Банджо что за инструмент. Банджо — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Современные виды банджо

Банджо что за инструмент. Банджо — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Современные виды банджо

Банджо — струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан). Томас Джефферсон упоминает о банджо в 1784 году — вероятно, инструмент был завезен в Америку черными невольниками из из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стал использоваться менестрелями и таким образом проник в ранние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. В современной Америке словом “банджо” обозначается либо его теноровая разновидность с настроенными по квинтам четырьмя струнами, нижняя из которых - до малой октавы, либо пятиструнный инструмент с иной настройкой. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра.

Банджо — родственник общеизвестной европейской мандолины, похож на неё формой. Но между ними есть резкое отличие в звуке — банджо имеет звук более звенящий и резкий. В некоторых странах Африки банджо считается священным инструментом, прикасаться к которому могут только высшие жрецы или правители.


Происхождение
Африканские невольники Южной Америки придали самым ранним банджо форму близких им африканских инструментов. Некоторые из ранних инструментов были известны как “тыквенные банджо”. Скорее всего, главный кандидат в прародители банджо — akonting, народная лютня, используемая племенем Диола. Существуют и другие инструменты, похожие на банджо (xalam, ngoni). Современное банджо приобрело популярность благодаря менестрелю Джоэлу Свини (Joel Sweeney) в 1830-х годах. Банджо было завезено в Британию в 1840-х группой Свини, американскими менестрелями, и очень скоро стало весьма популярным.


Современные виды банджо
Современное банджо бывает очень разнообразных видов, включая пяти- и шестиструнные. Шестиструнный вариант, настраеваемый как гитара, тоже стал весьма популярным. Почти на всех видах банджо играют характерным тремоло или арпеджируют правой рукой, хотя существует большое множество различных стилей игры.


Применение
Сегодня банджо обычно ассоциируется с музыкай в стилях кантри и блюграсс. Однако, с исторической точки зрения, банждо занимает центральное место в африкано-американской традиционной музыке, также как представления менестрелей XIX века. Фактически, африкано-американцы произвели сильное влияние на раннее развитие музыки кантри и блюграсс — посредством введения банджо, а также путём нововведённых музыкальных техник игры на банджо и на скрипке. В последнее время банджо стали использовать в самых разных музыкальных жанрах, включая поп-музыку и кельтский панк. Ещё более недавно интерес к банджо стали проявлять музыканты, играющие хардкор.


История банджо

Томас Джефферсон еще в 18-м столетии описал подобный самодельный инструмент под названием bonjar, выполненный из сушеной тыквы разрезанной пополам, бараньей шкуры в роли верхней деки, струн из бараньих жил, дощечки-грифа. А многие источники упоминали, что подобные инструменты были известны на острове Ямайка еще в 17 веке. Многие исследователи истории американской народной музыки считают, что банджо - это негритянский народный инструмент либо тайком вывезенный из Африки, либо воспроизведенный по африканскому образцу в Америке. Следовательно он намного старше русских (татарского происхождения) балалаек и русских (немецкого происхождения) гармошек (но не гуслей, рожков и некоторых видов народных смычковых, почти забытых ныне). Изначально струн было от 5 до 9, порожков на грифе не было. Это связано с особенностями музыкального звукоряда негров. В африканской негритянской музыке нет точного интонирования. Отклонения от основного тона доходят до 1,5 тонов. И это сохранилось в американской эстраде до сих пор (джаз, блюз, соул).


Не всем известен следующий факт: североамериканские негры не очень-то любили показывать белым жемчужины своей культуры. Госпелз, спиричуэлз, были вытащены на белую публику из негритянской среды буквально насильно клещами. Банджо из негритянской среды было вытащено белым минстрел-шоу (minstrel-show). Что же это за явление? Представьте себе культурную жизнь в Европе и в Америке где-то в 1830-х годах. Европа - это оперы, симфонии, театр. Америка - ничего, кроме домашнего пения старинных дедовских (английских, ирландских, шотландских) песен. А культурки хочется, простому американцу гони простую культурку. И вот в 1840-х годах простой провинциальный белый американец получает мобильные, кочующие по всей стране музыкальные театрики с труппой в 6-12 человек, показывающие простому человеку простой репертуар (сценки, скетчи, танцы и т.д.). Подобное представление обычно проходило под аккомпанемент ансамбля состоящего из 1-2 скрипок, 1-2 банджо, тамбурина, костей, позже к ним стал присоединяться аккордеон. Состав ансамбля заимствован у невольничьих домашних ансамблей.


