуверенность врача ,отказ от совета коллеги ,консилиума . Эта причина свойственна как молодым хирургам (страх уронить свой авторитет, своеобразный синдром молодости ), так и многоопытным специалистам (синдром собственной непогрешимости ), и часто приводит к трагическим ошибкам, причём действия врача нередко граничат с преступлением, Мыслители прошлого и современности многократно предупреждали об опасности убеждённости в собственной непогрешимости: “Чем меньше знаешь ,тем меньше сомневаешься !” (Робер Тюрго); “Только глупцы и мертвецы никогда не меняют своего мнения ” (Лоуэлл); “Умный врач ,то есть чувствующий малость своих познаний и опытов ,никогда замечаний сиделок не презрит ,но паче воспользуется ими ” (МЯ Мудров). Но как часто приходится видеть опытного пожилого хирурга, резко обрывающего молодого коллегу: “Хватит, знаю сам, яйца курицу не учат!”

г .Использование устаревших методов диагностики и лечения - как правило, удел хирургов старшего поколения, когда разумная осторожность незаметно переходит в неприятие всего нового. Нередко это - результат неинформированности врача, не читающего современной специальной литературы, отставшего от прогресса современной хирургии. “Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку” (МЯ Мудров). “Учиться всю жизнь для пользы общества - таково призвание врача” (АА Остроумов).

д .Слепая вера во всё новое , бездумные попытки внедрения новых методов в практику без учёта обстоятельств, необходимости, сложности и их потенциальной опасности. На заре отечественной кардиохирургии в широкой печати появились заметки о хирургах, успешно выполнявших митральную комиссуротомию в условиях районной больницы (!). Безусловно, риск, которому подвергались недостаточно обследованные и подготовленные больные, абсолютно неоправдан. Иногда подобные действия молодого коллеги продиктованы неопытностью, искренним желанием внедрить нечто новое; хуже когда потаённой причиной является желание увидеть в газете своё имя: “впервые в Колдыбанском районе хирургом К. . и т.д.”

е .Чрезмерная вера в интуицию ,поспешное ,поверхностное обследование больного нередко являются причиной тяжких диагностических просчётов. Под врачебной интуицией следует понимать сплав опыта, постоянно пополняемых знаний, наблюдательности и уникальной способности мозга выдавать молниеносное решение на подсознательном уровне. Коллегам, злоупотребляющим этим даром, нужно помнить слова академика АА Александрова о том, что интуиция подобна пирамиде, где основание - огромный труд, а вершина - озарение. “У меня не так много времени, чтобы торопливо смотреть больных” (ПФ Боровский).

ж .Чрезмерное увлечение хирургической техникой в ущерб воспитанию и совершенствованию клинического мышления. Это явление можно считать “патогномоничным” для молодых хирургов. По-видимому, операция сама по себе настолько впечатляет воображение молодого врача, что отодвигает на второй план будничную многотрудную работу по поиску правильного диагноза, обоснованию показаний к операции, выбору оптимального её плана, подготовке к послеоперационному выхаживанию больного. Часто приходится видеть, как начинающие хирурги искренне радуются, когда выясняется, что больному предстоит операция, и огорчаются, когда становится ясно, что можно обойтись без вмешательства. А ведь должно-то быть всё наоборот! Высшей целью хирургии является не только разработка новых ,более совершенных операций ,но и прежде всего поиск нехирургических методов лечения тех заболеваний ,которые сегодня излечиваются только ножом хирурга . Не случайно столь стремительно внедряются в практику методы малотравматичной эндоскопической хирургии. Любая операция - всегда агрессия; об этом хирург не должен забывать. Известный французский хирург Тьери де Мартель писал, что хирург познаётся не только по тем операциям, которые он сумел сделать, но и по тем, от которых он сумел обоснованно отказаться. Немецкий хирург Кђленкампфф говорил, что “выполнение операции является в большей или меньшей степени делом техники, воздержание же от неё - результат искусной работы утончённой мысли, строгой самокритики и точнейшего наблюдения”.