Танец на менестрельной эстраде был неотделим от звука банджо. Начиная с 40-х годов и до конца “менестрельной эпохи” на сцене господствовали неразрывно связанные между собой две артистические фигуры - солист-танцор и солист-исполнитель на банджо. В определенном смысле совмещал в своем лице обе функции, ибо, предваряя игру и пение, а также в процессе самого музицирования он притоптывал, приплясывал, раскачивался, обнажая и утрируя (например, при помощи дополнительных звуков, извлекаемых из деревянной подставки в цирках) сложные ритмы негритянских танцев. Характерно, что менестрельная пьеса для банджо даже носила название, которое связывалось с любым танцем на псевдонегритянской эстраде, - “жига” (jig). Из всего многообразия и пестроты инструментов европейского и африканского происхождения, укоренившихся на американской земле, менестрели избрали звуки банджо, как наиболее гармонирующие с их господствующей системой образов. Не только в роли солирующего инструмента, но и как участник будущего менестрельного ансамбля (band) банджо сохраняло свою ведущую роль…”


Звук банджо поддерживал не только ритм, а гармонию и мелодию исполняемой музыки. Причем впоследствии мелодия стала вытесняться виртуозной инструментальной фактурой. Это требовало от исполнителя незаурядного исполнительского мастерства. Сам инструмент пришел к 4-х или 5-струнному варианту, на грифе появились лады.

Однако черные американцы вдруг охладели к банджо и категорически изгнали его из своей среды, заменив гитарой. Это связано с “позорными” традициями отображения негров в представлениях белых менестрелей. Негры изображались в 2-х видах: либо ленивый полудурок-бездельник с плантации в рванье, либо копирующий манеры и одежду белых этакий франт, но тоже полудурок. Черные женщины отображались полными эротических вожделений, крайне распутными…


Позже, с 1890 года пришла эпоха рэгтайма, джаза, блюза. Minstrel-show ушли в прошлое. Банджо подобрали белые, чуть позже черные духовые коллективы играющие синкопированные польки и марши, позже - рэгтаймы. Одни барабаны не обеспечивали требуемого уровня ритмической пульсации (swing), требовался подвижный синкопирующий звучание оркестра ритмический инструмент. Белые оркестры стали сразу использовать четырехструнное тенор-банджо (строй c, g, d1, a1), черные оркестры сначала использовали гитарное банджо (строй шестиструнной гитары E, A, d, g, h, e1), позже переучивались на тенор-банджо.


Во время первой грамзаписи джаза в 1917 году белым оркестром “Original Dixieland Jazz Band” выяснилось, что все барабаны кроме малого на пластинке слышны плохо, а ритм банджо даже очень хорошо. Развивался джаз, возник стиль “Чикаго”, развивалась техника звукозаписи, появилась более качественная электромеханическая звукозапись, звучание джаз-коллективов стало мягче, ритм-секциям хватало более гармонически гибкой гитары и банджо исчезло из джаза, перекочевав в переживающую настоящий бум с 20-х годов прошлого века музыку кантри. Ведь далеко не всем белым хотелось слушать джаз.


Основанная на мелодиях английских, ирландских, шотландских песен и баллад кантри-музыка сформировала и свой инструментарий: гитара, мандолина, скрипка-fiddle, резонаторная гитара, придуманная братьями Домани, гавайская гитара, губная гармоника, банджо. Тенор-банджо приобрело колок на 5 ладу, 5-ю струну толщиной с первую и изменило строй на (g1,c, g, h, d1). Изменилась техника игры, вместо аккордовой игры медиатором появилась арпеджированная игра так называемыми “когтями” - Fingerpicking. И назвалося новое дитя - американское или блюгрэсс банджо.

Тем временем Европа узнала тенор-банджо. Великие композиторы в основном вымерли, Европу вдруг потянуло на средневеково-ренессансные песенные корни. Война замедлила этот процесс, но после войны в Англии появилась музыка skiffles.

Потом появились знаменитые Chieftains и Dubliners и кельтская музыка, У Дублинцев, например, и тенор и американское банджо в составе. После войны некоторые джазовые музыканты захотели вернуться к истокам, в Америке и в Европе возникло диксиленд-движение, возглавленное трубачем Максом Каминьским и тенор-банджо вновь зазвучало в джазе. И звучит сейчас даже в наших диксилендах.

Банджо – музыкальный инструмент сейчас очень модный и востребованный, раньше купить его в пределах СНГ было довольно сложно, а сейчас – он в каждом музыкальном магазине. Наверное, дело в приятной форме, простоте игры и приятном негромком звуке. Многие меломаны видят своих кумиров в кино, играющих на банджо и хотят тоже завладеть этой чудной вещью.
По сути – это вид гитары, который имеет довольно необычную деку – это резонатор, который натянут на корпус, подобно барабанному «пластику». Чаще всего ассоциируют инструмент с ирландской музыкой, с блюзом, с фольклорными композициями и др. – охват постоянно расширяется, благодаря росту распространения банджо.

Традиционный американский инструмент

Считается, что в XIX веке не было более важного инструмента для африканской традиционной музыки; благодаря своей простоте, он появлялся даже в самых бедных семьях и овладеть им старались многие чернокожие американцы. Интересен такой тандем: скрипка плюс банджо, некоторые специалисты считают, что это сочетание является классическим для «ранней» американской музыки. Существуют различные варианты, но чаще всего можно встретить 6-струнный банджо, потому что на нем просто играть после гитары, но существуют разновидности с уменьшенным или наоборот увеличенным количеством струн

Блюз и кантри банджо


Не нужно списывать со счетов другой вид американской классики – кантри – это зажигательные песни с характерным звучанием. К дуэту присоединяется ещё гитара и получается полноценное трио. Важно, что музыканты могут обменяться инструментами, потому что техники игры очень похожи, различается принципиальным образом лишь звук, имеющий разную резонансную и тембровую окраску. Интересно, что одни считают, что банджо звучит жизнерадостно и это основное его отличие, другие наоборот, что ему характерно грустное «блюзовое» звучание, спорить с этим сложно, так как мнения разделились и компромисс удается найти далеко не всегда.

Струны для банджо

Изготавливаются струны из металла и реже из пластика (ПВХ, нейлон), применяются специальные обмотки (сталь и сплавы цветных металлов: медь, латунь и др.), которые придают звучанию более звонкий и резкий оттенок. Характерным звуком банджо считается звук «консервной банки», так как первые ощущения таковы, что струны за что-то цепляются и дребезжат. Оказывается, это наоборот хорошо и многие музыканты стремятся воссоздать в своей игре этот оригинальный звук «барабанной гитары». В авто-индустрии есть банджо болт, который по некоторым сведениям имеет отношение к музыке, но на самом деле, он напоминает своей шляпкой (соединен «намертво» с шайбой и имеет отверстие для фиксации на свободной от резьбы части) конструкцию барабана-деки инструмента, возможно, именно благодаря этому он получил такое название.

Смотрите фото - старое банджо

Конструкция инструмента

Как уже говорилось, корпус это не классическая гитарная дека, а своеобразный барабан, на передней стороне закрепляется мембрана (она заменяет резонаторное отверстие), она натягивается с помощью металлического кольца. Это очень напоминает струны малого барабаны. И на самом деле так: ведь звук получается не внешний, как у гитары или балалайки, домры, а внутренний, барабанный, дребезжит мембрана – вот почему мы получаем такой неповторимый звук. Кольцо крепится при помощи стяжек – это специализированные винты. Редко сейчас изготавливают банджо из кожи, хотя в оригинале использовался именно этот материал, сейчас используют пластик, который практичен и легко заменяется при надобности, стоит дешево.

Подставка для струн ставится прямо на мембрану, она определяет высоту, на которой будут находиться струны. Чем они ниже, тем легче исполнителю играть. Гриф деревянный, цельный или из частей, крепится, как и гитарный, анкерным стержнем, с помощью которого можно регулировать вогнутость. Струны натягиваются колками, в которых применяется червячная передача.

Виды банжо


Американское оригинальное банджо имеет не 6, а 5 струн (его называют блю-грасс, в переводе синяя трава), причем басовая струна настраивается в соль и остается всегда открытой (она укорочена и не зажимается), к такому строю нужно привыкать, хотя это довольно просто после гитары, так как техника зажимания аккордов схожа. Есть модели без укороченной пятой струны, это классические четырехструнные банджо: до, соль, ре, ля, но ирландцы используют своей особый строй, где соль перемещается наверх, поэтому понять, что они играют очень сложно, так как аккорды зажимаются замысловато и совсем не так, как привыкли американцы. Шестиструнное банджо самое простое, его называют банджо-гитара, имеет такой же строй, поэтому особенно любим гитаристами. Интересный инструмент банджолеле, совмещающий в себе укулеле и банджо.
А если струн 8, причем 4 сдвоенных, то это банджо-мандолина.
Также есть популярный аттракцион, батут банджо, который мало имеет общего с музыкой, но очень популярен, не рекомендуется для детей до 12 лет, потому что имеет некоторую степень опасности. В некоторых странах он запрещен из-за несчастных случаев, но это лишь частности. Главное, хорошая страховка и грамотное использование средств защиты.

Итак, предположим вы решили учиться играть на банджо ирландскую музыку, несмотря на обилие анекдотов про сковородку со струнами… Здесь постарался собрать всю информацию, которая может понадобиться при выборе и отстройке банджо, так как на русском языке ничего подобного,насколько я знаю, не существует. Статья не претендует на истину в последней инстанции, но многие утверждения проверены моим личным опытом.