з .Стремление врача прикрыться авторитетом консультантов . По мере всё большей специализации медицины эта причина встречается всё чаще. Лечащий врач-хирург, не утруждая себя анализом клинических проявлений, приглашает консультантов, исправно фиксирует в истории болезни их суждения, подчас весьма противоречивые, и совершенно забывает, что ведущей фигурой в диагностическом и лечебном процессе является не врач-консультант, вне зависимости от его титула, а именно он - лечащий врач. То, что консультанты не должны отодвигать на второй план личность лечащего врача, отнюдь не противоречит разумной коллегиальности, консилиумам. Но абсолютно не допустим такой “путь” к диагнозу, когда хирург заявляет: “Пусть терапевт снимет диагноз правосторонней базальной плевропневмонии, инфекционист исключит кишечную инфекцию, уролог отвергнет заболевание почек, вот тогда я подумаю, нет ли у больного острого аппендицита.”

и .Пренебрежение необычным симптомом очень часто является причиной ошибок. Необычный симптом - признак, не характерный для данного заболевания или данного периода его течения. Например , у больного, несколько часов назад перенесшего экстренную аппендэктомию под общим обезболиванием, появилась рвота. Скорее всего это обычная постнаркозная рвота плохо подготовленного к операции больного. Совсем другое дело, когда рвота появляется на пятые сутки у того же пациента, что может быть признаком перитонита, ранней спаечной непроходимости или иной катастрофы в брюшной полости. Каждый необычный симптом требует экстренного выявления его истинной причины и выработки дальнейшей тактики, учитывающей эту причину. Лучше в подобных ситуациях созывать экстренный консилиум.

к .Увлечение разнообразными специальными методами исследования в ущерб клиническому мышлению - причина всё чаще встречающаяся в последние годы. Само по себе внедрение современных технологий в медицинскую практику прогрессивно; оно открывает новые диагностические возможности, меняя саму идеологию диагностического и лечебного процессов. Однако, у этого процесса есть и реальные нежелательные стороны, зависящие исключительно от врача. Во-первых, необоснованное назначение больному всех возможных в данной клинике исследований. Во-вторых, назначая инвазивные, потенциально опасные для жизни больного методы (зондирование полостей сердца, ангиография, лапароскопия и т.д.), врач не всегда задумывается о возможности их замены более безопасными. Наконец, стали появляться специалисты новой формации - своеобразные "компьютеризированные медики", опирающиеся в своих суждениях исключительно на данные "машинного" обследования и пренебрегающие анамнезом и физикальными методами исследования. АФ Билибин, выступая на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии (1969), сказал: "Самое печальное состоит в том, что развитие техники не совпадает с развитием эмоциональной культуры врача. Техника в наше время получает овации; мы не против этого, но мы бы хотели, чтобы овации получала также общая культура врача. Следовательно, речь идёт не о боязни техники, а о боязни того, что за увлечением техникой врач потеряет умение управлять своим клиническим мышлением." Прочтите, коллега, ещё раз эти слова и задумайтесь, насколько они актуальны именно сегодня!

Врачебная ошибка может пройти бесследно для пациента, а может привести к трагическим последствиям. Но далеко не всегда причина ошибки - некомпетентность врача или его нежелание работать. Порой дело куда сложнее. Подробнее о причинах врачебных ошибок читайте в статье.
В последнее время в средствах массовой информации все чаще звучит тема врачебных ошибок. За этими словами нередко скрываются самые настоящие преступления. К примеру, недавно в одной из телепрограмм речь зашла о пьяном враче. Но здесь нечего обсуждать. Это заведомо преступное деяние и подлежит уголовному преследованию. Лучше поговорить о настоящих врачебных ошибках, которые произошли по случайности.

Причины врачебных ошибок

Причин врачебных ошибок много Самая частая из них - неправильная постановка диагноза. Ко второй группе относятся ошибки в лечебной тактике. Они тесно связаны с ошибками первой группы. Неправильный диагноз влечет за собой неправильное лечение. Третья группа - организационные ошибки. Самый яркий пример - пропагандируемая экс-министром здравоохранения РФ Михаилом Зурабовым ликвидация педиатрической службы и повсеместное внедрение врачей общей практики. И, наконец, четвертая группа - ошибки деонтологические, то есть ошибки в поведении врача.

Теперь об объективных причинах, которые приводят к врачебным ошибкам. Одна из них - появление новых, ранее неизвестных заболеваний, таких, как, например, СПИД или злокачественная пневмония. Естественно, что врачи будут ошибаться! Диагностика вообще сложна. Сказываются ограниченность и неточность медицинских знаний.