Устройство банджо и прочие технические моменты.
В принципе банджо устроено не намного сложнее, чем гитара или мандолина, однако имеет кардинальное отличие. Даже не в материале верхней деки, а в том, что банджо – модульная система. Почти любой элемент конструкции можно поменять – и изменить звучание инструмента, иногда почти до неузнаваемости. Основой инструмента являются деревянные части – гриф и корпус (pot). Как правило, даже они соединены не намертво, благодаря чему, кстати, многие замечательные довоенные тенора были переделаны в 5-струнки путем установки нового грифа. На старых инструментах продолжением грифа, распирающим корпус изнутри, является т.н. dowel stick. На современных инструментах его заменили два стальных стержня с гайками, позволяющими регулировать угол наклона грифа. Существуют 2 стандарта мензуры тенор-банджо, которые обычно обозначаются по количеству ладов. 17-ладовые тенора – более ранняя конструкция, более удобны в плане растяжки левой руки(позволяют использовать скрипичную аппликатуру), однако в столь низкой настройке как GDAE, часто имеют проблемы со звучанием струны Соль. Такие банджо использовались ирландскими музыкантами в США до войны, и большинство современных моделей, называемых “Irish Tenor” — это именно 17-ладовые инструменты. Однако сейчас среди ирландских музыкантов преобладают 19-ладовые тенора, более яркие и громкие, но менее удобные для левой руки. Большинству людей, не обладающих особенно большими руками, на 19-ладовом грифе приходится использовать мизинец вместо безымянного пальца, а для достижения верхнего Си на 7 ладу — менять позицию.

Колки банджо имеют весьма специфическое устройство. Первоначально на банджо использовались фрикционные колки. По принципу работы они несколько напоминают скрипичные, и так же имеют свойство разворачиваться обратно, если не достаточно плотно закреплены. Однако в отличие от скрипичных колков, усилие фиксации задается винтом в голове колка. Такие колки, если их отстроить, вполне жизнеспособны, но лучше все-таки иметь при себе отвертку, так как при перепадах температуры, например, когда вы вносите инструмент в комнату с мороза, колки вполне могут раскрутиться, да и винты время от времени приходится подтягивать. Кроме того, так как на банджо используются стальные струны с куда более высоким, чем на скрипке натяжением, настройка с такими колками требует очень мелких движений.

Более современный тип – механические колки. Тут тоже не все просто: на банджо, видимо из соображений внешнего вида, используются колки с планетарным механизмом. Выглядят они очень похоже на старые фрикционные, но на этом их преимущества заканчиваются. У планетарных колков, значительно ниже передаточное число по сравнению с гитарными с червячной передачей(4 к 1 против 16 к 1), они значительно дороже, и хоть и в намного меньшей степени, чем фрикционные, все-таки склонны иногда разматываться. Тем не менее, гитарные колки – верный признак дешевого низкокачественного инструмента, и это относится как к старым американским инструментам, так и к новым китайцам.

Теперь вернемся к корпусу. 2 традиционных материала, использовавшихся для его изготовления – красное дерево и клен, клен дает более яркий звук, для красного дерева характерен более мягкий, с преобладанием средних частот. Но в большей степени, чем материал корпуса, на тембр влияет tonering, металлическая конструкция, на которую опирается пластиковая(или кожаная) “голова”. 2 фундаментальных типа tonering’ов — flattop (пластик натянут вровень с ободом) и archtop (пластик приподнят над уровнем обода), archtop звучит значительно ярче и длительное время был предпочтительным вариантом для ирландской музыки. Однако например Angelina Carberry играет на 17-ладовом flattop и звучит отлично… Archtop же в сочетании с тонкими пластиками и длиной мензурой может быть даже чрезмерно ярким.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Что касается пластиков – сейчас в основном используются пластики без напыления или прозрачные(они самые тонкие и яркие). На громких и ярких инструментах для получения более мягкого имеет смысл использовать более толстые пластики – с напылением, или имитирующих натуральную кожу(Fiberskin или Remo Renaissance). На современных банджо стандартный диаметр пластика – 11 дюймов. На винтажных инструментах он может быть как меньше так и больше. Еще один параметр – высота кольца по периметру пластика(crown) – для flattop нужны пластики high crown или medium crown, для archtop – low crown. Ведущий производитель пластиков для банджо – компания Remo, они выпускают пластики от 10 до 12 дюймов диаметром с шагом 1/16”. Кожаные мембраны, несмотря на замечательный звук в стандартном строе CGDA, в низком “ирландском” звучат слишком глухо, к тому же реагируют на все изменения влажности, от чего меняется в том числе высота струн над грифом. В общем – весьма на любителя. Для натяжки мембраны используется специальный ключ, существует 3 стандарта диаметра гаек, в основном сейчас используется стандарт Gibson 1/4”, однако на винтажных инструментах чаще встречаются 5/16 и 9/32”. Натягивать мембрану следует крест-накрест, при снятых струнах и бридже, периодически простукивая ее пальцем, до получения звука одинаковой высоты у каждого винта. В среднем оптимальным натяжением считается звук Соль-Соль# первой октавы, но это сильно зависит от инструмента и искомого звука. Перетянутая мембрана звучит сухо и теряет громкость. Впрочем перетянуть ее настолько, чтобы порвать, вам скорее всего не удастся – современные пластики выдерживают вес человека.

Резонатор – опциональная штука для банджо, многие модели неплохо звучат и без него. Но когда дело доходит до шумных сейшенов, резонатор становится просто необходим.. Фактически резонатор дает даже не столько прибавку громкости, он концентрирует звук по направлению вперед. Поэтому для окружающих инструмент с резонатором кажется значительно громче, в то время как самому играющему open-back слышен даже лучше. На некоторых винтажных инструментах резонатор крепился на центральном болте, Что позволяло снимать его и использовать банджо как open-back. С современными инструментами такой фокус не проходит – крепления резонатора будут мешать игре.

Что касается бриджа /подставки – стандартом де-факто являются кленовые бриджи с тремя ножками и вставкой из черного дерева под струнами. Многие мастера сейчас делают бриджи экспериментальных форм, часто – под влиянием скрипичных подставок, я слышал о них много положительных отзывов, но сам не сталкивался. Бриджи с 2мя ножками легче и звучат несколько ярче, но имеют свойство со временем проседать посередине.

Еще одна немаловажная деталь – струнодержатель (tailpiece). Общее правило для ирландской музыки – струнодержатель должен оказывать давление на струны, это связано с низкой настройкой и соответственно невысоким натяжением и большой массой струн. Поэтому часто устанавливаемые на open-back банджо струнодержатели типа No-Knot и Waverly – не оптимальный вариант.
Струнодержатели типа Presto или Clammshell(самые распространенные на современных инструментах) – подходят лучше, Но должны быть соответствующим образом отстроены, кроме того Presto имеет свойство ломаться на сгибе. Я лично рекомендую Kershner – это весьма массивный и прочный тип струнодержателя, дающий хорошую прибавку в громкости и яркости, и несколько улучшает интонацию на 4й струне. Самый хороший вариант – Oettinger, струнодержатель с регулируемым давлением на каждую струну отдельно, что позволяет в том числе компенсировать несколько неравномерное натяжение струн в ирландском строе. Но такие струнодержатели весьма недешевы, особенно “родные”, впрочем сейчас выпускают весьма неплохие копии именно для тенор-банджо. Все остальные виды, если вам не попался винтажный теноровый экземпляр – как правило под 5 струн, но это не доставляет проблем – просто игнорируйте среднюю дырку. За редким исключением струнодержатели рассчитаны на струны с петлей. Поэтому переходим к больному моменту – к струнам .

Итак – первый печальный факт, даже если вы найдете в продаже комплект струн для тенор-банджо, для ирландского строя они не подходят(за очень редким исключением). Даже комплекты под названием Irish Tenor(к примеру от D’addario) – слишком тонкие для большинства инструментов. Поэтому скорее всего комплект придется собирать самому. В случае если вам нравится более “рычащий” звук бронзы – из гитарных струн. В случае никелевых струн, более ярких – можно купить комплект для тенора(если вы такой найдете), выкинуть из него 1ю струну, но 4ю все равно придется подбирать, в данном случае электрогитарную. Струны по одной в Москве можно купить в паре мест, но в большинстве других городов такой роскоши нет, что еще сильнее осложняет задачу. В общем – я рекомендую покупать сразу много и в зарубежных интернет-магазинах. Там же можно встретить струны Newtone – это английская компания похоже единственная, которая выпускает струны приемлемых калибров для ирландского тенора. Говорят, очень неплохие струны, но я пока не пробовал.
Второй печальный факт – вы достали струны нужного калибра, но установить на банджо вы их не сможете. Все дело в том, что все современные гитарные струны имеют латунный бочонок на конце. А нам нужна петля. Вот от этого бочонка мы и будем избавлться. Берем острые бокорезы и аккуратно, чтоб не задеть сердечник струны, делаем по кругу насечки на бочонке, вскоре от него начнут отламываться куски(берегите глаза!), и через некоторое время скорее всего остатки бочонка можно будет вытащить из петли. Как правило диаметра петли хватает для установки на банджо.
Конкретные калибры и материал струн вам придется подбирать путем экспериментов, на 17 ладовом теноре Vega(flattop) у меня стоит комплект 13-20-30-44 никель. Если вам больше нравится звук бронзы, можно поискать струны для октавной мандолины, они немного потяжелее, но не критично, если с грифом все в порядке. Мне лично не нравится звук фосфорной бронзы на банджо, 80/20 звучит интереснее, но глохнет быстрее. На арктопе с его не слишком глубоким звуком– может быть совсем другая ситуация, и никель может дать кастрюльный оттенок звука.
Для 19-ладового тенора –естественно нужны струны потоньше, например 11-18-28-38, но точные калибры в любом случае придется подбирать. На слишком тонких струнах – интонация плывет(поэтому я бы рекомендовал вторую в оплетке даже на длинную мензуру), слишком толстые – звучат глухо.