Распознать болезнь бывает непросто, ведь она может протекать нетипично, совсем не так, как описано в учебниках. К тому же случается, что одно и то же заболевание у двух больных проявляется по-разному. А трудности диагностики у детей младшего возраста!

Профилактика врачебных ошибок

Нельзя избежать врачебных ошибок. Однако при этом можно и должно уменьшать их количество. Но как? Главный путь - это систематический анализ ошибок в каждом лечебном учреждении. В хорошей клинике, любой, даже самый маленький промах врача, который не повлек за собой последствий для больного, разбирется на следующий же день. А серьезные ошибки обсуждаются на больничной конференции с обязательным участием студентов. При этом не имеет значения, кто их допустил - профессор, доцент, заведующий отделением или дежурный врач. Самое страшное, что может произойти, - если врач скрыл свою ошибку (это легко сделать в медицине), а через энное количество времени его коллега повторил ту же ошибку только потому, что ее вовремя не разобрали.

Определить все возможные пути предупреждения врачебных ошибок и дать единые рекомендации на все случаи жизни невозможно. Важно не допускать диагностических ошибок, поскольку они приводят к ошибкам в лечении. Диагностический процесс нуждается в постоянном совершенствовании общечеловеческих и врачебных знаний, развитии врачебного мышления. На эти вопросы и следует обратить внимание в учебном процессе, во время практики, в первые годы производственной деятельности.

И.И. Бенедиктов выделил три пути предупреждения врачебных ошибок, которые можно распространить и на врача ветеринарной медицины. Это подбор и подготовка кадров, организация работы врача и его индивидуальная работа над собой.

Работу по подбору и подготовке врача ветеринарной медицины следует начинать еще в школе. Если человек ошибся в выборе профессии, его деятельность будет малополезной. Тем, кто занимается профориентацией, следует откровенно говорить о сложностях работы врача ветеринарной медицины. Лучше, когда человек разочаруется в этой профессии еще в школе или на первом курсе, чем после окончания учебного заведения. При выборе профессии на первое место ставят ее социальный престиж, материальное обеспечение врача, перспективы дальнейшего служебного роста и т.п.

Не исключено, что развитие генетики, биохимии и других наук привлечет многих способных людей к ветеринарной медицине, и они будут считать, что родились именно для этой профессии. Ведь во времена, когда Луи Пастер, Роберт Кох и др. делали свои знаменитые открытия, престиж биологической науки был очень высоким, и это привлекало к ней наиболее одаренных людей.

Конечно, в юности тяжело сделать правильный выбор будущей профессии. Учителю важно заметить и поддержать интерес молодого человека к определенной отрасли знаний и таким образом уменьшить случайность выбора.

В высшем учебном заведении важное значение имеет не только получение знаний, но и профессиональное воспитание. Следует не лакировать действительность, а давать ее такой, какой она является на самом деле. Молодые люди еще со студенческих лет будут готовиться к преодолению трудности и решению сложных вопросов.

Целеустремленная, хорошо организована работа по профессиональному воспитанию молодежи, изучение вопросов врачебной этики и деонтологии, личный пример старших товарищей должны укрепить у молодых людей любовь к избранной профессии. Воспитание будущего врача – почетное задание профессорско-преподавательских кадров учебного заведения.

В период обучения личность врача ветеринарной медицины формируется особенно активно. К основным заданиям вуза в этом направлении И. И. Бенедиктов относит такие.


1. Воспитание общеобразовательного врачебного гражданства. В процессе освоения ветеринарных дисциплин студент должен одновременно получать и морально-этическое воспитание, начиная с первых дней обучения. Следует помочь ему воспитать в себе высокие человеческие качества, которые предопределяют сердечное отношение к окружающим. Ведь деликатность, доброжелательность, человечность для врача – большая сила.

В процессе воспитания важно научить специалиста правильному поведению. Именно ошибки в его поведении иногда причиняют существенный вред всей службе ветеринарной медицины.

2. Привитие основных знаний по ветеринарной медицине. Причем необходимо не только научить студента накапливать знания, а уметь их творчески применять в практической деятельности. А этого можно достичь преподаванием учебного материала через призму его критической оценки. Если будущий специалист не просто слышит о врачебных ошибках, а участвует в их анализе, его знания глубоко усваиваются.