Выбор инструмента.
Низший ценовой сегмент в основном наполнен инструментами китайского производства с самыми разными названиями, внешне в основном это вариации на тему Gibson Mastertone. Именно такого плана инструменты время от времени попадаются в музыкальных магазинах нашей страны. Тут главное – кроме обычных тестов на кривизну грифа и т.д., удостовериться что tonering есть. Без него в ирландской музыке очень грустно, при этом даже достаточно уважаемые компании, такие как Deering делают дешевые модели без тонринга. При этом позиционируютсяони как Irish tenor(как я уже писал, наличие/отсутствие слова irish в названии интересовать совершенно не должно). Резонатор – в принципе не обязателен, но в среднем модели с резонатором как правило сделаны качественнее, и на сейшене не потеряются.
Кроме того в этом же ценовом сегменте обитают ГДР-овские банджо Musima, которых навалом на просторах нашей страны. Они обладают полноценным archtop- тонрингом и в принципе могут звучать вполне неплохо. Однако как и большинство инструментов Восточного Блока, требуют доработки напильником, замены колков (бывает и гриф туда-сюда болтается) и так далее. В общем набор “сделай сам”. Плюс длинный гриф на 20 ладов делает растяжку в левой довольно таки большой.

Где-то от 500$ начинается средний ценовой сегмент. Новых инструментов тут не много, т.е в принципе есть Goldtone, который вроде как делает неплохие инструменты. Но самое интересное в диапазоне 500-1000+$ лежит в области винтажа. Если у вас есть карточка, искомая сумма денег и готовность купить старый инструмент, лезем на ebay, набираем в поиске tenor banjo и активно пускаем слюни. К сожалению, большую часть всей этой красоты отправлять в Россию продавцы не захотят, что сильно сужает выбор. Итак на что следует обратить внимание:
Vega – старейший производитель тенор банджо(собственно они его изобрели). Если встретите инструмент од названием Fairbanks – это тоже они, только еще более старый инструмент. Внимания заслуживают модели от StyleN(красное дерево)/Little Wonder(то же но из клена) и далее в порядке нарастания навороченности: Whyte Ladie и Tubaphone/Style M. Это все flattop- инструменты, очень неплохи как openback, так и с резонатором, в зависимости от задач. Звучат достаточно мягко, тембр весьма приятный. Попадаются как 17-и, так и 19-ладовые. Банджо под этой маркой делают до сих пор, но после войны фабрику в Бостоне купила фирма Martin, в общем послевоенные Веги уже не торт. Кстати мой инструмент – Vega Style N 17 ладов, с резонатором на центральном винте.
Все модели производства Wm.Lange – возможные марки: Orpheum, Lange, Paramount. Очень неплохие Archtop’ы, даже самые простые Orpheum No.1. Топовые Paramount – пожалуй уже в высшем ценовом диапазоне.
Bacon&Day – второй после Vega ведущий производитель банджо в период между мировых войн. Особенно знамениты модели Silver Bell и Senorita. Как и Vega – имеют свой вполне узнаваемый звук.
Clifford Essex – банджо английского производства, долгое время – выбор профессиональных музыкантов в Ирландии. В том числе Барни МакКенны(модель Paragon). Archtop.
Еще хвалят послевоенные ФРГ-шные банджо Framus, во всяком случае топовые серии. Это арктопы с весьма забавной фишкой – регулировкой высоты грифа ключом, как на советских гитарах.
Не советую однозначно Harmony и Kay – они в основном занимали нынешнюю нишу китайцев, то есть делали копеечные инструменты в огромных количествах. Slingerland и Ludwiig – известные барабанные компании с давней историей, тоже делали банджо, но как и с Framus, внимания заслуживают в основном топовые модели. Кроме того, стоит упомянуть меклкие мастерские типа Stromberg(НЕ Stromberg-Voisinet, это инструменты уровня Kay и Harmony), Weymann и др.- они встречаются редко, но как правило это весьма неплохие инструменты.
Общие моменты – на большинстве винтажных теноров нет анкера в грифе, поэтому всегда узнавайте у продавца высоту струн над 12 ладом. Поведенные грифы ремонтировать сложно и дорого. В принципе на 17-ладовых банджо кривые грифы встречаются намного реже. Кром того толстый V – образный гриф (особенно с вклейкой из черного дерева) держит нагрузку достаточно неплохо, но инструменты старые, всякое бывает. Кроме того – обратите внимание на износ ладов, с одной стороны это значит, что на инструменте много играли, и он, скорее всего, звучит, но с другой стороны придется потратить некоторую сумму на закатку/замену ладов. Ну и такие штуки – как наличие всех натяжных болтов(или хотя бы большей части), отсутствие заметной ржавчины и т.д. Пересылка из США обойдется в 100-150 долларов, крайне желательно, чтобы инструмент ехал в жестком кейсе, хотя банджо – инструмент не такой хрупкий как гитара или мандолина.

В высшем ценовом диапазоне – топовые винтажные инструменты, такие как Paramount Style E, Epiphone Recording A, B и С (это вообще “ святой Грааль ” тенорового звука). Плюс Gibson, но они столько стоят в том числе из-за названия, и неумеренного фанатизма блюграсс-музыкантов. Из новых – различные мастеровые инструменты типа Clareen и Boyle, но насколько мне известно, инструментов такого уровня у нас в стране нет. Как правило современные инструменты ирландских мастеров — 19-ладовые archtop’ы с резонатором, сделанные под влиянием Gibson. Читай — очень громкие и неумеренно яркие, но прекрасно подходят для создания эффекта «музыкального пулемета»…

Банджо — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4-9 струн. Игра на банджо осуществляется при помощи плектра.

Банджо — родственник общеизвестной европейской мандолины, прямой потомок африканской лютни. Однако меж мандолиной и банджо есть резкое отличие в звуке — банджо имеет звук более звенящий и резкий.

Мембрана присваивает банджо чистоту и силу звука, которые позволяют ему выделяться посреди других инструментов. Потому оно получило место в джазовых группах Нового Орлеана, где исполняло вместе с этим ритмический и гармонический аккомпанемент. Его четыре струны настроены как у скрипки (соль-ре-ля-ми ) либо как у альта (до-соль-ре-ля ).

В народной американской музыке в большинстве случаев употребляется пятиструнное банджо. 5-ая струна зафиксирована на колковой коробке на самом грифе. На этом банджо исполняют аккорды правой рукою при помощи плектра (в том числе огромным пальцем для басов). Такое банджо бытует в группах классической американской музыки наряду со скрипкой, плоской мандолиной, фолк- либо добро-гитарой. Банджо обширно употребляется также в музыке стилей кантри и блюграсс.

Африканские невольники Южной Америки дали самым ранешным банджо форму близких им африканских инструментов. Некие из ранешних инструментов были известны как «тыквенные банджо». Вероятнее всего, главный кандидат в прародители банджо — akonting , народная лютня, применяемая племенем Диола. Есть и другие инструменты, похожие на банджо (xalam, ngoni) . Современное банджо получило распространенность благодаря менестрелю Джоэлу Свини (Joel Sweeney) в 30-х годах XIX века. Банджо было завезено в Британию в 40-х годах XIX века группой Свини, американскими менестрелями, и очень скоро стало очень пользующимся популярностью.

Источники:

  • ru.wikipedia.org — материал из Википедии — свободной энциклопедии;
  • EOMI — энциклопедия музыкальных инструментов.
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое мандолина?
  • Что такое гитара?
  • Что такое перкуссия?
  • Какова история барабанов?
    • Что такое банджо?

      Банджо — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4-9 струн. Игра на банджо осуществляется при помощи плектра. Банджо — родственник общеизвестной европейской мандолины, прямой потомок африканской лютни. Однако меж мандолиной и банджо есть резкое отличие в звуке — банджо имеет звук более звенящий и резкий. Мембрана присваивает...

    Вероятно, инструмент был завезен в Америку из Западной Африки , где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стало использоваться менестрелями и таким образом проникло в ранние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра , так называемых «когтей» (трёх плектров специальной конструкции, надеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки) или же просто пальцами.

    Банджо - родственник общеизвестной европейской мандолины , прямой потомок африканской лютни . Но между мандолиной и банджо есть резкое отличие в звуке - банджо имеет звук более звенящий и резкий.