К сожалению, вопросам этического и деонтологического воспитания врача ветеринарной медицины пока что не уделяют надлежащего внимания. А они должны занимать важное место в обучении студентов, особенно при изучении клинических дисциплин. Нужно, чтобы эти вопросы стали обязательной составляющей всей системы воспитательной работы.

В воспитании студентов незаурядное значение имеет сила личного примера преподавателя. Если он говорит искренне и предостерегает молодых людей от врачебных ошибок, допущенных когда-то им самим из-за отсутствия опыта, слова его студенты запомнят навсегда. В некоторых учебных заведениях по примеру М.И. Пирогова, С.С. Юдина и других ученых и сегодня лучшие преподаватели учат студентов на собственных ошибках.

Вместе с тем необходимо знакомить студентов со сложностями профессии врача ветеринарной медицины, не скрывая от них ни горечи, ни неудач. Учить будущего специалиста преодолевать препятствия, находить правильный выход из сложных, казалось бы, безвыходных ситуаций. Воспитанный в атмосфере доброжелательности, после окончания учебного заведения врач будет стремиться создать такие же условия в своем коллективе.

Самовоспитание врача – это путь к сознательному формированию характера, развитию лучших человеческих качеств. Оно содействует становлению личности врача, общению с людьми в коллективе, формирует умение отличать настоящее, истинное от искусственного, притворного.

Главная цель самовоспитания врача ветеринарной медицины – глубоко овладеть профессией, воспитать в себе свободу, крепкие этические принципы, способность к профессиональному мышлению. Вуз дает основу знаний или, образно говоря, формирует умственный плацдарм, который позже позволяет самостоятельно получать необходимые знания.

Основные направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга врача такие.

1. Систематическое знакомство с новейшей научно-технической информацией, специальной литературой, периодическими изданиями по вопросам ветеринарной и гуманитарной медицины.

2. Развитие врачебного мышления, которое формируется на базе информации, знаний, опыта, глубокого анализа и успехов и ошибок в практической работе.

3. Овладение методик исследования, овладение навыками работы с любой диагностической или лечебной аппаратурой и приборами.

4. Воспитание врачебного характера, т.е. качеств, необходимых для выполнения врачебного долга (уверенность, наблюдательность, самокритичность, чувство нового и т.п.).

Уверенность - это залог успеха врача. Но необходимо следить, чтобы она не превратилась в самоуверенность. Поэтому важно всегда хранить в себе критическое отношение к собственным мыслям и поступкам. Не бойтесь взять под сомнение полученные при исследовании животного данные, подвергнуть их многократной проверке. Только так можно достичь высокого профессионализма.

Врач значительно чаще, чем специалисты другого профиля, становятся в какой-то мере скептиками. За годы работы они неоднократно разочаровываются то в новом препарате, то в новом методе, на которые возлагали большие надежды. Часто результаты экспериментальных и клинических исследований не совпадают. Ученые ограничиваются изучением функции отдельного органа или действия препарата на определенную систему организма. Врач же ветеринарной медицины должен рассматривать организм как единое целое, видеть взаимосвязи органов и систем и их нарушения при заболевании. Поэтому правильно оценить действие какого-то препарата, предвидеть возможные осложнения может только врач-практик. Мало знать химиопрепараты, нужно еще умело их применять, чему в учебном заведении, к сожалению, учат мало.

Следовательно, для врача ветеринарной медицины наиболее существенны следующие черты.

1. Максимальная самокритичность. Только такой человек способен обнаружить и быстро исправить неправильный поступок или поведение. Нужно быть строгим судьей для самого себя.

2. Любовь к систематическому и настойчивому труду. Работу врача нельзя регламентировать рамками рабочего дня, ей следует отдавать себя полностью. К.И. Скрябин писал:

"Я уверен, что человек может быть по-настоящему счастливым только тогда, когда любит свою профессию, удовлетворен работой и всей душой предан ей, когда ощущает, что она необходима обществу, а его труд приносит людям пользу".

3. Чувство ответственности за порученное дело, наблюдательность. С развитием науки делаются попытки заменить некоторые функции врача компьютерами. Но профессиональную наблюдательность нельзя заменить ничем. Поэтому в системе самовоспитания врача ее совершенствованию необходимо уделить особое внимание.

4. Врачебная память – это способность воспроизводить все данные о больном при встрече с ним через несколько дней. Она развивается у каждого врача в процессе постоянных упражнений. Не имея такой памяти, он не сможет внимательно следить за течением болезни у данного животного, сравнивать результаты ежедневных наблюдений с предыдущими, правильно оценивать эффективность лечения.

5. Скорость рассуждения. Известно, что своевременная и правильная диагностика болезни – это залог успешного лечения. Молодой врач часто ощущает неуверенность после обследования животного, не может быстро поставить диагноз. Здесь важное значение имеет ранняя самостоятельная работа. Не стоит длительное время работать "под опекой", лучше больше мыслить и действовать самостоятельно.

6. Бережливое отношение к больному животному и чуткое – к его владельцу. Следует развивать в себе чувства человечности и осваивать правила врачебной этики.

Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что самоусовершенствование и постоянная научно-практическая подготовка является основой воспитания специалиста, которая закладывается в учебном заведении и должна продолжаться в повседневной работе врача путем самовоспитания.

Самоподготовка это постоянный процесс, который не может происходить сам по себе. Нужно иметь ее план, который бы учитывал уровень знаний врача, сильные и слабые стороны его подготовки.

Но планирование самоподготовки ничего не даст, если оно не подкреплено самоконтролем. Начинающий врач должен приучить себя систематически (возможно, еженедельно) подбивать итоги своей работы по такой схеме: что я узнал и освоил нового; какими новыми методами овладел; какие были недостатки и достижения в моей работе; достаточно ли я работал на этой неделе, если нет, то почему важно, как выполняется перспективный план самоподготовки, если этот процесс под угрозой, то какие коррективы в него следует внести.

Каждый из нас пользуется медицинскими услугами - как платными, так и бесплатными.

По разным причинам мы обращаемся в поликлинику, доверяем свое здоровье и жизни докторам. Взамен же рассчитываем получить квалифицированную, своевременную помощь и правильное лечение.

К сожалению, в реальности неминуемы врачебные ошибки. Их число с каждым годом растет, как и количество жалоб пациентов на медиков за неграмотно или не вовремя оказанную медицинскую помощь.

Что делать и куда обратиться, если вам не оказали медицинскую помощь или невнимательность врача привела к серьезному нарушению здоровья?

Что такое врачебная ошибка?

Закон не содержит понятия врачебной ошибки. Но основной ориентир дал профессор Давыдовский еще в 1941 году.

Врачебная ошибка - это добросовестное заблуждение врача, которая не содержит состава преступления и основана на несовершенстве современного состояния медицинской науки и методов исследования.

При этом заблуждение основано на особенном течении заболевания у пациента или на недостатке опыта и знаний врача, но без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества.

Врачебная ошибка - заблуждение медицинского работника, которое привело к неблагоприятным последствиям для пациента, вплоть до летального исхода.

Врачебная ошибка исключает недобросовенность или по отношению к пациентам.

Классификация и причины врачебных ошибок

Нетрудно заметить, что расплывчатость определения врачебной ошибки открывает путь к вседозволенности. Такое деяние трудно доказать. Поэтому важно выделить его квалифицирующие признаки.

К таким признакам относят:

  • тактические - неправильная организация лечебного процесса;
  • технические - неправильное оформление медицинской документации;
  • диагностические , лечебные ошибки и ошибки в профилактике. Это условное разделение, так как диагностическое с лечебным тесно связано.

Также особое внимание стоит уделить причинам врачебных ошибок. Разделяют объективные и субъективные причины врачебной ошибки.

К объективным относят:

  • недостатки организации здравоохранения, в том числе повышения квалификации врачей;
  • объективные трудности диагностики - кратковременное (до 3 суток) пребывание больного в стационаре, тяжелое состояние больного, трудность диагностики.

К субъективным относят:

  • личностные особенности врача, отсутствие у него достаточного опыта и квалификации;
  • недостаточное, плохое или неправильное исследование и наблюдение;
  • недостаточное знание;
  • неправильная оценка данных или неверные выводы.

Зачастую именно некомпетентность доктора становится причиной врачебной ошибки.

Куда обращаться при врачебной ошибке?

Последствия медицинских ошибок могут быть самыми плачевными, вплоть до гибели пациента. При этом доказать, что вред здоровью был причинен именно непрофессиональными действиями врача, крайне сложно, но можно.

Используйте все возможные варианты:

  • Обратитесь к главному врачу медицинского учреждения

Если вы считаете, что вам было оказано неправильное лечение, стоит обратиться к главврачу больницы с заявлением. Это нужно сделать в первую очередь.