    Особенностью конструкции банджо является его акустический корпус, по виду немного напоминающий маленький барабан, с лицевой стороны которого двумя десятками регулируемых стяжек-винтов крепится стальное кольцо, натягивающее мембрану, а с тыльной - с зазором в 2 см. установлен несколько больший по диаметру деревянный съемный полукорпус-резонатор (снимаемый при необходимости для понижения громкости инструмента или для доступа к анкерному стержню, крепящему гриф и регулирующему расстояние от струн до плоскости грифа). Струны натягиваются через деревянную (реже - стальную) "кобылку", опирающуюся прямо на мембрану. Мембрана и резонатор придают банджо чистоту и силу звука, которые позволяют ему выделяться среди остальных инструментов. Поэтому оно получило место в джазовых группах Нового Орлеана , где исполняло одновременно ритмический и гармонический аккомпанемент, а иногда - короткие энергичные соло и связки. Четыре струны джазового тенор-банджо обычно настроены как у альта (до-соль-ре-ля ) или (реже) как у скрипки (соль-ре-ля-ми ).

    В народной американской музыке чаще всего используется блюграсс-банджо (иногда называемое вестерн-банджо, кантри-банджо) с 5-ю струнами, более длинной мензурой и специфической настройкой. Укороченная пятая струна натянута не на колковой головке, а на отдельном колке на самом грифе (на пятом ладу). Аккордовая игра плектром, которая была изначально, впоследствии была вытеснена арпеджированной игрой «когтями» надеваемыми на пальцы. Также применяется игра без использования «когтей» и различные перкуссионные приёмы. 5-струнное банджо фигурирует в группах традиционной американской музыки наряду со скрипкой , плоской мандолиной , фолк- или добро-гитарой.

    Банджо широко используется также в музыке стилей кантри и блюграсс . Выдающимися исполнителями игры на банджо были Вейд Мейнер и Эрл Скраггс , которые известны новаторскими приёмами исполнения. В Европе известность получил чешский коллектив Banjo Band Ивана Младека .

    6-струнное банджо - инструмент относительно редкий, он пользуется успехом у гитаристов, потому что его строй полностью совпадает с гитарным, но не в классическом строе E, а на тон ниже, в D (D-A-F-C-G-D).

    Напишите отзыв о статье "Банджо"

    Примечания

    1. На австралийском сленге слово "banjo" означает 10 австралийских долларов.

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Энциклопедия юного музыканта / Игорь Куберский , Е. В. Минина. - СПб.:ООО «Диамант», 2001. - 576 с.
    • Всё обо всём (Le Livre des Instruments de Musique) / Перевод с фр. - М.:ООО «Издательство АСТ», 2002. - 272 с.

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Банджо

    Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений.
    Известен так называемый софизм древних, состоящий в том, что Ахиллес никогда не догонит впереди идущую черепаху, несмотря на то, что Ахиллес идет в десять раз скорее черепахи: как только Ахиллес пройдет пространство, отделяющее его от черепахи, черепаха пройдет впереди его одну десятую этого пространства; Ахиллес пройдет эту десятую, черепаха пройдет одну сотую и т. д. до бесконечности. Задача эта представлялась древним неразрешимою. Бессмысленность решения (что Ахиллес никогда не догонит черепаху) вытекала из того только, что произвольно были допущены прерывные единицы движения, тогда как движение и Ахиллеса и черепахи совершалось непрерывно.
    Принимая все более и более мелкие единицы движения, мы только приближаемся к решению вопроса, но никогда не достигаем его. Только допустив бесконечно малую величину и восходящую от нее прогрессию до одной десятой и взяв сумму этой геометрической прогрессии, мы достигаем решения вопроса. Новая отрасль математики, достигнув искусства обращаться с бесконечно малыми величинами, и в других более сложных вопросах движения дает теперь ответы на вопросы, казавшиеся неразрешимыми.
    Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно малые величины, то есть такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность), тем самым исправляет ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать, рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
    В отыскании законов исторического движения происходит совершенно то же.
    Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно.
    Постижение законов этого движения есть цель истории. Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов людей, ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы. Первый прием истории состоит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого. Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действие одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
    Историческая наука в движении своем постоянно принимает все меньшие и меньшие единицы для рассмотрения и этим путем стремится приблизиться к истине. Но как ни мелки единицы, которые принимает история, мы чувствуем, что допущение единицы, отделенной от другой, допущение начала какого нибудь явления и допущение того, что произволы всех людей выражаются в действиях одного исторического лица, ложны сами в себе.
    Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается, как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за предмет наблюдения большую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
    Только допустив бесконечно малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории.
    Первые пятнадцать лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов людей. Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. Какая причина этого движения или по каким законам происходило оно? – спрашивает ум человеческий.

    © 2024 huhu.ru - Глотка, обследование, насморк, заболевания горла, миндалины