По вашему заявлению проведут проверку. О результатах уведомят в 30-дневный срок.

Медицинское учреждение может пойти вам навстречу и предложить варианты решения проблемы - дополнительное лечение или компенсацию. Этот способ подойдет, если речь не идет о большом ущербе.

  • Обратитесь в страховую компанию

Вариант приемлем, когда речь идет о большой денежной компенсации.

Если вы лечились по договору ОМС, то вам понадобится собрать определенный пакет документов для обращения:

  1. копия медицинской карты или выписка из истории болезни. Их вам обязаны предоставить в учреждении, где вы проходили лечение;
  2. заявление - в нем укажите, где вы проходили лечение, в какие сроки, какой диагноз был поставлен, кто был лечащим врачом, какие процедуры вы прошли, какой ущерб был нанесен.
  3. документы, подтверждающие размер ущерба.

За причинение вреда пациенту отвечает не только врач, но и медицинское учреждение, в котором он работает.

Поступившее заявление рассматривает руководство медицинского учреждения в течение 10 дней.

Если факт врачебной ошибки оспаривается, проводится независимая медицинская экспертиза. По ее результатам назначается сумма компенсации материального вреда, который оформляется специальным приказом руководителя медучреждения. В нем указывается размер и сроки возмещения. Деньги переводятся на ваш счет в банке.

Помните, что вам обязаны выдать копию приказа о компенсации.

  • Оформите иск в суд

В суд следует обращаться для взыскания компенсации за имущественный и моральный вред, причиненный вашему здоровью. Направьте исковое заявление и приложите результаты независимой медицинской экспертизы.

В рамках судебного процесса, кроме возмещения ущерба, вы можете требовать привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности медицинского работника, допустившего врачебную ошибку.

Компенсация материального и морального вреда взыскивается через суд.

Если вы обращались к услугам частной клиники, например, стоматологию, то до обращения в суд следует направить претензию. Это обязательное правило.

Руководствуясь Законом РФ «О защите прав потребителей», вы вправе потребовать компенсацию за плохо предоставленные услуги. Если клиника отвечает отказом, смело подавайте иск в суд.

Прежде чем подать исковое заявление в суд на частную клинику, отправьте претензию с требованием о возмещении материального вреда.

На основании ст. 1085 ГК РФ вы также вправе требовать компенсации утраченного из-за потери здоровья заработка.

  • В прокуратуру

В данный орган следует обращаться, когда против врача необходимо возбудить уголовное дело. Например, в случае причинения необратимого вреда здоровью или причинения смерти по неосторожности.

Уголовная ответственность врача за ошибку

За врачебную ошибку медработника могут привлечь к ответственности:

  • дисциплинарной (замечание, выговор, увольнение, лишение премии);
  • гражданско-правовой (возмещение ущерба в полном объеме через суд и компенсация морального вреда);
  • уголовной.

Привлечь врача к уголовной ответственности можно за причинение тяжкого вреда здоровью или смерть пациента.

Какая статья УК РФ грозит за врачебную ошибку?

Медицинский работник понесет наказание по ст. 118 УК РФ за причинение тяжкого вреда здоровью пациента в виде:

  • ограничения свободы до 4 лет;
  • принудительных работ до 1 года;
  • лишения свободы до 1 года.

Дополнительная санкция - лишение права работы в медицинской сфере до 3 лет.

За врачебную ошибку, которая повлекла тяжкий вред здоровью пациента, врач может «загреметь» в тюрьму на год.

Если действия медработника привели к смерти пациента из-за ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, то судить его будут по ст. 109 УК РФ. Суд вправе назначить:

  • ограничение свободы на 3 года;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • тюремное заключение на 3 года.

Дополнительно врача могут лишить права заниматься медицинской практикой на 3 года.

За смерть пациента, причиненную по неосторожности, врачу грозит тюремный срок до 3 лет.

За заражение ВИЧ-инфекцией медицинскому работнику грозит наказание по ст. 122 УК РФ в виде:

  • принудительных работ до 5 лет;
  • лишения свободы на 5 лет.

Суд также вправе лишить врача возможности работать в медучреждениях 3 года.

Помните, что доказать врачебную ошибку проблематично. И лучше заранее заручиться поддержкой опытного юриста, чтобы наказать недобросовестного медработника за непрофессионализм.

© 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины